ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15049/2016 от 28.11.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Оголихина О.М. Дело № 33-15049/2016

А-178г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 ноября 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Деева А.В.

судей Макаровой Ю.М., Баимовой И.А.

с участием помощника прокурора прокуратуры Красноярского края Щелкуновой О.М., помощника природоохранного прокурора Красноярского края Сухарева М.В.,

при секретаре Мядзелец Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Макаровой Ю.М. гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора к администрации Солонцовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края о признании публичных слушаний, проведенных <дата>, несостоявшимися,

по апелляционной жалобе ООО «Чистый город»,

на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от <дата>, которым постановлено:

«Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора – удовлетворить.

Признать несостоявшимися, проведенные <дата>г. администрацией Солонцовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края публичные слушания по обсуждению строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов на территории муниципального образования Солонцовский сельсовет».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноярский природоохранный прокурор, в интересах неопредленного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Солонцовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края о признании публичных слушаний, проведенных <дата> несостоявшимися.

Требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства по обращениям граждан, проживающих на территории Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о нарушении их прав при реализации проекта строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов ООО «Чистый город» на земельном участке с кадастровым номером площадью 30 га, расположенном в Красноярском крае Емельяновском районе МО Солонцовский сельсовет, северная часть кадастрового квартала , участок .

В ходе проведенной проверки установлено, что <дата> подписан протокол проведения публичных слушаний по вопросу строительства «полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов».

Согласно указанному протоколу, публичные слушания назначены постановлением администрации Солонцовского сельсовета от <дата>, извещение опубликовано в газете «Солонцовские новости» № 113 (114) от <дата>

Вместе с тем, при организации проведения слушаний были допущены нарушения: постановлением администрации от <дата> «О назначении публичных слушаний по изменению разрешенного использования земельного участка» фактически было объявлено о проведении <дата> в 15-00 часов публичных слушаний на предмет изменения вида разрешенного использования земельного участка, что следует из текста указанного постановления.

В газете «Солонцовские новости» от <дата> опубликовано постановление администрации Солонцовского сельсовета от <дата> о внесении изменений в ранее принятое постановление от <дата>, согласно которому изменена цель проведения публичных слушаний с «изменения вида разрешенного использования земельного участка» на «обсуждение строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов, посредством проведения публичных слушаний».

Таким образом, не соблюден порядок проведения публичных слушаний по оценке негативного воздействия на окружающую среду, не соблюдена процедура в части уведомления населения по указанному вопросу за 30 дней до даты проведения слушаний, самого уведомления о проведении публичных слушаний фактически не было, так как постановление, опубликовано за 10 дней до его подписания, что является нарушением пп.4.3, 4.8 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ № 372 от 16 мая 2000г. (далее - Положения об оценке ОВОС).

Согласно пункту 4.5 Положения об оценке ОВОС заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с п. 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

На основании п.4.6 Положения об оценке ОВОС заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.

<дата>г. проведены общественные слушания по обсуждению строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов, посредством проведения публичных слушаний, при этом, ввиду несоблюдения срока опубликования извещения, право граждан на подачу предложений и замечаний от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации незаконного ограничено, замечания и предложения в техническом задании по оценке воздействия на окружающую среду не учтены и не отражены.

Фактически, администрацией Солонцовского сельского совета произведена подмена фактов, в целях придания законности действий по проведению публичных слушаний.

Кроме того, население Солонцовского сельсовета не было проинформировано о месте, где можно ознакомиться с материалами оценки негативного воздействия на окружающую среду, публикация не содержит данных о названии, целях и месторасположения намечаемой деятельности, о наименовании и адресе заказчика или его представителя, примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду, органе, ответственном за организацию общественного обсуждения, предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений, сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду.

Ни заказчик, ни инициатор общественных обсуждений, в нарушение требований п. 4.10 Положения об оценке ОВОС не представили предварительный вариант материалов ОВОС общественности для ознакомления и представления замечаний в течение 30 дней, по не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений, тем самым не обеспечили заинтересованной общественности надлежащий доступ к материалам оценки негативного воздействия на окружающую среду, вместе с тем, возможное строительство вышеуказанного полигона может нарушить права заявителей на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Публичные слушания проведены формально, с нарушениями установленного порядка, с сокрытием достоверной информации, что не позволило гражданам, проживающим на территории Солонцовского сельсовета выразить свое мнение по внесенным на обсуждение вопросам, подать предложения.

Просит признать несостоявшимися, проведенные <дата> администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края публичные слушания по обсуждению строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов на территории муниципального образования Солонцовский сельсовет.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Чистый город» ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что прокурором заявлены требования, вытекающие из публичных правоотношений, которые не носят гражданско-правовой характер, защищаемый в исковом производстве, что не было учтено судом. Выражает несогласие с выводом суда о том, что администрация Солонцовского сельсовета при принятии постановления № 838 от 14.08.2015г., нарушила обязательные требования к содержанию информации, предусмотренные п. 4.3 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности, которое может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в РФ, утв. Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372, чем нарушила права населения МО Солонцовского сельсовета на возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ООО «Чистый город» ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края ФИО3, помощника природоохранного прокурора Красноярского края Сухарева М.В., помощника прокурора прокуратуры Красноярского края Щелкуновой О.М., согласившихся с решением суда, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 1 статьи 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ).

Процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и состав материалов ОВОС определены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 № 372 (далее – Положение обо ОВОС).

В рамках процедуры ОВОС проводятся общественные обсуждения – комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с Положением об ОВОС и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (пункт 1 Положения).

Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика (юридического или физического лица, отвечающего за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности и представляющего документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу) и в соответствии с российским законодательством (п. п. 1.1, 4.2 Положения).

При этом согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.

Кроме того, пунктом 4.4 Положения предусмотрено, что дополнительное информирование участников процесса оценки воздействия на окружающую среду может осуществляться путем распространения информации, указанной в пункте 3.1.1 по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и иными способами, обеспечивающими распространение информации.

Согласно пункту 4.6 Положения заказчик обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.

Пунктом 4.7 Положения определено, что на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.

При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1, не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации (пункт 4.8 Положения).

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.

Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (пункт 4.9 Положения).

Согласно пункту 4.10 Положения представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Пункт 3.1.1 Положения об ОВОС предусматривает, что информирование общественности производится в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4 4 Положения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Устава Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края органы и должностные лица местного самоуправления обязаны знакомить население с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и законные интересы.

В силу пункта 7 приведенной статьи нормативные акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования, которое осуществляется в течение 10 дней со дня подписания в газете «Солонцовские новости», если иное не предусмотрено самим актом, настоящим Уставом или действующим законодательством.

В соответствии с решением Солонцовского сельского Совета депутатов № 15-1Р от 07 июня 2004 года газета «Солонцовские новости» учреждена печатным средством массовой и официальной информации, для публикования муниципальных правовых актов Солонцовского сельского Совета депутатов и администрации Солонцовского сельсовета, иной официальной информации, а также любой другой, не запрещенной законом информации.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, в газете «Солонцовские новости» ответчиком опубликовано постановление администрации Солонцовского сельсовета № 838 от 14 августа 2015 года «О назначении публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельного участка», целью которого являлось соблюдение прав жителей Солонцовского сельсовета на участие в обсуждении изменения вида разрешенного использования земельных участков посредством проведения публичных слушаний. При этом, ниже, к тексте указанного постановления указано, что данные публичные слушания назначены по вопросу строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов на территории Красноярского края Емельяновского района МО Солонцовский сельсовет.

Постановлением администрации Солонцовского сельсовета № 880/2 от <дата> «О внесении изменений в ранее выданное постановление», опубликованным в газете «Солонцовские новости» <дата>, внесены изменения в постановление № 838 от <дата> в части наименования постановления, которое необходимо читать в редакции: «О назначении публичных слушаний по строительству полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов», в преамбуле читать: «В целях соблюдения прав жителей Солонцовского сельсовета на участие в обсуждении по строительству полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов, посредством проведения публичных слушаний». При этом, опубликованное постановление о внесении изменений в ранее изданное постановление, не содержит сведений о дате, времени и месте проведения публичных слушаний.

<дата> проведены публичные слушания по обсуждению строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что предполагаемая ООО «Чистый город» деятельность на территории Солонцовского сельсовета, в силу вышеуказанных положений Закона, должна проводиться с обеспечением участия общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду, однако надлежащим образом участие общественности (в форме выражения мнения при проведении публичных слушаний) обеспечено не было.

Как было указано выше в силу пункта 4.7. Положения об ОВОС на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе решается вопрос о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.

Факт принятия администрацией Солонцовского сельсовета постановления от <дата> о назначении публичных слушаний свидетельствует о том, что степень экологической опасности намечаемой хозяйственной деятельности, степень заинтересованности общественности в указанном вопросе такова, что мнение общественности было признано необходимым учесть в форме проведения публичных слушаний.

Уставом Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края (статья 38) предусмотрено право Главы сельсовета выносить на публичные слушания иные вопросы, кроме обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Вместе с тем, приняв решение о необходимости проведения публичных слушаний по указанному вопросу, орган местного самоуправления не обеспечил надлежащую организацию публичных слушаний. Так, как верно указано в решении суда первой инстанции, в официальном источнике опубликования такого обсуждения «Солонцовские новости» фактически не было надлежащего извещения граждан о проведении публичных слушаний по вопросу строительства полигона для захоронения твердых коммунальных и промышленных отходов на территории МО Солонцовский сельский совет Емельяновского района Красноярского края. Такого извещения не было не только за 30 дней до проведения публичных слушаний, что предусмотрено пунктом 4.8. Положения об ОВОС, но и, при изложенных выше обстоятельствах, надлежащего извещения вообще не было опубликовано в официальном издании органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация хозяйственной деятельности.

Постановление от <дата> содержало противоречивые сведения о теме проведения публичных слушаний, а постановление от <дата> о внесении изменений в ранее изданное постановление, не содержало сведений о дате, времени и месте проведения слушаний. Кроме того, в публикациях не были указаны все необходимые для такого рода публикации данные, а именно: наименование и адрес заказчика или его представителя; примерные сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду. Также, судом верно указано, что опубликование постановления, датированного датой, не наступившей на момент выхода печатного издания, как и без приведения самого текста постановления, в которое вносятся изменения, не может расцениваться судом как надлежащее доведение информации до сведения населения Солонцовского сельсовета о предстоящем обсуждении строительства полигона.

Также, не было выполнено требование пункта 4.10. Положения об ОВОС необходимости не менее чем за 2 недели до даты проведения публичных слушаний предоставить общественности для ознакомления и представления замечаний предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, что не оспаривалось представителями администрации Солонцовского сельсовета.

Кроме того, требования, предусмотренные п. 4 ст. 38 Устава Солонцовского сельсовета об извещении жителей сельсовета о проведении публичных слушаний не позднее чем за 10 дней до даты их проведения соблюдены не были. Сведений о публикации в СМИ результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, что предусмотрено п. 5 статьи 38 Устава, материалы дела также не содержат.

Доводы ООО «Чистый город» о том, что извещение о проведении слушаний было надлежащим подлежат отклонению. Опубликование заказчиком информации по обсуждению строительства полигона в иных официальных источниках на федеральном уровне, уровне субъекта и муниципальном – Емельяновского района (в газетах «Российская газета, «Наш Красноярский край» и «Емельяновские веси») в соответствии с требованиями Положения об ОВОС не свидетельствуют о соблюдении администрацией Солонцовского сельсовета обязанностей по организации публичных слушаний в соответствии с установленными законом требованиями. Кроме того, в приведенных выше публикациях нет сведений о месте строительства полигона именно на территории Солонцовского сельсовета, имеются сведения о строительстве в Емельяновском районе.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные природоохранным прокурором требования, поскольку при изложенных обстоятельствах проведенные публичные слушания нельзя признать состоявшимися, не смотря на факт участия в них определенного числа жителей сельсовета.

Довод апелляционной жалобы ООО «Чистый город» о том, что оспаривание законности подготовки проведения общественных слушаний и постановления администрации Солонцовского сельсовета, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих спорные отношения, а потому не могут быть приняты во внимание.

Иных доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не приведено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Чистый город» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: