Судья: Корытников А.Н. Дело № 33-1504/2018
Докладчик Латушкина С.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2018 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Латушкиной С.Б.
судей: Лавник М.В., Макаровой Е.В.
при секретаре: Куренковой Е.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной С.Б. гражданское дело по частной жалобе начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства города Юрги ФИО1
на определение Юргинского городского суда Кемеровской области от 20 декабря 2017 года
по заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства города Юрги и Администрации города Юрги об отсрочке исполнения решения Юргинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Юрги и Администрации муниципального образования «Юргинский городской округ» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛА:
Управление жилищно-коммунального хозяйства города Юрги и Администрация города Юрги обратились в Юргинский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Юргинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заявление мотивировано тем, что решением Юргинского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ, дело №, частично удовлетворены исковые требования Юргинской межрайонной прокуратуры о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. На Управление жилищно-коммунального хозяйства города Юрги возложена обязанность по совершению действия по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города:
- в соответствии с требованиями пункта 4.39 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» сделать тротуары на участках дорог города Юрга: <адрес>;
- в соответствии с требованиями пунктов 8.1.27. и 8.1.28. ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установить пешеходные ограждения пешеходных переходов, расположенных на перекрёстках <адрес>;
- в соответствии с требованиями пунктов 2.5 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Элементы обустройства. Общие требования» и 4.6 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установить стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах <адрес>.
На Администрацию муниципального образования «Юргинский городской округ» возложена обязанность по финансированию указанных мероприятий по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города.
Решением суда установлен срок устранения указанных нарушений до 31 декабря 2017 года.
В настоящее время указанное решение суда на основании выделенного финансирования исполнено в части установления пешеходных ограждений пешеходных переходов, расположенных <адрес>; установления стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах <адрес>.
В остальной части исполнить мероприятия по решению суда не представляется возможным в связи с высокой стоимостью мероприятий.
Управление жилищно-коммунального хозяйства города Юрги, Администрация муниципального образования «Юргинский городской округ» не имеют возможности исполнить решение суда в полном объёме в установленный в решении Юргинского городского суда Кемеровской области срок - до 31.12.2017 в силу объективных причин. На текущий момент Администрация г. Юрги не располагает необходимыми средствами для выполнения решения Юргинского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Мероприятия по строительству тротуаров на улицах города, мероприятия по монтажу и демонтажу пешеходного ограждения по улицам города на светофорных объектах, мероприятия по строительству, реконструкции уличного освещения, осуществление технологического присоединения к электрическим сетям Юргинского городского округа предусмотрены муниципальной программой «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, благоустройство на территории Юргинского городского округа» на 2016 - 2019 годы», утверждённой постановлением Администрации города Юрги от ДД.ММ.ГГГГ№, с внесёнными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно утверждённой муниципальной программы расходы на выполнение мероприятий по строительству тротуаров на улицах города, мероприятия по монтажу и демонтажу пешеходного ограждения по улицам города на светофорных объектах, мероприятия по строительству, реконструкции уличного освещения, осуществление технологического присоединения к электрическим сетям в общей сложности составят <данные изъяты> тысяч рублей. Финансирование мероприятий должно быть произведено из средств городского бюджета.
Во исполнение решения Юргинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ дело №, было запрошено финансирование на проведение мероприятий по строительству тротуаров на улицах города, мероприятия по монтажу и демонтажу пешеходного ограждения по улицам города на светофорных объектах, мероприятия по строительству, реконструкции уличного освещения, осуществление технологического присоединения к электрическим сетям Юргинского городского округа, при утверждении бюджета Юргинского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённого решением ЮГСНД от ДД.ММ.ГГГГ№, с внесёнными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№, выделение финансирование на проведение программных мероприятий депутатами Юргинского совета народных депутатов, запланировано не ранее 2019 года.
Кроме того, программа «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, благоустройство на территории Юргинского городского округа» на 2016-2019 годы», утверждённая постановлением Администрации города Юрги от ДД.ММ.ГГГГ№, с внесёнными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривает проведение программных мероприятий в период с 2016 по 2019 годы включительно. Таким образом, считают срок, установленный решением Юргинского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ (до 31.12.2017) недостаточным для исполнения.
Проведение мероприятий по строительству тротуаров на улицах города, мероприятия по монтажу и демонтажу пешеходного ограждения по улицам города на светофорных объектах, мероприятия по строительству, реконструкции уличного освещения, осуществление технологического присоединения к электрическим сетям Юргинского городского округа требуют временных затрат.
Просят суд учесть минимальный временной промежуток между вступлением решения Юргинского городского суда Кемеровской области в силу (ДД.ММ.ГГГГ) и сроком исполнения решения, установленным Юргинским городским судом Кемеровской области - 31.12.2017. Считают объективно недостаточным 3-годовой срок для исполнения решения суда, требующего существенных временных и финансовых затрат, что неизбежно приводит к невозможности его своевременного исполнения Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги и Администрацией г. Юрги.
Ими принимаются все возможные меры для исполнения решения Юргинского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ в целях проведения необходимых мероприятий.
Учитывая изложенное, просят суд отсрочить исполнение решения Юргинского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № до 31 декабря 2019 года.
В судебном заседании представители заявителей ФИО2, представляющая интересы Управления жилищно-коммунального хозяйства города Юрги на основании доверенности, и ФИО3, представляющая интересы администрации г. Юрги на основании доверенности, поддержали заявленные требования, просили об удовлетворении заявления.
Старший помощник прокурора Барабанова О.В. возражала относительно предоставления отсрочки, ввиду отсутствия доказательств наличия исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный им срок, а также нарушения предоставлением отсрочки баланса прав и интересов неопределённого круга лиц, в защиту которых принималось решение.
Определением Юргинского городского суда Кемеровской области от 20 декабря 2017 года постановлено:
Отказать Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Юрги и Администрации города Юрги в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения Юргинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Юрги и Администрации муниципального образования «Юргинский городской округ» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений безопасности дорожного движения.
В частной жалобе начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства города Юрги ФИО1 просит отменить определение суда, как незаконное и необоснованное, разрешить вопрос по существу.
Указывает, что на основании выделенного финансирования решение суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исполнено в части. По заказу Управления жилищно-коммунального хозяйства города Юрги ООО «Индор - Кузбасс» от ДД.ММ.ГГГГ подготовлена проектная документация на строительство тротуаров по улицам города Юрги. В связи с тем, что исполнение решения суда предусматривает весенне-летний период, срок, предоставленный для исполнения до 31.12.2017, является недостаточным. Судом так же не было учтено, что для осуществления закупок соответствующих работ, услуг по выполнению комплекса мероприятий по установке пешеходных ограждений пешеходных переходов, строительству тротуаров, установлению стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Юрги требуется временной промежуток для соблюдения процедуры согласно Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Ими совместно с Администрацией г. Юрги принимаются все возможные меры для исполнения решения Юргинского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ в целях проведения необходимых мероприятий. Так для запроса финансирования во исполнение решения суда были неоднократно направлены письма в Юргинский городской Совет народных депутатов г. Юрги. Однако судом при рассмотрении заявления об отсрочке, данные письма не приняты к вниманию. Судом при вынесении определения не учтено, что бюджет на текущий год и плановый период принимается решением Юргинского городского Совета народных депутатов, а финансирование работ, предусмотренное решением Юргинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, исполняется только за счёт средств городского бюджета. Все работы по исполнению решения суда включены в действующие нормативные акты, а именно предусмотрены муниципальной программой «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, благоустройство на территории Юргинского городского округа» на 2016 – 2019 годы», утверждённой постановлением Администрации города Юрги от ДД.ММ.ГГГГ№, с внесёнными изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№. Данная программа предусматривает проведение программных мероприятий в период с 2016 по 2019 годы включительно.
Считают, что при указанных обстоятельствах, невозможность исполнения решения суда нельзя связать с бездействием ответчиков. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что финансирование всех мероприятий, необходимых для полного и своевременного исполнения решения суда, осуществляется из бюджета Юргинского городского округа, а не из бюджетов ответчиков.
На доводы апелляционной жалобы заместителем прокурора Нестеровой Е.В. принесены письменные возражения, в которых она просит определение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность определения суда первой инстанции, исходя из доводов частной жалобы и возражений, с учётом положений части 3 статьи 333 ГПК РФ о рассмотрении частной жалобы без извещения и вызова лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Как следует из содержания статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу требований статьи 434 ГПК РФ, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присуждённых денежных сумм.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 104-О, отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного постановления. Основания для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьёзных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Положения данных нормативных актов не содержат определенного перечня оснований для отсрочки исполнения судебного постановления, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
По смыслу указанных норм права возможность отсрочки предусматривается лишь при наличии обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неисполнения решения суда должником, при этом, данные причины должны носить объективный характер. Суду предоставлена возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учётом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов не только должника, но и взыскателя.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлено доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда.
При этом суд исходил из того, что отсутствие финансирования не может быть признано исключительным обстоятельством, самостоятельным основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, учитывая период времени, прошедший с момента вступления решения суда в законную силу, обстоятельства дела, установленные вступившим в законную силу судебным актом, социальную значимость разрешенных требований об устранении нарушений в области безопасности дорожного движения, необходимость соблюдения баланса интересов должника и взыскателя, принимая во внимание, что предоставление отсрочки исполнения решения суда является правом, а не обязанностью суда, приходит к выводу о том, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Доводы жалобы об отсутствии денежных средств, необходимых для исполнения решения суда, зависимость от бюджетного финансирования, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, носящих действительно исключительный характер и объективно препятствующих совершению исполнительных действий, а потому не могут являться основанием для рассрочки исполнения решения суда. Реализация прав неопределённого круга лиц, в интересах которых заявлялся иск на безопасность дорожного движения, не может быть поставлена в зависимость от бюджетного финансирования.
Приведённые обстоятельства не освобождают ответчика от исполнения обязанности, установленной судом.
Утверждение муниципальной программы «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, благоустройство на территории Юргинского городского округа» на 2016 – 2019 годы, согласно которой расходы на выполнение мероприятий по строительству тротуаров на улицах города, монтажу и демонтажу пешеходного ограждения по улицам города на светофорных объектах, реконструкции уличного освещения, технологического присоединения в электрическим сетям, предусматривающей проведение программных мероприятий в период с 2016 по 2019 годы включительно, также не свидетельствует о наличии уважительных причин для неисполнения вступившего в законную силу судебного решения.
Доводы жалобы о том, что установленный в решении срок до 31.12.2017 является недостаточным, поскольку проведение мероприятий, указанных в решении суда, предусматривает весенне-летний период, не влекут отмену обжалуемого определения, поскольку с момента принятия решения прошёл значительный период времени.
Ссылка в частной жалобе о том, что судом не учтено, что для осуществления закупок соответствующих работ, услуг по выполнению комплекса мероприятий по установке пешеходных ограждений пешеходных переходов, строительству тротуаров, установлению стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Юрги требуется временной промежуток для соблюдения процедуры согласно Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку к заявлению не приложены документы, подтверждающие действия должника на выделение денежных средств, а также действий направленных на проведение торгов, заключение муниципального контракта на выполнение вышеуказанных мероприятий.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства, указанные ответчиками в обоснование заявленного требования, без предоставления доказательств того, что по истечении требуемого им срока судебное постановление будет исполнено, сами по себе, не могут быть признаны судом обстоятельствами, с которыми закон связывает возможность предоставления отсрочки судебного постановления и предоставление отсрочки в данном случае лишь отдалит реальную защиту нарушенных прав неопределённого круга лиц, в интересах которых прокурор обратился с иском, и повлечёт необоснованное затягивание исполнения решения суда.
Поскольку ответчики не подтвердили документально, что предоставление отсрочки до 31 декабря 2019 года будет способствовать достижению исполнимости вступившего в законную силу судебного акта, при отсутствии доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению постановленного судом решения и возможности ответчика в пределах заявленных к отсрочке сроков исполнить решение суда, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки.
С учётом изложенного, судебная коллегия считает, что определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Юргинского городского суда Кемеровской области от 20 декабря 2017 года оставить без изменения, частную жалобу начальника Управления ЖКХ г.Юрги ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: С.Б. Латушкина
Судьи: М.В. Лавник
Е.В. Макарова