ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15061-2017 от 27.12.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Чащина Ю.А.

Дело № 33-15061-2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Опалевой Т.П.,

судей Казанцевой Е.С., Хасановой В.С.,

при секретаре Полушкиной Ю.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 27.12.2017 дело по апелляционной жалобе Ермаковой Зои Егоровны на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 18.10.2017 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Ермаковой Зои Егоровны к Администрации Кудымкарского муниципального района о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, включении периодов работы в стаж муниципальной службы, назначении пенсии отказать.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., объяснение истца, представителя истца, ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Ермакова З.Е. обратилась в суд с иском к Администрации Кудымкарского муниципального района о признании решения межведомственной комиссии по назначению пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в Кудымкарском районе, от 15.08.2017 г. № 1, которым истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет, незаконным, включении в стаж муниципальной службы Ермаковой З.Е. периодов работы с 04.01.1969 г. по 02.04.1974 г. в должности заведующей Митевским детским садом совхоза «Егоровский», с 26.09.1978 г. по 24.09.1979 г. в должности бухгалтера по зарплате совхоза «Егоровский», с 25.09.1979 г. по 21.01.1981 г. в должности секретаря исполкома Кузьвинского сельского совета, с 01.10.1981 г. по 09.04.1992 г. в должности главного бухгалтера совхоза «Егоровский», с 10.04.1992 г. по 04.11.1996 г. в должности бухгалтера кооператива, с 04.11.1996 г. по 04.11.1998 г. в должности главного бухгалтера администрации Кузьвинского сельского совета, с 05.11.1998 г. по 31.12.2005 г. в должности главного бухгалтера администрации Кузьвинского сельского совета, с 26.02.2008 г. по 31.08.2017 г. в должности главного бухгалтера аппарата Земского Собрания Кудымкарского муниципального района. Кроме того, Ермакова З.Е. просит обязать межведомственную комиссию по назначению пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в Кудымкарском районе, назначить ей пенсию за выслугу лет.

Впоследствии Ермакова З.Е. исковые требования уточнила, при этом отказалась от исковых требований в части включения в ее стаж муниципальной службы периодов работы с 26.09.1978 г. по 24.09.1979 г. в должности бухгалтера по зарплате совхоза «Егоровский», с 10.04.1992 г. по 04.11.1996 г. в должности бухгалтера кооператива, с 26.02.2008 г. по 31.08.2017 г. в должности главного бухгалтера аппарата Земского Собрания Кудымкарского муниципального района. Производство по гражданскому делу по иску Ермаковой З.Е. к Администрации Кудымкарского муниципального района о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, включении периодов работы в стаж муниципальной службы в части исковых требований о включения в ее стаж муниципальной службы периодов работы с 26.09.1978 г. по 24.09.1979 г. в должности бухгалтера по зарплате совхоза «Егоровский», с 10.04.1992 г. по 04.11.1996 г. в должности бухгалтера кооператива, с 26.02.2008 г. по 31.08.2017 г. в должности главного бухгалтера аппарата Земского Собрания Кудымкарского муниципального района судом прекращено.

В судебном заседании истец Ермакова З.Е., ее представитель Щетинникова Е.Л. на заявленных исковых требованиях настаивали.

Представители ответчика Коновалова С.А., Кокшарова Е.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, указав, что Ермакова З.Е. никогда не занимала должности муниципальной службы, не являлась муниципальной служащей, на нее никогда не распространялись гарантии и ограничения, предусмотренные законодательством о муниципальной службе. В соответствии с реестром должностей муниципальной службы Кудымкарского района к муниципальным должностям относились должности главы сельской администрации, заместителя главы сельской администрации и специалиста-землеустроителя. Должность главного бухгалтера никогда не относилась к должности муниципальной службы. Замещая должность главного бухгалтера сельской администрации, истец выполняла должностные обязанности по исполнению сметы доходов и расходов администрации. Сельские советы до 01.01.2006 г. не имели собственных бюджетов, поэтому обязанности по исполнению бюджета муниципального образования Ермакова З.Е. не выполняла, решением вопросов местного значения не занималась. Право на пенсию за выслугу лет у Ермаковой З.Е. не возникло.

Судом постановлено вышеуказанное решение с которым в апелляционной жалобе не согласилась истица, повторяя основания иска настаивает, что с 04.11.1996 г. до 08.01.1998 г. она осуществляла службу на должности в органах местного самоуправления и являлась муниципальной служащей (1 год 2 месяца 3 дня). На 10.02.1997 года понятие муниципальная должность муниципальной службы отсутствовало, и ни один гражданин на эту дату фактически не мог замещать муниципальные должности муниципальной службы (такие должности еще не существовали), следовательно, требуемое статьей 1 Решения Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 31.12.2006 г. №88 условие замещения муниципальной службы на 10.02.1997 года муниципальной должности муниципальной службы противоречит федеральному законодательству. Понятие муниципальная должность муниципальной службы введено Федеральным законом РФ от 08.01.1998 года №8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Постановление администрации Кудымкарского района от 26.02.1997 г. №66 «О реестре муниципальных должностей Кудымкарского района» противоречит Федеральному законодательству.

Судом не учтено, что на 10.02.1997 г. у администрации Кудымкарского района было право только подразделить муниципальные должности на три категории (Ст.5 Закона КПАО от 10.02.1997 г. №51/1), соответственно ее должность относилась к должности, учреждаемой органами муниципального образования для исполнения и обеспечения их полномочий – муниципальные должности категории «В». За время работы в должности главного бухгалтера администрации Кузьвинского сельсовета она исполняла круг обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления. Следовательно, с 08.01.1998 г. по 21.08 2001 г. она осуществляла на муниципальных должностях муниципальной службы в органах местного самоуправления и являлась муниципальной служащей (3 года 7 месяцев 13 дней). В соответствии с Законом Пермской области от 09.08.1999 года №580-86 «О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы Пермской области» подлежат включения и иные периоды, с учетом которых общий стаж составляет 26 лет 5 дней. Начиная с 2006 года должности главных бухгалтеров в администрациях сельских поселений Кудымкарского муниципального района отнесены к должностям муниципальной службы группы старшие должности муниципальной службы – главные специалисты. Просит решение отменить, иск удовлетворить. В дополнениях к апелляционной жалобе просит приобщить в качестве доказательств документы, которые являются доказательством, что она занимала штатную должность в администрации Кузьвинского сельсовета и обеспечивала реализацию полномочий администрации сельсовета, выплачиваемые за счет средств местного бюджета, а также копию Постановление №66 от 26.02.1997 года в котором, имеется ссылка, на должности муниципальной службы, не вошедшие в перечисленные выше группы. Просит решение отменить, иск удовлетворить.

В возражениях ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом. Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), заслушав пояснения истца, представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Ермакова З.Е. с 04.11.1996 г. по 31.12.2005 г. занимала должность главного бухгалтера администрации Кузьвинского сельсовета, уволена в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ.

С 22.09.2006 г. Ермаковой З.Е. назначена пенсия по старости.

Ранее, в период с 04.01.1969 г. по 02.04.1974 г. истец работала в должности заведующей Митевским детским садом совхоза «Егоровский», с 25.09.1979 г. по 21.01.1981 г. в должности секретаря исполкома Кузьвинского сельского совета, с 01.10.1981 г. по 09.04.1992 г. в должности главного бухгалтера совхоза «Егоровский».

02.08.2017 г. Ермакова З.Е. обратилась в межведомственную комиссию с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы в Кудымкарском районе.

18.08.2017 г. решением межведомственной комиссии № 1 ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что должность главного бухгалтера не включена в реестр должностей муниципальной службы Кудымкарского муниципального района, стаж муниципальной службы отсутствует.

Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу, что занимаемая истцом должность главного бухгалтера администрации Кузьвинского сельского совета, начиная с 10.02.1997 г. и позднее, не относилась нормативными правовыми актами Кудымкарского района к должности муниципальной службы и не была включена в реестр муниципальных должностей муниципальной службы Кудымкарского района.

Сам по себе тот факт, что Ермакова З.Е. работала в органе местного самоуправления, не может служить доказательством прохождения истицей в оспариваемый период (с 04.11.1996 г. по 31.12.2005 г.) муниципальной службы.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, оцененным судом первой инстанции по правилам ст. 67 ГПК РФ, и основаны на законе.

В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ "О муниципальной службе в Российской Федерации" №25-ФЗ от 02.03.2007 года, муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В соответствии с положениями ст. 15 Закона Пермского края от 09.12.2009 N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" - условия предоставления права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, за счет средств местных бюджетов определяются муниципальными правовыми актами в соответствии с настоящим Законом. При этом органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают минимальный гарантированный размер пенсии за выслугу лет, предусмотренный в соответствии с частью 5 статьи 8 настоящего Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Решения Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 30.12.2009 № 73 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Кудымкарском муниципальном районе» лицам, которые на день вступления в силу настоящего решения и (или) ранее замещали должности муниципальной службы и имели при этом стаж муниципальной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет в соответствии с решением Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 21.12.2006 № 88 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Кудымкарском муниципальном районе», и обратившимся за назначением пенсии за выслугу лет после вступления настоящего решения в силу, пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с настоящим решением или в соответствии с указанным в настоящей части решением Земского Собрания Кудымкарского муниципального района по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии за выслугу лет, при наличии необходимого стажа муниципальной службы и соблюдении иных условий, установленных указанными решениями.

В соответствии со ст. 1 Решения Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 21.12.2006 № 88 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Кудымкарском муниципальном районе» пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим на 10 февраля 1997 года и позднее муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Кудымкарского муниципального района.

В соответствии со ст. 2 Решения Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 21.12.2006 № 88 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Кудымкарском муниципальном районе» пенсия за выслугу лет устанавливается: мужчинам - при наличии стажа муниципальной службы не менее 12,5 лет; женщинам - при наличии стажа муниципальной службы не менее 10 лет; при условии работы в должности муниципального служащего муниципального образования Кудымкарского муниципального района сроком не менее 3 лет.

Стаж муниципальной службы, дающий право на пенсию за выслугу лет, определяется в соответствии с законами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермского края и подтверждается соответствующим документом.

Лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Кудымкарского муниципального района, предусмотренные Реестром муниципальных должностей Кудымкарского муниципального района, устанавливается пенсия за выслугу лет независимо от последнего перед выходом на пенсию по возрасту места работы при наличии 25-летнего стажа муниципальной службы для женщин и 30-летнего стажа муниципальной службы для мужчин с соблюдением правил, предусмотренных настоящим Законом, за исключением случаев увольнения с муниципальной службы, связанных с виновными действиями.

В силу требований п. 2 ч. 1 ст. 3 Решения Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 21.12.2006 № 88 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Кудымкарском муниципальном районе» пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, указанным в статье 1 настоящего решения, при условии прекращения ими трудовых отношений по одному из следующих оснований:

увольнение в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, служба в котором относилась к муниципальной службе Коми-Пермяцкого автономного округа, или сокращением его штатов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Решения Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 21.12.2006 № 88 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Кудымкарском муниципальном районе» пенсия за выслугу лет устанавливается при условии получения назначенной в соответствии с федеральным законодательством пенсии по старости.

Реестром должностей муниципальной службы в Пермском крае, утвержденным Законом Закон Пермского края от 01.07.2009 N 465-ПК, должность главного бухгалтера не предусмотрена.

Довод апеллятора, что на 10.02.1997 года Реестра муниципальных должностей не существовало, как и понятия муниципальная служба, и соответственно исходя из требований действующего на тот период законодательства ее должность относится к муниципальной службе, основанием к отмене решения не являются, и основан на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Законом КПАО от 21.08.2001 г. № 44 «О муниципальной службе в Коми-Пермяцком автономном округе» муниципальная должность муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления согласно Единому реестру муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в соответствии с настоящим Законом.

Приложением 1 к Закону КПАО от 21.08.2001 г. № 44 «О муниципальной службе в Коми-Пермяцком автономном округе» был утвержден Единый реестр муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы КПАО, в котором должность главного бухгалтера администрации предусмотрена не была.

26.02.1997 г. Постановлением Администрации Кудымкарского района КПАО № 66 был утвержден Реестр муниципальных должностей Кудымкарского района, который также не предусматривал должности главного бухгалтера администрации. Ссылка апеллятора, что в указанном Постановлении, также указаны: «Должности муниципальной службы, не вошедшие в перечисленные выше группы», отмену решения не влечет, поскольку, также не указывает на должность главного бухгалтера, тождественной должности главного специалиста или руководителя, предусмотренной реестром.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что сам по себе тот факт, что Ермакова З.Е. работала в органе местного самоуправления, не может служить доказательством прохождения истицей в оспариваемый период (с 04.11.1996 г. по 31.12.2005 г.) муниципальной службы.

Довод апеллятора со ссылкой на Положение о централизованных бухгалтериях не может служить основанием для отмены решения.

В соответствии с Положением о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 14.01.1971 N 34, централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются для ведения учета исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) бюджетах, а также смет специальных и других внебюджетных средств.

Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов организуются соответствующими исполкомами с разрешения Советов Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и Ленинградского горисполкомов за счет общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района (города). Численность работников централизованных бухгалтерий устанавливается, исходя из объема работы, а должностные оклады - в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой должностных окладов. Централизованная бухгалтерия отчитывается перед соответствующим исполкомом Совета народных депутатов о своей работе.

Централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов народных депутатов осуществляют работу по составлению и исполнению бюджета и смет расходов бюджетных учреждений, ведут учет исполнения бюджета и смет расходов и осуществляют систематический контроль за ходом их исполнения, за состоянием расчетов, сохранностью денежных средств и товарно-материальных ценностей, за правильным и экономным расходованием государственных средств, а также обеспечивают правильное и своевременное составление периодической и годовой отчетности об исполнении бюджета.

Централизованные бухгалтерии возглавляются главным бухгалтером. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии подчиняется непосредственно председателю соответствующего исполкома Совета народных депутатов и руководствуется в своей работе Положением о главных бухгалтерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59, указаниями Министерства финансов СССР и финансовых органов.

Анализируя указанное Положение, представленные в материалы дела доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апеллятора фактически сводятся к утверждению тождественности должности главного бухгалтера и должностей перечисленных в Реестре: главного специалиста, руководителя. Однако материалами дела не подтверждается, что должность главного бухгалтера централизованной бухгалтерии, как структурного подразделения администрации Кузьвинского сельсовета, поименована, как главный специалист- главный бухгалтер.

Установление тождественности должностных обязанностей являются юридически значимым при установлении оснований для включения в стаж муниципальной службы при наличии трех лет муниципальной службы.

В соответствии со ст. 2 Решения Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 21.12.2006 № 88 «О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в Кудымкарском муниципальном районе» следует, что для возникновения права на пенсию за выслугу лет помимо необходимого стажа муниципальной службы, определяемого в соответствии с законами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермского края, существует обязательное условие о работе в должности муниципального служащего сроком не менее 3 лет. При этом, если лицо увольняется с должности муниципальной службы в связи с выходом на пенсию, стаж его муниципальной службы должен составлять не менее 10 лет для женщин, а если последним перед выходом на пенсию местом работы является не муниципальная должность, стаж муниципальной службы должен составлять не менее 25 лет для женщин.

Истец считает, что право на пенсию за выслугу лет у нее возникло 22.09.2006 г., одновременно с назначением пенсии по старости, поскольку к тому времени она была уволена с должности главного бухгалтера администрации Кузьвинского сельсовета в связи с ликвидацией организации.

Должностей, соответствующих понятию муниципальной службы, изложенному в статье 3 Закона Пермского края от 04.05.2008 N 228-ПК, и включенных в соответствующий реестр должностей муниципальной службы истец не занимала. При таких обстоятельствах судом обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований. В данном случае судебная коллегия также учитывает, что требование о признании периодов работы истца стажем муниципальной службы являлось обоснованием требования о назначении пенсии за выслугу лет и не может быть признано оспариваемым правом, подлежащим самостоятельной судебной защите, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в этой части также обоснованно отказано.

Таким образом, решение суда постановлено с учетом всех обстоятельств дела, при правильном применений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ не имеется.

Руководствуясь ст.ст.199,328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 18.10.2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермаковой Зои Егоровны без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи