ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1506/2022 от 30.06.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Матвеева Т.П. УИД 65RS0-95

Докладчик Качура И.О. Дело № 33-1506/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2022 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Качура И.О.,

судей Литвиновой Т.Н., Портнягиной А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Синцовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к Обществу с ограниченной ответственностью «Триумф» о включении в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов имущества, расположенного на придомовой территории

по апелляционной жалобе представителя Общества с ограниченной ответственностью «Триумф» ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 марта 2022 года.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

05 июля 2021 года Департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска (далее – ДГХ, Департамент) обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Триумф» (далее – ООО «Триумф») о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детскую площадку. В обоснование иска указано, что в соответствии с требованиями действующего законодательства ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе детских площадок, несет управляющая компания. На придомовой территории домов № 10 и № 12 по ул. Крымской г. Южно-Сахалинска расположена детская игровая площадка, состоящая из 9-ти единиц малых игровых форм, в том числе: скамья – 4 шт., урна круглая металлическая – 2 шт., качалка балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., карусель – 1 шт. Письмом от 25 июня 2021 года Департамент сообщал руководителю ООО «Триумф» о необходимости проведения общего собрания собственников многоквартирного дома по вопросу принятия решения о включении в состав общего имущества многоквартирного дома указанных объектов в целях осуществления их последующего содержания, однако, до настоящего времени ответчик необходимых действий не произвел.

Определением суда от 09 июля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены администрация города Южно-Сахалинска, Департамент землепользования города Южно-Сахалинска, Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска.

В судебном заседании представитель ДГХ и администрации города Южно-Сахалинска ФИО2 требования поддержала, представитель ООО «Триумф» ФИО1 в удовлетворении иска просил отказать. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 29 марта 2022 года исковое заявление Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска удовлетворено. На ООО «Триумф» возложена обязанность включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов № 10 и № 12 по ул. Крымской г. Южно-Сахалинска детскую площадку, расположенную на придомовой территории многоквартирных домов № 10 и № 12 по ул. Крымской в г. Южно-Сахалинске, в том числе в составе 9 единиц малых игровых форм: скамья – 4 шт., урна круглая металлическая – 2 шт., качалка балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., карусель – 1 шт.

Не согласившись с решением суда, представитель ООО «Триумф» ФИО1 в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении иска. Обращает внимание, что на земельных участках, сформированных под многоквартирными домами, игровые и детские площадки не размещены, а расположены на земельном участке с кадастровым номером: 65:02:0000039:3031, правообладателем которого является администрация города Южно-Сахалинска. Указывает, что общее собрание собственников МКД решение о включении детской площадки в состав общего имущества не принимало. Спорная детская площадка является муниципальным имуществом и включена в реестр муниципальной собственности, в связи с чем, отнесение ее к общему имуществу собственников МКД не основано на требованиях закона.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ДГХ ФИО3 просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ООО «Триумф» ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя ДГХ ФИО3, просившую оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», паспорт которого утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 ноября 2016 года № 10, постановлением администрации города Южно-Сахалинска 29 августа 2014 года № 1623-па утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на 2018 - 2025 годы» на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» (утратила силу с 01 января 2020 года в связи с принятием постановления администрации города Южно-Сахалинска от 27 января 2020 года № 306-па «Об утверждении муниципальной программы «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020-2025 годы»).

Мероприятия Программы направлены на развитие городской среды городского округа «Город Южно-Сахалинск», а именно: благоустройство общественных территорий городского округа «Город Южно-Сахалинск», благоустройство дворовых территорий многоквартирных жилых домов данного городского округа.

В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило, в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок (п. 2.4.2 Программы).

В рамках Программы администрацией города Южно-Сахалинска на придомовых территориях многоквартирных домов, расположенных по адресу: <...> и д. № 12 на основании муниципального контракта № 153/14 от 18 сентября 2017 года, заключенного с ООО «СахГород», выполнены работы по обустройству детской площадки в составе 9 единиц малых игровых форм: скамья – 4 шт., урна круглая металлическая – 2 шт., качалка балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., карусель – 1 шт.

Управляющей компанией, обслуживающей многоквартирные дома, расположенных по адресу: <...> и д. № 12, является ООО «Триумф».

Письмом от 25 июня 2021 года (исх. № 010-01350/ИДГХ) Департамент сообщил руководителю ООО «Триумф» о необходимости проведения общего собрания собственников указанных многоквартирных домов по вопросу принятия решения о включении в состав общего имущества указанного объекта в целях осуществления последующего его содержания, однако до настоящего времени вопрос не разрешен.

Земельные участки под многоквартирными домами № 10 и № 12 по ул. Крымской в г. Южно-Сахалинске образованы и поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами и соответственно.

Установлено, что между указанными земельными участками образован земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования: «общее пользование территории», находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у администрации города Южно-Сахалинска, в границах которого размещена спорная детская площадка.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, на котором находится детская площадка, расположен в непосредственной близости между земельными участками, сформированными для эксплуатации жилых домов, является общим имуществом собственников помещений указанных многоквартирных домов, обслуживается ответчиком как управляющей организацией, что свидетельствует об отнесении ответственности по его содержанию на ООО «Триумф».

Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными, основанными на неправильном установлении обстоятельств по делу и применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании части 5 статьи 16 указанного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно подп. «е» и «ж» пункта 2 Правил содержания общего имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, включаются в состав общего имущества.

В соответствии с подп. «ж» пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 16 Правил содержания общего имущества надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений:

- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Из системного анализа приведенных законоположений следует, что земельный участок под многоквартирным домом, сформированный и поставленный на кадастровый учет, объекты благоустройства, расположенные на таком земельном участке, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, являются общей собственностью собственников помещений данного многоквартирного дома, в связи с чем ответственность за содержание такого земельного участка, а также расположенных на нем объектов благоустройства, несут собственники помещений данного МКД, а при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - соответствующая управляющая организация.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что спорная детская площадка расположена на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования: «общее пользование территории» и находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у органа местного самоуправления.

Данные обстоятельства подтверждаются представленным суду апелляционной инстанции проектом планировки с проектом межевания территории с. Дальнее в границах элемента планировочной структуры: ул. Крымская – ул. Большая полянка – ул. 1-ая Московская – ул. Холмская.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под «территориями общего пользования» понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, что не исключает возможности размещения на них элементов благоустройства, включая и детские площадки.

Суждения суда о нахождении спорной детской площадки на придомовой территории домов № 10 и № 12 по ул. Крымской материалами дела опровергаются, а потому являются ошибочными.

Кроме того, в соответствии с Порядком предоставления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в проект мероприятия «Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 895 от 29 марта 2017 года, предложения о рассмотрении и оценки предложений заинтересованных лиц о включении в мероприятие муниципальной программы дворовых территорий многоквартирных домов подаются уполномоченными собственниками помещений в многоквартирных домах, собственниками каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию.

Таким образом, необходимыми условиями для включения в проект мероприятия муниципальной программы являются протоколы общего собрания собственников помещений в каждом многоквартирном доме, решение собственников каждого здания и сооружения, образующих дворовую территорию, содержащее согласие на участие в мероприятии муниципальной программы; на определение лица, уполномоченного на подачу заявки на участие в отборе; на определение уполномоченных лиц из числа собственников помещений, зданий и сооружений для участия в обследовании дворовой территории, приемке выполненных работ по благоустройству дворовой территории, в том числе подписании соответствующих актов приемки выполненных работ.

Однако, судом апелляционной инстанции достоверно установлено, что в рассматриваемой ситуации, общих собраний собственников многоквартирных домов № 10 и № 12 по ул. Крымской г. Южно-Сахалинска для разрешения указанных вопросов не проводилось, следовательно, намерение собственников помещений на участие в муниципальной программе «Формирование современной городской среды на 2018 - 2025 годы» не выражено.

Вместе с тем, работы по обустройству детской площадки в составе 9 единиц малых игровых форм осуществлены в рамках указанной муниципальной программы посредством заключения муниципального контракта № 153/14 от 18 сентября 2017 года с ООО «СахГород».

С учетом изложенного, а также учитывая расположение спорной детской площадки не на земельных участках под многоквартирными домами, сформированными и поставленными на кадастровый учет в установленном законом порядке, судебная коллегия приходит к выводу о том, что она не может быть отнесена к общей собственности собственников помещений многоквартирных домов, не входит в состав общего имущества собственников помещений и не подлежат включению управляющей компанией в состав данного имущества, в том числе, с целью его надлежащего содержания.

Правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 29 марта 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности на Общество с ограниченной ответственностью «Триумф» включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов № 10 и № 12 по ул. Крымской г. Южно-Сахалинска детскую площадку, расположенную на придомовой территории многоквартирных домов № 10 и № 12 по ул. Крымской в г. Южно-Сахалинске, в том числе в составе 9 единиц малых игровых форм: скамья – 4 шт., урна круглая металлическая – 2 шт., качалка балансир – 1 шт., игровой комплекс – 1 шт., карусель – 1 шт. отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07 июля 2022 года.

Председательствующий И.О. Качура

Судьи Т.Н. Литвинова

А.А. Портнягина