ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-150/2021 от 02.03.2021 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Пономарева М.Ю. Дело № 33-150/2021

2-72/2020

25RS0001-01-2019-003296-57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шульга С.В.,

судей Вишневской С.С., Рябенко Е.М.,

при секретаре судебного заседания Пауловой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям», третье лицо Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, о возложении обязанности,

по апелляционным жалобам Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям», Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 января 2020 года, которым исковые требования истца удовлетворены. На Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» (ИНН , ОГРН ) возложена обязанность устранить выявленные нарушения ст.ст. 30,39 Водного кодекса Российской Федерации и установить на всех имеющихся сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средства измерения расходов (уровней) воды, поверенные в установленном законом порядке, а также составить схему системы водопотребления и водоотведения с указанием мест установки средств измерения для учета количества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией, разработать программу ведения учета сброса сточных вод. Установлен срок для исполнения решения суда 6-ть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Вишневской С.С., объяснения представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» Шпаковской Н.И., возражения помощника Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Барановой Ю.С., судебная коллегия

установила:

Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском к ответчику, указав в обоснование своих требований, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере водных отношений установлено, что деятельность Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» по использованию водных объектов – реки Спасовка озера Ханка и реки Спасковка бассейна озера Ханка для сброса сточных вод осуществляется с нарушением Водного кодекса Российской Федерации, а также условий п. 9 решений о предоставлении водного объекта в пользование от 29 июня 2015 года №, а именно использование водных объектов в отсутствие приборов учета объема сброса сточных вод, что подтверждается письмом Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» от 24 декабря 2018 года № 11/1193 и другими документами проверки. В связи с указанными фактами Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором в адрес ответчика внесено представление об устранении нарушений закона от 23 января 2019 года, которое было отклонено письмом Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» от 18 февраля 2019 года № 11/130 и нарушения закона устранены не были в связи с отсутствием у названного учреждения денежных средств на выполнение работ по установке приборов учета.

Просил, с учетом уточненных исковых требований, обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» (ИНН , ОГРН ) устранить выявленные нарушения ст.ст. 30, 39 Водного кодекса Российской Федерации и установить на всех имеющихся сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средства измерения расходов (уровней) воды, поверенные в установленном законом порядке, а также составить схему системы водопотребления и водоотведения с указанием мест установки средств измерения для учета количества сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией, разработать программу ведения учета сброса сточных вод. Установить срок для исполнения решения суда 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно указав, что приборы учета должны быть установлены на насосных станциях Сиваковская, Ново-Девичанская, Владимиро-Петровская, Новосельская № 3, о чем ответчику известно, так как это является условием пользования водными объектами, определенными в решениях от 29 июня 2015 года № ФГБУ «Управление «Приммелиоводхоз» о предоставлении в пользование водных объектов.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласились Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям», Министерство Сельского хозяйства Российской Федерации, подав апелляционные жалобы, в которых просят решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 января 2020 года отменить.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала. Помощник Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора просила решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 января 2020 года оставить без изменения.

В судебное заседание не явился представитель Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещен.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исходя из положений ст. 76 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, споры, вытекающие из экологических правоотношений, рассматриваются в судах общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 7-ФЗ компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

В соответствии со ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Водным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод.

В соответствии с п.п. 1, 5, 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; выполнять иные предусмотренные Водным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами обязанности.

На основании ч. 1 ст. 30 Водного кодекса Российской Федерации государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц.

Согласно п. 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года № 219, Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации: ведут учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества; ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2009 года № 205 утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества.

Согласно п. 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические лица, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.

На основании п. 3 вышеуказанного Порядка, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам, указанным в приложении к настоящему Порядку.

На основании п. 4. Порядка, для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям. Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок.

В соответствии с п. 5 Порядка, схема выполняется в графическом виде с приложением пояснительной записки и должна содержать, в том числе план территории организации, эксплуатирующей водозаборные и (или) водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест установки средств измерений для учета количества забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод с их нумерацией.

На основании п. 6. Порядка измерение объемов забора (изъятия) воды или сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных вод и (или) дренажных вод установкой на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средств измерения расходов (уровней) воды. Средствами измерения оснащаются также узлы передачи воды в системы оборотного водоснабжения, повторного использования сточных вод, передачи (приема) воды потребителям.

В соответствии с п. 7 Порядка учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод должен производиться средствами измерений, внесенными в Государственный реестр средств измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных вод и (или) дренажных вод.

На основании п. 8 Порядка средства измерения подлежат поверке в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 9 Порядка по согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов.

Из материалов дела следует и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки, проведенной Владивостокской природоохранной прокуратурой, установлено, что деятельность Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» по использованию водных объектов – реки Спасовка озера Ханка и реки Спасковка бассейна озера Ханка для сброса сточных вод осуществляется с нарушением Водного кодекса Российской Федерации, а также условий пп. пп. 9, 20 п. 2.3 решений о предоставлении водного объекта в пользование от 29 июня 2015 года №, в отсутствие приборов учета объема сброса сточных вод, в связи с чем в суд направлено исковое заявление о возложении обязанности устранить данные нарушения.

Согласно пп. 20 п. 2.3 решений о предоставлении водных объектов в пользование от 29 июня 2015 года №, в условия водопользования входят выполнение водохозяйственных мероприятий по охране водного объекта в соответствии с утвержденным планом на 2015-2020 годы.

Согласно пп.пп. 8, 20 п. 2.3 указанных решений План водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта является приложением № 1 к указанным решениям и обязателен для исполнения.

Согласно п. 4 Плана водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта к указанным решениям, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» во 2-ом квартале 2016 года обязано установить приборы учета сбрасываемых сточных вод, суммарные затраты согласно указанным решениям – 120000 рублей. План водохозяйственных мероприятий в указанной части не выполнен.

Схема систем водопотребления и водоотведения, программа учета сброса сточных вод подготовлены Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому и Хабаровскому краям» во исполнение п.п. 4, 13 названного Порядка и содержат положения об их пересмотре и согласовании в установленном порядке при изменении методов и способов учета объема сброса сточных, в связи с чем, при установке приборов учета должны быть пересмотрены.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

При таком положении, установив в ходе судебного разбирательства невыполнение ответчиком условий предоставления водных объектов в пользование суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности того факта, что ответчиком было допущено нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды и пришел к правильному выводу о необходимости установления на всех имеющихся сооружениях для сброса сточных и (или) дренажных вод средства измерения расходов (уровней) воды, поверенные в установленном законом порядке, а также составлении схемы системы водопотребления и водоотведения с указанием мест установки средств.

При разрешении спора суд правильно сослался на нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Водного кодекса Российской Федерации, обязывающие вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объем сброса сточных, в том числе дренажных вод, а также принял во внимание решение о предоставлении ответчику водного объекта в пользование, выданное Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, установившее для него условия пользования водным объектом.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно признал доводы ответчика неубедительными и удовлетворил иск прокурора.

Исследованные в судебном заседании представленные сторонами доказательства не опровергают доводов искового заявления о нарушении прав неопределенного круга лиц в сфере природопользования.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на процессуальной позиции по делу и фактическом несогласии с решением суда первой инстанции.

Между тем, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на переоценку исследованных судом доказательств, которым судом дана оценка в соответствии требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для переоценки доказательств и отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит.

Нарушения процессуального законодательства, влекущие безусловную отмену решения суда, судом не допущены.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 января 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи