Судья Сыроватская Р.Р.
Судья-докладчик Сазонов П.А. По делу № 33-1510/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2019 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Серебренникова Е.В. и Сазонова П.А.,
при секретаре Андреевой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Хужирского муниципального образования - администрации сельского поселения о признании права собственности на земельный участок отсутствующим
по апелляционной жалобе администрации Хужирского муниципального образования - администрации сельского поселения
на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 3 октября 2018 года,
установила:
в обоснование заявленных требований прокурор сослался на следующие обстоятельства. В ходе осуществления надзора за соблюдением земельного законодательства установлено, что земельный участок с кадастровым (номер изъят), площадью 23075 кв. м., расположенный по адресу: (адрес изъят), поставлен на государственный кадастровый учет 18.03.2015 г. Земельный участок принадлежит на праве собственности Хужирскому муниципальному образованию, что подтверждается записью о государственной регистрации права собственности в ЕГРН (номер изъят) от (дата изъята) Земельный участок не огорожен, какая-либо деятельность на нем не осуществляется, здания, строения сооружения на нем отсутствуют. В соответствии с информацией ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Прибайкаллеспроект» рассматриваемый земельный участок расположен в границах лесного участка Прибайкальского национального парка в квартале 1 выделе 2 Островного лесничества. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ» от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ, ст. 8 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно статьям 209, 214 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытых ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалин и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 в Иркутской области создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустнинского лесхозов с предоставлением в пользование национальному парку 170 тыс. га. земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. га. земель государственного фонда, с включением в его состав 112 тыс. га. земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. В силу подпункта «б» пункта 1, пунктов 6, 7 статьи 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки. Территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Особо охраняемые природные территории федерального значения определяются Правительством Российской Федерации. Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. В п. 2 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение), являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 2055-р утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России, в котором под № 119 значится Прибайкальский национальный парк, Иркутская область. Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 33-ФЗ управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Земельные участки (в том числе участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 33-ФЗ). В силу пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 404 государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от (дата изъята) на основании статьи 8 Лесного кодекса РФ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации (номер изъят) права собственности Российской Федерации на лесной участок из категории земель особо охраняемых территории и объектов, общей площадью 305297 га, в том числе расположенный по адресу: (адрес изъят) (Островное, Онгурёнское, Еланцынское, Береговое лесничества, площадью 103392 га).
Данная запись является документальным подтверждением регистрации права федеральной собственности на лесной участок в границах Островного лесничества, на котором расположен земельный участок с кадастровым (номер изъят).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 68 Лесного кодекса РФ закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков предусматривается в материалах лесоустройства.
Материалы лесоустройства подготовлены в рамках гражданско-правового договора (номер изъят) от (дата изъята) , заключенного между ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» и ФГУП «Рослесинфорг». На основании материалов лесоустройства 2013–2015 гг. земельный участок с кадастровым (номер изъят) входит в границы лесного участка Прибайкальского национального парка.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, права собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированной права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (п. 53).
В результате регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, который является федеральной собственностью, нарушены права Российской Федерации как собственника данного земельного участка владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Распоряжение лесными участками в нарушение закона также нарушает права неопределенного круга лиц на использование лесов и нахождение в лесах.
С учетом уточнения иска Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор просил суд признать право собственности Хужирского муниципального образования на земельный участок с кадастровым (номер изъят), площадью 23275 кв. м., расположенный по адресу: (адрес изъят), отсутствующим.
Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 3 октября 2018 года исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворены. Право собственности Хужирского муниципального образования на земельный участок с кадастровым (номер изъят), площадью 23275 кв. м., расположенный по адресу: (адрес изъят), признано отсутствующим.
В решении суда была исправлена описка определением Ольхонского районного суда Иркутской области от 28 декабря 2018 года.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Хужирского муниципального образования - администрация сельского поселения просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что судом не дана надлежащая оценка возражениям в части избрания истцом неверного способа защиты гражданского права. Суд указал на узкую специфику сферы применения исковых требований об отсутствии права, вследствие чего на невозможность замены данных требований иными способами защиты.
Вместе с тем, администрация полагает, что данный вывод не основан на нормах закона и противоречит правовой позиции, изложенной в п.п.3 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Из положений п.п. 3 п. 52 следует, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Следовательно, применение данного способа защиты возможно при условии исчерпания иных способов защиты (признание права, виндикация) и установленного факта нарушения прав и законных интересов заинтересованного лица. Из представленной ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» информации о положении земельных участков (номер изъят) от (дата изъята) следует, что участок с кадастровым (номер изъят) частично накладывается на земли особо охраняемых территорий Прибайкальского национального парка, Островного участкового лесничества квартал № 1 выдел 1, 2. Площадь пересечения составляет 9534 кв. м. Поскольку лишь часть спорного земельного участка попадает в границы Прибайкальского национального парка, надлежащим способом защиты права явился бы способ об истребовании имущества в части, попадающей на территорию национального парка, которым является виндикационный иск. Избрание ненадлежащего способа защиты права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Удовлетворяя исковые требования о признании права отсутствующим, суд неверно применил положения материального права.
В возражениях в письменной форме относительно апелляционной жалобы прокурор Стрионов Д.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В возражениях в письменной форме относительно апелляционной жалобы третье лицо Минприроды России просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад по делу, заслушав объяснения прокурора Рягузовой Н.А., согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц (граждан), что соответствует полномочиям прокурора, предусмотренным статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 26, 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
Как установлено судом первой инстанции, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от (дата изъята) субъектом права на лесной участок, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, общей площадью 305297 га, адрес объекта: (адрес изъят) (территория лесничеств: Островного, Онгурёнского, Еланцынского, Берегового – площадью 103392 га); Иркутский район (территория лесничеств – Берегового, Прибайкальского, Большереченского, Листвянского, Половинского, Маритуйского, Байкальского – площадью 133644 га), Слюдянский район (территория лесничеств Половинского, Маритуйского, Байкальского – площадью 68261 га), кадастровый (номер изъят), является Российская Федерация.
Также суд первой инстанции установил, что как усматривается из Материалов лесоустройства, подготовленного в рамках гражданско-правового договора (номер изъят) от (дата изъята) , заключенного между ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» и ФГУП «Рослесинфорг» 2013-2015 гг., земельный участок с кадастровым (номер изъят) входит в границы лесного участка Прибайкальского национального парка. Из карты Байкальской природной территории масштаба 1:200000 усматривается, что земельный участок с кадастровым (номер изъят) входит в границы Прибайкальского национального парка.
Прибайкальский национальный парк создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 г. № 71. Нормативных правовых актов, изменяющих границы, установленные указанным постановлением, уполномоченным органом власти не принималось. Границы национального парка определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным правовым актом и остаются неизменными с 1986 года.
Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Земли национальных парков находятся в федеральной собственности, ими распоряжаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (пункт 2 раздела I приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», статьи 12, 17 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, на земли лесного фонда и на земли национальных парков разграничение государственной собственности уже состоялось.
На основании постановления администрации Хужирского муниципального образования – администрации сельского поселения от (дата изъята) (номер изъят) администрации Хужирского муниципального образования - администрации сельского поселения в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: (адрес изъят), площадью 23257 кв. м. с кадастровым (номер изъят) из земель населенных пунктов, предназначенный для природно-познавательного туризма.
Спустя непродолжительное время постановлением администрации Хужирского муниципального образования – администрации сельского поселения от (дата изъята) (номер изъят) земельный участок был изъят из постоянного (бессрочного) пользования.
Субъектом права собственности на земельный участок с кадастровым (номер изъят) является Хужирское муниципальное образование в лице администрации Хужирского муниципального образования - администрации городского поселения (от (дата изъята) ).
Границы населенных пунктов устанавливаются генеральным планом (статья 84 Земельного кодекса Российской Федерации). Однако генеральный план Хужирского муниципального образования не был официально опубликован, а планы поселка Хужир и другие материалы, на которые ссылается ответчик, не являются юридически ни генеральным планом муниципального образования, ни чертой населенного пункта (по ранее действовавшему законодательству).
Территория о. Ольхон, на котором находится земельный участок с кадастровым (номер изъят), относится к территории Прибайкальского национального парка согласно описанию границ Прибайкальского ГПНП, утв. 11 мая 1993 года, картографическим материалам, официальной информации Минприроды России.
Таким образом, земельный участок с кадастровым (номер изъят) полностью находится на территории Прибайкальского национального парка, в том числе частично – в границах лесного участка.
Администрация Хужирского муниципального образования не обладала полномочиями по распоряжению спорным земельным участком с кадастровым (номер изъят), потому что он не относится к неразграниченной государственной собственности.
Разграничение неразграниченной государственной собственности между уровнями публичной власти происходит один раз. Действия ответчика в данном случае привели к тому, что разграниченная государственная собственность, ставшая федеральной собственностью, перешла в муниципальную собственность, что противоречит закону. Ответчиком не доказаны основания возникновения права муниципальной собственности на землю, предусмотренные федеральными законами.
Ответчик не доказал, что он фактически владеет и пользуется спорным земельным участком с кадастровым (номер изъят) в виде освоения земельного участка. Сам факт кратковременного закрепления спорного земельного участка за местной администрацией это также не подтверждает. Права истца (Российской Федерации) нарушены регистрацией права муниципальной собственности на спорный земельный участок, который не выбывал на законных основаниях из земель национального парка, находящихся в федеральной собственности. В связи с этим признание права муниципальной собственности отсутствующим как способ защиты права соответствует сложившемуся спорному правоотношению и приводит к восстановлению нарушенного права истца.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют содержанию правовых норм, регулирующих спорные правоотношения и правильно примененных судом, основаны на представленных суду доказательствах, которые оценены судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности со всеми доказательствами по делу.
С учетом вышеизложенного доводы апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым (номер изъят) лишь частично, а не полностью налагается на земли лесного фонда, не имеет значения, учитывая, что данный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка.
Также судебной коллегией с учетом изложенного отклоняются и доводы апелляционной жалобы о неправильно избранном истцом способе защиты нарушенного права. Права истца нарушены регистрацией права муниципальной собственности на спорный земельный участок, и признание права муниципальной собственности отсутствующим как способ защиты права соответствует сложившемуся спорному правоотношению и приводит к восстановлению нарушенного права истца.
В остальной части доводы апелляционной жалобы не имеют правового значения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, иной квалификации установленных судом обстоятельств, иной оценке доказательств и направлены на иное толкование норм материального права.
Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда по данному делу, рассмотренному в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 328 (пункт 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
определила:
решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 3 октября 2018 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий О.Ф. Давыдова
Судьи Е.В. Серебренников
П.А. Сазонов