Судья Зубков Г.А. Дело № 33-1514 2018 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 сентября 2018 года город Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Хапачевой Р.А.
судей – Козырь Е.Н., Богатыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания – Аутлевой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам истцов администрации МО «Город Майкоп» и Министерства труда и социального развития Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 апреля 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерства труда и социального развития Республики Адыгея к обществу с ограниченной ответственностью Проектный институт «Адыгеягражданпроект» о признании недействительным заключения № по домовладению, расположенному в <адрес> – отказать.
Заслушав доклад судьи Богатыревой Е.В., объяснения представителя истца администрации МО «Город Майкоп» по доверенности – Божковой Ю.В., а также объяснения представителя истца Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по доверенности – Шнаховой И.С., поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя ответчика ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект» - Болдаревой И.Б., возражавшей против доводов жалобы и полагавшей решение суда законным и обоснованным, объяснения третьего лица Трофимова В.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация МО «Город Майкоп» и Министерство труда и социального развития Республики Адыгея обратились в суд с иском к ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект» о признании недействительным заключения. Требования мотивировали тем, что постановлением судебного пристава – исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство, предметом исполнения которого является выполнение требований индивидуальной программы реабилитации инвалида Трофимова В.С. в части оборудования принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, приспособлениями для нужд инвалида и адаптации жилья. В рамках данного исполнительного производства, а также в целях получения заключения о возможности оборудования данного жилого помещения приспособлениями для нужд инвалида и адаптации жилья, привлеченным специалистом ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект» было подготовлено техническое заключение по данному домовладению. При проведении обследования и составления технического заключения специалист ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект» руководствовался положениями Постановления Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», которыми утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме. Полагая применение указанного постановления в данном случае неправомерным, ввиду того, что объектом обследования являлся не многоквартирный, а индивидуальный жилой дом, а также в связи с наличием противоречий, содержащихся в данном техническом заключении, истцы просили суд признать недействительным заключение ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект» № о возможности оборудования жилого помещения, принадлежащего инвалиду Трофимову В.С., расположенному по адресу: <адрес> приспособлениями для нужд инвалида и адаптации жилья.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 апреля 2018 года в удовлетворении иска администрации МО «Город Майкоп» и Министерства труда и социального развития Республики Адыгея отказано.
В апелляционной жалобе истец администрация МО «Город Майкоп» просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 апреля 2018 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных администрацией исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что поскольку объектом обследования являлся индивидуальный жилой дом, Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме применению не подлежали. Кроме этого техническое заключение содержит противоречивые выводы и не устанавливает конкретного перечня подлежащих выполнению работ.
В апелляционной жалобе истец Министерство труда и социального развития Республики Адыгея также просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 апреля 2018 года отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных министерством исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что в данном случае Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649 не подлежат применению. Кроме этого, техническое заключение о наличии возможности для адаптации жилого помещения ФИО1 приспособлениями для нужд инвалидов, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
В возражениях на жалобы ФИО1 просит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы истцов – без удовлетворения.
Проверив материалы дела по доводам апелляционных жалоб, возражений на них, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований прокурора г. Майкопа в интересах инвалида ФИО1 к администрации МО «Город Майкоп» и Министерству труда и социального развития Республики Адыгея об обязании выполнить требования индивидуальной программы реабилитации в части оборудования жилого помещения ФИО1, расположенного по адресу: <адрес> приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ отменено и по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных прокурором г. Майкопа требований с возложением на ответчиков обязанности выполнить требования Индивидуальной программы реабилитации инвалида ФИО1 в части оборудования его жилого помещения приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Адыгея было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, предметом исполнения по которому являлось выполнение требований индивидуальной программы реабилитации инвалида ФИО1 в части оборудования принадлежащего ему жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья.
В целях полного и правильного исполнения требований исполнительного документа, а также получения заключения о возможности оборудования данного домовладения приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья, постановлением судебного пристава-исполнителя Майкопского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ для участия в указанном исполнительном производстве был привлечен специалист ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект».
Согласно техническому заключению №, составленному главным инженером ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект» ФИО7, обследуемый жилой дом не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» в части пунктов 25, 27, 29, 32-35, 37. Для соответствия требованиям необходимо, <данные изъяты> После обследования технического состояния конструкций в ДД.ММ.ГГГГ состояние строительных конструкций ухудшилось. Оборудование жилого помещения по адресу: <адрес> приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья возможна <данные изъяты>
При проведении данного обследования эксперт руководствовался положениями Постановления Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», которым утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, тогда как объектом обследования являлся индивидуальный жилой дом.
При этом применение вышеуказанных норм специалист обосновал применением, в том числе, Правил к жилым помещениям частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами (<данные изъяты>
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований администрации МО «Город Майкоп» и Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федеральных законов РФ «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», пришел к выводу о том, что оспариваемое истцами заключение подготовлено ответчиком в рамках возбужденного исполнительного производства в целях исполнения вступившего в законную силу судебного акта и в отсутствие иных нормативных актов, помимо Постановления Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», регулирующих данные вопросы.
При этом суд исходил из того, что само по себе применение ответчиком указанного Постановления и утвержденных им Правил при подготовке оспариваемого заключения, а также наличие в нем противоречий не свидетельствует как о незаконности данного заключения, так и не влекут его недействительности.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в соответствии со статьей 15 которого, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно положениям указанного Федерального закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены и жилые здания.
На основании статей 12 и 15 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ Постановлением Правительства РФ от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утвердило Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов (п. 1).
Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению. Настоящие Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда РФ, жилищного фонда субъектов РФ, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов и используемым для их постоянного проживания, а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения. (п. 2).
Исходя из совокупности положений пунктов 1 и 2 Правил, настоящие Правила применяются к жилым помещениям частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и расположенным в многоквартирном доме.
Вместе с тем, приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 605 утвержден Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 октября 2016 года № 725/ пр, утвержден Свод правил СП 55. 13330.2016 «СНИП 31-02-2001. Дома жилые одноквартирные», в которых содержатся требования к местам проживания инвалидов.
При обследовании жилого помещения инвалида ФИО1 и составлении технического заключения данные правила не были применены.
В целях разрешения вопроса о наличии либо отсутствии возможности оборудования домовладения ФИО1 приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья в рамках выполнения вступившего в законную силу судебного акта, с учетом положений Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», а также СНиП 35-01-2001. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 59.13330.2012, по ходатайству представителя истца Министерства труда и социального развития Республики Адыгея определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
По результатам данной экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что для обеспечения возможности ФИО1 доступа в дом и предвижения в нем, необходимо произвести в рамках «разумного приспособления» следующие работы: <данные изъяты>
Судебная коллегия признает экспертное заключение допустимым доказательством по делу, поскольку исследование экспертом проведено полно, всесторонне, при этом эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы эксперта мотивированы, содержат подробное описание процесса исследования. Мотивы, по которым эксперт пришел к соответствующим выводам, приведены в заключении.
Кроме этого, экспертиза проведена в соответствии с нормами действующего законодательства лицом, обладающим необходимой квалификацией и опытом работы в соответствующей области знаний.
Доказательств, указывающих на недостоверность проведенной судебной экспертизы, ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.
Принимая во внимание, что при выдаче заключения ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект» руководствовалось нормативными актами, регулирующими вопросы адаптации жилых помещений инвалидов в многоквартирных домах при том, что объектом обследования оспариваемого заключения являлся индивидуальный жилой дом, судебная коллегия приходит к выводу о несоответствии оспариваемого заключения нормам действующего законодательства.
Помимо этого заключение ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект», содержащее выводы о нецелесообразности выполнения отдельных видов работ техническим параметрам помещения, противоречат апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на администрацию МО «Город Майкоп» и Министерство труда и социального развития Республики Адыгея возложена обязанность оборудовать жилое помещение ФИО1 приспособлениями для нужд инвалида и адаптации жилья.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. ст. 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 18 апреля 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования администрации МО «Город Майкоп» и Министерства труда и социального развития Республики Адыгея к ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект» о признании недействительным заключения № удовлетворить.
Признать недействительным заключение №, составленное ООО Проектный институт «Адыгеягражданпроект» по домовладению, расположенному по адресу: <адрес>
Председательствующий Р.А. Хапачева
Судьи Е.Н. Козырь
ФИО2