РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Цыганкова И.М. Дело № 33-1514/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 марта 2016 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Михальчик С.А.
судей Королевой Н.С., Филатовой Н.В.
с участием прокурора Потеряевой В.В.
при секретаре Близнюк Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24 декабря 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Калининградской областной таможне о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, и компенсации морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Королевой Н.С., объяснение ФИО1, его представителей ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Калининградской областной таможни по доверенности ФИО4, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Потеряевой В.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Калининградской областной таможне о признании приказа об увольнении из таможенных органов незаконным, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, и компенсации морального вреда в размере 10000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что с 04.02.2015 по 31.08.2015 он занимал должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица). 31 августа 2015 года он уволен со службы в таможенных органах приказом №№ Калининградского акцизного таможенного поста в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службе в государственном органе). На основании приказа ФТС России от 27.05.2015 № 1012 с 01 сентября 2015 года Калининградский акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) реорганизован в форме присоединения к Калининградской областной таможне (п.1 Приказа). В счет штатной численности реорганизуемого Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) в структуре Калининградской областной таможни создан Калининградский акцизный таможенный пост. В соответствии с приложением №1 к указанному приказу из штатного расписания Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) исключены 62 должности государственной гражданской службы, в том числе 5 должностей «начальник отдела». Согласно подп.1 п.14 приказа ФТС России от 27.05.2015 № 1012 на Калининградскую областную таможню возложена обязанность обеспечить заключение с Калининградской областной таможней служебных контрактов с федеральными государственными гражданскими служащими Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) при их согласии на перевод в Калининградскую областную таможню. Калининградской областной таможней, в том числе в рамках собеседования ему не было предложено ни одной вакантной должности. В связи с чем, полагает, что его увольнение произведено с нарушением порядка увольнения.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования, указывая о том, что ответчиком в нарушение закона при увольнении в связи сокращением должностей гражданской службы не предложена ни одна вакантная должность. Доводы ответчика о том, что истцу, занимавшему должность руководители не могла быть предложена должность из категории специалисты, опровергается материалами дела. Так. Г, занимавшей должность категории руководитель предложена должность специалиста – главного государственного таможенного инспектора. Т, занимавшему должность категории специалисты, предложена должность заместитель начальника отдела. Полагает, что у него имелось преимущественное право на замещение должности, замещаемых И., Е, Б, Т., Ф, С, Г, П Так, по уровню образования, квалификации истец имеет два высших образования: инженер и юрист, опыт работы в отделе таможенного оформления и таможенного контроля более 17 лет, на должности начальника отдела 13 лет. Неоднократно проходил повышение квалификации. У остальных вышеперечисленных сотрудников стаж работы меньше, по одному высшему образованию. Кроме того, у ФИО1 самый длительный стаж гражданской службы. ФИО1 два раза награждался ведомственными наградами, имеет медали за службу в таможенных органах. Кроме того, Калининградской областной таможней не была инициирована внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии с ч. 3 ст. 31 ФЗ РФ 27.07.2004 №79 ФЗ. Полагает, что оснований для учета дисциплинарных взысканий у представителя нанимателя не имелось, поскольку истек годичный срок со дня их вынесения. Ответчиком не было учтено наличие у ФИО1 иждивенцев. Судом в нарушение требований гражданско–процессуального законодательства не разрешено ходатайство о привлечении к участию в деле Калининградской транспортной прокуратуры. Кроме того, судом были приобщены документы без реквизитов, подписей и печатей, без ознакомления истца с их содержанием.
В возражениях на жалобу Калининградская областная таможня просит решение оставить без изменения.
Ранее поданное прокурором Ленинградского района г. Калининграда апелляционное представление отозвано.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что ФИО1 с 03.06.1996 работал на различных должностях Калининградской таможни
С 04.02.2015 по 31.08.2015 ФИО1 занимал должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица).
ФИО1 приказом от 27 августа 2015 г. № № Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) уволен из таможенных органов по пункту 8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе) с 31 августа 2015 года.
Проверяя законность увольнения ФИО1 из таможенных органов по сокращению должностей в государственном органе по пункту 8.2 части 1 ст.37 Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», суд установил, что Калининградский акцизный таможенный пост (со статусом юридического лица) с 1 сентября 2015 года реорганизован в форме присоединения к Калининградской областной таможне на основании приказа ФТС России от 27 мая 2015 г. № 1012 «О реорганизации Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) и создании в структуре Калининградской областной таможни Калининградского акцизного таможенного поста».
Названным приказом штатная численность была перераспределена в соответствии с приложением № 1.
Из приложения № 1 следует, что 62 единицы государственных гражданских служащих исключаются из штатного расписания Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица), 41 единица государственных гражданских служащих включается в штатное расписание Калининградской властной таможни.
Таким образом, 21 единица должностей государственных гражданских служащих была сокращена.
Во вновь созданном Калининградском акцизном таможенном посту осталась одна штанная единица начальника отдела.
Ранее в Калининградском акцизном таможенном посту было 5 должностей начальника отдела.
Пунктом 3 приказа ФТС России от 27 мая 2015 г. № 1012 определено создать в структуре Калининградской областной таможни Калининградский акцизный таможенный пост за счет штатной численности реорганизуемого Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица).
Приказом № № от 14 июля 2015 года Калининградской областной таможни «О внесении изменений в штатное расписание Калининградской областной таможни» во исполнение вышеуказанного приказа ФТС России от 27 мая 2015 г. № 1012 было принято решение о создании с 1 сентября 2015 года в структуре Калининградской областной таможни Калининградского акцизного таможенного поста и включении с 1 сентября 2015 года дополнительную штатную численность федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников согласно приложению.
Согласно подп.1 п.14 приказа ФТС России от 27.05.2015 № 1012 на Калининградскую областную таможню возложена обязанность обеспечить заключение с Калининградской областной таможней служебных контрактов с федеральными государственными гражданскими служащими Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) при их согласии на перевод в Калининградскую областную таможню.
Пунктом 8.2 части 1 статьи 37 N 79-ФЗ предусмотрено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Частью 1 статьи 31 Закона N 79-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что срок уведомления о предстоящем увольнении представителем нанимателя был соблюден, 25 июня 2015 года истец был уведомлен и.о начальника Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) об исключении с 01 сентября 2015 года из штатного расписания Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) замещаемой им должности начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля и о возможном увольнении с государственной гражданской службы.
Из материалов дела следует, что 24.08.2015 истец прошел собеседование, в ходе которого ему не были предложены вакантные должности в связи с их отсутствием.
Проверяя доводы истца о том, что представителем нанимателя не было учтено его преимущественное право перед другими сотрудниками на оставление на службе, суд установил, что на должности государственной гражданской службы категории «руководители» ведущей группы должностей Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица) были назначены в Калининградскую областную таможню: начальник отдела организации таможенного контроля И на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста; начальник общего отдела Е - на должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Морское; начальник отдела федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Б - на должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Калининград; начальник отделения бухгалтерского учета и финансовой экспертизы У - на должность главного государственного таможенного инспектора отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга; заместитель начальника отдела организации таможенного контроля Ф - на должность заместителя начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста, главный государственный таможенный инспектор Т отдела таможенного оформления и таможенного контроля - на должность заместителя начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста; заместитель начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля С - на должность заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Чернышевское.
Учитывая, что должность начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста во вновь созданной структуре была только одна, ее замещение было предложено И
При этом представителем нанимателя было учтено то, что И в Калининградском акцизном таможенном посту замещала должность начальника отдела организации таможенного контроля, данная должность предполагала более широкий круг обязанностей, чем должностные обязанности по занимаемой истцом должности - начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста (со статусом юридического лица), в связи с этим И. являлась более квалифицированным работником, в наибольшей степени соответствовала должности во вновь созданной структуре начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Калининградского акцизного таможенного поста.
Кроме того, И имеет стаж государственной службы более 20 лет, дисциплинарных взысканий не имеет.
Так, согласно части 5 статьи 31 данного Закона представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (ч. 4 ст. 31 Закона N 79-ФЗ).
Таким образом, установленная Законом обязанность представителя нанимателя предложить гражданскому служащему имеющиеся вакантные должности гражданской службы предполагает, в том числе, учет категории и группы замещаемой им должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы.
Кроме того, по смыслу Федерального закона РФ N 79-ФЗ обязанность по предложению вакантных должностей в государственном органе, ограничена требованиями об учете конкретных обстоятельств, свидетельствующих о реальной возможности служащего продолжить работу в новой должности, а именно: его соответствие категории и группе должности гражданской службы, требованиям предъявляемым к квалификации, профессиональному образованию, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, отсутствие дисциплинарных взысканий и т.д.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в период службы в Калининградском акцизном таможенном посту неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, несмотря на то, что названные дисциплинарные взыскания на период проведения организационно-штатных мероприятий были сняты, однако отношение ФИО1 к исполнению должностных обязанностей также было правомерно учтено представителем нанимателя при решении вопроса о заключении с ним служебного контракта.
Из материалов дела следует, что в Калининградской областной таможне в период проведения организационно-штатных мероприятий было 8 вакантных должностей, из которых должностей государственных гражданских служащих категории «руководители» ведущей группы было 3, а именно: – начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Таможенный пост Аэропорт Калининград; заместитель начальника отдела специальных таможенных процедур Таможенный пост МАПП Морское и заместитель начальника отдела специальных таможенных процедур Таможенный пост МАПП Чернышевское.
Между тем названные должности не были предложены для замещения истцу, поскольку он, вопреки доводами апелляционной жалобы, не обладал преимущественным правом на их замещения перед другими сотрудниками реорганизованного Калининградского таможенного акцизного поста (с правом юридического лица), в том числе с учетом предыдущего отношения к исполнению служебных обязанностей.
Ссылка ФИО1 в суде апелляционной инстанции на то, что в Калининградской областной таможне было еще три должности в сфере информационно-технического обслуживания, которые остались вакантными, и не были предложены истцу, отмену решения не влекут, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции ФИО1 доводов о необходимости предложения ему указанных должностей не приводил, а кроме того, названные должности предусматривают наличие опыта работы в сфере информационно-технического обслуживания и назначение на указанные должности согласовывается с заместителем начальника таможни по информационно-технической службе.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Калининградской областной таможней в нарушение закона не была инициирована внеочередная аттестация гражданских служащих, не может быть принята во внимание, поскольку служебные контракты были заключены у гражданских служащих, замещающих должности в Калининградском акцизном таможенном посту (со статусом юридического лица), с начальником таможенного поста.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка в решении суда, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда Калининградской области от 24 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: