ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15165/20 от 09.12.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

судья Дробот Н.В. дело № 33-15165/2020

2-386/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 декабря 2020г. г. Ростов на Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Алферовой Н.А.

судей Толстика О.В., Корецкого А.Д.

при секретаре Закаряне С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области к Администрации Зерноградского городского поселения Ростовской области об обязании принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны на используемые источники центрального водоснабжения населения,, по апелляционной жалобе Администрации Зерноградского городского поселения Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 20 мая 2020г.

Заслушав доклад судьи Толстика О.В., судебная коллегия

установила:

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области обратилось в суд с иском к Администрации Зерноградского городского поселения Ростовской области об обязании принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны на используемые источники центрального водоснабжения населения, указав, что центральное водоснабжение населения поселков Зерновой, Комсомольский, Кленовый, Шоссейный, Прудовой, Экспериментальный Зерноградского городского поселения осуществляется из подземных источников водоснабжения (артезианских скважин) и эксплуатируется производственным участком «Зерноградский» Государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения ( ГУА РО «УРСВ»).

Артезианская скважина № 8-85-256/1 расположена по адресу Ростовская область, Зерноградский район, пос, Зерновой в 0,43 км на северо-восток от северо-восточной его окраины, на правом склоне балки Старый Хомутец (бассейн р. Дон), пробурена в 1985 году, глубина скважины составляет 90м, дебит 4,4 л/сек. В ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы водного объекта артезианской скважины, используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения (экспертное заключение № 22-01.1-14/441 от 09.04.2019) установлено несоответствие (сокращение) расстояний в направлении на север, юг, восток, запад, что не соответствует требованиям п. 2.2.1.1 раздела 2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения».

Артезианская скважина № 31375/1 расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пробурена в 1974 году, глубина скважины составляет 120м. В ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы данного водного объекта, используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения (экспертное заключение № 22-01.1-14/441 от 09.04.2019) установлено несоответствие (сокращение) расстояний в направлении на север, юг, восток, запад, что не соответствует требованиям п. 2.2.1.1 раздела 2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения».

Артезианская скважина № 57914/6 расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН 0,3 км на юго-запад от южной его окраины, пробурена в 1984 году, глубина скважины составляет 100м. В ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы данного водного объекта, используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения (экспертное заключение № 22-01.1-14/441 от 09.04.2019) установлено несоответствие (сокращение) расстояний в направлении на север, юг, запад, что не соответствует требованиям п. 2.2.1.1 раздела 2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения».

Артезианская скважина № 76341 расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пробурена в 1991 году, глубина скважины составляет 120, дебет скважины 18 куб.м. /час. В ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы данного водного объекта - скважины используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения (экспертное заключение № 22-01.1-14/441 от 09.04.2019) установлено несоответствие (сокращение) расстояний в направлении на север, восток запад, что не соответствует требованиям п. 2.2.1.1 раздела 2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения».

Артезианская скважина № 31363 расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пробурена в 1974 году, глубина скважины составляет 120м, дебит скважины 20 куб.м/час. В ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы данного водного объекта, используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения (экспертное заключение № 22-01.1-14/441 от 09.04.2019) установлено несоответствие (сокращение) расстояний в направлении на север, восток, запад, что не соответствует требованиям п. 2.2.1.1 раздела 2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения».

Артезианская скважина № 61694/2 расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, пробурена в 1985 году, глубина скважины составляет 110 м, дебит скважины 2 куб.м/час. В ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы данного водного объекта, используемого в целях хозяйственно-бытового водоснабжения (экспертное заключение № 22-01.1-14/441 от 09.04.2019) установлено несоответствие (сокращение) расстояний в направлении на юг, восток, запад, что не соответствует требованиям п. 2.2.1.1 раздела 2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения».

Кроме того, все перечисленные подземные источники централизованного водоснабжения в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН согласно проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы водных объектов эксплуатируются производственным участком «Зерноградский ГУП РО «УРСВ» при отсутствии проектов зон санитарной охраны.

Согласно п. 1.4 санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения «ЗСО» организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения. В силу п. 1.5 СанПиН зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территории, предназначенные для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Письма о необходимости разработки проектов ЗСО систем централизованного водоснабжения были направлены в адрес главы администрации Зерноградского городского поселения и ГУП РО «УРСВ». Согласно представленного плана мероприятий (дорожная карта) по разработке проектов зон охраны источников питьевого водоснабжения, утвержденного главой администрации Зерноградского городского поселения 16 июля 2019 года, выполнение работ по разработке проектов ЗСО для источников водоснабжения запланировано до 31 января 2020 года, однако, подземные источники централизованного водоснабжения (артезианские скважины) на территории Зерноградского городского поселения в поселках Комсомольский, Шоссейный, Зерновой и пос. Кленовый, а также в пос. Прудовой и Экспериментальный эксплуатируются ГУП РО «УРСВ» при отсутствии проектов зон санитарной охраны санитарно-эпидемиологических заключений об их соответствии санитарным правилам, что является нарушением ст. 8 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п 1.6, 1.11,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» Администрацией Зерноградского городского поселения ни в полной мере принята система мер, обеспечивающая санитарную охрану подземных вод, предусматривающая- разработку проектов санитарной охраны для действующих источников водоснабжения (нарушение п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02), оформление на источники водоснабжения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения.

С учетом изложенного, истец просил суд обязать Администрацию Зерноградского городского поселения Ростовской области в срок до 30 декабря 2020 года принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны на источники водоснабжения, расположенные в населенных пунктах Зерноградского городского поселения, Ростовской области – пос. Комсомольский, пос. Шоссейный, пос. Зерновой, пос. Кленовый, пос. Прудовой, пос. Экспериментальный (п. 1.4.1.6, 1.11 СанПин 2.1.41110-2 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения); принять меры на получение санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов источников централизованного водоснабжения, находящихся на территории Зерноградского городского поселения пос. Комсомольский, пос. Шоссейный, пос. Зерновой, пос. Кленовый, пос. Прудовой, пос. Экспериментальный санитарным правилам и санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения (ст. 18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г., п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).

Решением суда от 20 мая 2020 года исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, администрация Зерноградского района Ростовской области подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу, считая, что решение принято в отношении ответчика неправильно, так как радиус пояса ЗСО частично попадают земельные участки, находящиеся в частной собственности, часть зоны санитарной охраны скважины находятся в собственности третьих лиц, в связи с чем получение положительного заключения невозможно.

Указывает, что срок отведенный для исполнения решения суда, не обоснован. Также ссылается на ненадлежащее уведомление ответчика о дате судебного заседания.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явились, был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствуют почтовые уведомления.

Судебная коллегия обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области по доверенности ФИО1, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом не допущено.

Принимая решение, суд правильно применил положения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и, исследовав представленные сторонами доказательства, дав им оценку в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, сделал обоснованный вывод о ненадлежащем исполнении администрацией Зерноградского района обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации, в том числе бесхозяйственных систем водоотведения, в связи с чем и правомерно возложил на администрацию обязанность устранить установленные нарушения.

При этом суд исходил из того, что центральное водоснабжение населения поселков Зерновой, Комсомольский, Кленовый, Шоссейный, Прудовой, Экспериментальный Зерноградского городского поселения осуществляется из подземных источников водоснабжения (артезианских скважин) и эксплуатируется производственным участком «Зерноградский» Государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения ( ГУА РО «УРСВ»).

Артезианские скважины используются в целях хозяйственно-бытового водоснабжения, а именно, № 8-85-256/1 расположенная по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, № 31375/1 расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, артезианская скважина № 57914/6 расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН расположена по адресу АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, а также артезианские скважины в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, являются собственностью Администрации Зерноградского городского поселения и эксплуатируются ГУП РО «УРСВ» В ходе проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы водных объектов - скважин, согласно экспертного заключения № 22-01.1-14/441 от 09.04.2019 установлено нарушений требований п. 2.2.1.1 раздела 2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения» (л.д. 10-17, 18-21, 22-33).

Все перечисленные подземные источники централизованного водоснабжения в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН согласно проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы водных объектов эксплуатируются производственным участком «Зерноградский ГУП РО «УРСВ» при отсутствии проектов зон санитарной охраны.

Согласно п. 1.4 санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения «ЗСО» организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения. В силу п. 1.5 СанПиН зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территории, предназначенные для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Письма о необходимости разработки проектов ЗСО систем централизованного водоснабжения были направлены в адрес главы администрации Зерноградского городского поселения и ГУП РО «УРСВ». Согласно представленного плана мероприятий (дорожная карта) по разработке проектов зон охраны источников питьевого водоснабжения, утвержденного главой администрации Зерноградского городского поселения 16 июля 2019 года, выполнение работ по разработке проектов ЗСО для источников водоснабжения запланировано до 31 января 2020 года, однако, подземные источники централизованного водоснабжения (артезианские скважины) на территории Зерноградского городского поселения в поселках Комсомольский, Шоссейный, Зерновой и пос. Кленовый, а также в пос. Прудовой и Экспериментальный эксплуатируются при отсутствии проектов зон санитарной охраны санитарно-эпидемиологических заключений об их соответствии санитарным правилам, что является нарушением ст. 8 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п 1.6, 1.11,1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотводов питьевого назначения»

Признавая администрацию Зерноградского района Ростовской области надлежащими ответчиком по настоящему делу, суд исходил из того, что обязанность по организации мер по разработке проектов зон санитарной охраны на источники водоснабжения на территории, на которой располагаются указанные выше объекты мониторинга, возлагается на орган местного самоуправления.

Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Доводы жалобы о том, что решение принято в отношении прав и обязанностей третьих лиц, как собственников части земельных участков, на которых расположены объекты мониторинга, является несостоятельным.

В силу п. 4 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов.

Следовательно, на орган местного самоуправления - администрацию Зерноградского района возложена законом обязанность по принятию мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривающих разработку проектов санитарной охраны для действующих источников водоснабжения в границах муниципального образования, а также оформление на источники водоснабжения санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны подземных источников водоснабжения.

Ссылка апеллянта на то, что в радиус первого пояса ЗСО частично попадают земельные участки, находящиеся в частной собственности третьих лиц, не имеет правового значения, поскольку судом установлен факт бездействия со стороны администрацией Зерноградского района, выразившееся в том, что ею не приняты меры на получение санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов источников централизованного водоснабжения, находящихся на территории Зерноградского городского поселения в соответствие с установленными требованиями.

Также признаются не состоятельными доводы жалобы о ненадлежащем извещении ответчика о дате судебного заседания, как не соответствующие материалам дела.

Так согласно расписке, представитель ответчика – ФИО2 была извещена о дате судебного заседания, назначенного на 20.05.2020г. на 11-00час., о чем свидетельствует ее подпись (л.д.64).

При указанных обстоятельствах, суд исполнил свои обязанности по надлежащему извещению стороны о дате судебного заседания, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в соответствии с положением ст. 167 ГПК РФ.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для признания обжалуемого решения суда является незаконным и необоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 20 мая 2020г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Зерноградского городского поселения Ростовской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 декабря 2020г.