ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15180/2013 от 19.12.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

19 декабря 2013 г. дело №...

В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

в составе председательствующего: Габитовой А.М.

судей: Вахитовой Г.Д., Хамидуллиной Э.М.

с участием прокурора Муратовой Е.М.

при секретаре Кабировой Л.М.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Безрукова С.М. на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2013 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Безрукова С.М. к Администрации муниципального района Иглинский район РБ о признании распоряжении главы администрации Иглинского района РБ №... от ... незаконным, восстановлении Безрукова С.М. на работе в Администрации Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в должности председателя Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район РБ, взыскании с Администрации Муниципального района Иглинского района Республики Башкортостан в пользу Безрукова С.М., компенсацию морального вреда в размере ... рублей отказать в полном объёме.

Заслушав доклад судьи Габитовой А.М., Судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Безруков С.М. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Иглинский район РБ о признании незаконным распоряжения главы администрации Иглинского района РБ №... от ... восстановлении на работе в Администрации Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в должности ... Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район РБ, компенсации морального вреда в размере ... рублей.

В обоснование иска указал, что ответчиком был нарушен порядок его восстановления на работе. Работодатель не отменил распоряжение №... от ... на основании, которого он был незаконно уволен. Собственник обязан действовать в законных интересах организации. Конституционный суд РФ указывает на взаимосвязь между увольнением руководителя организации на основании п.2 ст. 278 ТК РФ и качеством работы, добросовестными, разумными действиями в интересах организации, сотрудничество собственника, с лицом, управляющим его имуществом. Он фактически не был допущен к исполнению своих обязанностей, никаких недобросовестных действий в интересах организации не предпринимал, был уволен через день после вступления в должность ... Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Иглинский район РБ. Приказ №... от 06.06.2013г. об увольнении Безрукова С.М. был издан не уполномоченным на то органом местного самоуправления. По смыслу ст. 278 ТК РФ решение о прекращении трудового договора может принять собственник имущества организации или учредительный орган организации. Комитет входит в структуру Администрации района и является функциональным органом местного самоуправления. Пункт 1.1. Положения о Комитете по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район указывает на то, что Комитет создается решением Совета муниципального района Иглинский район РБ. Изменение штатной структуры администрации MP Иглинский район РБ с ... куда был включен вновь образованный КУМС, также утверждены Решением Совета №... от .... Таким образом, можно сделать вывод, что учредителем Комитета является Совет муниципального района Иглинский район РБ. Поэтому принимать решение о расторжении трудового договора с руководителем организации на основании п.2 ст. 278 ТК РФ имеет законные полномочия Совет муниципального района Иглинский район РБ. Глава администрации MP Иглинский район такими полномочиями не наделен. Приказ №... от ... с которым истец был ознакомлен под роспись, не содержит ссылки, что основанием увольнения является решение Совета муниципального района Иглинский район РБ. Незаконные действия со стороны ответчика причинили нравственные страдания, которые должны быть компенсированы в соответствии со ст. 237 и ст. 394 Трудового кодекса РФ.

Суд вынес вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что учредителем Комитета является Совет муниципального района Иглинский район РБ, поэтому принимать решение о расторжении трудового договора с руководителем организации на основании п.2 ст. 278 ТК РФ имеет Совет муниципального района Иглинский район РБ, однако Совет такого решения не принимал; при увольнении истца допущено злоупотребление правом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Безрукова С.М., его представителя Зайнутдинова М.Б., действующего на основании доверенности №... от ..., выданной сроком на ... года, представителя КУМС Администрации МР Иглинский район РБ, представителя Администрации МР Иглинский район РБ Гизамову А.А., действующую на основании доверенностей от ..., выданной сроком на ... год, №... от ...., выданной сроком на 1 год; представителя Администрации МР Иглинский район РБ Яппарову А.З., действующую на основании доверенности №... от ..., выданной сроком на ... год; заключение прокурора Муратовой Е.М., судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения не имеется.

Согласно п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом ... Главой администрации МР Иглинский район РБ было издано Распоряжение №... «о восстановлении Безрукова С.М. на работе» на основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 мая 2013 года №... о признании распоряжения администрации муниципального района Иглинский район от ... №... «Об увольнении Безрукова С.М. по сокращению» незаконным, восстановлении на работе Безрукова С.М., в соответствии со ст. 234 ТК РФ.

... Главой администрации МР Иглинский район РБ было издано Распоряжение №... «Об увольнении Безрукова С.М.» согласно п. 2 ст. 278 ТК РФ.

Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца.

Довод апелляционной жалобы о том, что учредителем Комитета является Совет муниципального района Иглинский район РБ, который вправе принимать решение о расторжении трудового договора с Безруковым С.М. как руководителем КУМС на основании п.2 ст. 278 ТК РФ, является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования  , местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования   в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с п. ... Положения о Комитете по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации муниципального района Иглинский район РБ от .... №..., Комитет входит в структуру администрации муниципального района Иглинский район РБ и является функциональным органом местного самоуправления муниципального района Иглинский район РБ, имеет статус казенного муниципального учреждения.

Пунктом ... Положения председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности главой администрации.

В соответствии с п. ... Должностной инструкции председателя комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Иглинский район РБ, утвержденной Главой администрации МР Иглинский район ... председатель комитета назначается на должность муниципальной службы и освобождается от занимаемой должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке главой Администрации МР Иглинский район по согласованию с республиканским органами муниципальной и государственной власти.

Согласно п...  ст. ... Устава муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденному Решением Совета муниципального района Иглинский район РБ от ... №..., главой администрации является лицо, назначаемое на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Пунктом ... ст. ... Устава контракт с главой Администрации заключается председателем Совета.

Условиями Контракта от ... (раздел 4), заключенного между главой администрации ... и Советом муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в лице председателя Совета ..., глава Администрации организует работу Администрации, в том числе в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, осуществляет в пределах своих полномочий прием на работу и увольнение работников администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов, руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что контрактом на главу администрации возложены полномочия по приему, увольнению работников администрации и руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Вывод в решении подробно мотивирован, подтвержден материалами дела, основан на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и полностью соответствует ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», Уставу муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, утвержденному Решением Совета муниципального района Иглинский район РБ от ... №...

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что учредителем Комитета по управлению муниципальной собственностью является Совет муниципального района Иглинский район РБ, несостоятельна по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).

В порядке принятия новых доказательств для надлежащего установления значимых для дела обстоятельств, не исследованных Иглинским районным судом, в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» принятие новых доказательств осуществлено непосредственно судом апелляционной инстанции и тем самым расширен круг доказательств по делу.

Так, коллегией приобщена к материалам дела выписка из Единого государственного реестра юридических лиц №... от ...

В указанной выписке в графе «сведения об учредителях (участниках) юридического лица» написано, что учредителем является Администрация Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, организационно-правовая форма – муниципальное учреждение.

Таким образом, увольнение Безрукова С.М. произведено уполномоченным лицом – учредителем КУМС – Администрацией Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в лице его руководителя – Главы, на которого в соответствии с контрактом возложены полномочия по приему и увольнению руководителей структурных подразделений.

В суде апелляционной инстанции представителем истца Безрукова С.М. -Зайнутдиновым М.Б. заявлялось ходатайство о приостановлении производства по гражданскому делу до рассмотрения другого дела, по тем основаниям, что в выписке из ЕГРЮЛ в строке «Учредитель» указана Администрация Иглинского района РБ, однако данные сведения не соответствуют действительности. По мнению представителя Зайнутдинова М.Б. согласно пункту .... Положения о КУМС написано, что Комитет создается решением   Совета муниципального района Иглинский район. Более того, КУМС был создан в результате реорганизации Муниципального управления земельных и имущественных отношений (МУЗИО) по решению Совета муниципального района Иглинский район. Из выписки следует, что ... для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ ответчик представил в Межрайонную инспекцию ФНС№31 документы для внесения изменений, к заявлению были приложены Положение о КУМС от ... №... и другие распорядительные документы. На основании представленных документов изменения были внесены в сведения об организационно-правовой форме, наименовании юридического лица, а также в сведения об адресе юридического лица. Но в тоже время ответчик не внес изменения в сведения об учредителе КУМС. Соответственно, содержащиеся в реестре юридических лиц сведения об учредителе КУМС Иглинского района не соответствуют действительности.

Судебная коллегия считает, что довод о наличии иного учредителя и о том, что произошла реорганизация организации, являются необоснованными по следующим основаниям.

Так, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 мая 2013 г. рассмотрено по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Безрукова С.М. к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе и компенсации морального вреда.

Определением Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ... постановлено:

Решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 19 октября 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение.

Исковые требования Безрукова С.М. удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение главы администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от ... №... об увольнении с ... ... муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации MP Иглинский район РБ Безоуклва С.М. в связи с сокращением с ... должности ... муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации MP Иглинский район РБ.

Восстановить Безрукова С.М. на работе в должности ... Комитета по ... 25 апреля 2012 года.

Взыскать с администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан в пользу Безрукова С.М. компенсацию морального вреда в размере ... рублей.

Из содержания мотивировочной части определения усматривается, что Верховным Судом РБ установлено, что ... Советом муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было принято решение №... «О реорганизации муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан», в соответствии с которым в целях усиления муниципального контроля за решением вопросов местного значения, оптимизации структуры администрации МР Иглинский район РБ в период с ... года по ... постановлено провести реорганизацию МУЗИО администрации MP Иглинский район РБ в КУМС администрации MP Иглинский район РБ.

В соответствии с распоряжением главы администрации MP Иглинский район РБ от ... №..., принятым во исполнение решения Совета №... от ..., постановлено реорганизовать МУЗИО администрации MP Иглинский район РБ в КУМС администрации MP Иглинский район РБ. ... главой администрации MP Иглинский район РБ было издано распоряжение №... о сокращении с ... должностей МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ, в том числе и должности .... ... Безрукову С.М. как ... МУЗИО было направлено уведомление

Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Судебной коллегией также написано в определении, что из представленного Межрайонной ИФНС России № 39 по РБ копии регистрационного дела в отношении юридического лица - КУМС администрации MP Иглинский район РБ, в Единый государственный реестр юридических лиц запись о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица - КУМС администрации MP Иглинский район РБ в связи с реорганизацией МУЗИО администрации MP Иглинский район РБ не вносилась.

Из содержащегося в регистрационном деле заявления от ... следует, что ...., действуя в качестве руководителя постоянного действующего исполнительного органа МУЗИО администрации MP Иглинский район РБ, обратилась в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в котором в качестве нового наименования юридического лица указала - КУМС администрации МР Иглинский район РБ. ... Межрайонной ИФНС России № 39 по РБ принято решение №... о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы.

В заявлении от ... ... заявлено о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, касающиеся организационно-правовой формы и наименования юридического лица, а также об адресе юридического лица. В качестве организационно-правовой формы указано муниципальное казенное учреждение, наименование: КУМС администрации МР Иглинский район РБ; адрес: ... На основании указанного заявления ... Межрайонной ИФНС России № 39 по РБ принято решение №... о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанные с внесением изменений в учредительные документы.

Далее Верховный Суд РБ сделал вывод, что данных о том, что налоговым органом производилась запись о реорганизации МУЗИО администрации МР Иглинский район РБ в КУМС администрации МР Иглинский район РБ, в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено. В связи с этим довод истца о том, что фактически имело место переименование юридического лица, а не его реорганизация является обоснованным. Об этом свидетельствует также анализ Положений о МУЗИО администрации Иглинского района РБ и КУМС администрации Иглинского района РБ.

Довод апелляционной жалобы о том, что при увольнении истца допущено злоупотребление правом, не может повлечь отмену решения. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 3-П от 15 марта 2005 года, по смыслу положений пункта 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона «Об акционерных обществах» в их взаимосвязи со статьей 81 и пунктами 1 и 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица, в том числе совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица или органа не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора.

Федеральный законодатель, не возлагая на собственника, в исключение из общих правил расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя, обязанность указывать мотивы увольнения руководителя организации по основанию, предусмотренному пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, не рассматривает расторжение трудового договора по данному основанию в качестве меры юридической ответственности, поскольку исходит из того, что увольнение в этом случае не вызвано противоправным поведением руководителя, - в отличие от расторжения трудового договора с руководителем организации по основаниям, связанным с совершением им виновных действий (бездействием). Увольнение за совершение виновных действий (бездействие) не может осуществляться без указания конкретных фактов, свидетельствующих о неправомерном поведении руководителя, его вине, без соблюдения установленного законом порядка применения данной меры ответственности, что в случае возникновения спора подлежит судебной проверке. Иное вступало бы в противоречие с вытекающими из статей 1, 19 и 55 Конституции Российской Федерации общими принципами юридической ответственности в правовом государстве.

Предоставление собственнику права принять решение о досрочном расторжении трудового договора с руководителем организации - в силу статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации - предполагает, в свою очередь, предоставление последнему адекватных правовых гарантий защиты от негативных последствий, которые могут наступить для него в результате потери работы, от возможного произвола и дискриминации.

К числу таких гарантий относится предусмотренная статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации выплата компенсации за досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации в размере, определяемом трудовым договором. По смыслу положений данной статьи во взаимосвязи с положениями статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, выплата компенсации - необходимое условие досрочного расторжения трудового договора с руководителем организации в указанном случае.

Таким образом, расторжение трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК РФ не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором.

Из материалов дела следует, что Безрукову С.М. с соблюдением требований ст. 279 ТК РФ выплачена компенсация, что им и не оспаривалось в судебном заседании суда апелляционной инстанции.

Представитель Зайнутдинов М.Б. указывал, что в соответствии с ч.3 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение   представительного органа муниципального образования об учреждении   соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Он пояснял, что такое решение Совета о создании КУМС было принято и поэтому уполномоченным органом юридического лица (учредителем КУМС), является Совет муниципального района Иглинский район РБ, следовательно, принимать решение о прекращении трудового договора с председателем КУМС правомочен только Совет муниципального района Иглинский район РБ.

Судебная коллегия считает, что указанный довод не может повлиять на законность принятого решения.

Как было отмечено выше ... Советом муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан было принято решение №... «О реорганизации   муниципального управления земельных и имущественных отношений администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан» (л.д....). Однако как установлено судебным постановлением от ... произошла не реорганизация, а переименование муниципального управления земельных и имущественных отношений (МУЗИО) в Комитет по управлению муниципальной собственностью (КУМС).

При таких обстоятельствах, постановленное по данному делу решение суда принято законное и обоснованное, на основании полного и объективного исследования материалов дела и имеющихся в деле доказательств, с правильным применением норм материального и процессуального права.

Приведенные доводы апелляционной жалобы необоснованные, касаются обстоятельств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 23 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Безрукова С.М. – без удовлетворения.

Председательствующий: Габитова А.М.

Судьи: Вахитова Г.Д.

Хамидуллина Э.М.