Судья Нувахова О.А. Дело № 33-151/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Горохова С.Ю.
судей Суринова М.Ю., Ломтевой Л.С.,
при секретаре Вериной О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Суринова М.Ю.
17 февраля 2015 года
гражданское дело по иску Костромского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» в защиту интересов неопределенного круга лиц
установила:
Костромской транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил (с учетом уточнений), обязать ОАО «РЖД» в лице филиалов Северная железная дорога, Северная дирекция управления движением — структурное подразделение Центральной дирекции управления движением, ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» разработать график работы железнодорожного вокзала и билетной кассы станции ... с учетом местных условий, обеспечить открытие зала ожидания на станции за 30 минут до прибытия пассажирских поездов на станции ....
Требования мотивированы тем, что по обращению главы ... муниципального района Костромской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей на железнодорожном вокзале станции ..., в ходе которой установлено, что время работы билетных касс и зала ожидания станции не обеспечено в период прибытия ряда пассажирских поездов дальнего следования прибывающих на железнодорожную станцию ....
Обосновывая свои требования прокурор сослался на положения статьи 9 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, ( утв.Приказом МПС России от 26 июля 2002 г. № 30) согласно которым начальник станции (вокзала) устанавливает график работы билетных касс в зависимости от местных условий. Билетные кассы должны быть открыты на всех станциях и остановочных пунктах, где продается 50 и более проездных документов (билетов) в сутки. На станциях и остановочных пунктах, где продается менее 50 проездных документов (билетов) в сутки, порядок их продажи устанавливается железной дорогой с учетом местных условий.
Судом вынесено решение, которым возложена на ОАО «Российские железные дороги» обязанность разработать график работы железнодорожного вокзала и билетной кассы станции ... с учетом местных условий и обеспечить открытие зала ожидания на железнодорожной станции ... за 30 минут до прибытия пассажирских поездов.
ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО РЖД») на указанное решение принесена апелляционная жалоба.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции установил, что суд первой инстанции в нарушении требований действующего гражданско-процессуального законодательства (ст.40 ГПК РФ), не привлек к участию в деле в качестве соответчика ОАО «Федеральная пассажирская компания» (в настоящее время – АО «Федеральная пассажирская компания», далее – АО «ФПК»).
По указанным основаниям в соответствии с п.4 ч.4 ст.330 ГПК РФ решение суда не может быть признано законным, оно подлежит отмене. В соответствии с ч.5 ст. 330 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел данное гражданское дело по правилам суда первой инстанции.
Представитель Костромской транспортной прокуратуры Шведчиков С.А. в суде апелляционной инстанции исковые требования уточнил, просив суд обязать ответчиков обеспечить открытие зала ожидания и работу билетных касс на станции ... за 30 минут до прибытия пассажирских поездов дальнего следования. В остальном дал пояснения согласно тексту искового заявления.
Представитель ОАО «РЖД» ФИО1 в удовлетворении иска просила отказать. Указав, что по требованиям об обеспечении работы билетных касс, ОАО «РЖД» является ненадлежащим ответчиком, так как оформление проездных документов, осуществляется работниками ОАО «СППК» в соответствии с агентским договор, заключенный между АО ФПК и ОАО «СППК» в соответствии с которым ОАО «СППК» осуществляет продажу билетов на поезда дальнего следования.
Требования о возложении обязанности по открытию зала ожидания удовлетворению не подлежат, так как в соответствии с распоряжением начальника Северной железной дороги (далее – СЖД) филиала ОАО «РЖД» указанные обязанности по заблаговременному открытию помещений залов ожидания за 30 минут до прибытия на станцию пассажирских и пригородных поездов уже возложены на работников станции ... то есть на сотрудников ОАО «РЖД». В ночное время, не охваченное графиками работы билетной кассы ст. ... доступ в зал ожидания железнодорожного вокзала обеспечивается работниками станции при обращении пассажира через домофон.
Представитель АО «ФПК» ФИО2, в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что АО «ФПК» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Общество не вправе устанавливать режим работы зала ожидания на железнодорожном вокзале, так как вокзал на станции ... находится в собственности ОАО «РЖД». В отношении требований по изменению графика работы билетных касс указала, что в соответствии с агентским договором, ОАО «СППК» осуществляет продажу билетов на поезда дальнего следования.
Представитель ОАО «СППК» ФИО3 в удовлетворении исковых требований просила отказать, указав, что ОАО «СППК» оказывает услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения, таким образом, график работы билетных касс на станции ... разрабатывается в соответствии с графиком движения только пригородных поездов. Оформление билетов на поезда дальнего следования является дополнительной функцией, в соответствии с агентским договором, заключенным с АО «ФПК». А в отношении требований по установлению режима работы зала ожидания ОАО «СППК» является ненадлежащим ответчиком.
Третье лицо, администрация ... муниципального района Костромской области явку своего представителя не обеспечило, представив отзыв на исковое заявление, в котором просила требования прокурора удовлетворить
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в Костромскую транспортную прокуратуру поступило обращение председателя ... районного Совета ветеранов о неудовлетворительном режиме работы кассы и вокзала станции ....
В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что зал ожидания и билетные кассы ст. ... в ДД.ММ.ГГГГ имели следующий график работы: с 6.00 до 9.00, с 14.00 до 15.10, с 18.00 до 18.40. Тогда как прибытие на станцию ... пассажирского поезда сообщением Хабаровск Москва, следующего по нечетным числам, и пассажирского поезда сообщением Владивосток Москва, следующего по четным числам осуществляется в 21.08, то есть, когда билетные кассы длительное время закрыты.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес генерального директора ОАО «СППК» внесено представление об устранении нарушений законодательства, регламентирующего деятельность железнодорожных станций (л.д.18-20 том.1). Во исполнение представления, распоряжением директора ОАО «СППК» от 20.01.2014г. с 30.01.2014 года изменен режим работы билетной кассы и зала ожидания станции ...: с 06-00 до 06-40, с 08-00 до 09-00, с 13-40 до 15-10, с 18-10 до 18-40, с 20-30 до 21-10.
С 14.12.2014 года билетные кассы и зал ожидания на станции ... работают ежедневно с 06-00 до 06-40, с 08-00 до 09-00, с 13-40 до 15-20, с 18-10 до 18-40, с 20-30 до 21-20.
Из представленного графика сообщения поездов, действующего с ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что через станцию ... следуют следующие поезда дальнего следования: ежедневно №70 сообщением Москва-Чита в 1 -47 (отправление 1.57), №40 сообщением Санкт-Петербург -Астана по нечетным числам в 10-47 (отправление в 10-15), ( до 14 декабря 2014 года указанный поезд ходил по следующему графику: прибытие в 12-09, отправление в 12-17); № 69 ежедневно Чита –Москва в 14 -53 ( отправление в 14-59); № 39 сообщением Астана - С-Петербург в 15-09, отправлением в 15-17; № 44 сообщением Москва-Хабаровск в 14 -31 отправлением в 14-33; № 100 сообщением Москва-Владивосток прибытием в 14-31 с отправлением в 14-33; № 43 сообщением Хабаровск-Москва прибытием в 21-08, отправлением в 21-09; № 99 Владивосток –Москва прибытием в 21-08, отправлением в 21-09. А также два пригородных поезда № 6333 ...-Шарья отправлением 06-33 и № 6346 Шарья-..., прибытием 18-34.
Таким образом, во время прибытия и отправления поезда № 70 сообщением Москва-Чита в 1 -47 (отправление 1.57) и №40 сообщением Санкт-Петербург -Астана по нечетным числам в 10-47 (отправление в 10-15),билетная касса на станции ... закрыта.
Однако сведений о востребованности билетов на поезд № 70 сообщением Москва-Чита (прибытием в 1 -47, отправление 1-57, то есть в период когда билетные кассы не работают) материалы дела не содержат. Кроме того, среднесуточное оформление проездных документов (билетов) на поезд дальнего следования: № 40 сообщением С.- Петербург - Астана составляет 1 билет.
На поезда № 39 сообщением Астана - С.-Петербург, № 44 сообщением Москва Хабаровск, № 69 сообщением Чита - Москва 5-7 билетов ( л.д.256-257 том.1).
В соответствии с п. 23 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности ( утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111), порядок и сроки продажи проездных документов (билетов), а также порядок работы железнодорожных станций и железнодорожных вокзалов определяются правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа исходя из технологических особенностей функционирования железнодорожного транспорта.
Пунктом 1 ст. 1 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что целью деятельности организаций железнодорожного транспорта является своевременное и качественное обеспечение потребностей в транспортных услугах.
Согласно устава АО «ФПК» одним из видов деятельности Общества является перевозка пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования в поездах дальнего следования, оформление и продажа железнодорожных проездных документов на пассажирские поезда дальнего следования.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.05.2010 N 190-т АО «ФПК» включено в раздел 1 "Железнодорожные перевозки" Реестра субъектов естественных монополий на транспорте. Следовательно, АО «ФПК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок на территории Российской Федерации.
Оформление проездных документов на поезда дальнего следования на станции ... осуществляется работниками ОАО «СППК»: согласно агентского договора, заключенного между ОАО «ФПК» ( в настоящее время – АО «ФПК) и ОАО «СППК»( л.д.170-189 том 1), ОАО «СППК» осуществляет продажу билетов на поезда дальнего следования на станции ....
Ввиду того, что ОАО «СППК» разрабатывает график работы билетных касс, указанное общество является надлежащим ответчиком по требованиям прокурора по обеспечению работы билетных касс за тридцать минут до прибытия пассажирских поездов дальнего следования на станцию ....
Согласно штатного расписания по Буйскому участку ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» по станции ... числится 2 единицы кассиров билетных на железнодорожном транспорте с коэффициентом рабочего времени 0,5. В связи с этим, продолжительность рабочей смены не должна превышать более 5,4 часа.
Согласно п.7 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом ( утв. Приказ Минтранса России от 19.12.2013 N 473) оформление проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования и в вагоны беспересадочного сообщения, маршруты следования которых отличаются от маршрута следования поезда, с которым они начали следование, производится через каналы продажи: в билетной кассе, через терминал самообслуживания, через веб-ресурс с резервированием мест с помощью автоматизированной системы (далее - автоматизированный способ). При перевозке пассажиров в вагонах беспересадочного сообщения применяются нормы, предусмотренные для перевозок пассажиров в вагонах поездов дальнего следования с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами. Оформление проездных документов (билетов) может осуществляться по ручной технологии. Оформление доплаты к проездному документу (билету) в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, производится на бланке проездного документа (билета).
Приказ МПС России от 26.07.2002 N 30, на который ссылается прокурор в обоснование своих требований, утратил силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 19.12.2013 N 473, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 01.08.2014).
В силу положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, ссылок на действующее законодательство, указывающее на необходимость открытия и работу билетных касс на железнодорожных станциях за тридцать минут до прибытия пассажирских поездов дальнего следования, прокурором в поддержание своих требований не приведено.
Органы прокуратуры, осуществляя в рамках предоставленных им ст. ст. 22, 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и наделенные законом процессуальными полномочиями на самостоятельное обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, не должны вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что удовлетворение заявленных прокурором исковых требований о возложении на ответчиков обязанности обеспечить открытие и работу билетных касс на станции Поназырево за тридцать минут до прибытия пассажирских поездов дальнего следования открытия не соответствует требованиям ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилам оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Правилам перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, а, режим работы билетной кассы на разработан на обслуживание пассажиров с полным охватом поездов пригородного сообщения, и поездов дальнего следования с учетом потребностей населения, пассажиропотока, времени на оформление проездных документов на поезда дальнего следования, а потому в их удовлетворении должно быть отказано.
При рассмотрении требований о возложении обязанности по открытию зала ожидания на железнодорожной станции ... за 30 минут до прибытия пассажирских поездов дальнего следования судебная коллегия исходит из следующего.
Железнодорожный вокзал на станции ... находится в собственности ОАО «РЖД».
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором. Согласно ч.ч.1, 2 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. 4.2 ст.20 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» обязанность по обеспечению безопасных для жизни и здоровья пассажиров условий проезда возложена на владельцев инфраструктур, которым в данном случае является ОАО «РЖД».
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» и ОАО «СППК» заключен договор № об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Пунктом 2.1.7 Договора на владельца инфраструктуры - ОАО «РЖД» возложена обязанность предоставить перевозчику ОАО «СППК» возможность использовать на территории вокзалов, пассажирских зданий станций и остановочных пунктов помещений (площадей) для организации пунктов продажи и хранения проездных документов, в том числе кассы, по перечню Приложения №4, согласно которому предусмотрена возможность ОАО «СППК» использовать билетную кассу ст. ....
С учетом изложенного и того, что работники ОАО «СППК» вправе использовать на данной станции только помещение билетных касс для продажи билетов надлежащим ответчиком по указанным требованиям является ОАО «РЖД».
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" N 18-ФЗ от 10 января 2003 года пассажиром является лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее.
В соответствии с абзацем 4 статьи 80 указанного закона на железнодорожных станциях, открытых для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа, вокзалы имеют в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железнодорожные билетные кассы, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, справочные бюро, комнаты отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров. Пассажирам предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.
На основании пункта 39 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года N 111), пассажиру предоставляется право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами.
Начальником Северной железной дороги-филиала ОАО «РЖД» в целях обеспечения требуемых условий для пассажиров в помещениях залов ожиданий и предотвращения случаев вандализма издано распоряжение от 23.12.2011 № 1126р «Об эксплуатации помещений залов ожидания пассажиров, расположенных на станциях Северной железной дороги», согласно п.2.1. которого генеральному директору ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» и начальнику Северного железнодорожного агентства Северного филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» рекомендовано обеспечить заблаговременное открытие помещений залов ожидания за 30 минут до прибытия на станцию пассажирских и пригородных поездов.
Как следует из материалов дела, в ночное время, не охваченное графиками работы билетной кассы ст. ..., учитывая местные условия, доступ в зал ожидания железнодорожного вокзала обеспечивается работниками станции при обращении пассажира через домофон.
Таким образом, работа зала ожидания железнодорожного вокзала станции ... соответствует требованиям прокурора, изложенным в исковом заявлении, указанная обязанность исполняется в добровольном порядке в соответствии с вышеуказанными положениями нормативно-правовых актов и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №.
То обстоятельство, что в ночное время доступ в зал ожидания обеспечивается работниками станции при обращении пассажира через домофон, не нарушает права пассажиров на пользование залами ожидания.
Способ открытия помещений зала ожидания на железнодорожных вокзалах законодательством не регламентирован, и, как это следует из материалов дела и объяснений ответчиков, используется и на других железнодорожных станциях ОАО «РЖД».
Как следует из материалов дела, работники станции ... под роспись ознакомлены с порядком открытия зала ожидания в ночное время, график работы зала с указанием открытия зала в ночное время через домофон вывешен на входе в зал ожидания станции .... Согласно актов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о проведении независимой внезапной проверки соблюдения режима работы железнодорожного вокзала ст. ... в ночное время с участием сотрудников администрации ... муниципального района за тридцать минут до прибытия поезда дальнего следования с помощью вызывной панели (домофона), оборудованной у входа в вокзал, дежурный поста электрической централизации стрелок и сигналов (ЭЦ), организовал доступ пассажиров в зал ожидания ( л.д.79, 86 том 2).
То обстоятельство, что в ночное время зал ожидания не всегда открывается работниками станции, как это следует из обращений в прокуратуру жителей поселка, главы ... муниципального района, рапорта старшего помощника Костромского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и письменных объяснений начальника линейного отдела полиции на ст.... Костромского ЛО МВД России на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для удовлетворения иска не является, так как указанное лишь может свидетельствовать о ненадлежащем исполнении своих обязанностей работниками ОАО «РЖД» по открытию зала ожидания.
Кроме того, сведения указанные в данных обращениях, рапорте и объяснениях носят опосредованный, неконкретизированный характер, а жалобы жителей поселка, указывают на нарушения имевшие место в ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, а также того, что прокурором в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не приведено достаточных и достоверных доказательств факта нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, защита которых возможна указанным прокурором способом, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 330, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г.Ярославля области от 17 сентября 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковое заявление Костромского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Северная пригородная пассажирская компания», АО «Федеральная пассажирская компания» оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи