ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1521/19А-048 от 30.01.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Князев А.А. Дело № 33-1521/2019 А-048г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего Киселевой А.А,

судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,

при секретаре Устюговой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.

гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей» о признании приказа незаконным, взыскании стимулирующих выплат, компенсации за задержку выплат,

по апелляционной жалобе истца ФИО1,

на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 24 октября 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей» о признании приказа незаконным, взыскании стимулирующих выплат, компенсации за задержку выплат отказать»

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась с иском к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей», с учетом уточнения, о признании незаконным приказа от 31 мая 2018г. «О лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018 года», взыскании выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. в размере 16 034,76 рубля, выплат по итогам работы за 1 квартал 2018 г. в размере 14 389,50 рублей, компенсации за нарушение сроков выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 г. в размере 1 220,52 рублей.

Требования мотивированы тем, что она работает в МБУК «Лесосибирский краеведческий музей» в должности <данные изъяты>. 06 июня 2018г. ознакомлена с приказом от 31 мая 2018г. о лишении выплат стимулирующего характера за не предоставление отчетности, отсутствие работы по научно-исследовательскому направлению, невыполнение распоряжений руководителя, что не соответствует действительности. Отчет в мае 2018г. сдан своевременно, в целях реализации научно-исследовательской работы было разработано в черновом варианте три программы, поскольку разработка 5 программ в месяц не соответствует приказу Министерства культуры РФ № 2478 от 30 декабря 2014г. «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях, и других организациях музейного типа», устных и письменных распоряжений от директора не поступало. Кроме того, директором, в нарушение положения «Об оплате труда работников МБУК «Лесосибирский краеведческий музей», не были учтены выводы комиссии по определению размеров выплат стимулирующего характера, оформленные протоколом от 30 мая 2018г. Также работодателем не обоснованно не произведена выплата по итогам работы за 1 квартал, установленная разделом 5 указанного положения в размере до 150% от оклада.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом доказательств, указывая, что фактически ее лишили премии за дисциплинарный проступок, вместе с тем, в нарушение ст. 193 ТК РФ у нее не истребовано объяснение по данному факту.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте, дате и времени его рассмотрения, проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ст. ст. 22, 129, 135 ТК РФ работодатель обязан выплачивать работнику в полном размере причитающуюся заработную плату, в том числе стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), предусмотренные трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с положениями ч.1 ст.129, ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017г. №38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 31 октября 2017г. состоит в трудовых отношениях с Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в должности <данные изъяты>

Приказом от 31 мая 2018г. в связи с невыполнением должностных обязанностей, а именно: не предоставление отчетности, отсутствие работы по научно-исследовательскому направлению, невыполнение распоряжений руководителя, лишены выплат стимулирующего характера работники учреждения за май 2018г., в том числе ФИО1

Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей» о признании незаконным указанного приказа о лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018г., взыскании выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г., компенсации за нарушение сроков выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что спорные стимулирующие выплаты являются поощрением работников за добросовестное выполнение трудовых обязанностей в соответствии со ст. 191 ТК РФ, не являются безусловными гарантированными выплатами и решение об их выплате или не выплате, а также об их размере и сроке принимается работодателем и является его правом, а не обязанностью, в связи с чем, не начисление указанных стимулирующих выплат истцу в отсутствие приказа директора учреждения о назначении таковых не нарушает прав истца на гарантированное вознаграждение за труд в рамках ст. 129 ТК РФ.

Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции полагает неверными, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.

Так, из раздела IV «Оплата труда» трудового договора, заключенного сторонами 31 октября 2017г., следует, что выплаты стимулирующего характера входят в систему оплаты труда работника, являются частью его заработной платы за выполнение трудовых обязанностей.

Виды выплат, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективным договором, Положением «Об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в соответствии с трудовым законодательством.

В учреждении применяется балльная оценка при установлении выплат стимулирующего характера.

Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя, с учетом мнения специально созданной для подготовки предложений по вопросам стимулирования работников учреждения комиссии, состав которой утверждается приказом, и критериев оценки результативности и качества труда работника, в пределах приносящей доход деятельности учреждения (платных услуг).

Стоимость балла и размер выплат определяется с учетом финансово-экономического положения работодателя, в соответствии с бальной системой оценки показателей по итогам работы, результативности и качества труда.

Положением «Об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» установлены аналогичные нормы.

Также, данным положением предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера работникам учреждения предоставляются в соответствии с действующим трудовым законодательством и настоящим Положением. Действие настоящего раздела распространяется на всех работников учреждения, за исключением руководителей учреждений, их заместителей (п. 5.1).

Работникам учреждения могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, персональные выплаты: за опыт работы, за сложность, напряженность и особой режим работы, в целях повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, в целях обеспечения заработной платы работника на уровне размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае, в целях обеспечения региональной выплаты, установленной пунктом 2 статьи 4 Решения Лесосибирского городского Совета от 17.05.2012 № 247 «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры (п.п. 5.2-5.6).

В приложениях 4 к указанному Положению определены критерии оценки результативности и качества труда для определения размеров выплат за качество выполняемых работ работников муниципальных бюджетных учреждений культуры, аналогичные тем, которые определены трудовым договором сторон.Так, для <данные изъяты> определены следующие критерии результативности качества труда: стабильное выполнение функциональных обязанностей (по итогам работы предыдущего месяца), в содержание которого входит: своевременное выполнение плана своей работы, полное и достоверное предоставление отчетности (10-20 баллов), разработка концепций, ТЭП, сбор материалов, качественное оформление экспозиций (20-40 баллов), качественная подготовка программ, планов, лекций, проектов, сценариев по проведению массовых мероприятий (20-40 баллов), превышение фактических показателей результативности своей деятельности по сравнению с запланированными, в том числе по платным услугам (20-40 баллов), организация научных исследований и участие в реализации результатов этих исследований (20-40 баллов), взаимодействие с учреждениями города в целях популяризации деятельности учреждения (20-40 баллов), качественная подготовка публикаций научного и информационного материала в СМИ (20-40 баллов), качественная подготовка и проведение мастер-классов с применением новых современных методов, в том числе с участием мастеров декоративно-прикладного искусства (20-40 баллов), осуществление дополнительных работ (10-20 баллов), повышение квалификации, профессиональная переподготовка, участие в семинарах, изучение передового отечественного и зарубежного опыта (20-40 баллов), отсутствие замечаний к специалисту со стороны администрации учреждения (7,5-15 баллов).

Приказом от 05 февраля 2018г. создана комиссия для подготовки предложений по вопросам стимулирования работников учреждения в составе председателя комиссии П.Е.М., членов комиссии: М.Т.В., ФИО1, О.Н.Ф., Е.Т.Ю,

Из протокола заседания комиссии от 30 мая 2018г. следует, что в результате проведения комиссией оценки результативности и качества выполняемых работ за май 2018 г. ФИО1 получено 196 баллов по 8 показателям из 11 имеющихся.

Также, в соответствии с отчетом МБУК «Лесосибирский краеведческий музей» за май 2018г. ФИО1 организовывала мероприятия: экскурсия по выставке «Великая отечественная война глазами детей» с 01 по 31 мая 2018г. в коррекционной школе; мероприятие «Великая отечественная война в картинах художников» 04 мая 2018г. в ДОУ № 41; лекция «День Победы в творчестве Красноярских художников» 04 и 05 мая 2018г. в малом зале; в рамках программы «От мастера к ученику, от ученика к мастеру» открытие выставки детских работ ЦДО и картин художников объединения «Енисей» 06 мая 2018г. в большом зале; мероприятие «Великая отечественная война в картинах художников» 07 мая 2018г. в ДОУ № 43; участие в торжественном параде, выставка картин, посвященных ВОВ, экскурсия по выставке, выставка «Путь к победе!» 09 мая 2018г. на площадке перед СибГУ; работа с людьми с ограниченными возможностями, детьми реабилитационного центра, центра семьи, дома-интерната 31 мая 2018г. в большом и малом зале.

Не согласившись с заключением данной комиссии, директором издан оспариваемый приказ от 31 мая 2018г. о лишении выплат стимулирующего характера.

Вместе с тем, такими полномочиями директор учреждения не обладает, исходя из установленного локальными правовыми актами регулирования.

Кроме того, из представленных в дело работодателем документов также не следует о наличии у руководителя учреждения полномочий по ревизированию количественного показателя баллов, определенных специальной комиссией в отношении каждого работника. Более того, созданная в учреждении комиссия, как следует из материалов дела и не опровергалось представителем ответчика в суде, полномочна принимать решение о количестве начисленных баллов, в том числе в отношении самих членов комиссии. Критерии, по которым истцу были начислены балы, соответствуют установленным для должности, занимаемой ФИО2

Закрепленный трудовым договором сторон и Положением об оплате труда порядок производства выплат стимулирующего характера - по решению руководителя, не свидетельствует о возможности изменения руководителем учреждения количества баллов, определенных комиссией путем их произвольного уменьшения.

При этом из представленного в суд первой инстанции стороной ответчика расчета количества балов истцу за май 2018г. следует, что по тем же критериям результативности и качества работы, которым специальной комиссией было определено 196 балов, директором МБУК «Лесосибирский краеведческий музей» Т.О.В. начислено ФИО1 127,5 балов.

Между тем, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого приказа в отношении истца, несмотря на лишение им ФИО2 части заработной платы за выполнение трудовых обязанностей, повлекшего в результате начисление заработной платы за май 2018г. в размере 17419,66 руб., что менее установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, учитывая, что с 01 мая 2018г. на основании ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ) минимальный размер оплаты труда установлен в размере 11163 рублей в месяц, соответственно, за май 2018 г. истцу не могла быть выплачена заработная плата менее 20093,40 руб. (11163 * 1,8).

На основании изложенного, учитывая, что из трудового договора сторон, Положения об оплате труда работников, следует, что выплаты стимулирующего характера входят в систему оплаты труда работника, и производятся в вышеуказанном порядке, по набранным балам, в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, от общей суммы, полученных от приносящей доход деятельности учреждения (платных услуг), за фактически отработанное время, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания незаконным приказа от 31 мая 2018 г. «О лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018 года» в части лишения выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. в отношении ФИО1, в связи с чем, в соответствии с п.п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным приказа от 31 мая 2018г., взыскании выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. и компенсации за нарушение срока выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным приказа от 31 мая 2018г. в части лишения выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. в отношении ФИО1

При таких обстоятельствах, с муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в пользу ФИО1 подлежит взысканию выплата стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. в размере 16034,76 руб, исходя из расчета: 196 баллов (всего начислено баллов по итогам работы за май 2018г.) * 45,45 (стоимость баллов, указанная сторонами в ходе судебного разбирательства) * 1,8 (районный коэффициент и северная надбавка).

Кроме того, в связи с задержкой указанной выплаты в соответствии со ст.236 ТК РФ в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков выплаты за период с 06.06.2018 (дата выплаты заработной платы) по 27.08.2018 (дата, определенная истцом) в размере 643,26 руб., исходя из расчета: 16034,76 руб. * 7,25% *1/150*83 дня.

Отказывая в удовлетворении требования истца о взыскании выплаты по итогам работы в размере до 150% от оклада, предусмотренной п. 3 раздела 6 Положения «Об оплате труда работников МБУК «Лесосибирский краеведческий музей», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данная выплата производится в пределах фонда оплаты труда, вместе с тем, работникам учреждения такая стимулирующая выплата не начисляется ввиду недостаточности средств фонда оплаты труда.

Выводы суда в указанной части не вызывают сомнений у судебной коллегии, поскольку мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.

Учитывая, что судебной коллегией частично удовлетворены требования истца в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 667 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 24 октября 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей» о признании незаконным приказа № 31 от 31 мая 2018 года «О лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018 года», взыскании выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года и компенсации за нарушение срока выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года отменить. Принять в данной части новое решение.

Признать незаконным приказ МБУК «Лесосибирский краеведческий музей» № 31 от 31 мая 2018 года «О лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018 года» в части лишения выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года в отношении ФИО1.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в пользу ФИО1 выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года в размере 16034 рублей 76 копеек, денежную компенсацию за нарушение срока выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года в размере 643 рублей 26 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 667 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: