Судья Князев А.А. Дело № 33-1521/2019 А-048г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 января 2019 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего Киселевой А.А,
судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,
при секретаре Устюговой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей» о признании приказа незаконным, взыскании стимулирующих выплат, компенсации за задержку выплат,
по апелляционной жалобе истца ФИО1,
на решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 24 октября 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей» о признании приказа незаконным, взыскании стимулирующих выплат, компенсации за задержку выплат отказать»
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей», с учетом уточнения, о признании незаконным приказа № от 31 мая 2018г. «О лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018 года», взыскании выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. в размере 16 034,76 рубля, выплат по итогам работы за 1 квартал 2018 г. в размере 14 389,50 рублей, компенсации за нарушение сроков выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 г. в размере 1 220,52 рублей.
Требования мотивированы тем, что она работает в МБУК «Лесосибирский краеведческий музей» в должности <данные изъяты>. 06 июня 2018г. ознакомлена с приказом от 31 мая 2018г. о лишении выплат стимулирующего характера за не предоставление отчетности, отсутствие работы по научно-исследовательскому направлению, невыполнение распоряжений руководителя, что не соответствует действительности. Отчет в мае 2018г. сдан своевременно, в целях реализации научно-исследовательской работы было разработано в черновом варианте три программы, поскольку разработка 5 программ в месяц не соответствует приказу Министерства культуры РФ № 2478 от 30 декабря 2014г. «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях, и других организациях музейного типа», устных и письменных распоряжений от директора не поступало. Кроме того, директором, в нарушение положения «Об оплате труда работников МБУК «Лесосибирский краеведческий музей», не были учтены выводы комиссии по определению размеров выплат стимулирующего характера, оформленные протоколом № от 30 мая 2018г. Также работодателем не обоснованно не произведена выплата по итогам работы за 1 квартал, установленная разделом 5 указанного положения в размере до 150% от оклада.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение суда, ссылаясь на ненадлежащую оценку судом доказательств, указывая, что фактически ее лишили премии за дисциплинарный проступок, вместе с тем, в нарушение ст. 193 ТК РФ у нее не истребовано объяснение по данному факту.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте, дате и времени его рассмотрения, проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. ст. 22, 129, 135 ТК РФ работодатель обязан выплачивать работнику в полном размере причитающуюся заработную плату, в том числе стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), предусмотренные трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с положениями ч.1 ст.129, ч.3 ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно пункту 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017г. №38-П минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 31 октября 2017г. состоит в трудовых отношениях с Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в должности <данные изъяты>
Приказом № от 31 мая 2018г. в связи с невыполнением должностных обязанностей, а именно: не предоставление отчетности, отсутствие работы по научно-исследовательскому направлению, невыполнение распоряжений руководителя, лишены выплат стимулирующего характера работники учреждения за май 2018г., в том числе ФИО1
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей» о признании незаконным указанного приказа о лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018г., взыскании выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г., компенсации за нарушение сроков выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ, суд первой инстанции исходил из того, что спорные стимулирующие выплаты являются поощрением работников за добросовестное выполнение трудовых обязанностей в соответствии со ст. 191 ТК РФ, не являются безусловными гарантированными выплатами и решение об их выплате или не выплате, а также об их размере и сроке принимается работодателем и является его правом, а не обязанностью, в связи с чем, не начисление указанных стимулирующих выплат истцу в отсутствие приказа директора учреждения о назначении таковых не нарушает прав истца на гарантированное вознаграждение за труд в рамках ст. 129 ТК РФ.
Судебная коллегия данные выводы суда первой инстанции полагает неверными, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Так, из раздела IV «Оплата труда» трудового договора, заключенного сторонами 31 октября 2017г., следует, что выплаты стимулирующего характера входят в систему оплаты труда работника, являются частью его заработной платы за выполнение трудовых обязанностей.
Виды выплат, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективным договором, Положением «Об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в соответствии с трудовым законодательством.
В учреждении применяется балльная оценка при установлении выплат стимулирующего характера.
Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя, с учетом мнения специально созданной для подготовки предложений по вопросам стимулирования работников учреждения комиссии, состав которой утверждается приказом, и критериев оценки результативности и качества труда работника, в пределах приносящей доход деятельности учреждения (платных услуг).
Стоимость балла и размер выплат определяется с учетом финансово-экономического положения работодателя, в соответствии с бальной системой оценки показателей по итогам работы, результативности и качества труда.
Положением «Об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» установлены аналогичные нормы.
Также, данным положением предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера работникам учреждения предоставляются в соответствии с действующим трудовым законодательством и настоящим Положением. Действие настоящего раздела распространяется на всех работников учреждения, за исключением руководителей учреждений, их заместителей (п. 5.1).
Работникам учреждения могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работ, персональные выплаты: за опыт работы, за сложность, напряженность и особой режим работы, в целях повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, в целях обеспечения заработной платы работника на уровне размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае, в целях обеспечения региональной выплаты, установленной пунктом 2 статьи 4 Решения Лесосибирского городского Совета от 17.05.2012 № 247 «Об утверждении Положения о новой системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры (п.п. 5.2-5.6).
В приложениях 4 к указанному Положению определены критерии оценки результативности и качества труда для определения размеров выплат за качество выполняемых работ работников муниципальных бюджетных учреждений культуры, аналогичные тем, которые определены трудовым договором сторон.Так, для <данные изъяты> определены следующие критерии результативности качества труда: стабильное выполнение функциональных обязанностей (по итогам работы предыдущего месяца), в содержание которого входит: своевременное выполнение плана своей работы, полное и достоверное предоставление отчетности (10-20 баллов), разработка концепций, ТЭП, сбор материалов, качественное оформление экспозиций (20-40 баллов), качественная подготовка программ, планов, лекций, проектов, сценариев по проведению массовых мероприятий (20-40 баллов), превышение фактических показателей результативности своей деятельности по сравнению с запланированными, в том числе по платным услугам (20-40 баллов), организация научных исследований и участие в реализации результатов этих исследований (20-40 баллов), взаимодействие с учреждениями города в целях популяризации деятельности учреждения (20-40 баллов), качественная подготовка публикаций научного и информационного материала в СМИ (20-40 баллов), качественная подготовка и проведение мастер-классов с применением новых современных методов, в том числе с участием мастеров декоративно-прикладного искусства (20-40 баллов), осуществление дополнительных работ (10-20 баллов), повышение квалификации, профессиональная переподготовка, участие в семинарах, изучение передового отечественного и зарубежного опыта (20-40 баллов), отсутствие замечаний к специалисту со стороны администрации учреждения (7,5-15 баллов).
Приказом № от 05 февраля 2018г. создана комиссия для подготовки предложений по вопросам стимулирования работников учреждения в составе председателя комиссии П.Е.М., членов комиссии: М.Т.В., ФИО1, О.Н.Ф., Е.Т.Ю,
Из протокола заседания комиссии № от 30 мая 2018г. следует, что в результате проведения комиссией оценки результативности и качества выполняемых работ за май 2018 г. ФИО1 получено 196 баллов по 8 показателям из 11 имеющихся.
Также, в соответствии с отчетом МБУК «Лесосибирский краеведческий музей» за май 2018г. ФИО1 организовывала мероприятия: экскурсия по выставке «Великая отечественная война глазами детей» с 01 по 31 мая 2018г. в коррекционной школе; мероприятие «Великая отечественная война в картинах художников» 04 мая 2018г. в ДОУ № 41; лекция «День Победы в творчестве Красноярских художников» 04 и 05 мая 2018г. в малом зале; в рамках программы «От мастера к ученику, от ученика к мастеру» открытие выставки детских работ ЦДО и картин художников объединения «Енисей» 06 мая 2018г. в большом зале; мероприятие «Великая отечественная война в картинах художников» 07 мая 2018г. в ДОУ № 43; участие в торжественном параде, выставка картин, посвященных ВОВ, экскурсия по выставке, выставка «Путь к победе!» 09 мая 2018г. на площадке перед СибГУ; работа с людьми с ограниченными возможностями, детьми реабилитационного центра, центра семьи, дома-интерната 31 мая 2018г. в большом и малом зале.
Не согласившись с заключением данной комиссии, директором издан оспариваемый приказ № от 31 мая 2018г. о лишении выплат стимулирующего характера.
Вместе с тем, такими полномочиями директор учреждения не обладает, исходя из установленного локальными правовыми актами регулирования.
Кроме того, из представленных в дело работодателем документов также не следует о наличии у руководителя учреждения полномочий по ревизированию количественного показателя баллов, определенных специальной комиссией в отношении каждого работника. Более того, созданная в учреждении комиссия, как следует из материалов дела и не опровергалось представителем ответчика в суде, полномочна принимать решение о количестве начисленных баллов, в том числе в отношении самих членов комиссии. Критерии, по которым истцу были начислены балы, соответствуют установленным для должности, занимаемой ФИО2
Закрепленный трудовым договором сторон и Положением об оплате труда порядок производства выплат стимулирующего характера - по решению руководителя, не свидетельствует о возможности изменения руководителем учреждения количества баллов, определенных комиссией путем их произвольного уменьшения.
При этом из представленного в суд первой инстанции стороной ответчика расчета количества балов истцу за май 2018г. следует, что по тем же критериям результативности и качества работы, которым специальной комиссией было определено 196 балов, директором МБУК «Лесосибирский краеведческий музей» Т.О.В. начислено ФИО1 127,5 балов.
Между тем, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого приказа в отношении истца, несмотря на лишение им ФИО2 части заработной платы за выполнение трудовых обязанностей, повлекшего в результате начисление заработной платы за май 2018г. в размере 17419,66 руб., что менее установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, учитывая, что с 01 мая 2018г. на основании ст.1 Федерального закона от 19 июня 2000г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ) минимальный размер оплаты труда установлен в размере 11163 рублей в месяц, соответственно, за май 2018 г. истцу не могла быть выплачена заработная плата менее 20093,40 руб. (11163 * 1,8).
На основании изложенного, учитывая, что из трудового договора сторон, Положения об оплате труда работников, следует, что выплаты стимулирующего характера входят в систему оплаты труда работника, и производятся в вышеуказанном порядке, по набранным балам, в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, от общей суммы, полученных от приносящей доход деятельности учреждения (платных услуг), за фактически отработанное время, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания незаконным приказа № от 31 мая 2018 г. «О лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018 года» в части лишения выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. в отношении ФИО1, в связи с чем, в соответствии с п.п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным приказа № от 31 мая 2018г., взыскании выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. и компенсации за нарушение срока выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным приказа № от 31 мая 2018г. в части лишения выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. в отношении ФИО1
При таких обстоятельствах, с муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в пользу ФИО1 подлежит взысканию выплата стимулирующего характера по итогам работы за май 2018г. в размере 16034,76 руб, исходя из расчета: 196 баллов (всего начислено баллов по итогам работы за май 2018г.) * 45,45 (стоимость баллов, указанная сторонами в ходе судебного разбирательства) * 1,8 (районный коэффициент и северная надбавка).
Кроме того, в связи с задержкой указанной выплаты в соответствии со ст.236 ТК РФ в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков выплаты за период с 06.06.2018 (дата выплаты заработной платы) по 27.08.2018 (дата, определенная истцом) в размере 643,26 руб., исходя из расчета: 16034,76 руб. * 7,25% *1/150*83 дня.
Отказывая в удовлетворении требования истца о взыскании выплаты по итогам работы в размере до 150% от оклада, предусмотренной п. 3 раздела 6 Положения «Об оплате труда работников МБУК «Лесосибирский краеведческий музей», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данная выплата производится в пределах фонда оплаты труда, вместе с тем, работникам учреждения такая стимулирующая выплата не начисляется ввиду недостаточности средств фонда оплаты труда.
Выводы суда в указанной части не вызывают сомнений у судебной коллегии, поскольку мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Учитывая, что судебной коллегией частично удовлетворены требования истца в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 667 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 24 октября 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Лесосибирский краеведческий музей» о признании незаконным приказа № 31 от 31 мая 2018 года «О лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018 года», взыскании выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года и компенсации за нарушение срока выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года отменить. Принять в данной части новое решение.
Признать незаконным приказ МБУК «Лесосибирский краеведческий музей» № 31 от 31 мая 2018 года «О лишении выплат стимулирующего характера работников учреждения за май 2018 года» в части лишения выплат стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года в отношении ФИО1.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в пользу ФИО1 выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года в размере 16034 рублей 76 копеек, денежную компенсацию за нарушение срока выплаты стимулирующего характера по итогам работы за май 2018 года в размере 643 рублей 26 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения культуры «Лесосибирский краеведческий музей» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 667 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: