ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15223/19 от 02.07.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-15223/2019

Судья: Илюшова О.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Луковицкой Т.А.

судей

Литвиновой И.А., Мирошниковой Е.Н.

при секретаре

Кузнецовой К.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 02 июля 2019 года материалы гражданского дела № 2-745/2019 по апелляционной жалобе администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга на решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2019 года по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,

Заслушав доклад судьи Литвиновой И.А., объяснения представителя ответчика администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга Хрусталевой Н.Н., представителя истца Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту неопределенного круга лиц, Мазиной О.Н., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга, в котором просит обязать ответчика в 290-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории общего пользования в районе <адрес>.

В обоснование иска Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга указывает, что в результате проведенной проверки был выявлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления (грунт, бой бетона, бой кирпича, отходы полиэтилена) в районе <адрес> на территории общего пользования. Администрацией Пушкинского района не реализованы в полном объеме полномочия в части организации работ по ликвидации несанкционированной свалки на территории района.

Решением Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2019 года исковые требования удовлетворены, на Администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга возложена обязанность в срок 290 дней с момента вступления в законную силу решения суда организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории общего пользования в районе <адрес>.

В апелляционной жалобе администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать.

Иными лицами, участвующими в деле, решение суда не обжалуется.

В заседание суда апелляционной инстанции третье лицо Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался по правилам ст. 113 ГПК РФ, судебной повесткой, направленной по факсу 10.06.2019, о причинах своей неявки судебную коллегию не известил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Частями 1 и 2 ст. 51 указанного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В силу п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).

Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" одной из задач Администрации является проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 3.10.4, 3.10.7 указанного Постановления задачами администрации в сфере благоустройства и обращения с отходами является организация благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией, а также контроль уборки территории района в пределах своей компетенции

На основании п. 2.2 Приложения №5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961, на администрации районов возложены обязанности по контролю за уборкой территории района в пределах своей компетенции.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Природоохранным прокурором Санкт-Петербурга была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления, в результате которой на территории общего пользования в районе <адрес> была выявлена свалка отходов производства и потребления (грунт, бой бетона, бой кирпича, отходы полиэтилена) (л.д. 11).

Факт наличия несанкционированной свалки в районе <адрес> ответчиком Администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Из ответа Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга №... на обращение Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга по факту несанкционированного складирования отходов на территории общего пользования в районе <адрес> следует, что территория, расположенная на землях неразграниченной государственной собственности, не поставленных на кадастровый учет, прилегающая к территории участка №... площадью более 10 000 кв.м включена в проект адресной программы ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Пушкинского района в 2019 году.

В материалы дела ответчиком предоставлена адресная программа Администрации Пушкинского района обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Пушкинского района в 2019 году, согласно которой на 2019 год запланирована лишь разработка проектно-сетной документации на ликвидацию несанкционированных свалок отходов на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга (л.д. 20).

Исходя из их системного анализа вышеприведенных норм права, суд пришел к верному выводу о том, что ответчик имеет полномочие по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок, включающих отходы производства и потребления, на ответчика действующим законодательством возложена обязанность по организации работ по ликвидации несанкционированной свалки.

Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, установил, что ответчиком указанная обязанность в нарушение требований законодательства не исполнена, работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов в связи с выявленными Природоохранным прокурором Санкт-Петербурга нарушениями действующего законодательства в области охраны окружающей среды не организованы.

Учитывая, что бездействие ответчика по неисполнению требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды влечет за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд удовлетворил исковые требования и обязании ответчика организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки отходов на территории общего пользования в районе <адрес>, определив на основании ст. 206 ГПК РФ срок для исполнения принятого решения - 290 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют нормам законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, а также представленным в материалы дела доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что Администрацией Пушкинского района Санкт-Петербурга заключен контракт на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации спорной свалки, а, следовательно, администрация надлежащим образом исполнила свои полномочия по соблюдению законодательства в сфере обращения с отходами, не могут послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

На территории Санкт-Петербурга действует Административный регламент администрации района Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по организации благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся обеспечения мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории района Санкт-Петербурга, в соответствии с адресными программами, утверждаемыми администрацией района Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности от 02.04.2018 N 100-р.

Положениями пунктов 3.2.3.2, 3.2.3.3, 3.2.3.6 Административного регламента установлено, что контракт на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по ликвидации свалки является лишь одним из этапов, необходимым для включения спорной свалки в адресную программу.

Учитывая, что ответчиком факт наличия свалки и необходимость ее ликвидации фактически не оспаривается, при этом доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что свалка включена в адресную программу по ликвидации свалок отходов на территориях общего пользования Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2019 год и будет ликвидирована до 31 декабря 2019 года в материалы дела не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда вынесено законно и обоснованно, вследствие чего доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.

Доводы жалобы о том, что судом установлен срок, недостаточный для организации работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов, на правильность выводов суда не влияет, так как ответчик вправе обратиться в суд первой инстанции с заявлением об отсрочке исполнения решения согласно ст. ст. 203, 434 ГПК РФ.

Довод о том, что заявленные истцом требования подлежали рассмотрению в порядке КАС РФ, основаны на неправильном понимании норм процессуального права.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой имеющихся доказательств, не содержат фактов, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: