Судья Ризванова Л.А. Дело №33-15229/2013
Учёт №22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2013 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г. и Нурмиева М.М.,
при секретаре судебного заседания Мехтиеве В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сазоновой В.Г. гражданское дело по апелляционным жалобам представителей Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан – ФИО2, Кабинета Министров Республики Татарстан – ФИО3, Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан– ФИО6 на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года, которым постановлено:
иск ФИО5 ФИО17 удовлетворить.
Признать за несовершеннолетним ФИО1. право на получение Государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 июня 1995 года .... «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в связи с аварийностью жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в результате пожара и взрывов на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ, расположенном в районе п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики.
Обязать Исполнительный комитет Агрызского муниципального района РТ, Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство РТ, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, ГУ МЧС России по Республике Татарстан включить ФИО1 в Список на получение Государственного жилищного сертификата, исполнить необходимые мероприятия в соответствии с Порядком выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года № ...., Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года №.... «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» в связи с аварийностью жилого помещения по адресу: <адрес> результате пожара и взрывов на арсенале Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ, расположенном в районе п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики и заменить Государственный жилищный сертификат серии-А № ...., выдав сертификат на граждан ФИО5 ФИО17, ФИО5 ФИО20 и ФИО1 на право приобретения жилого помещения общей площадью 54 кв.м.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и Главного Управления МЧС России по Республике Татарстан – ФИО3, поддержавшего доводы своей жалобы и не возражавшего против апелляционной жалобы другой стороны, объяснения представителя Министров финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан – ФИО6, поддержавшей доводы своей жалобы и не возражавшей против доводов апелляционных жалоб, ФИО7, возражавшую относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО7, действующая в интересах несовершеннолетнего сына ФИО1 обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Агрызского муниципального района РТ, Кабинету Министров Республики Татарстан, третьим лицам Министерству финансов Республики Татарстан, Правительству Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству финансов Российской Федерации о признании за несовершеннолетним ФИО1 права на получение Государственного жилищного сертификата за счет бюджетных ассигнований, обязании включить ФИО1 в список на получение Государственного жилищного сертификата, исполнить необходимые мероприятия в соответствии с порядком выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов, обязании заменить Государственный жилищный сертификат.
Требования мотивированы тем, что со 02 июня 2011 года на 03 июня 2011 года произошел пожар и взрывы снарядов на арсенале номер 102 главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны, расположенном в районе п. Пугачево Удмуртии. В связи со случившимся был поврежден и признан аварийным дом, в котором находится их квартира по адресу: РТ, <адрес>, которая принадлежит на праве собственности на основании договора приватизации ей и двоим ее сыновьям, в том числе ФИО1
На момент чрезвычайной ситуации (далее по тексту ЧС) в квартире были зарегистрированы и проживали она сама, и два ее сына ФИО8 и несовершеннолетний ФИО1 всего 3 человека.
В связи с признанием дома аварийным в результате ЧС в 2012 году начали формировать списки на получение Государственных жилищных сертификатов (далее ГЖС). Они написали заявление и сдали документы на всех членов семьи, включая ФИО1 Однако, по неизвестным для нее причинам сына ФИО1 не включили в список граждан на получение ГЖС, о чем она узнала только перед получением ГЖС. Она полагает, что не включение в список ее несовершеннолетнего сына нарушает его права, предусмотренные статьей 40 Конституции Российской Федерации, содержащей запрет на произвольное лишение жилища. Правоотношения в части выпуска ГЖС регулируются порядком выпуска и погашения ГЖС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09 октября 1995 года. № ..... Указанным нормативным актом предусмотрена выдача ГЖС из расчета не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи из двух и более человек. Площадь квартиры, получаемой ими по ГЖС без учета прав ее сына на 18 кв.м. меньше.
ФИО7 и ее представитель ФИО9 в суде иск поддержали.
Представитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ ФИО10 в суде иск не признал.
Третье лицо ФИО11 в суд не явился.
Представители Кабинета Министров РТ, Правительства РТ, ГУ МЧС России по РТ ФИО3 в суд не явились.
Представители Министерства финансов РФ и Правительства РФ, Управление Федерального казначейства по РТ в суд не явились.
Представитель Министерства обороны РФ в суд не явился.
Представитель третьего лица Федеральной миграционной службы по РТ в суд не явился.
Третье лицо ФИО8 в суд не явился.
Судом постановлено решение об удовлетворении иска в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В жалобе указано, что ФИО7 на момент составления списков не представлены документы, подтверждающие регистрацию её несовершеннолетнего сына ФИО1 по месту жительства и проживание на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей в ночь со 02 по 03 июня 2011 года. Считает решение суда неисполнимым, поскольку конкретно не указано, кто из ответчиков и какие именно действия должен исполнить. Также в жалобе указано, что Исполнительный комитет Агрызского муниципального района не имеет полномочий по включению сына истицы в список на получение государственного жилищного сертификата и осуществления замены одного государственного жилищного сертификата на другой.
В апелляционной жалобе представителя Кабинета Министров Республики Татарстан так же ставится вопрос об отмене принятого по делу решения суда. Указывается, что ФИО1 был зарегистрирован по месту проживания после произошедшей чрезвычайной ситуации, в связи с чем оснований для выдачи ему государственного жилищного сертификата не имеется. Кроме того, истица не лишена права обратиться в общем порядке с требованиям о возмещении причиненного вреда к причинителю вреда – Министерству обороны РФ.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан просит решение суда отменить. В жалобе указывается, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с требованиями закона осуществляет функции по выдаче бланков сертификатов (его замену в случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты) высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации; перечисление в рамках межбюджетных трансфертов бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации. Полномочия по включению граждан в список на получение государственных жилищных сертификатов министерство не имеет.
Представители ответчика Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, третьего лица Правительства Российской Федерации в суд не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для их участия в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года .... «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с пунктом 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № ...., выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Согласно подпункту «а» пункта 12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № ...., бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № ...., сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 15 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02 ноября 2010 года №...., орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляет постановление (распоряжение) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждающее списки граждан, лишившихся жилого помещения; реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания; список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и другие документы. Реестр и списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате ЧС территории.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года .... «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи 3-х и более человек.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей.
Из материалов дела следует, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в ночь со 02 на 03 июня 2011 года из-за пожара и взрывов на складах Министерства обороны РФ возле н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики в результате ударной волны были повреждены и признаны аварийными 70 жилых домов в <адрес>, в том числе <адрес>.
Президентом РТ было направлено обращение в адрес Председателя Правительства РФ от 02 июля 2011 года .... о рассмотрении возможности выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в том числе о выделении ГЖС жителям указанных жилых домов.
Во исполнение вышеуказанных нормативных актов Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района РТ подготовлен Сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания в г. Агрыз РТ, разрушенных в результате возникшего пожара с последующими взрывами на территории артиллерийских складов Министерства обороны Российской Федерации в районе н.п. Пугачево Удмуртской Республики со 02 на 03 июня 2011 года, а также список граждан на получение государственный жилищных сертификатов, которые были утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 октября 2012 года № .... и являются соответственно приложениями .... и .... к указанному распоряжению.
В указанный сводный реестр жилых помещений, не пригодных для постоянного проживания включен жилой дом по адресу: РТ, <адрес>,
<адрес>.
В список граждан на получение ГЖС включены ФИО7 и ФИО8, проживающие в квартире 3 указанного жилого дома, с указанием площади жилого помещения 42 кв.м. При этом несовершеннолетний ФИО1., в указанный список не включен со ссылкой на то, что на момент чрезвычайной ситуации он не был зарегистрирован в данной квартире.
Между тем, на основании приведенных нормативно-правовых актов и установленных судом обстоятельств ФИО1 подлежал включению в список на получение ГЖС. Указанное подтверждается следующим.
На момент рождения ФИО1 23 февраля 1998 года порядок регистрации несовершеннолетних граждан по месту жительства устанавливался пунктом 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию в редакции Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года, в соответствии с которыми регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществлялась на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществлялась на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства. Данная редакция действовала до внесения изменений Постановлением Правительства РФ 28 марта 2008 года № ....
Таким образом, на момент рождения ФИО1 регистрация малолетнего ребенка производилась путем внесения сведений о ребенке в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей.
После рождения ФИО1 в 2002 году истица в установленном законом порядке зарегистрировала сына по месту жительства. Для этого она обратилась в домоуправление жилищно-эксплуатационной организации со свидетельством о рождении сына, после чего сын был вписан в поквартирную карточку и в домовую книгу.
Из поквартирной карточки на <адрес>
<адрес> следует, что в нее внесены сведения о несовершеннолетнем
ФИО1 как о члене семьи нанимателя с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения и данных свидетельства о рождении (серии, регистрационного номера и даты выдачи), кроме того в карточке указана дата регистрации 16 октября 2002 года. В соответствии с действующими на момент регистрации несовершеннолетнего ФИО1 Правилами регистрации выдача свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства производилась после достижения им 14-летнего возраста. Кроме того, сведения о регистрации ребенка по месту жительства в поквартирную карточку по представленным документам вносили работники домоуправления жилищно-эксплуатационной организации, которые и обеспечивали полноту и правильность этих сведений.
Факт регистрации и проживания ФИО1 на момент чрезвычайной ситуации в данном жилом помещении подтверждается также счетами-квитанциями об оплате жилищно-коммунальных услуг на указанную квартиру за июнь 2011 года, финансово-лицевым счетом на квартиру, из которых видно, что количество жильцов трое, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, выданным ФИО1 <дата>, с указанием адреса: <адрес>, справкой директора СОШ .... г. Агрыз о том, что ученик ФИО1 обучается в указанной школе с 1 класса, адресом его проживания является <адрес>, ксерокопией поквартирной карточки и иными документами.
09 августа 2011 года получено свидетельство о регистрации ФИО1 по указанному адресу.
По достижении возраста 14 лет 24 апреля 2012 года ФИО1 получен паспорт гражданина Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно указал, что ФИО1 на момент чрезвычайной ситуации был зарегистрирован и проживал в жилом помещении по адресу: <адрес>,
<адрес>, и, следовательно, приобрел право на получение жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Исполнительного комитета Агрызского муниципального района РТ во включении ФИО1 в список лиц, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, со ссылкой на отсутствие свидетельства о его регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, является неправомерным, поскольку его регистрация по месту жительства была произведена в установленном порядке, применявшимся на момент его рождения, и подтверждается надлежащими документами.
Изменения в пункт 28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предусматривающие получение указанного свидетельства на детей, не достигших 14-летнего возраста, были внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2008 года № ..... При этом ни закон, ни Правила регистрации, не предписывали обязанность родителей (усыновителей, опекунов) получить свидетельство о регистрации по месту жительства на детей в возрасте до 14 лет, зарегистрированных до введения указанных изменений.
Кроме того, <адрес> является единственным жильем ФИО1, иного жилого помещения на праве собственности или другом законном основании у него не имеется. При этом он был признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, о чем свидетельствует факт оказания семье истицы в составе трех человек денежной помощи, предусмотренной утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года .... Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, а также выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. Истице с учетом
сына ФИО1 была оказана единовременная материальная помощь, а так же финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в соответствующем размере.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан о том, что обжалуемое решение является неисполнимым, поскольку конкретно не указано, кто из ответчиков и какие именно действия должен исполнить, не может служить основанием к отмене по существу правильного решения суда. Так, порядок исполнения решения суда может быть определен в рамках исполнительного производства.
Довод апелляционной жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан о том, что министерство является ненадлежащим ответчиком по делу не влияет на правильность принятого судебного постановления, поскольку министерство судом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Иные доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от
14 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: