Судья Селезнева О.В. Дело № 33-1522/2017
Докладчик Ганченкова В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ганченковой В.А., Скипальской Л.И.
при секретаре Яшкиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 июля 2017 г. в г.Саранске гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности признать её семью в составе трёх человек участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по апелляционной жалобе администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 мая 2017 г.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации городского округа Саранск о возложении обязанности признать её семью в составе трёх человек участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
В обоснование исковых требований указала, что постановлением администрации городского округа Саранск от 14 апреля 2016 г. №1408 её семья, состоящая из двух человек, снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договорам социального найма. Кроме того, её семья исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Поскольку она с составом семьи из двух человек полностью соответствует требованиям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предоставила необходимые документы для включения её семьи в число участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, иных оснований для отказа в признании молодой семьи участником подпрограммы у ответчика не имеется, а получение кредита при помощи посторонней помощи не является основанием для отказа в признании участником указанной подпрограммы. Полагает, что отказ администрации городского округа Саранск в признании её семьи участником указанной подпрограммы является незаконным.
Уточнив исковые требования, просила суд обязать администрацию городского округа Саранск признать её семью в составе трёх человек – ФИО1, ФИО2, А.Д.Д., участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 мая 2017 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация городского округа Саранск просила решение районного суда отменить, ссылаясь на то, что: молодая семья А-вых не соответствует условиям программы, поскольку у семьи, ввиду участия в кредитном договоре в качестве созаемщика третьего лица, отсутствовали денежные средства и возможность получить кредит на необходимую сумму для оплаты стоимости приобретаемого жилого помещения; вопреки указанию в решении суда на позицию ответчика о неоспаривании соответствия семьи требованиям к участникам программы и предоставлением ими полного перечня документов, в ходе рассмотрения дела представитель ответчика указывал на несоответствие семьи А-вых требованиям подпрограммы (пункту 6 Правил).
Кроме того, указано на нарушение норм материального права, выразившихся в том, что заявлено требование о возложении обязанности признать семью истца в составе из трёх человек участником подпрограммы, однако семья А-вых не состояла на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи из трёх человек, дочь А.Д.Д. не включалась в состав семьи ФИО1 Произвольное включение в число участников подпрограммы лиц, ранее не состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, недопустимо, поскольку противоречит условиям подпрограммы. Проводя анализ наличия или отсутствия оснований для отказа во включении несовершеннолетней А.Д.Д. в состав семьи, состоящей на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд вмешивается в компетенцию органов местного самоуправления. Вывод суда об отсутствии необходимости соблюдения административной процедуры по подаче гражданам заявлений об изменившемся составе семьи противоречит пункту 18 Правил.
В судебное заседание представитель Государственного комитета Республики Мордовия по делам молодёжи не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил. При этом от первого заместителя Государственного комитета Республики Мордовия ФИО3 поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя указанного лица.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель администрации городского округа Саранск ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержал, ФИО1, действующая за себя и в интересах несовершеннолетней А.Д.Д., ФИО2, действующий за себя и в интересах несовершеннолетней А.Д.Д., ФИО5 относительно них возразили.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, 28 января 2014 г. ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением о принятии её семьи в составе двух человек – ФИО1 и ФИО2 на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с помощью мер государственной поддержки в строительстве или приобретении жилья по категории «Молодая семья».
Постановлением администрации городского округа Саранск № 337 от 10 февраля 2014 г. ФИО1 с составом семьи из двух человек принята на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.
21 февраля 2014 г. ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы молодой семьи в составе: супруг ФИО2, супруга ФИО1
Постановлением администрации городского округа Саранск № 587 от 5 марта 2014 г. семья ФИО1 признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
<дата> у ФИО1 и ФИО2 родилась дочь А.Д.Д.
А.Д.Д. зарегистрирована по месту жительства своего отца ФИО2 по адресу: <адрес>.
А.Д.Д. в собственности недвижимого имущества не имеет.
11 февраля 2015 г. между ФИО1, ФИО2, ФИО5 с одной стороны и Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» с другой стороны заключен кредитный договор <***>, по условиям которого кредитор обязуется предоставить, а созаемщики на условиях солидарной ответственности обязуются возвратить кредит «Приобретение готового жилья» в размере <данные изъяты> рублей под 15,5 % годовых, сроком на 120 месяцев, цель использования – приобретение объекта недвижимости: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
11 февраля 2015 г. между К.Т.А. с одной стороны и ФИО1, ФИО2 с другой стороны заключен договор купли-продажи квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей оплачено средствами ипотечного кредита, предоставляемого филиалом открытого акционерного общества «Сбербанк России» Мордовское отделение № 8589 по кредитному договору <***> от 11 февраля 2015 г., <данные изъяты> рублей собственными средствами.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве) ФИО2 и ФИО1, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 16 февраля 2015 г.
Постановлением администрации городского округа Саранск № 1408 от 14 апреля 2016 г. семья ФИО1 из двух человек снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (пункт 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).
24 октября 2016 г. ФИО1 обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении её семьи в список подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», поскольку она была исключена ввиду приобретения ипотечного жилья.
Сообщением администрации городского округа Саранск № Пр-9676 от 21 ноября 2016 г. ФИО1 разъяснено, что поскольку в кредитном договоре от 11 февраля 2015 г. <***> в качестве созаемщика указана ФИО5, которая на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в администрации городского округа Саранск не состоит, оснований, установленных действующим законодательством, для включения в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, пояснения сторон и показания свидетеля, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что молодая семья ФИО1 с составом семьи из трёх человек подлежит включению в число участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 -2020 годы.
Постанавливая обжалуемое решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что исключение семьи истца из числа лиц, участников программы, противоречит существу и задачам, для решения которых она была разработана. Объем субсидий, предусмотренных Правилами на момент включения семьи истца в подпрограмму, им не предоставлен.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и установленным по делу обстоятельствам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 была утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы. В ее состав была включена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей».
Условия предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы.
Согласно пункту 6 приведенных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребёнка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с указанным пунктом 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что семья ФИО1 соответствует приведенным выше требованиям пункта 6 Правил, ею в соответствии с пунктом 19 Правил предоставлен необходимый перечень документов, необходимый для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты.
Основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, является, в том числе, утрата ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Нарушение административной процедуры признания нуждающейся в жилых помещениях А.Д.Д. в составе семьи ФИО6, выразившейся в нарушении её законным представителем обязанности сообщить об изменениях ранее представленных ею сведениях, не является безусловным основанием отказа для учёта ребёнка в составе своей семьи при решении вопроса о признании семьи ФИО1 участницей подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку иное приведёт к нарушению прав ребёнка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несоответствии молодой семьи А-вых условиям программы «Жилище» на 2015-2020 годы проверялись судом при рассмотрении дела по существу и обоснованно не приняты во внимание.
В соответствии с Порядком реализации правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а также порядком и условиями признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (Приложение 4 к подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» республиканской целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 13 декабря 2010 г. № 487 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы) условиями признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, являются:
наличие средств на счете молодой семьи в кредитной организации;
наличие средств (части средств) материнского (семейного) капитала;
возможность получения кредита или займа на недостающую сумму для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья;
наличие объекта незавершенного жилищного строительства (в случае использования социальной выплаты на завершение его строительства).
Молодые семьи для подтверждения платежеспособности представляют в администрацию муниципального образования один или несколько из нижеперечисленных документов:
1) для признания участниками Подпрограммы:
справку о доходах физического лица с места работы за последние шесть месяцев или из налогового органа (для лиц, имеющих доходы кроме основного места работы), справку о получаемой пенсии, пособии, стипендии, выписку со счета кредитной организации о наличии средств на счетах членов молодой семьи для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, копию государственного (семейного) капитала, заверенную ответственным лицом администрации муниципального образования, при предъявлении подлинника сертификата и (или) иные документы, подтверждающие доходы молодых семей (справку о получаемой пенсии, пособии, стипендии, выписку со счета кредитной организации о наличии средств на счетах членов молодой семьи для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья);
обязательство молодой семьи иметь достаточные доходы, позволяющие получить кредит и (или) займ для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья;
2) для получения свидетельства:
выписку со счета кредитной организации о наличии средств на счетах членов молодой семьи для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья;
документ, подтверждающий готовность кредитной организации предоставить молодой семье - участнице Подпрограммы кредит (заем) на недостающую сумму, в случае если собственных средств на счете молодой семьи в банке или иной кредитной организации недостаточно, или иные документы, подтверждающие источники получения денежных средств для оплаты приобретаемого жилья (договор займа с физическими и (или) юридическими лицами, предварительный договор купли-продажи имущества);
копию государственного сертификата материнского (семейного) капитала (далее - сертификат), заверенную ответственным лицом администрации муниципального образования, при предъявлении подлинника сертификата.
В случае использования собственных средств на индивидуальное жилищное строительство молодой семьей представляются следующие документы:
свидетельство или другой документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на данный земельный участок;
разрешение на индивидуальное жилищное строительство;
акт оценки незавершенного жилищного строительства (если имеется объект незавершенного жилищного строительства).
Указанные Правила не содержат ограничений по получению молодой семьей кредита либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты с посторонней с помощью (созаемщиков или поручителей). В этой связи, участие в кредитном договоре в качестве созаемщика третьего лица не свидетельствует об отсутствии денежных средств у членов молодой семьи истца.
Ссылка в апелляционной жалобе на несоответствие действительности позиции ответчика, отраженной в решении суда о неоспаривании соответствия семьи ФИО1 требованиям к участникам программы и предоставлением ими полного перечня документов, на законность судебного постановления не влияет.
Нарушение норм материального права, указанных в апелляционной жалобе, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда оснований вмешиваться в компетенцию органов местного самоуправления по вопросу включении несовершеннолетней А.Д.Д. в состав семьи, состоящей на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не могут являться основанием для отмены решения суда. Своим решением суд не вмешивался в разрешение вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления, а, действуя в пределах своих полномочий, восстановил нарушенное ответчиком право истца на признание её семьи в составе трёх человек участником подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Более того, 24 октября 2016 г. ФИО1 вновь обратилась в администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении её семьи в список подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», приложив документы о рождении дочери, однако в этом ей было отказано.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке. Суд первой инстанции в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом первой инстанции понят и истолкован правильно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Скипальская