ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1522/2014 от 24.09.2014 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

  Судья: Марьяш С.А. Дело № 33-1522/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 24 сентября 2014 года г. Нальчик

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

 председательствующего Кучукова О.М.

 судей Бейтуганова А.З. и Хамирзова М.Х.

 при секретаре Бецукове М.М.

 с участием прокурора Мокаева А.М.

 рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хамирзова М.Х. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Прохладного в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации г.о. Прохладный КБР о признании бездействия по не приведению участков автомобильных дорог в надлежащее состояние, возложении обязанности произвести ремонт автомобильных дорог общего пользования в границах г.о. Прохладный в срок до 01 сентября 2014 года.

 по апелляционной местной администрации г.о. Прохладный на решение Прохладненского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ,

 установила:

 Прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Прохладненский районный суд с иском к местной администрации городского округа Прохладный о признании бездействия по не приведению участков автомобильных дорог местного значения в надлежащее состояние г.о. Прохладный на следующих участках дорог местного значения г.о. Прохладный: <адрес>, напротив домов №№ «№, перекресток пер. Малый, <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>, пер. Казачий на участке от <адрес> до <адрес>, пер. Школьный на участке от <адрес> до <адрес>, пер. Майский на участке от <адрес> до <адрес>, на участке от <адрес> до <адрес> участке от <адрес> до <адрес>, пер. Нальчикский-Московская, пер. Нальчикский- <адрес>, пер. Ростовский-Московская Ростовский-<адрес>, пер.Ростовский на участке от <адрес> до <адрес>, пер.Комсомольский от <адрес> до <адрес>, пер.Заводской от пер.Нагорный до <адрес>, от пер.Варавченко до <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> от пересечения с пер. Больничный до пересечения с <адрес>, пер.Граничный, внутригородской путепровод, <адрес> от пересечения с ул. а\д Прохладный-Эльхотово до пересечения с <адрес>, улиц Малкинская и <адрес> в соответствие с требованиями государственного стандарта ГОСТ Р 50597 - «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», в том числе по не привидению искусственных дорожных неровностей установленных на следующих участках: <адрес> пешеходный переход железнодорожный вокзал-магазин «Магнит» 2 ИДН, <адрес> пешеходный переход жилая зона-торговый центр «РБС» 3 ИДН, <адрес> пешеходный переход жилая зона-магазин «Магнит» 2 ИДН, <адрес>, пешеходный переход жилая зона-магазин «Влаза»-3 ИДН, <адрес>-пер.Школьный 2 ИДН, <адрес>-пер.Майский 4 ИДН, <адрес>-<адрес> 2 ИДН, <адрес>-пер.Вичиркина 2 ИДН, <адрес> ИДН, <адрес>- пер.Почтовый 2 ИДН, <адрес>-пер.Заводской 2 ИДН в соответствие с требованиям ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности» незаконным; об обязании местной администрации г.о.Прохладный провести ремонтные работы, направленные на устранение ямочности проезжей части на следующих участков автомобильных дорог местного значения г.о.Проохладный: <адрес> напротив домов №№, перекресток пер.Малый, <адрес> от пересечения с ул._Головко до пересечения с <адрес>, пер.Казачий на участке от <адрес> до <адрес>, пер.Школьный на участке от <адрес> до <адрес>, пер.Майский на участке от <адрес> до <адрес>, на участке от <адрес> до <адрес>, на участке от <адрес> до <адрес>, пер. Нальчикский-<адрес>, пер.Нальчикский-<адрес>, пер.Ростовский-Московская Ростовский- <адрес>, пер.Ростовский на участке от <адрес> до <адрес>, пер.Комсомольский от <адрес> до <адрес>, пер.Заводской от пер.Нагорный до <адрес>, от пер.Варавченко до <адрес> от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес> от пересечения с пер.Больничный до пересечения с <адрес>, пер.Граничный, внутригородской путепровод, <адрес> от пересечения с ул. а\д Прохладный-Эльхотово до пересечения с <адрес>, улиц Малкинская и <адрес>, в целях приведения их в соответствие с требованиями государственного стандарта ГОСТ Р 50597 -«Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а также обязать местную администрацию г. о. Прохладный демонтировать искусственные дорожные неровности, установленные на следующих участках автомобильных дорог местного значения г.о.Прохладный: <адрес> пешеходный переход железнодорожный вокзал-магазин «Магнит» 2 ИДН, <адрес> пешеходный переход жилая зона-торговый центр «РБС» 3 ИДН, <адрес> пешеходный переход жилая зона-магазин «Магнит» 2 ИДН, <адрес>, пешеходный переход жилая зона-магазин «Влаза»-3 ИДН, <адрес>-пер.Школьный 2 ИДН, <адрес>-пер.Майский 4 ИДН, <адрес>-пер.Майский 2 ИДН, <адрес>-пер.Вичиркина 2 ИДН, <адрес> ИДН, <адрес>- пер.Почтовый 2 ИДН, <адрес>-пер.Заводской 2 ИДН.

 В обоснование иска прокурор г. Прохладного указал на то, что в соответствии с поручением прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, а также приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 года №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» прокуратурой г. Прохладного проведен анализ состояния законности в сфере безопасности дорожного движения, по результатам которого установлено, что состояние покрытия дорожной части является одним из сопутствующих условий возникновения ДТП. В связи с этим, прокуратурой города совместно с ОГИБДД МО МВД России «Прохладненский» была организована и проведена проверка исполнения местной администрацией г.о. Прохладный требований законодательства о безопасности дорожного движения. В рамках проверки прокуратурой города, совместно с ОГИБДД МО МВД России «Прохладненский», проведено обследование автомобильных дорог городского округа Прохладный на предмет соответствия ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»». По результатам обследования было установлено, что ряд автомобильных дорог местного значения городского округа Прохладный КБР не соответствуют требованиям действующего законодательства, что отражено в акте от 16 мая 2014 года.

 Так по <адрес> пешеходный переход железнодорожный вокзал-магазин «Магнит» 2 ИДН, оборудован по представлению отделения ГИБДД на основе топографического анализа, в целях принудительного снижения скорости движения и аварийности связанных с наездами на пешеходов. В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -4 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность». Параметры ИН не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52605-2006, ширина неровности волнообразного вида 2,8м. при норме 4,0м; по <адрес> пешеходный переход жилая зона-торговый центр «РБС» 3 ИДН, оборудован по представлению отделения ГИБДД на основе топографического анализа, в целях снижения ДТП, связанных с превышением скоростного режима. В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -6 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность». Параметры ИН не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52605-2006, ширина неровности волнообразного вида 2,5м. при норме 4,0м; по <адрес> пешеходный переход жилая зона-магазин «Магнит» 2 ИДН, оборудован по представлению отделения ГИБДД на основе топографического анализа аварийности, для принудительного снижения скорости движения транспортных средств. В ходе проверки установлено: дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -4 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность». Параметры ИН не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52605- 2006, ширина неровности волнообразного вида 4,5м., высота неровностей 0,15м. при норме 0,07м; по <адрес>, пешеходный переход жилая зона-магазин «Влаза»- 3 ИДН, оборудован по обращению жителей к президенту РФ, по согласованию отделения ГИБДД. В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-Зшт., 3.24-2шт. 5.20 -6 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность».

 Параметры ИН не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52605-2006, ширина неровности волнообразного вида 2,5м. при норме 4,0м; по <адрес>-<адрес> 2 ИДН оборудован соответствии с обращениями граждан, а также на основе топографического анализа аварийности. В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -4 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1,25 «искусственная неровность». Параметры ИН не соответствуют требованиям ФИО8 52605-2006, ширина неровности волнообразного вида 3,0м. при норме 4,0м; по <адрес>-пер. Майский 4 ИДН оборудован в соответствии $ многочисленными обращениями граждан, а также на основе топографического анализа аварийности по представлению ОГИБДД.

 В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -8 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность». Параметры ИН не соответствуют требованиям ФИО8 52605-2006, ширина неровности волнообразного вида 2,5м. при норме 4,0м; по <адрес>-пер.Майский 2 ИДН оборудован в соответствии с многочисленными обращениями граждан, а также на основе топографического анализа аварийности. В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -4 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность». Параметры ИН не соответствуют требованиям ФИО8 52605- 2006, ширина неровности волнообразного вида 1,5м., высота 0,15м. при норме 4,0м. и 0,07 соответственно; по <адрес>-пер.Вичиркина 2 ИДН оборудован по представлению ОГИБДД, на основе топографического анализа аварийности. В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -4 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность». Параметры ИН не соответствуют требованиям ФИО8 52605-2006, ширина неровности волнообразного вида 3,0м. при норме 4,0м; по <адрес> ИДН оборудован в соответствии с обращениями граждан согласно представления ОГИБДД. В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -4 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность»; по <адрес>- пер.Почтовый 2 ИДН, оборудованы по представлению ОГИБДД, на основе топографического анализа аварийности. В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -4 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность». Параметры ИН не соответствуют требованиям ФИО8 52605-2006, ширина неровности волнообразного вида 3,7м. при норме 4,0м; по <адрес>-пер.Заводской 2 ИДН, оборудован по представлению ОГИБДД, в соответствии с многочисленными обращениями граждан, а также на основе топографического анализа аварийности. В ходе проверки установлено: Дорожные знаки 1.17-2шт., 3.24-2шт. 5.20 -4 шт. в наличии. Плохая видимость горизонтальной дорожной разметки 1.25 «искусственная неровность». Параметры ИН не соответствуют) требованиям ГОСТ52605-2006, ширина неровности волнообразного вида/3,5м. при норме 4,0м.

 В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

 В соответствии с п.4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

 Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

 В соответствии с п.6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 В соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

 Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. №221, установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

 Пункт 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 устанавливает размеры отдельных просадок выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине-60 см. и глубине 5 см.

 Неудовлетворительное состояние покрытия проезжей части автомобильных дорог г.о. Прохладный является одной из причин ухудшения обстановки в сфере безопасности дорожного движения, незащищенности участников дорожного движения, что нарушает права граждан на безопасные условия проживания.

 Таким образом, местной администрацией г.о. Прохладный КБР не выполнены нормы действующего законодательства в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, чем нарушены права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения, на безопасные условия жизнедеятельности.

 Решением Прохладненского районного суда КБР от 14 июля 2014 года исковые прокурора г. Прохладный удовлетворены.

 Не согласившись с данным решением, считая его незаконным и необоснованным, и.о. главы местной администрации г.о. Прохладный, подал на него апелляционную жалобу, в которой просит решение в части установления срока для производства работ до 01.09.2014 года, отменить и принять по делу в указанной части новое решение, установив срок для производства работ до 01.04.2015 года, указывая следующее.

 Местная администрация г.о. Прохладный КБР и МУ «УЖКХ г.о. Прохладный», созданное для решения вопросов местного значения в сфере ЖКХ, являются бюджетными учреждениями. Закупки товаров, работ и услуг указанными учреждениями осуществляются в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 Указанные работы по приведению автомобильных дорог в соответствие с требованиями действующего законодательства, требуют проведения мероприятий по внесению изменений в бюджет г.о. Прохладный, конкурсного отбора по определению организации, которая будет производить ремонт автодорог, демонтировать дорожные неровности на территории г.о. Прохладный.

 Судом первой инстанции при принятии решения не учтены обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, не применен закон, подлежащий применению.

 Заслушав доклад судьи Хамирзова М.Х., обсудив в отсутствие сторон доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора КБР Мокаева А.М. просившего оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованность решения на момент его вынесения, судебная коллегия приходит к следующему.

 Как следует из материалов дела и ни кем из лиц участвующих в деле не оспаривается, автомобильные дороги г.о. Прохладный указанные в иске не соответствуют ГОСТу Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы».

 В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

 Согласно ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

 В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 10.12.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Статья 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» возлагает на органы местного самоуправления полномочия по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

 Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности принятого судом первой инстанции решения.

 Довод жалобы о том, требования об установлении срока для исполнения решения суда до 01.09.2014 года, являются неисполнимыми, несостоятельны.

 Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

 По смыслу приведенной нормы процессуального закона, в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд обязан установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.

 Кроме того, содержание автомобильных дорог в надлежащем состоянии, в силу вышеприведенных норм, является функциональной обязанностью органов местного самоуправления и без обращения уполномоченного органа в суд с указанными требованиями.

 При таких данных доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает необоснованными, так как они не могли повлиять на правильность принятого судом первой инстанции решения.

 Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

 о п р е д е л и л а :

 Решение Прохладненского районного суда КБР от 14 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы местной администрации г.о. Прохладный без удовлетворения.

 Председательствующий О.М. Кучуков

 Судьи А.З. Бейтуганов

 М.Х. Хамирзов

 Копия верна:

 Судья Верховного суда КБР М.Х. Хамирзов