Председательствующий: Илларионов А.В. Дело № 33-1523/14
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
председательствующего Зашихиной Н.Г.
судей областного суда: Будылка А.В., Дьякова А.Н.
при секретаре Кучуковой Д.А.
рассмотрела в судебном заседании 19 марта 2014 г.
дело по апелляционной жалобе Тесловой А.С. на решение Центрального районного суда г. Омска от 10 января 2014 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Тесловой А. С. к Администрации города Омска о возложении обязанности включить семью в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, по городу Омску отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Зашихиной Н.Г., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Теслова А.С. обратилась с иском к Администрации г. Омска, указав, что <...> вместе с супругом <...> они обратились в Администрацию г.Омска с заявлением о включении в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. К заявлению приложили копии следующих документов: своих паспортов; свидетельства о рождении их сына <...>., <...> года рождения; свидетельства о заключении брака; постановления Администрации г. Омска от <...> № <...> «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; копию договора займа № <...> от <...> года, заключенного между <...> (займодавец) и Тесловой А.С. (заемщик).
Письмом от <...> Администрация г. Омска отказала Тесловым во включении в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в связи с тем, что представленный договор займа не предусмотрен приказом Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 24.05.2013 года № 54-п в перечне документов, подтверждающих наличие у молодой семьи достаточных доходов для участия в подпрограмме.
С отказом ответчика не согласна. Полагает, что к числу данных документов относится представленный договор займа от <...> года.
Просила обязать Администрацию г. Омска включить ее семью в список молодых семей–участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, по городу Омску.
В судебном заседании Теслова А.С. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации г. Омска и департамента жилищной политики Администрации г. Омска иск не признала, пояснив, что в полном объеме документы, необходимые для включения семьи Тесловой А.С. в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», в Администрацию г. Омска не были представлены. Договор займа, на который ссылается Теслова А.С., не отнесен действующим законодательством к числу документов, подтверждающих наличие у семьи достаточных доходов для участия в подпрограмме. Кроме того, доказательств исполнения договора займа не имеется.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебном заседании не участвовал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвердившее своим Приказом Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, на территории Омской области, органом государственной власти субъекта Российской Федерации не является.
Судом не учтено, что представленный ею договор займа является целевым. В настоящее время другие документы, подтверждающие признание молодой семьи, имеющей доходы, кроме договора займа, представить не может. Отказ в предоставлении субсидии нарушает ее жилищные права.
Лица, участвующие в деле, 21.02.2014 г. надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 79-83).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, <...> Теслова А.С. и ее супруг <...> обратились в Администрацию г. Омска с заявлением о включении в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
К заявлению приложили копии следующих документов: паспортов Тесловой А.С. и <...> свидетельства о рождении их сына <...>.; свидетельства о заключении брака; постановления Администрации г. Омска от <...> № <...> «О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»; копия договора займа № <...> от <...> г., подписанного <...> (займодавец) и Тесловой А.С. (заемщик).
Письмом Администрации г. Омска от <...> Тесловой А.С. сообщено об отказе во включении в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы. Отказ мотивирован тем, что представленный договор займа не предусмотрен приказом Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 24.05.2013 № 54-п в перечне документов, подтверждающих наличие у молодой семьи достаточных доходов для участия в подпрограмме.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, установив все обстоятельства возникшего спора, правильно исходил из того, что оспариваемые истцами действия ответчика, выразившиеся в отказе во включении семьи истца в указанный список, правомерны и законных оснований для включения семьи Тесловой А.С., не представившей всех предусмотренных законодательством документов, не имеется.
Данные выводы суда являются обоснованными, соответствуют закону и подробно мотивированы в решении.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 (пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года N с 285); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050; пункт 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года N 285).
Для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление с приложением требуемых документов.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представляемых документах, и принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы (пункты 15, 15 (1), 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050; пункты 15, 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года N 285).
В соответствии с 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2, в 2 экземплярах;
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15.1 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Пункт 8 Правил предусматривает, что порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Омской области в целях реализации Программы Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области издан приказ от 24.05.2013 № 54-п "О реализации на территории Омской области подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Данным приказом утверждены Порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой в соответствии с условиями реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы социальной выплаты.
В настоящее время субъекты РФ относительно самостоятельны в определении системы и структуры органов исполнительной власти региона.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области является органом исполнительной власти Омской области, согласно п. 11 Перечня органов исполнительной власти Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 23.01.2004 г. № 15.
При этом, исходя из п. 1, 2 Положения о Министерстве строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 30.03.2004 г. № 72, данное Министерство как уполномоченный орган обеспечивает проведение единой государственной политики в таких сферах, как строительство, жилищно-коммунальный комплекс, что напрямую согласуется с целями реализации программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Следовательно, издание им указанного выше приказа, утвердившего порядок и условия признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, согласуется с требованиями п. 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050.
Согласно п. 3 указанных выше Порядка и условий, для признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой в соответствии с условиями реализации подпрограммы социальной выплаты, указанная молодая семья представляет в орган местного самоуправления Омской области следующие документы (либо один из документов):
а) заключение кредитной (иной) организации, предоставляющей жилищные кредиты (займы), о максимальной сумме кредита (займа), которую может получить молодая семья в соответствии со средним ежемесячным доходом;
б) выписку по банковскому счету, сберегательную книжку или иной документ, содержащий сведения о сумме денежных средств на банковском счете, открытом на члена молодой семьи;
в) нотариально заверенную копию государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, подтверждающую возникновение права распоряжения дополнительными мерами государственной поддержки не позднее, чем через 1 год;
г) в случае намерения молодой семьи строить индивидуальный жилой дом - документы, подтверждающие право на земельный участок, на котором осуществляется строительство индивидуального жилого дома, разрешение на строительство жилого дома и акт обследования строящегося индивидуального жилого дома, утвержденный органом местного самоуправления Омской области, подтверждающий готовность жилого дома в процентах (не менее 30%).
Как было установлено судом, при подаче заявления в Администрацию г. Омска Тесловой А.С. не были представлены в орган местного самоуправления какие-либо документы, указанные в п. 3 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 24.05.2013 № 54-п, которые необходимы для признания молодой семьи, имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой в соответствии с условиями реализации подпрограммы социальной выплаты.
Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что представленный Тесловой А.С. договор займа № <...> от <...> года, подписанный <...> (займодавец) и Тесловой А.С. (заемщик), требованиям указанного пункта Порядка не соответствует.
Данный договор не является документом, на основании которого может быть принято решение о признании семьи истца в качестве молодой семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер социальной выплаты, предоставляемой в соответствии с условиями «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Суд дал правильную юридическую оценку договору займа № <...> от <...> года, с учетом требований абз. 2 п. 1 ст. 807 ГК РФ, согласно которому договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей. Как видно из условий представленного договора, <...> (займодавец) принял на себя обязательство передать Тесловой А.С. (заемщику) денежные средства в сумме <...>. не позднее <...> года. Доказательств передачи и получения денежных средств по нему Тесловой А.С. не представлено. Таким образом, само по себе подписание письменного договора займа не свидетельствует о заключении договора займа. Указание в договоре на то, что заем имеет целевой характер, при таких обстоятельствах, основанием для принятия его в качестве доказательства наличия у семьи истца доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, не является.
Поскольку какой-либо из предусмотренных п. 3 Порядка документов Тесловой А.С. в Администрацию г. Омска не представлен, отказ Администрации г. Омска во включении ее семьи в рассматриваемый список молодых семей в пределах предоставленных ответчику полномочий действующему законодательству не противоречит и жилищных прав Тесловой А.С. не нарушает.
Правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тесловой А.С. у суда не имелось.
Отсутствие у истца в настоящее время какого-либо документа, подтверждающего наличие у ее семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, не является обстоятельством, дающим основание для включения семьи в список. Как верно указано судом, семья Тесловой А.С., не лишена возможности повторно обратиться в Администрацию г. Омска с предоставлением необходимых для участия в подпрограмме документов, в том числе документов или одного из документов, предусмотренных п. 3 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 24.05.2013 № 54-п.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что нормы материального права, подлежащие применению при разрешении возникшего спора, истолкованы и применены судом первой инстанции правильно. В этой связи обжалуемое решение соответствует закону, и оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1 п. 1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 10 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда