Дело № 33-1524/2019 Судья Кныш Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Володиной Л.В.,
судей - Балацкого Е.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Малаховой Н.В.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 января 2019 года,
по гражданскому делу по иску ФИО1 к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в качестве членов его семьи несовершеннолетних детей,
заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,
установила:
ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил возложить на Департамент капитального строительства г. Севастополя обязанность принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в качестве членов его семьи несовершеннолетних ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мотивировав требования тем, что он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ по категории граждан в соответствии с пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 22 марта 2018 года №116 «Об обеспечении отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территории Республики Крым и г. Севастополя» с 5 сентября 2004 года, с составом семьи один человек. Ответчиком в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях членов его семьи - несовершеннолетних детей, отказано в связи с тем, что они не являются членами его семьи, что не соответствует представленным им документам. Не согласившись с данным отказом, истец обратился с иском в суд.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 января 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой ссылается на то, что судом было допущено неправильное толкование Указа Президента Российской Федерации № 116, Приказа Департамента капитального строительства г.Севастополя «Об утверждении порядка учета отдельных категорий граждан, указанных в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации № 116» № 122-а/2018, неправильно определены существенные обстоятельства дела, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения. Апеллянт полагает, что согласно подпункту «б» пункта 1 вышеуказанного Указа, постановке на учет в качестве нуждающихся также подлежат граждане РФ – члены семей граждан, названных в подпункте «а» пункта 1 Указа, т.е. его дети относятся к данной категории граждан. Ссылаясь на доводы жалобы, истец просит решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1, апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика ФИО6 в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав судью-докладчика, пояснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ капитан - начальник пункта связи в/ч № ВС Украины ФИО1, обратился к председателю жилищной комиссии в/№ с рапортом о включении его в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ, сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился к председателю жилищной комиссии в/ч № с рапортом о рассмотрении вопроса о его включении в списки лиц, имеющих право на получение жилья при в/ч № в общую очередь, а также в списки лиц, которые имеют право на получение жилья во внеочередном порядке как военнослужащий, уволенный в запас по п.п. «г» п.63 (в связи с сокращением штата) с составом семьи 1 человек –ФИО1, на жилищном учете состоит с ДД.ММ.ГГГГ в общей очереди.
Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии внесены изменения в документы учета, состав семьи ФИО1 определен в составе 1 человека, и сведения о нем внесены в списки лиц, имеющие право на получение жилья при в/ч № во внеочередном порядке.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии в/№№ от ДД.ММ.ГГГГ капитан запаса ФИО1 снят с учета для улучшения жилищных условий при в/ч № с составом семьи 1 человек.
Судом апелляционной инстанции в соответствии с разъяснениями, данными в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» была приобщена в качестве доказательства выписка из протокола № заседания жилищной комиссии в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответсвии с которой ФИО1 внесен в список лиц, состоявших в общей очереди на получение жилья при в/ч №, с ДД.ММ.ГГГГ и в список лиц, имеющих право на получение жилья во внеочередном порядке, как военнослужащий, уволенный с воинской службы в связи с сокращением штата, с ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи один человек.
Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит в браке с ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ.
Их дети ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированы в принадлежащей супруге ФИО9 квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Истец принят Департаментом на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ в составе семьи 1 человек на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ и п.5 п.1 Указа Президента от 22 марта 2018 года №116, в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях несовершеннолетних детей ФИО5, и ФИО10, супруги ФИО9 отказано в связи с тем, что истцом подан неполный пакет документов, а именно не представлены документы, подтверждающие родственные отношения, согласно Порядку учета отдельных категорий граждан они не являются членами его семьи.
Исследовав обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» от 22 марта 2018 года № 116 право на обеспечение жилыми помещениями получили постоянно проживающие на территории Республики Крым и г. Севастополя граждане России и члены их семей, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года, с военной службы из дислоцировавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба, а истец состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 1 человек, его дети на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состояли, Департаментом капитального строительства г. Севастополя обоснованно отказано в принятии ФИО5 и ФИО10 на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений как членов семьи истца.
Не соглашаясь с постановленным решением, апеллянт указывает на неверное толкование судом положений норм действующего законодательства, как следствие неправомерность признания отказа Департамента капитального строительства г.Севастополя в постановке на учет детей истца в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями обоснованным.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В целях обеспечения социальных гарантий отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя, Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» постановлено, что право на обеспечение жилыми помещениями имеют постоянно проживающие на территориях Республики Крым и г. Севастополя:
а) граждане Российской Федерации, состоявшие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные до 18 марта 2014 года:
с военной службы из дислоцировавшихся (располагавшихся) на территориях Республики Крым и г. Севастополя воинских частей вооруженных сил, воинских формирований и правоохранительных органов Украины, в которых предусмотрена военная служба;
с военной службы из органов военного управления и воинских формирований Республики Крым;
со службы из располагавшихся на территориях Республики Крым и г. Севастополя региональных органов Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;
б) граждане Российской Федерации - члены семей граждан, названных в подпункте «а» настоящего пункта;
в) граждане Российской Федерации - члены семей (в том числе вдовы (вдовцы), не вступившие в повторный брак) погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы) или погибших (умерших) после увольнения с военной службы (службы) граждан, названных в подпункте "а" настоящего пункта, состоявших на дату их гибели (смерти) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.2 Указа обеспечение жилыми помещениями граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, осуществляется органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам этих субъектов Российской Федерации в виде субвенций, порядок распределения и предоставления которых определяется Правительством Российской Федерации.
В силу п.3 Указа порядок обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Указом определяется законодательством Республики Крым и г. Севастополя.
Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, утверждается органами исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя, которые также осуществляют учет таких граждан.
Постановлением Правительства Севастополя от 9 июля 2018 года № 422-ПП «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя» утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя».
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года № 116, подпунктом 8 пункта 5.3 положения о Департаменте капитального строительства г.Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 8 сентября 2016 года № 840-ПП, утвержден Порядок учета отдельных граждан, указанных в пункте 1 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Приказ Департамента капитального строительства г.Севастополя от 26 июня 2018 года № 122-а/2018).
В соответствии с пунктом 2.4 данного Порядка решение об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом в случае, если гражданином подан неполный пакет документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего порядка.
Согласно пункту 1.5 Порядка в целях учета к членам семьи граждан, указанных в пункте 1.2 настоящего порядка, относятся проживающие совместно с такими гражданами: супруг, дети и родители. Иные граждане могут быть признаны членами семьи в судебном порядке.
Обосновывая отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ФИО9, ФИО5, ФИО10, Департамент капитального строительства г.Севастополя ссылаясь на вышеназванные положения Порядка, указал, что заявителем не представлены документы, подтверждающие родственные отношения гражданина и лиц, являющихся членами семьи гражданина, в соответствии с пунктом 1.5 Порядка.
Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», предусматривая социальные гарантии и компенсации, включая социальные гарантии и компенсации в жилищной сфере, закрепляет круг лиц, которым они предоставляются.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
К членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих (абзац 5 пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).
По смыслу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, относятся лица прямо указанные в законе, а также лица, находящиеся на иждивении.
По аналогии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» члены семьи признаются состоявшими на иждивении лица, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Таким образом, круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии, в том числе на обеспечение жильем, определяется пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации в их системной связи и является исчерпывающим.
Судебная коллегия отмечает, что в материалах дела не имеется надлежащих и допустимых доказательств, подтверждающих факт совместного проживания истца и несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО10
Представленный акт о фактическом проживании граждан от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве доказательства совместного проживания указанных в нем лиц, принят быть не может, поскольку надлежащим образом не заверен. Кроме того не представлено доказательств, что члены комиссии, указанные в акте, действительно постоянно проживают по указанному адресу, и могут подтвердить фактическое проживание истца совместно с женой и детьми.
Судебная коллегия также учитывает, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, а адрес проживания несовершеннолетних детей: <адрес>
Ввиду изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что истцом не доказан факт совместного проживания детей с ним.
Указания в апелляционной жалобе на то, что дети находятся на его обеспечении с рождения, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательствами данные доводы не подтверждены.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что при последней постановке в очередь на обеспечение истца жильем ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола заседания жилищной комиссии в/ч №), истец уже состоял в браке с ФИО9 (свидетельство о регистрации брака от ДД.ММ.ГГГГ), и согласно свидетельству о рождении ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся в указанный период отцом несовершеннолетней. Между тем, с заявлениями (рапортами) о постановке на учет жены и ребенка, истец не обращался, а был поставлен на учет составом семьи один человек.
На основании вышеизложенного, а также изучив учетное дело ФИО1, представленное на обозрение в судебном заседании представителем ответчика, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку надлежащих доказательств, однозначно подтверждающих, что несовершеннолетние дети являются членами семьи истца, фактическое совместное проживание указанных лиц, при обращении в Департамент капитального строительства г.Севастополя истцом не представлено, отказ в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, нельзя рассматривать как неправомерный.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно пункту 1.3 Приказа Департамента капитального строительства г.Севастополя от 26 июня 2018 года № 122-а/2018, в соответствии с Указом Президента № 116 граждане, подлежащие учету, должны соответствовать одновременно следующим условиям:
- наличие гражданства Российской Федерации на момент вступления в законную силу Указа № 116;
- постоянное проживание на территории города Севастополя;
- обеспеченность гражданина общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в городе Севастополе для данной категории граждан;
- увольнение гражданина со службы в структурах, указанных в подпункте 1.2.1 настоящего порядка, до 18 марта 2014 года;
- принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, установленном законодательством Украины, до 18 марта 2014 года;
- наличие сведений о гражданине в списках, переданных в Правительство Севастополя из федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба в соответствии с пунктом 5 Указа № 116.
Между тем, несовершеннолетняя дочь истца ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке, установленном законодательством Украины, принята не была, как и не была включена в списки граждан, передаваемые Департаменту капитального строительства г.Севастополя вместе с учетными делами бывших военнослужащих, в целях реализации Указа Президента № 116.
При таком положении, ввиду отсутствия совокупности всех необходимых условий, предусмотренных вышеназванными положениями Приказа № 122-а/2018, отсутствуют правовые основания для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО5
Само по себе то обстоятельство, что состав семьи военнослужащего в настоящее время увеличился в связи с рождением ДД.ММ.ГГГГ сына истца ФИО10, не порождает субъективного права военнослужащего и новых членов его семьи (при наличии подтверждающих доказательств) на постановку на жилищный учет и получение ими мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», без учета положений Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми определяются условия для признания членами семьи, а также критерии нуждаемости в предоставлении жилого помещения.
Как указывалось выше, относимым, допустимых и достоверных доказательств, которые, безусловно, являлись бы основаниями для признания несовершеннолетних детей членами семьи истца, материалы дела не содержат, в связи с чем не имеется также правовых оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и несовершеннолетнего ФИО10
При таком положении, исковые требования о признании несовершеннолетних детей членами семьи и возложении на Департамент капитального строительства г.Севастополя обязанности поставить их на учет в качестве членов семьи, удовлетворению не подлежали, в связи с чем решение суда первой инстанции следует признать законным.
Нарушений норм процессуального законодательства судом первой инстанции не допущено.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а потому не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий Л.В. Володина
Судьи Е.В. Герасименко
Е.В. Балацкий