ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1528 от 14.09.2015 Костромского областного суда (Костромская область)

судья Шахрова О.А. дело № 33-1528АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«14» сентября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Андреева С.В.,

судей Лукоянова А.Н. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Савельевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Островского районного суда Костромской области от 24 июня 2015 года по гражданскому делу по заявлению ФИО1 об оспаривании решения МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании регистрации транспортного средства, обязании МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области восстановить регистрацию транспортного средства в соответствии с ранее представленными документами, которым в удовлетворения заявления ФИО1 отказано.

Заслушав доклад судьи Лукоянова А.Н., выслушав объяснения представителя заявителя ФИО1 - ФИО2, представителя заинтересованного лица УМВД России по Костромской области ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с названным заявлением, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области в его адрес направило уведомление об аннулировании регистрации принадлежащего ему на праве собственности транспортного средства - автомобиля <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, в связи с отменой действия сертификата соответствия <данные изъяты>. Это нарушает его права по пользованию и распоряжению автомобилем, поскольку в связи с отсутствием регистрации он не может передвигаться на транспортном средстве по дорогам общего пользования. Возложение на него обязанности по сдаче документов и предоставлению сертификата соответствия на транспортное средство также считает незаконным. Из письма Федеральной таможенной службы от 19.02.2007 г. № 01-06/5905 следует, что таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс на основании информации, представленной Минпромэнерго России, а в случае её отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми аккредитованными органами. На официальном сайте Федеральной таможенной службы размещена информация, что автомобили марки <данные изъяты> с установленным двигателем СС6461КМ29, имеющие VIN: LGW?F?А5????????? (где ? - любой знак) в соответствии с сертификатом соответствия <данные изъяты> от 01.04.2014 г. имеют экологический класс «4». Параметры автомобиля, указанные на сайте, полностью соответствуют его транспортному средству: <данные изъяты> с установленным двигателем СС6461КМ29, имеющим VIN: <данные изъяты>. В этой связи законных оснований для аннулирования регистрации автомобиля, предусмотренных п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», не имелось. Сотрудники МРЭО УГИБДЦ УМВД России по Костромской области обязаны были руководствоваться п. 51 указанных Правил и провести соответствующую проверку с целью установления оснований для аннулирования регистрации. Вопрос соответствия или несоответствия транспортного средства установленным требованиям не выяснялся, проверка не проводилась, сертификат мог быть аннулирован в связи с технической ошибкой. Паспорт транспортного средства, явившийся основанием для постановки автомобиля на учет, выдан <данные изъяты> таможенным постом в соответствии с п. 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 г., и соответствует требованиям закона, как на момент его выдачи, так и на настоящий момент. Паспорт транспортного средства действует по настоящее время, поскольку само по себе аннулирование сертификата соответствия не является безусловным основанием для аннулирования регистрации автомобиля и не свидетельствует о том, что указанный в паспорте транспортного средства экологический класс «4» не соответствует действительности. Поскольку сертификат соответствия является не единственным источником установления экологического класса автомашины и таможенные органы могут самостоятельно определять экологический класс на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС), основания для аннулирования регистрации автомобиля у ГИБДД отсутствовали. Транспортное средство в установленном законом порядке прошло таможенное оформление, поставлено на регистрационный учет при наличии паспорта транспортного средства, выданного на основании не только сертификата соответствия, но и представленного в таможенные органы ОТТС. То есть ФИО1 представлено два подтверждающих соответствие экологическому классу документа, и даже признание одного из них недействительным не влечет безусловное признание недействительным второго. За время эксплуатации в конструкцию автомобиля никаких изменений не внесено. У сотрудников ГИБДД нет сведений о подделке, сокрытии, изменении, уничтожении маркировки, нанесенной на автомобиль, подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортного средства и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также сведений о нахождении автомобиля в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных). Не имеется и запретов, ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством РФ. Доказательств, подтверждающих несоответствие автомобиля заявителя экологическому классу «4» не имеется.

ФИО1 просил признать незаконными решение МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области об аннулировании регистрации транспортного средства, а также требование о сдаче свидетельства о регистрации, паспорта транспортного средства и регистрационных знаков, осуществление препятствий к использованию транспортного средства по его назначению, возложение обязанности предъявить сертификат соответствия; обязать МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области восстановить регистрацию транспортного средства в соответствии с ранее представленными документами.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД России по Костромской области.

Островским районным судом Костромской области постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении его требований, указывая в обоснование, что он фактически дважды подтвердил таможенным органам соответствие его автомобиля экологическому классу, представив ОТТС и сертификат соответствия. Даже признание одного из них впоследствии недействительным по любой причине (в том числе в связи с его аннулированием выдавшей организацией), не влекло и не влечет признание недействительным другого документа. Однако суд проигнорировал его доводы о том, что он таможенным органам предоставил ОТТС на свой автомобиль, на основании которого также устанавливается класс транспортного средства. Отмечает, что суд отклонил заявленное его представителем ходатайство об истребовании из таможенных органов оригиналов документов, послуживших основанием для указания в ПТС экологического класса автомобиля. Полагает, что аннулирование сертификата не влечет аннулирование регистрации транспортного средства, так как аннулирование сертификата представляет собой отсутствие подтверждения экологического класса автомобиля. Не согласен с выводом суда о фактическом проведении проверки органами ГИБДД. Считает, что ни одного из обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, установлено не было, что само по себе влечет незаконность принятого решения. Отмечает, что органы ГИБДД суду не предоставили ни одного доказательства того, что класс безопасности автомобиля заявителя ниже четвертого, в связи с чем его использование может причинять вред. Отмечает, что на официальных сайтах Федеральной таможенной службы и Федеральной службы по аккредитации размещена информация о том, что автомобили марки <данные изъяты>, параметры которых полностью соответствуют его транспортному средству, в соответствии с сертификатом соответствия <данные изъяты> от 01.04.2014 г. имеют экологический класс «4».

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя ФИО1 - ФИО2 апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по Костромской области ФИО3 возражал против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. приобрел автомобиль <данные изъяты>, идентификационный номер (VIN) <данные изъяты> /л.д. 18-19, 20, 21, 22/.

ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> таможней Центрального таможенного управления Федеральной таможенной службы выдан паспорт на указанное транспортное средство, а на следующий день (ДД.ММ.ГГГГ) автомобиль зарегистрирован в ГИБДД, выдан государственный регистрационный знак <данные изъяты> /л.д. 12/.

Письмом МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> ФИО1 уведомлен о прекращении (аннулировании) ДД.ММ.ГГГГ регистрации указанного автомобиля, признании паспорта транспортного средства ТС <данные изъяты> недействительным ввиду того, что отменено действие сертификата соответствия, на основании которого выдан паспорт транспортного средства /л.д.10/. Также в письме указано, что основанием для восстановления регистрационного учета может служить предъявленный действующий сертификат соответствия на конкретное транспортное средство.

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что паспорт транспортного средства выдан ФИО1 на основании сертификата соответствия, который впоследствии признан недействительным (аннулирован), что влечет за собой недействительность паспорта транспортного средства.

В связи с этим, суд пришёл к выводу, что регистрирующий орган МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области на законных основаниях аннулировал регистрацию автомобиля заявителя, оснований для удовлетворения заявления о признании данных действий незаконными и восстановлении регистрации не имеется.

Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, так как они противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 18.05.1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлена обязательность наличия паспорта транспортного средства для его регистрации и допуска к участию в дорожном движении.

Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 г. N 496/192/134 (далее Положение), в строке 13 "Экологический класс" паспорта транспортного средства прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство (пункт 36).

Заполнение данной строки паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС (одобрение типа транспортного средства), ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии формирует Сведения о выданных Одобрениях типа транспортного средства, Одобрениях типа шасси, сертификатах соответствия и Свидетельствах о безопасности конструкции транспортного средства (приложение № 4) и не реже одного раза в месяц передает их в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России для использования в информационных и контрольных целях.

Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы (пункт 70).

Из приведённых нормативных положений следует, что экологический класс, которому соответствует транспортное средство, указывается в паспорте транспортного средства на основании данных, содержащихся в сертификате соответствия, либо на основании данных, содержащихся в одобрении типа транспортного средства. Предоставление одновременно обоих указанных документов не требуется, для заполнения ПТС достаточно представить один из них.

Кроме того, экологический класс автомобиля может быть указан согласно сведениям, размещенным на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или Федеральной таможенной службы, которые формируются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии на основании выданных ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах о безопасности конструкции транспортного средства.

Из материалов дела следует, что к заявлению ФИО1 в <данные изъяты> таможенный пост о выдаче паспорта транспортного средства прилагались как сертификат соответствия, так и одобрение типа транспортного средства, которые подтверждали, что приобретённый заявителем автомобиль относится к 4-у экологическому классу /л.д. 148, 149, 13, 14-17/. Одобрение типа транспортного средства выдано в республике Беларусь без ограничения срока его действия.

С 01 января 2015 года вступил в действие Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 877.

Данным решением предусмотрено, что с 01.01.2015 г. документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года, за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой.

Таким образом, имеющееся у заявителя одобрение типа транспортного средства, выданное ему в республике Беларусь, с 01.01.2015 г. является действительным на территории Российской Федерации.

В представленных представителем заявителя ФИО2 в заседании суда апелляционной инстанции распечатках с сайтов Федеральной таможенной службы РФ и Росстандарта указано, что 01 апреля 2014 года на модель автомобиля, к которой относится автомобиль заявителя, выдан документ <данные изъяты> (сертификат соответствия, ОТТС), подтверждающий соответствие данного транспортного средства требованиям технического регламента /л.д. 131-132, 133-140/.

В соответствии с пунктом 72 Положения выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).

Учитывая указанные фактические обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что, несмотря на отмену действия сертификата соответствия, представленного ФИО1 при получении паспорта транспортного средства, соответствие принадлежащего ему автомобиля обязательным техническим требованиям на момент принятия МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области решения об аннулировании регистрации подтверждалось одобрением типа транспортного средства, выданным в республике Беларусь, которое с 01.01.2015 г. является действующим на территории Российской Федерации, и сведениями с сайта Федеральной таможенной службы.

В связи с этим законных оснований для признания недействительным паспорта транспортного средства не имелось, так как документы, имеющие такое же значение, что и сертификат соответствия, у ФИО1 имелись либо необходимые сведения о соответствии автомобиля установленным требованиям могли быть получены при проведении проверки сотрудниками МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области на сайте Федеральной таможенной службы РФ.

Из содержания пунктов 3 и 13 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 г. N 1001, следует, что в случае установления органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил (представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию) регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.

Так как не имелось законных оснований для признания недействительным паспорта транспортного средства, то у МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области не имелось оснований и для аннулирования регистрации транспортного средства.

В связи с указанным решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных ФИО1 требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Островского районного суда Костромской области от 24 июня 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления МВД РФ по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ об аннулировании регистрации автомобиля <данные изъяты>, <данные изъяты> года выпуска, паспорт транспортного средства <данные изъяты>, идентификационный номер (VIN) <данные изъяты>, регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежащего ФИО1

Обязать МРЭО ГИБДД УМВД России по Костромской области восстановить регистрацию указанного транспортного средства.

Председательствующий:

Судьи: