Судья: Чайкина М.В. Дело № 33-1529/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 февраля 2015 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего судьи Чеботаревой М.В.,
судей: Медведева С.Ф., Водяной В.Ю.
при секретаре: ... А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Медведева С.Ф., гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации г. Каменск-Шахтинский и Комитета по управлению имуществом г.Каменска-Шахтинского на решение Каменского районного суда Ростовской области от 08 декабря 2014 г.,
установила:
Прокурор г.Каменска-Шахтинского обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ИП ФИО1, КУИ г.Каменска об обязании привести рекламную конструкцию в соответствие с требованиями ГОСТа.
В обоснование требований истец сослался на то, что Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Каменска-Шахтинского выдано разрешение на установку рекламной конструкции от 03 февраля 2014 г. № ... ИП ФИО1, место установки: .... Рекламная конструкция представляет собой многосекционный стенд, габаритные размеры 0,7 х 15,0 м., площадью информационного поля 21,0 кв.м. Срок действия разрешения по 23 декабря 2018 г.
В ходе проведенной прокуратурой города проверки соблюдения на территории г.Каменска-Шахтинского законодательства о рекламе, обнаружена рекламная конструкция — многосекционный стенд, расположенный в ..., не соответствующая требованиям ФЗ «О рекламе» и ГОСТ Р 52044-2003., а именно п.п. 6.1, 6.2 указанного госта, поскольку верхняя точка рекламной конструкции находится на высоте 0,82 м., а нижний край рекламной конструкции находится на высоте 0,1 м.
Истец просил суд обязать ИП ФИО1, Комитет по управлению имуществом Администрации г. Каменска Шахтинского привести в соответствие с ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», рекламную конструкцию, установленную по адресу: ...).
Также Прокурор г.Каменска-Шахтинского обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ИП ФИО1, КУИ г.Каменска об обязании привести рекламную конструкцию в соответствие с требованиями ГОСТа.
В обоснование требований истец сослался на то, что Комитетом по управлению имуществом Администрации г. Каменска-Шахтинского выдано разрешение на установку рекламной конструкции от 15 мая 2014 г. № ... ИП ФИО1, место установки: .... Рекламная конструкция представляет собой многосекционный стенд, габаритные размеры 0,7 х 15,0 м., площадью информационного поля 21,0 кв.м., срок действия разрешения по 23 декабря 2018 г.
В ходе проведенной прокуратурой города проверки соблюдения на территории г.Каменска-Шахтинского законодательства о рекламе, установлено, что рекламная конструкция — многосекционный стенд, расположенный по адресу: ..., не соответствующая требованиям ФЗ «О рекламе» и ГОСТ Р 52044-2003., а именно п.п. 6.1, 6.2 указанного ГОСТа, поскольку верхняя точка рекламной конструкции находится на высоте 0,85 м., а нижний край рекламной конструкции находится на высоте 0,1 м. Расстояние между указанной рекламной конструкцией и бровкой края автомобильной дороги, составляет 0,35 м.
Истец просил суд обязать ИП ФИО1, Комитет по управлению имуществом Администрации г. Каменска Шахтинского привести в соответствие с ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», рекламную конструкцию, установленную по адресу: ...).
Определением Каменского районного суда Ростовской области от 10 октября 2014 г. гражданское дело № ... по иску прокурора г. Каменск-Шахтинского в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 об обязании привести в соответствие с требованием ГОСТ Р 52044-2003 рекламную конструкцию, объединено в одно исковое производство с гражданским делом № ... по иску прокурора г. Каменска-Шахтинского в интересах неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 об обязании привести в соответствие с требованием ГОСТ Р 52044-2003 рекламную конструкцию, с присвоением гражданскому делу № ....
С учетом уточненных исковых требований, прокурор просил суд признать незаконным: постановление Администрации г.Каменска-Шахтинского от 03 февраля 2014г. № ... «Об установке рекламных конструкций» об установке рекламной конструкции; разрешение на установку рекламной конструкции № ... от 03 февраля 2014 г. ИП ФИО1 по адресу: ... движения, обязать ИП ФИО1 произвести демонтаж указанной рекламной конструкции.
Также просил признать незаконными постановление Администрации г. Каменска-Шахтинского от 15 мая 2014 г. № ... «Об установке рекламных конструкций» об установке рекламной конструкции; признать незаконным разрешение № ... от 15 мая 2014 г., выданное ИП ФИО1 на установку рекламной конструкции - рекламного щита по адресу: ..., обязать ИП ФИО1 произвести демонтаж указанной рекламной конструкции.
Решением Каменского районного суда Ростовской области от 08 декабря 2014 г. исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Администрация г. Каменска-Шахтинского просит решение суда отменить. В обоснование доводов апеллянт указывает, что применение ГОСТ Р 52044-2003 не является обязательным, а носит рекомендательный характер.
Администрация г.Каменска-Шахтинского указывает, что в решении суд констатирует факт о том, что технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции не принят, отсутствует вышестоящий закон, несоответствие которому является обязательным условием в случае признания незаконным муниципального нормативного – правового акта. Соответственно, признание незаконным постановления администрации города от 03 февраля 2014 г. №... «Об установке рекламных конструкций» неправомерно.
Кроме того, апеллянт считает, что судом нарушены нормы процессуального права, не соблюден принцип состязательности сторон.
В апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом г.Каменска-Шахтинского просит решение суда отменить и вынести новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апеллянт указывает, что оспариваемые разрешения на установку рекламных конструкций, выданы в соответствии с утвержденным Порядком, согласованы со всеми уполномоченными службами и учреждениями, в том числе с ОГИБДД ОМВД России по г.Каменску-Шахтинскому.
КУИ г.Каменск-Шахтинского в своей апелляционной жалобе также считает, что требования ГОСТ Р 52044-2003 не являются обязательными, в связи с чем исковые требования необоснованны, а решение суда незаконно и подлежит отмене.
На апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Каменска-Шахтинского, прокурором Каменского района поданы возражения, в которых он просит решение Каменского районного суда Ростовской области от 08 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Каменска-Шахтинского – без удовлетворения.
Администрация г. Каменска-Шахтинского, ИП ФИО1, Главный архитектор г. Каменска-Шахтинского, ОГИБДД ОМВД по г. Каменску-Шахтинскому, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, с учетом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения прокуратуры г. Каменска-Шахтинского на апелляционную жалобу, выслушав прокурора отдела прокуратуры Ростовской области ... представителя КУИ г. Каменска-Шахтинского по доверенности – ... проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, постановлением Администрации г.Каменска-Шахтинского от 03 февраля 2014 г. №... ИП ФИО1 разрешена установка рекламных конструкции многосекционных стендов в г.....
На основании этого постановления Комитетом по управлению имуществом г.Каменска-Шахтинского, ИП ФИО1 выдано разрешение № ... от 03 февраля 2014 г. на установку рекламной конструкции.
Согласно постановлению Администрации г.Каменска-Шахтинского от 15 февраля 2014 г. № ... «Об установке рекламных конструкций», ИП ФИО1 разрешена установка рекламной конструкции многосекционного стенда, расположенного в ..., на регулировочном ограждении №... пешеходного движения. На основании указанного постановления Комитетом по управлению имуществом г. Каменска-Шахтинского, ИП ФИО1 выдано разрешение № ... от 15 мая 2014 г. на установку рекламной конструкции.
Актами проверки размещения рекламных конструкций от 03 сентября 2014 г., проведенных прокуратурой г.Каменска-Шахтинского совместно с ГИБДД, установлено, что нижний край рекламной конструкции - рекламного стенда размещенного по адресу: ... пешеходного движения составляет - 0,10 м. верхняя точка рекламной конструкции составляет 0,82 м.
В отношении размещения рекламной конструкции по ... согласно Акту проверки от 03 сентября 2014 г. установлено, что нижний край рекламной конструкции составляет - 0,10 м., расстояние от бровки края автомобильной дороги до рекламной конструкции по адресу: ... составляет - 0,35 м., расстояние от пешеходного перехода до рекламной конструкции составляет - 0,85 м.
Как следует из материалов дела, собственником рекламных конструкций многосекционных стендов в ..., является ИП ФИО1
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Пункт 4 ст. 19 ФЗ "О рекламе" предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Согласно разделу 1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).
Пунктом 6.1 названного ГОСТа предусмотрено, что сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м. - в населенных пунктах.
Согласно п.6.2 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 м от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территории городских и сельских поселений - на высоте не менее 4,5 м.
В ходе проведенных прокуратурой г. Каменска-Шахтинского совместно с ОГИБДД ОМВД России по Ростовской области проверок установлено, что рекламные конструкции по адресу: ..., а также по адресу: ..., принадлежащие ИП ФИО1, размещены с нарушением требований п.п. 6.1, 6.2 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", что само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности жизни и здоровью, а также безопасности дорожного движения. Выявленные нарушения зафиксированы в актах проверок размещения рекламной конструкции от 03 сентября 2014 г.
Постанавливая решение об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора, суд пришел к выводу, что спорные рекламные конструкции ИП ФИО1 установлены с нарушением требований государственного стандарта, которые создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц - пользователей автомобильными дорогами.
Учитывая, что расположение спорных рекламных конструкций не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановления Администрации г. Каменска-Шахтинского от 03 февраля 2014г. № ... «Об установке рекламных конструкций» и от 15 февраля 2014 г. № ... «Об установке рекламных конструкций» ИП ФИО1 в части выдачи разрешения на установку рекламных конструкций ИП ФИО1, а также выданные на основании указанных постановлений разрешения на установку рекламных конструкций, являются незаконными, в связи с чем, исковые требования истца об обязании ИП ФИО1, произвести демонтаж спорных рекламных конструкций, подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не находит, так как они основаны на законе и соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Довод апелляционных жалоб о рекомендательном характере требований ГОСТ Р 52044-2003 подлежит отклонению в связи со следующим.
Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003 года, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены вышеизложенным пунктом 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 13.02.2004 за N 5546, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательно применять в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену правильного по существу судебного постановления, в связи с чем, подлежат отклонению судебной коллегией.
В целом апелляционная жалоба не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, предусмотренные законом в качестве оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Каменского районного суда Ростовской области от 08 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Каменска-Шахтинского и Комитета по управлению имуществом г.Каменска-Шахтинского – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: