ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15353/2014 от 17.11.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

 _

 Судья Е.В. Зыбунова дело № 33-15353/2014

 учет №65

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 17 ноября 2014 года г. Казань

 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

 председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,

 судей Р.С. Ибрагимова, Э.Р. Сайдашевой,

 при секретаре судебного заседания Р.Т. Низамовой

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционным жалобам Местной мусульманской религиозной организации – Мухтасибат г. Казани Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 28 августа 2014 года, которым постановлено:

 иск удовлетворить частично.

 Признать незаконной деятельность Местной мусульманской религиозной организации – Мухтасибат г. Казани Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан, Местной мусульманской религиозной организации – приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений (организации похоронного дела) на территории г. Казани на земельном участке, занимаемом вероисповедальным мусульманским кладбищем, с кадастровым номером 16:33:080710:5, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, район автодороги М7 «Волга» Москва-Казань-Уфа.

 Запретить Местной мусульманской религиозной организации – Мухтасибат г. Казани Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан, Местной мусульманской религиозной организации – приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан деятельность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений (организации похоронного дела) на территории г. Казани на земельном участке, занимаемом вероисповедальным мусульманским кладбищем, с кадастровым номером 16:33:080710:5, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, район автодороги М7 «Волга» Москва-Казань-Уфа.

 В удовлетворении требований к Централизованной религиозной организации – Духовному управлению мусульман Республики Татарстан отказать.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей Местной мусульманской религиозной организации – Мухтасибат г. Казани Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан С.А. Шепелева, Д.И. Мухина, Э.С. Хуснутдинову, представителя Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан Р.Ш. Хасаншина, поддержавших апелляционные жалобы, представителя Местной мусульманской религиозной организации – приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан Г.М. Гиматдинову, согласившуюся с доводами апелляционных жалоб, представителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани Д.З. Рахимуллина, представителя Муниципального казенного учреждения «Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» М.А. Ишкина, возражавших удовлетворению апелляционных жалоб, представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Д.А. Авдеева, согласившегося с доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А :

 Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани (далее – Исполнительный комитет) обратился в суд с иском к Централизованной религиозной организации - Духовному управлению мусульман (далее – ДУМ) Республики Татарстан о признании незаконной деятельности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений и запрете указанной деятельности.

 В обоснование требований указал, что в соответствии с распоряжением первого заместителя министра земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 8 ноября 2013 года земельный участок с кадастровым номером .... площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, был передан ДУМ Республики Татарстан для размещения мусульманского кладбища.

 Данный земельный участок входит в состав городских земель на основании закона Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года №69-ЗРТ «О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан».

 Закон не предусматривает возможность исполнения функции органов местного самоуправления по организации похоронных услуг религиозными организациями, тем более они не вправе заключать договоры о наделении такими полномочиями третьих лиц.

 Между тем, в нарушение положений Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) и Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон №8-Ф3), ДУМ Республики Татарстан самовольно присвоило себе полномочия органов местного самоуправления и передало названный выше земельный участок для осуществления деятельности мусульманского кладбища Местной мусульманской религиозной организации – приход Казанской Соборной мечети «Аль-Марджани» Казанского мухтасибата Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан (далее - Приход мечети «Аль Марджани»).

 Самостоятельная организация и финансирование ДУМ Республики Татарстан деятельности по погребению умерших противоречит действующему законодательству, как и передача полномочий по осуществлению данного вида деятельности третьим лицам.

 Согласно решению Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года №35-3 уполномоченным органом по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории г. Казани является Муниципальное казенное учреждение «Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее - Управление по организации ритуальных услуг).

 Исполнительный комитет ссылался на то, что погребение умерших на вышеназванном мусульманском кладбище производится самовольно, ДУМ Республики Татарстан не предоставляет органу местного самоуправления необходимых сведений о времени, месте и лицах, захороненных на мусульманском кладбище, осуществляет свою деятельность в отсутствии муниципального контроля и без соблюдения установленных государством гарантий в области похоронного дела.

 Приход мечети «Аль Марджани» осуществляет деятельность по погребению умерших и оказание ритуальных услуг в нарушение федерального законодательства, предоставляет места для погребения умерших за установленную ДУМ Республики Татарстан стоимость.

 Таким образом, при оказании ритуальных услуг населению на территории г.Казани ДУМ Республики Татарстан установил монополию на мусульманском кладбище, ограничив доступ иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере похоронных услуг, нарушая тем самым условия конкурентности рынка.

 Исполнительный комитет просил признать деятельность ДУМ Республики Татарстан по осуществлению похоронной деятельности, организации ритуальных услуг и содержанию мест погребения на территории г. Казани, а именно, на земельном участке с кадастровым номером 16:33:080710:5, расположенном по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Советский район, район кольцевой развязки автодороги М-7 «Волга» Москва-Казань-Уфа, незаконной, обязать ДУМ Республики Татарстан прекратить незаконную деятельность.

 В ходе судебного разбирательства, с учетом выяснившихся по делу обстоятельств, представитель Исполнительного комитета уточнил требования иска и просил признать деятельность ДУМ Республики Татарстан, Местной мусульманской религиозной организации – Мухтасибат г. Казани ДУМ Республики Татарстан (далее - Мухтасибат г. Казани), Прихода мечети «Аль Марджани» по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений на территории г. Казани на указанном выше земельном участке незаконной и запретить ее осуществление.

 Представители истца в судебном заседании иск поддержали.

 Представители ответчиков ДУМ Республики Татарстан, Мухтасибата г. Казани, Прихода мечети «Аль Марджани» иск не признали.

 Представитель третьего лица Управления по организации ритуальных услуг с иском согласился.

 Представитель третьего лица Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с иском не согласился.

 Третье лицо Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание своего представителя в суд не направило.

 Суд первой инстанции принял решение о частичном удовлетворении требований.

 В апелляционной жалобе Мухтасибат г. Казани просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, при неправильном определении имеющих значение для дела обстоятельств и не соответствующих им выводах.

 Излагает обстоятельства предоставления Мухтасибату г. Казани земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения мусульманского кладбища, начиная с 2003 года, перечисляет принимаемые органами государственной власти Республики Татарстан и местного самоуправления акты в отношении земельного участка и строительства мусульманского кладбища.

 Приходит к выводу о том, что мусульманское кладбище было создано и действовало в полном соответствии с действующим на тот момент законодательством. То обстоятельство, что впоследствии земельный участок вошел в состав городских земель, не могло повлечь прекращение прав законного землепользователя.

 Однако 8 ноября 2013 года распоряжением первого заместителя министра земельных и имущественных отношений Республики Татарстан земельный участок был передан ДУМ Республики Татарстан на праве безвозмездного пользования сроком на 11 месяцев для размещения мусульманского кладбища, вопреки тому, что на нем находились объекты недвижимости другого лица.

 Дает толкование положениям Федерального закона №8-ФЗ, полагая, что оказанием ритуальных услуг, в том числе и погребением, может заниматься не только специализированная организация, созданная органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, но и иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и ИП) не лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг.

 Ссылается на то, что Федеральный закон №131-ФЗ возлагает на органы местного самоуправления не оказание ритуальных услуг, а организацию оказания таковых, что возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности.

 Приводит положения Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», регламентирующих понятие религиозных обрядов и церемоний, которые могут беспрепятственно совершаться, в том числе, на кладбищах.

 Считает, что определение единственного уполномоченного органа в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории г. Казани - Управление по организации ритуальных услуг противоречит антимонопольному законодательству и нарушает условия конкурентности рынка.

 При этом, по мнению аппелятора, суд не исследовал в полном объеме полномочия и права указанного лица, определенные решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года №35-3.

 Указывает, что суд не дал оценку тому обстоятельству, что решением Вахитовского районного суда г. Казани от 4 июня 2012 года было признано незаконным бездействие Исполнительного комитета, выразившееся в самоустранении принятия порядка деятельности вероисповедального кладбища при мечети «Аль-Марджани».

 Также полагает, что суд не исследовал факт того, что организация похорон и оказания связанных с ними услуг относится к виду экономической деятельности, предусмотренной подпунктом 93.03 ОКВЭД, который не включает предоставление религиозных ритуальных услуг (91.31), продажу похоронных принадлежностей (52.48.34). Между тем главным видом деятельности Мухтасибата г.Казани и Прихода мечети «Аль-Марджани» является код 91.31.

 В апелляционной жалобе ДУМ Республики Татарстан ставит вопрос об изменении решения суда в части удовлетворения заявленных требований. Приводит доводы о несогласии с изложенным в мотивировочной части решения выводом суда о незаконности деятельности Мухтасибата г. Казани и Прихода мечети «Аль-Марджани». Полагает, что Федеральный закон №8-ФЗ не исключает возможности осуществления деятельности по погребению и оказанию ритуальных услуг коммерческими и некоммерческими организациями. Поэтому считает вывод суда об отсутствии у религиозной организации права оказывать услуги по погребению противоречащим закону.

 Далее приводит доводы, аналогичные изложенным в апелляционной жалобе Мухтасибата г. Казани.

 Дополнительно отмечает, что основания для ликвидации религиозной организации и запрете ее деятельности изложены в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», между тем по данному делу таковых не имеется.

 Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения вынесенного судебного постановления не имеется.

 Согласно статье 2 Федерального закона №8-ФЗ законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

 Пунктом 1 статьи 17 этого Федерального закона установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

 В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона №8-ФЗ вероисповедальные кладбища предназначены для погребения умерших одной веры. Вероисповедальные кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Пункт 2 данной статьи предполагает, что порядок деятельности вероисповедальных кладбищ определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими религиозными объединениями.

 Процесс создания вероисповедального мусульманского кладбища, являющегося предметом спора, происходил следующим образом.

 На основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан №1479-р от 11 ноября 2004 года Мухтасибату г.Казани на праве безвозмездного срочного пользования был предоставлен земельный участок для размещения мусульманского кладбища площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер ...., расположенный по адресу: <адрес>.

 10 ноября 2004 года между Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Мухтасибатом г.Казани заключен договор безвозмездного срочного пользования указанным выше земельным участком, находящемся в государственной собственности.

 1 декабря 2004 года Мухтасибат г.Казани и Приход мечети «Аль-Марджани» заключили соглашение о совместном строительстве мусульманского кладбища на этом земельном участке.

 15 апреля 2007 года Исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Мухтасибату г.Казани выдано разрешение на строительство мусульманского кладбища при мечети «Аль-Марджани» с административным зданием и оградой, а 24 апреля 2007 года - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

 Данный земельный участок вошел в состав земель г.Казани на основании закона Республики Татарстан от 28 декабря 2007 года №69-ЗРТ «О преобразовании, изменении границ отдельных муниципальных образований и внесении изменений в некоторые законы Республики Татарстан».

 В настоящий момент на мусульманском кладбище построены административное здание и забор кладбища, собственником которых является Приход мечети «Аль-Марджани».

 Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Республики Татарстан от 22 марта 2013 года прекращено действие заключенного с Мухтасибатом г.Казани договора безвозмездного срочного пользования земельным участком от 10 ноября 2004 года. На Мухтасибат г.Казани возложена обязанность передать Министерству земельный участок в 10-дневный срок с момента принятия распоряжения.

 8 ноября 2013 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан вынесено распоряжение о предоставлении вышеназванного земельного участка на праве безвозмездного срочного пользования ДУМ Республики Татарстан сроком на 11 месяцев.

 В соответствии с пунктом 23 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения являются вопросами местного значения городского округа.

 Из пункта 2 статьи 25 Федерального закона №8-ФЗ следует, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, и финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов (статья 26).

 Из приведенных положений закона следует, что именно на орган местного самоуправления возлагается организация похоронного дела.

 При этом статьей 29 Федерального закона №8-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

 В полном соответствии с этим требованием решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года №35-3 определен уполномоченный орган в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории г.Казани - Управление по организации ритуальных услуг.

 Таким образом, в г.Казани деятельность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронений осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления.

 Между тем по настоящему делу установлено, что организацию деятельности на мусульманском кладбище, входящем в состав земель г.Казани, осуществляют религиозные организации Мухтасибат г. Казани и Приход мечети «Аль-Марджани» без какого-либо согласования с вышеназванным органом местного самоуправления. Порядок деятельности вероисповедального кладбища утвержден приказом директора кладбища по согласованию с Мухтасибатом г.Казани 27 августа 2008 года. Прейскурант цен на услуги, оказываемые мусульманским кладбищем при захоронении умерших, согласован смотрителем кладбища, Имамом мечети «Аль – Марджани», Мухтасибом г.Казани.

 Частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты права как запрещение незаконной деятельности.

 Как установлено судом первой инстанции, Мухтасибат г.Казани и Приход мечети «Аль-Марджани» осуществляют организацию ритуальных услуг и содержания мест захоронения на мусульманском кладбище г.Казани в отсутствии муниципального контроля и без соблюдения установленных государством гарантий в области похоронного дела, погребение умерших производится самовольно, без разрешения и извещения уполномоченного органа.

 При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что такая деятельность религиозных организаций по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на кладбище не соответствует требованиям закона.

 Доводы апелляционных жалоб несостоятельны в силу того, что апелляторы не разделяют понятий «организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения» и «оказание ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронения».

 Так, Федеральными законами №131-ФЗ и №8-ФЗ установлено, что организация похоронного дела осуществляется только органами местного самоуправления.

 В то же время, что касается непосредственно предоставления услуг по погребению, то закон не предусматривает ограничения только специализированными службами субъектного состава лиц, непосредственно имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, то есть иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

 Из положений Федерального закона №8-ФЗ следует, что супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.

 Согласно статье 1 Федерального закона №8-ФЗ погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.

 Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения (в том числе путем предания умершего земле) лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.

 Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

 Органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать услуги, в том числе входящие в предусмотренный Федеральным законом №8-ФЗ гарантированный перечень услуг по погребению, поскольку такое понуждение прямо противоречит гражданскому законодательству.

 В статье 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет совершения хозяйствующими субъектами любых действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, в том числе действий, которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (недобросовестная конкуренция).

 Таким образом, недопустимы действия специализированных служб в отношении конкретных хозяйствующих субъектов, также оказывающих ритуальные услуги, направленные на приобретение необоснованных преимуществ, совершение недобросовестных действий.

 Между тем по рассматриваемому спору Исполнительным комитетом не ставится вопрос о запрете деятельности религиозных организаций по непосредственному предоставлению услуг по погребению. Настоящий иск заявлен только по вопросам организации похоронного дела. Статьей 25 Федерального закона №8-ФЗ закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

 При этом статья 19 Федерального закона №8-ФЗ возлагает на орган местного самоуправления установить порядок деятельности вероисповедальных кладбищ. Требования закона о необходимости согласования порядка деятельности вероисповедального кладбища с религиозными объединениями не снимает с органа местного самоуправления данную обязанность. По смыслу данной нормы инициатором нормативного определения порядка деятельности вероисповедальных кладбищ выступает именно орган местного самоуправления, который и должен для согласования порядка деятельности привлекать соответствующие религиозные объединения.

 Поскольку законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а организация ритуальных услуг и правила содержания мест захоронения устанавливаются органами местного самоуправления, то органы местного самоуправления в Российской Федерации также полномочны осуществлять самостоятельное правовое регулирование в области организации погребения и похоронного дела.

 Ссылка в апелляционной жалобе на уклонение Исполнительного комитета от принятия порядка деятельности вероисповедальных кладбищ не может повлечь признание законным самовольное присвоение религиозными организациями функций органа местного самоуправления по организации похоронного дела.

 Руководствуясь статьями 199, 327.1-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А :

 решение Вахитовского районного суда г. Казани от 28 августа 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Местной мусульманской религиозной организации – Мухтасибат г. Казани Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Централизованной религиозной организации – Духовного управления мусульман Республики Татарстан - без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

 Председательствующий

 Судьи