ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15372/2016 от 01.12.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Бетина Г.А. гр. дело № 33-15372 /2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Самара 01 декабря 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Акининой О.А.

Судей: Ефремовой Л.Н., Черкуновой Л.В.

При секретаре: Лещевой А.А.

С участием прокурора Тихоновой Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 15 сентября 2016 года, которым постановлено:

Обязать мэрию г.о. Тольятти установить бортовой камень вдоль проезжей части автодороги на <адрес> с четной и нечетной стороны от <адрес> до <адрес> в соответствии с п.п.4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» (МКУ «ЦОДД ГОТ») на <адрес> в районе <адрес> (наземный регулируемый пешеходный переход при движении со стороны <адрес>:

- в соответствии с п. 7.2.13 и 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить секции пешеходных светофоров;

- в соответствии с п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить ограничивающие пешеходные ограждения в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием;

- в соответствии с п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета;

в соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 установить дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью».

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» (МКУ «ЦОДД ГОТ») на <адрес> в районе <адрес> (наземный регулируемый пешеходный переход при движении со стороны <адрес>:

- в соответствии с п. 7.2.13 и 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить секции пешеходных светофоров;

- в соответствии с п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить ограничивающие пешеходные ограждения в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием;

- в соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 установить дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью»;

- в соответствии с п. 5.7.18 и п. 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить дорожные знаки 6.16 «Стоп-линия» на отдельную стойку.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснение представителя мэрии г.о. Тольятти- Винокуровой К.В., по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец – исполняющий обязанности прокурора г. Тольятти обратился в суд с иском к мэрии г. Тольятти о возложении обязанности устранить недостатки выявленные на автомобильных дорогах г. Тольятти, указав, что «согласно материалу отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения У МВД России по г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ и требования прокуратуры города Тольятти от ДД.ММ.ГГГГв/13 сотрудниками отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти проведена проверка улично-дорожной сети городского округа Тольятти. В ходе проверки выявлены недостатки на <адрес> от <адрес> до <адрес> в районе <адрес>, в районе <адрес>.

По результатам проверки составлены акты выявленных недостатков, в отношении мэрии г.о. Тольятти возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ. Мэрии г.о. Тольятти, в целях устранения нарушений требований национальных стандартов, выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД у МВД России по г. Тольятти проведена проверка исполнения мэрией г.о. Тольятти мероприятий, направленных на устранение недостатков в содержании уличной –дорожной сети на <адрес> от <адрес> до <адрес>(четная и нечетная сторона). Выявлено, что на данном участке дороги световые опоры установлены на расстоянии 70-110 см от кромки проезжей части, на участке бортовой камень и транспортные ограждения отсутствуют, что является нарушением п.п. 4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Кроме того, на участке <адрес> в районе <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие (наезд на препятствие), допущенное в связи с отсутствием дорожных ограждений.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на указанном участке дороги отсутствует бортовой камень либо транспортные ограждения вдоль опор наружного освещения.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти проведено дополнительное обследование места дорожно- транспортного происшествия, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого выявлены недостатки в содержании дорожной уличной сети, составлен акт выявленных недостатков, в отношении мэрии г.о. Тольятти возбуждено дело об административном правонарушении. По статье 12.34 КоАП РФ.

В целях устранения нарушений требований национальных стандартов РФ мэрии г.о. Тольятти выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в адрес отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти поступила информация о ходе выполнения предписания, однако, нарушения не устранены. Таким образом, неисполнение ответчиком требований законодательства в области безопасности дорожного движения создает угрозу нарушения прав граждан, неопределенного круга лиц, проживающих на территории г.о. Тольятти, в том числе, на безопасные условий передвижения по дорогам городского округа.

Ссылаясь на изложенное, на требования Государственных стандартов, закон «Об общих принципах местного самоуправления», закон «О безопасности дорожного движения», истец просил суд обязать мэрию г.о. Тольятти установить бортовой камень вдоль проезжей части автодороги на <адрес> с четной и нечетной стороны от <адрес> до <адрес> в соответствии с п.п.4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требований», п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Обязать МКУ «ЦОДД ГОТ» на <адрес> в районе <адрес> (наземный регулируемый пешеходный переход при движении со стороны <адрес>:

- в соответствии с п. 7.2.13 и 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить секции пешеходных светофоров;

- в соответствии с п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить ограничивающие пешеходные ограждения в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием;

- в соответствии с п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на щитах со световозвращающей 226

в соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 установить дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью».

Обязать МКУ «ЦОДД ГОТ» на <адрес> в районе <адрес> (наземный регулируемый пешеходный переход при движении со стороны <адрес>:

- в соответствии с п. 7.2.13 и 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить секции пешеходных светофоров;

- в соответствии с п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить ограничивающие пешеходные ограждения в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием;

- в соответствии с п. 5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 установить дублирующие дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью»;

- в соответствии с п. 5.7.18 и п. 6.2.14 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, уличных ограждений и направляющих устройств» установить дорожные знаки 6.16 «Стоп-линия» на отдельную стойку.

Судом постановлено указанное выше решение. Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу, что неисполнение требований закона «О безопасности дорожного движения» и ГОСТов по содержанию эксплуатации автомобильных нарушает права граждан на безопасные условия передвижения по дорогам города, в связи с чем удовлетворил уточненные исковые требования.

В апелляционной жалобе представитель мэрии г.о. Тольятти просит отменить постановленное решение в части возложения обязанности на мэрию г.о. Тольятти установить бортовой камень вдоль проезжей части автодороги на <адрес> с четной и нечетной стороны от <адрес> до <адрес>, ссылаясь на неисполнимость данного решения, поскольку установление бортового камня ухудшит дорожно-транспортную обстановку и будет способствовать увеличению количества дорожно-транспортных происшествий. Исполнить судебное решение возможно только путем строительства новых световых опор, для осуществления которого необходимо исполнить требования Градостроительного кодекса РФ.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

Согласно п.п. 3, 5, 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 5 ст. 7 Устава городского округа Тольятти, утвержденного Постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года № 155, к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; организация благоустройства территории городского округа.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 13 ФЗ от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров, либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов.

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по содержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 остановочный пункт должен состоять из остановочной площадки, посадочной площадки, тротуаров и др.; остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать за наземным пешеходным переходом на расстоянии не менее 5 м; возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,20 м; остановочные пункты оборудуют дорожными знаками по ГОСТ Р 52289-2004 и дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256, которые применяют в соответствии с ГОСТ Р 52290.

Пунктом 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 5.19.1 и 5.19.2.

Пунктом 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода.

Согласно п. 3.11 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» удерживающее ограждение для пешехода – это устройство, предназначенное для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода на проезжую часть.

Отсутствие ограничивающего ограждения является нарушением п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004.

Согласно п. 5.7.18. ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» знак 6.16 «Стоп-линия» применяют для указания места остановки транспортных средств на регулируемых перекрестках и на нерегулируемых железнодорожных переездах.

Знак устанавливают справа от дороги или над проезжей частью. Допускается устанавливать знак над каждой полосой движения.

Согласно п. 6.2.14. ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.12 (стоп-линия) применяют перед перекрестком при наличии знака 2.5 «Движение без остановки запрещено», в местах, где движение регулируется светофором, и перед железнодорожными переездами.

Разметку наносят перед перекрестком при наличии знака 2.5 на расстоянии не более 1 м от границы пересекающей проезжей части.

Разметку 1.12 наносят на расстоянии 10 - 20 м от светофора Т.1 или Т.2 при расположении светофора над проезжей частью и 3 - 5 м - при расположении сбоку от проезжей части для обеспечения видимости их сигналов. Допускается уменьшать указанные расстояния соответственно до 5 и 1 м при наличии светофоров Т.3 любых исполнений.

При наличии пешеходного перехода разметку наносят на расстоянии не менее 1 м перед переходом.

Кроме того, с 28.02.2014г. вступили в законную силу изменения, внесенные в п. 5.1.6, 5.1.17, 7.1.2 ГОСТ Р 52289-2004, согласно которым, на дорогах с двухсторонним движением с двумя и более полосами для движения в данном направлении знак 5.19.1 дублируют над проезжей частью, на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2.

Судом установлено, что автомобильные дороги в границах г.о. Тольятти, в том числе на <адрес> от <адрес> до <адрес> в районе <адрес>, в районе <адрес>, относятся к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения. В силу вышеуказанных норм закона лицом, обязанным содержать указанные автомобильные дороги в безопасном состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дороги, в случае, если пользованием такими участками угрожает безопасности дорожного движения, является мэрия городского округа Тольятти.

Представитель мэрии не оспаривал, что вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.

В силу запрета, установленного ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» орган местного самоуправления, при решении вопросов местного значения не вправе совмещать свои функции с функциями хозяйствующего субъекта.

В соответствии с Уставом г.о. Тольятти и п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления городского округа наделен полномочиями по созданию муниципальных учреждений и предприятий.

Судом установлено, что мэрией г.о. Тольятти с целью решения вопроса местного значения по обеспечению безопасности дорожного движения создано муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти».

Согласно Уставу данное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере дорожной деятельности. Основной целью деятельности учреждения является обеспечение безопасности дородного движения на территории г.о. Тольятти. Для достижения указанной цели, учреждение осуществляет установку и содержание ограждений (пешеходных, барьерных, удерживающих», установку, замену и содержание дорожных знаков, установку, ремонт, капитальный ремонт и реконструкцию светофорных объектов.

Разрешая спор по существу, суд обоснованно исходил из того, что обязанность по установке пешеходных ограждений и дорожных знаков относится к компетенции муниципального казенного учреждения «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти».

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти проведена проверка исполнения мэрией г.о. Тольятти мероприятий, направленных на устранение недостатков в содержании дорожно-уличной сети на <адрес> в районе <адрес> (наземный регулируемый пешеходный переход при движении со стороны <адрес>, составлен акт выявленных недостатков, согласно которому на указанном участке в нарушение п. 8.1.27 ГОСТР Р 52289-2004 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием, в нарушение п.7.2.13, п. 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют пешеходные светофоры, в нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 над проезжей частью, в нарушение п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 на флуоресцентной пленке желто-зеленого цвета.

Из материала О ГИБДД У МВД России по г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. на <адрес> (в районе кольцевой развязки проспекта Степана Разина - <адрес>) произошло дорожно-транспортного происшествие.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти проведено дополнительное обследование места дорожно-транспортного происшествия.

В ходе обследования выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, составлен акт выявленных недостатков, в отношении мэрии г.о. Тольятти возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ.

В целях устранения нарушений требований национальных стандартов Российской Федерации мэрии г.о. Тольятти выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

В адрес отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ поступила информация о ходе выполнения предписания, однако, нарушения не устранены.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по г. Тольятти проведена проверка исполнения мэрией г.о. Тольятти мероприятий, направленных на устранение недостатков в содержании дорожно-уличной сети на <адрес> в районе <адрес> (регулируемый пешеходный переход при движении со стороны <адрес>, составлен акт выявленных недостатков, согласно которому на указанном участке в нарушение п. 8.1.27 ГОСТР Р 52289-2004 отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения на протяжении 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода со светофорным регулированием, в нарушение п.7.2.13, п. 7.3.4 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют пешеходные светофоры, в нарушение п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1 над проезжей частью, в нарушение п.6.2.143 и п. 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2004 дорожные знаки 6.16 в количестве двух штук установлены совместно с транспортным светофором.

Установка ограничивающих пешеходных ограждений, светофоров и дорожных знаков способствует предотвращению дорожно-транспортных происшествий.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа.

Суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств и норм, регулирующих спорные правоотношения, постановил решение об удовлетворении этой части исковых требований.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Мэрией г.о. Тольятти судебное решение оспаривется только в части возложения на неё обязанности установить бортовой камень вдоль проезжей части автодороги на <адрес>, что подтверждено представителем мэрии в заседании судебной коллегии.

Принимая во внимание, что решение оспаривается только в части, судебная коллегия считает возможным проверить решение только в оспариваемой части.

Оснований для проверки законности судебного решения в полном объеме судебная коллегия не находит.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и возлагая на мэрию г.о.Тольятти обязанность установить бортовой камень вдоль проезжей части автодороги на <адрес> с четной и нечетной стороны от <адрес> до <адрес>, исходил из следующего.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения У МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и требования прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГв/13 сотрудниками отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> проведена проверка улично-дорожной сети городского округа Тольятти. В ходе проверки выявлены недостатки на <адрес> от <адрес> до <адрес>, а именно с четной и нечетной стороны автодороги у опор освещения, установленных ближе 4 метров к краю проезжей части, при отсутствии бортового камня, отсутствует транспортное удерживающее ограждение.

По результатам проверки составлены акты выявленных недостатков, в отношении мэрии г.о. Тольятти возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 12.34 КоАП РФ.

Мэрии г.о. Тольятти выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. для устранения нарушений требований национальных стандартов. Мэрии г.о. Тольятти предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение следующих мероприятий: на <адрес> установить дорожное ограждение или бортовой камень, либо установить световые опоры на расстоянии не менее 4 м от кромки проезжей части. Л.д. 37

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора отделения организации дорожного движения отдела ГИБДД У МВД России по <адрес> проведена проверка исполнения мэрией г.о. Тольятти мероприятий, направленных на устранение недостатков в содержании улично-дорожной сети на <адрес> от <адрес> до <адрес> (четная и нечетная сторона). Выявлено, что на данном участке дороги световые опоры установлены на расстоянии 70-110 см от кромки проезжей части, на участке бортовой камень и транспортные ограждения отсутствуют, что является нарушением п.п. 4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 4.4.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ на участке <адрес> в районе <адрес> произошло дорожно-транспортное происшествие (наезд на препятствие). Из материала по данному ДТП следует, что водитель транспортного средства при движении по <адрес>, не выбрал безопасную скорость, не справился с рулевым с управлением, в результате чего допустил наезд на световую опору , расположенную справа по ходу движения а/м, на расстоянии 0,5 м от края проезжей части..

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на указанном участке отсутствует бортовой камень либо транспортные ограждения вдоль опор наружного освещения.

Возлагая на Мэрию г.о. Тольятти обязанность по установке бортового камня вдоль проезжей части <адрес>, суд ограничился лишь ссылкой на статью 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Суд исходил также из того, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

При этом суд не принял во внимание довод ответчика о том, что не имеется технической возможности для исполнения заявленных прокурором требований. Суд посчитал, что эти доводы не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку такое обстоятельство, как наличие технической возможности исполнить судебное решение по установке бортового камня, имеет юридическое значение для разрешения данного спора.

Суд также не дал никакой оценки тому обстоятельству, что Отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления МВД России вынося предписание от ДД.ММ.ГГГГ предложил мэрии г.о. Тольятти организовать проведение одного из мероприятий на <адрес> по установке: либо дорожного ограждения, либо бортового камня, либо - световых опор на расстоянии менее 4 м от кромки проезжей части. Что означает, что мэрия г.о. Тольятти имеет право выбора и принятия самостоятельного решения, каким образом выполнить указанные в предписании мероприятия. Суд, однако, возложил на мэрию г. о. Тольятти обязанность установить бортовой камень.

Судебная коллегия считает, что суд необоснованно не принял во внимание пояснения специалиста –главного инженера проекта ООО «<данные изъяты> - ФИО1 о том, что установка бортового камня образует преграду движению ливневого стока, что организация сброса воды в поперечном направлении к бордюрам сложна, что придется делать частые разрывы, либо, согласно СНиПу, устанавливать ливневые канализации, для чего необходимо выполнение соответствующего проекта. По мнению специалиста, установка бортового камня влечет за собой установку ливневой канализации.

Судебная коллегия также считает, что суд необоснованно не дал никакой оценки доводам представителя ответчика о том, то установка бортового камня относится к капитальному ремонту дорог.

Между тем, действительно, нормативными правовыми актами установка бортевого камня отнесена к виду капитального ремонта дороги.

Так, во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. I), ст. 3604) и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5612), Министерством регионального развития РФ 30.12.2009 г. издан приказ № 624 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ РАБОТ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ ИЗЫСКАНИЯМ, ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОМУ РЕМОНТУ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

Согласно п.25.6,25.7 Перечня виды работ по устройству дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств, а также установка защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог относятся к разряду капитального ремонта, требующего выполнения проектной документации, а также привлечения к работам специализированной организации.

Таким образом, работы по установке бортового камня относятся к капитальному ремонту дорог.

Согласно статье 10 Конституции РФ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с п. 3,5,25 ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «ОБ общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 7 Устава г.о. Тольятти к вопросам местного значения г.о. отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о., и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание ми обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значение в границах г.о., а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, принятие решения о выполнении капитального ремонта дорог относится к компетенции органа местного самоуправления, а не к компетенции судебных органов.

В соответствии с Положениями Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля исполнения бюджета. Бюджет муниципального образования (сметный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Согласно Положению о бюджетном процессе в г.о. Тольятти мэрия г.о. Тольятти осуществляет исполнительно –распорядительную деятельность, выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия имеет возможность только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете района на эти цели.

Таким образом, решение вопроса о выполнении мероприятий по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, относиться к компетенции мэрии г.о. Тольятти.

Наличие предписания органов ГИБДД, постановлений о привлечении мэрии г.о. Тольятти к административной ответственности, решений Арбитражного суда Самарской области, само по себе не означает, что для решения вопроса обеспечения безопасности дорожного движения на указанном участке дороги необходимо принятие судебного рушения судом общей юрисдикции, поскольку действительно вопросы организации безопасного движения относятся к компетенции органов местного самоуправления, которые решаются в соответствии с законом ««Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

Орган местного самоуправления в силу Конституционного принципа разделения властей, является самостоятельным органом власти, и орган судебной власти не может подменить его компетенцию при решении вопросов местного значения.

Поскольку, как уже указано выше работы по установке бортового камня, организации ливневого стока относятся к капитальному ремонту дороги, что влечет привлечении бюджетных денежных средств, и что решение данного вопроса не относится к компетенции органов судебной власти, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом неправомерно возложена на мэрию г. о Тольятти обязанность по установке бортового камня на <адрес>.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным судебное решение в части возложении на мэрию г.о. Тольятти обязанности установить бортовой камень вдоль проезжей части автодороги на <адрес> с четной и нечетной стороны от <адрес> до <адрес>. Решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении этой части исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О п р е д е л и л а :

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 15 сентября 2016 года отменить в части возложения на мэрию г.о. Тольятти обязанности установить бортовой камень вдоль проезжей части автодороги на <адрес> с четной и нечетной стороны от <адрес> до <адрес>.

Постановить в этой части новое решение. Отказать в удовлетворении иска и.о. прокурора г. Тольятти о возложении на мэрию г.о. Тольятти обязанности установить бортовой камень вдоль проезжей части автодороги на <адрес> с четной и нечетной стороны от <адрес> до <адрес>

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи