ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15384/2013 от 23.07.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Вергунова Е.М. Дело № 33-15384/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2013 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Дунюшкиной Н.В.,

судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,

с участием прокурора Стукова Д.Г.,

по докладу судьи Башинского Д.А.,

при секретаре Красулиной О.А.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Сочи по доверенности ФИО1 и апелляционному представлению прокурора Лазаревского района г. Сочи Мельникова Д.Г на решение Центрального районного суда г. Сочи от 30 апреля 2013 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Лазаревского района г. Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию г. Сочи обязанности увеличить количество мест в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях Лазаревского района г. Сочи.

В дальнейшем прокурор Лазаревского района г. Сочи свои исковые требования изменил, просил обязать администрацию г. Сочи создать дополнительные места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Лазаревского района г. Сочи согласно потребности для получения несовершеннолетними дошкольного образования.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чуприна Е.А. на удовлетворении измененных требований настаивала, суду пояснила, что прокуратурой Лазаревского района г. Сочи проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения прав детей на дошкольное образование. На территории Лазаревского района г. Сочи осуществляют деятельность 15 муниципальных дошкольных образовательных бюджетных учреждений (далее МБДОУ), в которых воспитывается < данные изъяты > детей. На 01.01.2013 года на учете по устройству в дошкольные образовательные бюджетные учреждения по Лазаревскому району г. Сочи состоит < данные изъяты > ребенка. В целях более полного удовлетворения спроса на дошкольное образование и сокращение очереди в детские дошкольные учреждения в 2013 году запланировано окончание капитального ремонта и введение в эксплуатацию МДОУ № < номер обезличен > на 100 мест, строительство и введение в эксплуатацию пристроек к МДОУ № < номер обезличен > на 80 мест, капитальный ремонт помещений в МДОУ №№ < данные изъяты > и открытие двух дополнительных групп на 50 мест. Вместе с тем, перечисленных мероприятий недостаточно для обеспечения всех нуждающихся в дошкольных образовательных учреждениях детей, поскольку в результате принятых мер не может быть обеспечено то количество мест, в которых нуждаются стоящие на сегодняшний день в очереди в детские сады.

Представитель ответчика - администрации г. Сочи по доверенности ФИО1 исковые требования прокурора не признала, просила в исковых требованиях отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика - Управления по вопросам образования и науки администрации г. Сочи по доверенности ФИО2 также возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи от 30 апреля 2013 года, суд исковое заявление прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о возложении обязанности создать дополнительные места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Лазаревского района г. Сочи согласно потребности для получения несовершеннолетними дошкольного образования - удовлетворил частично.

Обязал администрацию города Сочи создать дополнительные места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Лазаревского района г. Сочи согласно потребности для получения несовершеннолетними дошкольного образования в соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки города Сочи», Поэтапными программами («дорожными картами») ликвидации очередности в дошкольные учреждения для детей муниципального образования г. Сочи на 2013, 2014,2015,2016,2017, 2018 гг. В остальной части требований - отказал.

С указанным решением суда представителя администрации г. Сочи по доверенности ФИО1 не согласилась и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.

В представленном, апелляционном представление, прокурор Лазаревского района г. Сочи просил решение суда первой инстанции – изменить, и обязать администрацию г. Сочи создать дополнительные места в МДОУ Лазаревского района г. Сочи согласно потребности для получения несовершеннолетними дошкольного образования, без каких либо ссылок на федеральные и региональные программы, а также порядок финансирования органа местного самоуправления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Стукова Д.Г. просившего решение суда первой инстанции изменить, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела: согласно ч. 3 ст. 18 Закона от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» (далее Закон № 3266-1), для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 31 Закона №3266-1, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Доступность образования определяется как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает экономическую и физическую доступность образования.

Отсутствие достаточного количества мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, не предоставление мест в детских яслях и садах всем нуждающимся детям, в возрасте от полутора до семи лет, проживающих на территории Лазаревского района г. Сочи, состав которых постоянно меняется, не позволяет определить круг лиц, чьи именно права нарушены, то есть нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц из числа детей дошкольного возраста.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года № 2336 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Правительству Российской Федерации следует обеспечить достижение следующих показателей в области образования: достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Распоряжением Правительства РФ № 2620-р от 30.12.2012 года утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», а также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана, органам исполнительной власти субъектов РФ совместно с Минобрнауки России предложено разработать и утвердить до 01 мая 2013 года региональные планы мероприятий («дорожные карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Администрация города Сочи осуществляет вышеуказанные мероприятия согласно Плана мероприятий («дорожной карты»), утвержденного заместителем Главы города Сочи ФИО3, согласованного с Заместителем Главы города, начальником управления по финансам, бюджету и контролю администрации г. Сочи.

Кроме того, главой города Сочи ФИО4 утверждены Поэтапные программы («дорожные карты») ликвидации очередности в дошкольные учреждения для детей муниципального образования г. Сочи на 2013, 2014, 2015,2016, 2017, 2018 гг.

Суд признал обоснованными доводы прокурора о том, что на администрацию г. Сочи следует возложить обязанность по созданию дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Лазаревского района г. Сочи согласно потребности для получения несовершеннолетними дошкольного образования, поскольку право каждого на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Однако при этом суд признал заслуживающими внимания и доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что создание дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Лазаревского района г. Сочи не может быть произведено без учета федеральных и региональных программ, а также в нарушение предусмотренного законодательством порядка финансирования органа местного самоуправления.

Так, суд принял во внимание, что в соответствии с п.1, п.2, п.3 ст.52 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований; формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Лазаревского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о возложении обязанности создать дополнительные места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях Лазаревского района г. Сочи согласно потребности для получения несовершеннолетними дошкольного образования.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку направлены на ошибочное толкование норм материального права и противоречат установленным по делу обстоятельствам.

В этой связи, судебная коллегия считает, что суд вынес по делу законное и обоснованное решение.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрение настоящего иска не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Сочи от 30 апреля 2013 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г. Сочи по доверенности ФИО1 и апелляционное представление прокурора Лазаревского района г. Сочи Мельникова Д.Г – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: