ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15427 от 05.12.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Семенцев С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-15427

5 декабря 2017 года город Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего - Яковлевой В.В.,

судей - Евдокименко А.А. и Хаировой А.Х.,

при секретаре – Булановой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Бальзанникова М.И. на решение Октябрьского районного суда города Самары от 12 сентября 2017 года, которым постановлено:

«Исковые требования Бальзанникова М.И., Лысова С.Н., Мокроусовой Л.А. оставить без удовлетворения.»,

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы истца - Бальзанникова М.И. и его представителя – Йылдыз О.А., возражения на доводы жалобы представителей ответчика – ФГБОУ высшего образования «Самарский государственный технический университет» – Щеголявич О.А., Струкова И.А. и Ивановой А.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истцы - Бальзанников М.И., Лысов С.Н. и Мокроусова Л.А. обратились в суд с иском о признании незаконными решения ученого совета и приказов ректора о проведении организационно-штатных мероприятий в учреждении к ответчику – ФГБОУ высшего образования «Самарский государственный технический университет» указав, что 1 сентября 2016 истцы приняты на работу в порядке перевода из СГАСУ в Дирекцию Архитектурно-строительного института (АСИ) ФГБОУ ВО «СамГТУ» на должности проректора по архитектурно-строительному образованию, заместителя директора по дополнительному образованию, заместителя директора по внеучебной работе соответственно. Одновременно они вошли в состав ученого совета АСИ СамГТУ в силу положений, предусмотренных п.п.2.1, 2.3 положения об ученом совете АСИ СамГТУ, который является коллегиальным органом АСИ СамГТУ, осуществляющим общее руководство деятельностью АСИ СамГТУ. Ученый совет АСИ СамГТУ наделен полномочиями по принятию решений по следующим вопросам: принятие решений о созыве и проведении конференции работников АСИ СамГТУ, а также вопросам, связанным с ее проведением, рекомендациями на ученый совет СамГТУ, вопросов организации нормативного регулирования основных вопросов организации образовательной деятельности, рассмотрение плана ФХД и программы развития АСИ СамГТУ, о создании и ликвидации и изменения названия структурных подразделений АСИ СамГТУ, факультетов, кафедр, лабораторий, о создании и ликвидации на базе иных организаций (п. 4.1 «Полномочия ученого совета АСИ» Положения об ученом совете АСИ). По вопросам, отнесенным к его компетенции, ученый совет АСИ СамГТУ вправе принимать локальные нормативные акты АСИ СамГТУ (п. 4.2 Положения об ученом совете АСИ СамГТУ). Кроме того, истцы являются членами ученого совета СамГТУ (приказ от 26 октября 2016 года). Таким образом, принимают непосредственное участие в заседаниях указанных советов, в ходе которых осуществляется принятие решений по вопросам, относящимся к полномочиям данных коллегиальных органов. В мае 2017 года ректором СамГТУ ФИО1 изданы незаконные приказы о реорганизации АСИ СамГТУ на основании решений, утвержденных ученым советом СамГТУ: приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется реорганизация управления информатизации и телекоммуникаций путем присоединения к нему следующих подразделений управления информационных технологий и инновационного развития АСИ СамГТУ (далее - УИТиИР АСИ): отдела инновационного развития УИТиИР АСИ к информационно-аналитическому отделу УИТ, отдела информатизации и сопровождения учебного процесса УИТиРР АСИ к отделу технического обслуживания и материального обеспечения УИТ, отдела информационных систем УИТиИР АСИ к отделу разработки и сопровождения информационных систем УИТ, отдела технического обеспечения и обслуживания оргтехники УИТиИР АСИ к отделу технического обслуживания и материального обеспечения УИТ; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется: реорганизация дирекции АСИ СамГТУ путем присоединения к ней информационно-документационного отдела управления делопроизводства АСИ СамГТУ, исключение из структуры АСИ СамГТУ управления делопроизводства АСИ СамГТУ; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого ocуществляется: реорганизация планово-экономического управления путем присоединения планово-финансового отдела управления экономики АСИ Са.мГТУ к отделу планирования и анализа финансово-хозяйственной деятельности планово-экономического управления, путем присоединения социально-экономического отдела управления экономики АСИ СамГТУ к планово-экономическому управлению в качестве структурного подразделения, исключение из структуры административно-управленческих подразделений АСИ СамГТУ управление экономики; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется реорганизация административно-хозяйственного управления (далее -АХУ) путем присоединения к нему следующих административно- хозяйственных подразделений АСИ СамГТУ (далее - АХП АСИ): гараж АХП АСИ к гаражу АХУ, отдел главного энергетика АХП АСИ к отделу главного энергетика АХУ, отдел главного механика АХП АСИ к отделу главного механика АХУ, отдел комплексного обслуживания и ремонта зданий АХП АСИ к отделу комплексного обслуживания и ремонта зданий АХУ, отдел материально-технического снабжения АХП АСИ к хозяйственно- техническому отделу АХУ, отдел энергосбережения АХП АСИ к отделу энергосбережения АХУ, эксплуатационно-хозяйственный участок АХП АСИ к административно-хозяйственному управлению, а также переименование административно-хозяйственного управления в эксплуатационно- хозяйственный участок ; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется: реорганизация подразделения воспитательной и социальной сферы СамГТУ путем присоединения отдела по внеучебной работе подразделений воспитательной и социальной сферы АСИ СамГТУ к управлению по воспитательной и социальной работе и переименование его в отдел по проектной деятельности, реорганизация управления по работе с индустриальными партнерами путем присоединения к нему центра содействия занятости студентов подразделений воспитательной и социальной сферы АСИ СамГТУ, реорганизация спорткомплекса управления социальной сферы «Студенческий городок» подразделений воспитательной и социальной сферы путем присоединения к нему дома физкультуры административно- хозяйственных подразделений АСИ СамГТУ, реорганизация подразделения воспитательной и социальной сферы путем присоединения к ним спортивно-оздоровительного лагеря «Строитель» и гостиницы «<данные изъяты>» административного-хозяйственных подразделений АСИ СамГТУ, реорганизация управления социальной сферы «<данные изъяты>» путем исключения из него общежития гостиничного типа и присоединения его к гостинице «<данные изъяты>» в качестве корпуса гостиницы «<данные изъяты>» подразделений воспитательной и социальной сферы. Гостиница «<данные изъяты>» считается состоящей из двух подразделений: корпус и корпус , исключение из структуры АСИ СамГТУ следующих подразделений: отдела по внеучебной работе подразделений воспитательной и социальной сферы АСИ СамГТУ, центр занятости студентов подразделений воспитательной и социальной сферы АСИ СамГТУ, дом физкультуры административно-хозяйственных подразделений АСИ СамГТУ, спортивно- оздоровительный лагерь «Строитель» и гостиницу «<данные изъяты>» административно-хозяйственных подразделений АСИ СамГТУ; приказ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого осуществляется: реорганизация управления бухгалтерского учета и финансового контроля университета (далее - УБУиФК) путем присоединения расчетного отдела УБУиФК АСИ к расчетному отделу УБУиФК, материального отдела УБУиФК АСИ к материальному отделу УБУиФК, финансового отдела УБУиФК АСИ к финансовому отделу УБУиФК, исключение управления бухгалтерского учета и финансового контроля АСИ СамГТУ из структуры университета; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется: реорганизация управления по персоналу и делопроизводству путем слияния: сектора работников УПД и сектора работников отдела кадров АСИ в отдел кадров работников управления по персоналу и делопроизводству, сектора студентов УПД и сектора студентов отдела кадров АСИ в отдел кадров студентов управления по персоналу и делопроизводству, реорганизация управления по персоналу и делопроизводству путем исключения из его структуры отдела кадров АСИ СамГТУ, реорганизация управления по персоналу и делопроизводству путем присоединения к нему следующих подразделений: общего отдела управления делопроизводства АСИ СамГТУ к канцелярии управления по персоналу и делопроизводству, архива управления делопроизводства АСИ к архиву управления по персоналу и делопроизводству; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется реорганизация правового управления путем слияния сектора по работе с административными органами и нотариатом и сектора правового сопровождения АСИ СамГТУ в отдел правового сопровождения структурных подразделений СамГТУ правового управления университета; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется реорганизация управления имущественных отношений университета путем присоединения отдела по управлению имущественным комплексом управления экономики АСИ к управлению имущественных отношений в качестве структурного подразделения; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется реорганизация управления по работе с абитуриентами АСИ СамГТУ к приемной комиссии; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется реорганизация управления по международному сотрудничеству путем присоединения к нему отдела международного сотрудничества АСИ СамГТУ; приказ от 15 мая 2017 года , согласно которого осуществляется реорганизация управления закупок и внешней реализации товаров и услуг университета путем присоединения отдела закупок АСИ СамГТУ к отделу планирования, организации и правового сопровождения закупок; приказ от 26 мая 2017 года , согласно которого осуществляется: реорганизация научно-технической библиотеки (далее по тексту - НТБ) путем присоединения: научно-библиографического отдела библиотеки АСИ к научно-библиографическому отделу НТБ, отдела библиотечных компьютерных научных технологий библиотеки АСИ к отделу информационных технологий НТБ, отдела комплектования библиотеки АСИ к отделу комплектования НТБ, отдела научной литературы библиотеки АСИ к отделу обслуживания научной и учебной литературой НТБ, отдела научной обработки документов и организации каталогов библиотеки АСИ к отделу библиотечной обработки документов и организации каталогов НТБ, отдела учебной литературы библиотеки АСИ к отделу облуживания научной и учебной литературой НТБ, отдела читальных залов библиотеки АСИ к отделу учебных читальных залов НТБ, переплетной мастерской библиотеки АСИ к научной-технической библиотеке в качестве структурного подразделения, исключение библиотеки АСИ из структуры университета; приказ от 30 мая 2017 года , согласно которого осуществляется создание института заочного образования путём слияния следующих факультетов: заочного факультета, факультета дистанционного и дополнительного образования, заочного факультета АСИ СамГТУ; приказ от 30 мая 2017 года , согласно которого осуществляется реорганизация редакционно-издательского отдела АСИ, путем присоединения к нему редакции журнала «<данные изъяты>», приказ от 30 мая 2017 года , согласно которого осуществляется реорганизация АСИ СамГТУ путем выделения из его структуры следующих структурных подразделений СамГТУ: факультета инженерных систем и природоохранного строительства, факультета промышленного и гражданского строительства, строительно-технического факультета, архитектурного факультета, факультета дизайна, факультета развития профессиональных квалификаций в строительстве и ЖКХ, факультета среднего профессионального образования, факультета довузовской подготовки, общеобразовательного архитектурно-технического лицея АСИ СамГТУ, межвузовской кафедры «<данные изъяты>», ликвидация в структуре СамГТУ Архитектурно-строительного института СамГТУ 13 сентября 2017 года. В целях исключения вероятности формирования каких - либо решений со стороны ученого совета АСИ СамГТУ, являющего коллегиальным органом по управлению деятельностью АСИ, ректором вуза также издан приказ от 16 мая 2017 года о запрете проведения собраний студенческих и трудовых коллективов АСИ СамГТУ, заседаний ученого совета АСИ СамГТУ как реакция на обращение коллектива АСИ от 11 мая 2017 года, так как именно в компетенцию ученого совета АСИ входят вопросы о создании и ликвидации и изменения названия структурных подразделений АСИ СамГТУ, факультетов, кафедр, лабораторий; о создании и ликвидации на базе иных организаций (п. 4.1 «Полномочия ученого совета АСИ» Положения об ученом совете АСИ). Все указанные локальные акты изданы ректором без учёта мнения коллегиального органа учёного совета АСИ СамГТУ, членами которого являются истцы, а также с нарушением федерального законодательства, в связи с чем являются незаконными и подлежат отмене по следующим основаниям. Дробление созданного на базе СамГАСУ единого подразделения АСИ и, тем более, его сокращение и полная ликвидация с переподчинением мелких подразделений непосредственно ректору СамГТУ, противоречат Уставу вуза в редакции Приказа Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ, приказу Минобрнауки РФ от 30 декабря 2015 года, и, соответственно, требованиям федерального законодательства об обязательном соблюдении положений учредительных документов в деятельности государственных бюджетных образовательных учреждений (ст. 52 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), Положениям об АСИ и об ученом совете АСИ, следовательно, данные вопросы не могут рассматриваться органами управления СамГТУ и АСИ СамГТУ (конференция, Ученый Совет, ректор, директор) до внесения и регистрации изменений в учредительные документы. В соответствии с пунктом 1 Приказа Минобрнауки России от 30 декабря 2015 года «О реорганизации ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» и ФГБОУ ВО «Самарский государственный архитектурно - строительный университет» при реорганизации СамГАСУ присоединяется к СамГТУ в качестве структурного подразделения. Соответствующие изменения внесены Приказом Минобрнауки РФ от 16 мая 2016 года в Устав ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (пункт 1.3 Устава в новой редакции). Следовательно, учредительным документом СамГТУ, принятым учредителем, за СамГАСУ после реорганизации закреплён статус структурного подразделения СамГТУ. Поскольку в пункте 1 Приказа и пункте 1.3 Устава в новой редакции речь идёт об одном структурном подразделении, следовательно, на основе СамГАСУ по итогам реорганизации должно было быть создано единое структурное подразделение СамГТУ. Согласно пункту 3.4 Устава правовой статус, функции и полномочия структурных подразделений определяются положениями о них. Указанные требования законодательства и учредительных документов были соблюдены при создании в мае 2016 года Архитектурно-строительного института ФГБОУ ВО «СамГТУ» как единого структурного подразделения СамГТУ, включающего в себя в полном составе бывший СамГАСУ, а также при утверждении Положения об АСИ Решением Учёного Совета ФГБОУ ВО «СамГТУ» от 29 апреля 2016 года. До настоящего времени изменений в Приказ Минобрнауки от 30 декабря 2015 года, а также в Устав СамГТУ в части исключения положений о структурном подразделении вуза на базе СамГАСУ, не внесено, и, соответственно, изменения учредительных документов не зарегистрированы в установленном порядке. Таким образом, учредительным документом СамГТУ (Уставом) на основании Приказа Минобрнауки от 30 декабря 2015 года предусмотрена только одна возможная форма функционирования СамГАСУ после реорганизации - в качестве одного структурного подразделения СамГТУ. Положением об АСИ, утвержденным в апреле 2016 года до присоединения АСИ к СамГТУ, определена самостоятельность структурного подразделения, в том числе по утверждению штатного расписания и определению собственной структуры, включая наличие факультетов, общежития и иных подразделений. Аналогичные положения были закреплены в январе 2017 года в структуре АСИ СамГТУ, утвержденной ученым советом, которая включала все структурные подразделения, которые в настоящее время незаконно реорганизованы и переподчинены непосредственно СамГТУ. Присоединение АСИ к СамГТУ произведено именно на условиях самостоятельности подразделения, в противном случае оно бы не состоялось. Положением о структурном подразделении ФГБОУ ВО «СамГТУ» - АСИ, предусмотрено создание указанного подразделения, выделенным на отдельный баланс (п.1.2 Положения), институт имеет собственную печать, штампы и бланки с полным наименованием института (п.1.7 Положения). Структура АСИ СамГТУ формируется самостоятельно АСИ СамГТУ и утверждается решением ученого совета СамГТУ (п.3.1 Положения). Данный пункт положения свидетельствует о том, что структурные изменения института должны исходить от представителей АСИ СамГТУ после принятия решения на ученом совете АСИ СамГТУ. Иной порядок формирования проекта новой структуры института является нарушением Положения об АСИ СамГТУ и не допускается в силу учредительных документов. Кроме того, Положением об АСИ предусмотрено право самостоятельно утверждать штатное расписание института (п.3.2 Положения), иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной, научной и иной деятельности АСИ СамГТУ, закреплено, что в его состав входят объекты производственной и социальной инфраструктуры (п.3.3 Положения). Управление АСИ СамГТУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом СамГТУ и Положением об АСИ СамГТУ (п.4.2 Положения). Общее руководство АСИ СамГТУ осуществляется: Ученым советом СамГТУ, ректором СамГТУ, ученым советом АСИ СамГТУ, проректором по архитектурно-строительному образованию СамГТУ, директором АСИ СамГТУ (п.4.3 Положения). Кроме того институт наделен правом издавать собственные приказы (п.8.1). Все перечисленное свидетельствует о самостоятельности структурного подразделения СамГТУ - АСИ. Из чего следует, что принятие решения о реструктуризации института без учета решения ученого совета АСИ СамГТУ и директора АСИ СамГТУ с последующей его ликвидацией является неправомерным. Приказ Минобрнауки от 30 декабря 2015 года, разрешивший реорганизацию вузов исключительно на условиях присоединения СамГАСУ к СамГТУ в качестве структурного подразделения, был издан Министерством в соответствии с установленным законодательством порядком принятия решений о реорганизации, который предусматривает процедуру, исключающую принятие необоснованных решений: сбор и анализ большого перечня документов по специальным критериям оценки последствий реорганизации, обязательный учёт мнения создаваемой для этих целей компетентной экспертной комиссии (ссылки на данный порядок и заключение комиссии как на основание издания Приказа содержаться в его преамбуле). В соответствии с п. 13 статьи 22 Федерального закона «Об образовании в РФ» Постановлением Правительства РФ №84 от 6 февраля 2014 года утверждены Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), Правила создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений. Во исполнение указанных порядков Приказом Минобрнауки РФ от 3 апреля 2014 года утверждён «Перечень документов, необходимых для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Миноборнауки РФ». В данный перечень, в частности, входят: утвержденное штатное расписание; справка о среднесписочной численности работников, педагогических работников; справки о составе имущественного комплекса; справки о бюджетных и внебюджетных ассигнованиях; обоснование необходимости реорганизации или ликвидации образовательной организации, включающее в себя анализ социально- экономических последствий предлагаемой реорганизации или ликвидации; справки, подтверждающие выполнение установленных критериев принятия решений о реорганизации; проект концепции развития организации-правопреемника после завершения процесса реорганизации. Весь пакет документов, в формировании которого СамГАСУ принимал активное участие, представлялся в Минобрнауки РФ исходя из согласованной ранее всеми заинтересованными лицами установки о сохранении СамГАСУ в составе СамГТУ как полноценной единой структурной единицы. Со стороны СамГАСУ был согласован именно такой вариант реорганизации, поскольку ректор СамГТУ ФИО1, в том числе в публичных выступлениях, неоднократно заверял коллектив в том, что никаких процедур дробления и сокращения в СамГАСУ не планируется. Подготовленный для согласования реорганизации пакет документов рассматривался в установленном порядке созданной Минобрнауки РФ Комиссией по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Минобрнауки РФ. Вынесено заключение от 11 декабря 2015 года, согласно которому комиссией рассмотрен пакет документов, представленный в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 3 апреля 2014 года, по итогам их анализа комиссия установила, что установленные Правительством РФ (Постановление от 6 февраля 2014 года) значения критериев реорганизации будут достигнуты, а именно будут обеспечены: уровень и качество образования, завершение обучения обучающихся СамГАСУ, продолжение видов деятельности, реализовывающихся только СамГАСУ, повышение качества проводимых научных исследований в случае принятия решения о реорганизации. В заключении от 11 декабря 2015 года указано, что «по итогам рассмотрения представленных документов и состоявшегося обсуждения Комиссия даёт положительное заключение о реорганизации СамГТУ в форме присоединения к нему СамГАСУ». В случае предоставления комиссии иного пакета документов, например, содержащего информацию о планируемом дроблении и фактическом сокращении СамГАСУ как структурного подразделения СамГТУ, об упразднении его структурных подразделений, слиянии кафедр и факультетов, комиссией могло быть принято иное решение как в отношении возможного невыполнения критериев реорганизации, так и о несогласовании реорганизации в целом. Тот факт, что реорганизация была разрешена комиссией Минобранауки только на условиях присоединения СамГАСУ к СамГТУ в качестве структурного подразделения, поскольку на её рассмотрение был предоставлен соответствующий данной схеме реорганизации пакет документов, нашёл своё отражение в изданном на основании заключения от 11 декабря 2015 года. Приказе Минобрнауки от 30 декабря 2015 года (пункт 1). В рамках реализации положений Приказа в составе СамГТУ был образован Архитектурно-строительный институт. Таким образом, последствия иной, предлагаемой в настоящее время руководством СамГТУ, структурной и организационной схемы деятельности СамГАСУ в составе СамГТУ, не оценивались компетентными органами в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2014 года, выполнимость предусмотренных Правительством критериев реорганизации при новых схемах деятельности не проверялась. Соответственно законных оснований и комиссионных экспертных согласований для внедрения иных организационных схем,, кроме предусмотренной пунктом 1 Приказа Минобрнауки не имеется – все иные структурные схемы незаконны. Основанием для издания приказов о реорганизации и ликвидации АСИ являются решения Ученого совета СамГТУ (протоколы от 28 апреля 2017 года, от 26 мая 2017 года). При формировании нового состава ученого совета СамГТУ в октябре 2016 в нарушение устава учреждения ректором СамГТУ ФИО1 было принято решение об исключении возможности войти в состав ученого совета деканов факультетов, допущено нарушение устава учреждения. Заседания Ученого совета ВУЗа проведены с грубыми нарушениями процедуры принятия решений и Положения об Ученом совете, которое утверждено ученым советом 29 апреля 2016 года: повестка дня ученого совета должна объявляться за 7 дней до заседания ученого совета, при открытии заседания ученого совета не объявляется наличие кворума и правомочность заседания, не объявляется повестка заседания и не ставится вопрос об ее утверждении, при заслушивании плановых вопросов нарушается порядок их рассмотрения, докладчику председателем ученого совета не определяется регламент, председатель не дает высказаться докладчику. Перебивает его своими высказываниями и замечаниями, тем самым влияя на отношение слушателей к выступлению докладчика и на возможность объективной оценки по вопросу заседания. Все выступления комментируются ректором ФИО1, нарушается принцип тайного голосования членов ученого совета, вопрос на голосование ставит сам докладчик, а не председательствующий ученого совета, 28 апреля 2017 года при наличии замечаний и дополнений к решению об изменении структуры ВУЗа поправки к решению не рассматривались ученым советом СамГТУ. Ректором при принятии перечисленных локальных актов допущены нарушения Закона об образовании, так как при их принятии мнение представительного органа работников АСИ СамГТУ учтено не было. Приказы ректора СамГТУ от 15 мая 2017 года о реорганизации структурных подразделений АСИ с 11 сентября 2017 года однозначно могут повлечь массовое увольнение. Бальзанниковым М.И. в адрес ректора СамГТУ 2 июня 2017 года был направлен запрос о необходимости рассмотрения ситуации в комиссии по урегулированию споров, однако данный запрос был проигнорирован. Работники АСИ СамГТУ подверглись дискриминации в сфере труда со стороны работодателя, сокращение административно-управленческого персонала ВУЗа проведено исключительно за счет должностей АСИ СамГТУ, должности с аналогичным функционалом в головном аппарате СамГТУ сохранены. В ответе первого проректора ФИО2 от 14 июня 2017 года отмечено, что сокращение должностей происходит только для работников присоединяемого структурного подразделения.

На основании изложенного, с учетом последующих уточнений и дополнений, а также отказа истцов от части требований, который принят судом первой инстанции, истцы просили суд: 1) признать незаконными решение ученого совета ФГБОУ высшего образования «СамГТУ», оформленное протоколом от 26 мая 2017 года в части, касающейся выделения из структуры Архитектурно-строительного института в качестве самостоятельных структурных подразделений СамГТУ: факультета инженерных систем и природоохранного строительства; факультета промышленного и гражданского строительства; строительно-технологического факультета; архитектурного факультета; факультета дизайна; факультета развития профессиональных квалификаций в строительстве и ЖКХ; факультета среднего профессионального образования; факультета довузовской подготовки; общеобразовательного архитектурно – технического лицея; межвузовской кафедры «<данные изъяты>»; 2) признать незаконным решение ученого совета ФГБОУ высшего образования «СамГТУ», оформленное протоколом от 26 мая 2017 года в части, касающейся ликвидации 1 ноября 2017 года в структуре СамГТУ Архитектурно-строительного института СамГТУ; 3) признать незаконными и отменить п.п. 1,2 приказа ФГБОУ высшего образования СамГТУ «О внесении изменений в структуру СамГТУ» от 3 июля 2017 года №1/380; 4) признать незаконным решение ученого совета ФГБОУ высшего образования СамГТУ, оформленное протоколом №10 от 28 апреля 2017 года в части, касающейся создания института заочного образования путем слияния заочного факультета, факультета дистанционного и дополнительного образования, заочного факультета АСИ СамГТУ; 5) признать незаконным и отменить приказ ФГБОУ высшего образования СамГТУ «О создании института заочного образования от 30 мая 2017 года; 6) признать незаконным приказ ФГБОУ высшего образования СамГТУ от 6 мая 2017 года «О дате проведения заседания ученого совета АСИ СамГТУ».

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Бальзанников М.И. считает неправильным, просит его отменить и принять новое решение, которым удовлетворить иск к ответчику в полном объеме.

Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Бальзанникова М.И. судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим федеральным законом. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляется текущее руководство деятельностью образовательной организации. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования – общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет ( образовательной организации высшего образования – ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно- методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, и т.д.). Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статьей 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.

В соответствии с п.п. 5.5.2 Положения о Министерстве образования и науки РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 года №466 Министерство образования и науки РФ осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных организаций.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что Министерством образования и науки РФ возложены на образовательные организации функции самостоятельно формировать свою структуру в соответствии с решением ученого совета образовательного учреждения.

Вместе с тем, по смыслу закона проведение организационно-штатных мероприятий (в том числе по сокращению штатов и изменению структуры образовательной организации) относится к исключительной компетенции работодателя, поэтому суд не вправе входить в оценку необходимости данных мероприятий, либо отсутствия таковой, так как иное обозначало бы возможность вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность соответствующей организации, что действующим трудовым законодательством не допускается.

Из материалов дела видно, что в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 30 декабря 2015 года принято решение о реорганизации ФГБОУ ВО «СамГТУ» и ФГБОУ ВО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет» в форме присоединения к СамГТУ СамГАСУ в качестве структурного подразделения.

Судом первой инстанции также установлено, что функции и полномочия учредителя СамГТУ осуществляет Министерство образования и науки РФ, имущество, закрепленное за СамГАСУ в полном объеме закрепляется за СамГТУ, СамГТУ считается правопреемником СамГАСУ, имея ввиду, что целями деятельности СамГТУ является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным образовательным программам, а также ведение научной деятельности.

В соответствии с п. 3.1 Устава СамГТУ (согласно внесенных изменений приказом от 16 мая 2016 года) университет самостоятельно формирует свою структуру, если иное не установлено федеральными законами.

Университете самостоятельно устанавливает штатное расписание исходя из объема и форм реализуемых образовательных программ, оказываемых услуг и выполняемой работы, определяет численность работников в структурных подразделениях и осуществляет прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей (пункт 3.2 Устава).

Университет может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной, научной и иной деятельности университета (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, управления, дирекции, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, инновационно-технологические, методические и учебно-методические подразделения, центры коллективного пользования научным оборудованием, лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебно-научные базы практики, учебно-демонстративные центры, театры, библиотеки, типографии, музеи, спортивные клубы, спортивно-оздоровительные лагеря и базы, физкультурно0оздоровительные центры, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, ботанический сад и иные предусмотренные локальными нормативными актами университета структурные подразделения). Структурное подразделение университета не является юридическим лицом. Правовой статус, функции и полномочия структурных подразделений университета определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, установленным настоящим уставом.

Согласно пункту 4.8 Устава, ученый совет Университета является коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство Университетом.

Пунктом 4.11 Устава предусмотрено, что к компетенции ученого совета Университета относятся в том числе принятие решений о создании и ликвидации структурных подразделений Университета, осуществляющих образовательную и научную (научно-исследовательскую) деятельность, за исключением филиалов Университета; о создании и ликвидации в Университете научными организациями и иными организациями, осуществляющими научно (научно-исследовательскую) и/или научно-техническую деятельность, лабораторий; о создании и ликвидации в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно- исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность; о создании и ликвидации на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся.

Также из материалов дела видно, что решением Ученого совета от 27 марта 2015 года, оформленного протоколом в ФГБОу ВО «СамГТУ» создан ученый совет, издано положение об Ученом совете, приказом от 26 октября 2016 года установлен списочный состав Ученого совета 75 человек, ректор ФГБОУ ВО «СамГТУ» ФИО1 является председателем Ученого совета).

27 мая 2016 года решением Ученого совета ФГБОУ ВО «СамГТУ» утверждено Положение об Ученом совете АСИ СамГТУ.

Приказом от 27 октября 2016 года ФГБОУ ВО «СамГТУ» утвержден Ученый совет АСИ ФГБОУ ВО «СамГТУ» под председательством Бальзанникова М.И. – проректора по архитектурно-строительному образованию, директора АСИ, членами Ученого совета являются Лысов С.Н. - заместитель директора по дополнительному образованию АСИ СамГТУ, Мокроусова Л.А. - заместитель директора по внеучебной работе АСИ СамГТУ.

Решением Ученого совета СамГТУ 26 мая 2017 года принято решение о выделении из структуры АСИ в качестве самостоятельных подразделений СамГТУ факультета инженерных систем и природоохранного строительства; факультета промышленного и гражданского строительства; строительно-технологического факультета; архитектурного факультета; факультета дизайна; факультета развития профессиональных квалификаций в строительстве и ЖКХ; факультета среднего профессионального образования; факультета довузовской подготовки; общеобразовательного архитектурно-технического лицея; межвузовской кафедры «Информационные и развивающие образовательные системы и технологии», а также о ликвидации АСИ САМГТУ.

3 июля 2017 года ректором СамГТУ ФИО1 издан приказ внесении изменений в структуру СамГТУ, в соответствии с которым из структуры АСИ выделены вышеуказанные факультеты в качестве самостоятельных подразделений СамГТУ, а также о ликвидации в структуре СамГТУ Архитектурно-строительного института СамГТУ с 1 ноября 2017 года.

С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку решение о выделении из структуры АСИ в качестве самостоятельных подразделений СамГТУ, а также о ликвидации в структуре СамГТУ Архитектурно-строительного института СамГТУ относится к полномочиям самого образовательного учреждения - СамГТУ в лице коллегиального органа управления - ученого совета.

Доводы апелляционной жалобы о том, что только учредитель был правомочен на принятие решений о реструктуризации АСИ и о его ликвидации, не могут быть приняты во внимание, поскольку Ученым советом разрешался вопрос о реорганизации и ликвидации своего структурного подразделения, а не всей образовательной организации.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении процедуры принятия оспариваемых решений, выразившихся в том, что вопрос о реорганизации структуры АСИ и о ликвидации АСИ в структуре СамГТУ относился к числу главных вопросов и не мог рассматриваться в экстренном (оперативном) порядке, также не могут быть приняты во внимание, поскольку основным видом деятельности Вуза является образовательная функция, а вопросы касающиеся изменения структуры и структурных подразделений относятся к вопросам оптимизации внутренней структуры. Решение о включении вопросов, в том числе о ликвидации АСИ в повестку заседания ученого совета было принято большинством голосов принимающих участие в заседании членов ученого совета. При этом, рассмотрение вопроса об изменении структуры вуза на заседаниях ученого совета вуза продиктовано требованиями Программы развития ФГБОУ ВО «СамГТУ» до 2020 года, утвержденной Министерством образования и науки РФ, которая включает комплекс первоочередных мероприятий, обеспечивающих решение поставленных задач на этапе объединения вузов путем оптимизации управленческой структуры вуза и повышение финансово-хозяйственной деятельности.

Не может судебная коллегия признать убедительными и иные доводы апелляционной жалобы, поскольку они также не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу, между тем, все они сводятся к доводам, изложенным в обоснование иска, и всем им судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а :

Решение Октябрьского районного суда города Самары от 12 сентября 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Бальзанникова М.И. - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -