Судья Скрипин В.Д. Дело № 33-1544
13 мая 2014 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Погудиной Т.С.,
судей Сметаниной О.Н., Кощеева А.В.,
при секретаре Шабалиной М.Е.
рассмотрела 13 мая 2014 года в открытом судебном заседании в городе Кирове
гражданское дело по иску И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Подосиновском районе Кировской области (далее - ГУ УПФ в Подосиновском районе) об обязании включить периоды работы в специальный трудовой стаж и назначить досрочную трудовую пенсию
по апелляционной жалобе И.
на решение Подосиновского районного суда Кировской области от 04 марта 2014 года,
которым постановлено:
Обязать ГУ УПФ в Подосиновском районе включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы И. в должности моториста - рулевого Вычегодского судостроительно-судоремонтного завода Северного речного пароходства с 19 апреля 1976 г. по 11 ноября 1976г., в должности 2 штурмана - 2 пом.механика Вычегодского судостроительно-судоремонтного завода Северного речного пароходства с 11 апреля 1977 г. по 31 октября 1977 г. и период службы в армии с 1 ноября 1977 г. по 15 ноября 1979 г..
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Сметаниной О.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А
Истец обратился в суд с иском к ГУ УПФ в Подосиновском районе, указав, что предоставил все необходимые документы для оформления досрочной трудовой пенсии, однако решением ответчика от 04 декабря 2013г. № 160 ему отказано в назначении пенсии. Ответчик не включил в специальный стаж следующие периоды работы: с 16 апреля 1976г.. по 12 ноября 1976г. - период прохождения практика мотористом-рулевым БТ «Борович» в Вычегодском судостроительно-судоремонтном заводе Северного Речного Пароходства; с 11 апреля 1977г. по 01 ноября 1977г. - период работы в должности 2 штурмана - 2 пом.механика БТ «Иртыш» в Вычегодском судостроительно-судоремонтном заводе Северного речного пароходства; с 01 ноября 1977г. по 15 ноября 1977г. - период прохожденияслужбы в рядах Вооруженных сил; с 07 января 1980г. по 07 сентября 1994г. - период работы в должностях механика катера ПС - 5 в рейдовом цехе, матроса-моториста катера Т-63 в рейдовом цехе, механика катера ПС-5 в рейдовом цехе, механика катера ПС - 5 в цехе сырья, капитана - механика катера КС -100А в цехе сырья, капитана - механика катера КС -100А в водно-биржевом цехе, капитана - механика катера КС -100А в цехе сырья Подосиновского лесоперевалочного комбината. Отказ ответчиком был мотивирован тем, что нет подтверждения, что истец зачислен в плавающий состав судна БТ «Борович», БТ «Иртыш», т/х «Иртыш»; не подтвержден навигационный период на водном транспорте в период 1976 - 1977 годов; не подтверждена занятость в плавсоставе на судах речного флота, не относящихся к портовым, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения; не подтверждено назначение судна БТ «Борович», БТ «Иртыш», т/х «Иртыш»; не подтверждено зачисление в плавающий состав; не подтвержден навигационный период на водном транспорте в период с 1980 года по 1994 год; в указанный период он работал в двух должностях капитана-механика и слесаря аварийно-восстановительных работ. Не согласен с данным решением, поскольку его специальный стаж составляет 14 лет 10 месяцев 11 дней. Просил включить указанные периоды в его специальный стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 29 декабря 2013г..
Судом постановлено вышеприведенное решение.
С решением не согласен И., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в части не включения периода работы в Подосиновском лесоперевалочном комбинате, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указал, что вопреки собственным выводам, суд указал, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что выполняемая истцом работа на катере, принадлежащем Подосиновскому ЛПК, соответствовала работе, выполняемой на судах речного флота, используемых в целях предусмотренных Кодексом внутреннего водного транспорта РФ. При этом суд сослался также на тот факт, что истец являлся работником предприятия, осуществляющего заготовку древесины, а не предприятия водного транспорта. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку для установления факта выполнения работ, дающих право на досрочную пенсию по старости, необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
От руководителя ГУ УПФ в Подосиновском районе ФИО1 поступили возражения на жалобу, в которых указано, что согласно материалам дела, работа, которую истец выполнял в спорный период в Подосиновском ЛПК, по своему характеру, климатическим условиям существенно отличается от работы, подлежащей включению в специальный стаж. Фактически рабочее место И. находилось в районе складирования древесины, недалеко от места проживания, это позволяло работать экипажам судов в две смены, со слов истца. Кроме того, принимая во внимание п.п.9 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости возникает в связи с особыми условиями труда, а потому в специальный стаж работы подлежат включению только те периоды, когда суда речного флота и работа плавсостава этих судов была связана с особыми климатическими условиями труда, длительным отрывом от берега, тяжелыми погодными условиями. Очевидно, что работа истца по своему характеру, специфике значительно отличалась от особых условий труда, перечисленных выше, поэтому отсутствуют и основания к назначению досрочной пенсии. Просила рассматривать дело в отсутствие представителя.
В суде апелляционной инстанции И. доводы жалобы поддержал.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
03 декабря 2013г. И. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ в Подосиновском районе от 04 декабря 2013г. № 160 в назначении пенсии отказано. В специальный стаж не включен период работы в Подосиновском лесоперевалочном комбинате без уточнения его временных рамок. Причины отказа следующие: нет подтверждения, что истец зачислен в плавающий состав, не подтвержден навигационный период на водном транспорте в период с 1980 года по 1994 год, не подтверждена занятость в плавсоставе на судах речного флота, не относящихся к портовым, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, и в указанный период истец работал в двух должностях капитана-механика и слесаря аварийно-восстановительных работ.
Из трудовой книжки истца, архивной справки ООО «Полеко» от 27 декабря 2013г. следует, что истец работал в Подосиновском лесоперевалочном комбинате в следующих должностях:
с 07 января 1980г. по 09 апреля 1980г. - механика катера ПС - 5 в рейдовом цехе;
с 09 апреля 1980г. по 15 июня 1981г. - матроса-моториста катера Т-63;
с 15 июня 1981г. по 01 ноября 1984г. - механика катера ПС-5 рейдовом цехе;
с 01 ноября 1984г. по 01 июня 1985г. - механика катера ПС - 5 в цехе сырья;
с 01 июня 1985г. по 01 ноября 1985г. - капитана - механика катера КС -100А в цехе сырья;
с 01 ноября 1985г. по 27 апреля 1988г. - капитана - механика катера КС -100А в водно-биржевом цехе;
с 27 апреля 1988г. по 07 сентября 1994г. - капитана - механика катера КС -100А, слесаря аварийных восстановительных работ в цехе сырья.
Из пояснений, данных И.. в суде первой инстанции (л.д.44-46), следует, что катера, принадлежащие ЛПК, были размерами 12 метров в длину и 2,5-3 метра в ширину. Спальным местом в каюте было двухъярусное откидное сидение. Иногда на них спали. Кухни и повара на этих катерах не было. Рабочая смена начиналась с 5 часов утра и заканчивалась в 13 часов, затем приходила вторая смена с 13 часов и до 23 часов. Жил в Демьяново с семьей, работал по сменам, ночевал дома. Выходной был один - воскресенье. Запань - было основным рабочим местом катеров. В ней иногда собиралось до семи катеров. Она была в 1,5 км от поселка Демьяново. Возле запани была своя лесосплавная контора. Основная работа - это разборка завалов в районе запани. Иногда весной, когда леса не было, устанавливали систему. Были случаи, что на катере их отправляли в Устюг, когда лес унесет по реке. Такие ситуации были не часто. Под осень начиналась зачистка леса и их к этим работам привлекали. Лес скапливался выше по течению от запани по всей реке от одного берега до другого. Когда расчищали проход, то на катере поднимались вверх по течению реки и сталкивали в воду остатки леса, который находили на берегах и мелях. На катерах ездили в Ровдино, Утманово, забирая лес с мелей. Были созданы специальные бригады сплавщиков, рабочих с тракторами. Весной, когда еще была большая вода, на катерах по реке Юг буксировали плоты. Эти плоты они водили в мае на катере Т-63 вдвоем. На реке в затопленной пойме (в заливе) стояли плоты из березы, их цепляли и тащили на катере вниз по реке 60-70 км. По времени это занимало не более суток. Пока вода была большая, они эти плоты оставляли на берегу у ЛПК «Полеко». Всего успевали сделать три рейса, не больше. Такие работы велись почти каждый год по большой воде. Река Юг не является судоходной уже около десяти лет, поэтому навигации на реке нет совсем.
В суде первой инстанции 28 февраля 2014г. истец уточнил (л.д.89), что имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и на основании п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Номер раздела не указан.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, в периоды работы до 01 января 1992г. применялись Списки № 1, 2 производств, цехов, профессий и должностей, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173, а также Списки № 1,2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991г..
Право на досрочную трудовую пенсию по старости по Списку № 2 от 22 августа 1956г. раздела ХХII «Лесозаготовки», подраздела «Заготовка и сплав леса» капитанам - механикам, механикам, матросам-мотористам не было предоставлено.
24 апреля 1992г. постановлением Правительства РФ № 273 был утвержден Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, который так же не предусматривал право на включение в специальный стаж периодов работы в перечисленных выше должностях.
Постановлением Совмина СССР от 15 октября 1955г. № 1801 был утвержден Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, который определял, в том числе, основные условия использования внутренних водных путей для судоходства и сплава, права и обязанности пароходств, осуществляющих перевозки, а также предприятий, организаций и лиц, пользующихся внутренним водным транспортом.
Прочие государственные органы, а также кооперативные и другие общественные организации могли иметь суда и эксплуатировать их для своих производственных нужд, а также для перевозок грузов, которые не перевозятся пароходствами Министерства речного флота или управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик (п.7 Устава).
В пунктах 11 Устава указано, что регулирование пользования судоходными путями и сплавными путями осуществлялось разными министерствами, а именно Министерством речного флота и управлениями речного транспорта при Советах Министров союзных республик и Министерством лесной промышленности СССР соответственно.
Отсюда следует вывод, что предприятием лесной промышленности могли использоваться катера как при заготовке и сплаве леса, так и для иных производственных нужд. При этом Список № 2 от 22 августа 1956г. и Список профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве… от 24 апреля 1992г. не относили должности лиц, работающих на этих катерах, к льготным.
В п. 31 Устава внутреннего водного транспорта Союза ССР установлено, что все самоходные суда, а также несамоходные суда грузоподъемностью свыше пяти тонн, кроме военных судов, подлежали внесению в судовые реестры бассейновых судоходных инспекций Министерства речного флота (приписке). Всем судам, подлежащим внесению в судовые реестры, присваивались особые названия или номера.
Статья 60 Закона СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» предусматривала право на пенсию за выслугу лет плавсостава морского, речного флота и флота рыбной промышленности (кроме судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных, разъездных, пригородного и внутригородского сообщения).
Аналогичные положения содержал и подпункт «и» пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г..
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу речного флота, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Указанием Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» разъяснено, что для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Основанием для выдачи справки является приказ (распоряжение) судовладельца о приписке флота, штатное расписание или схема должностных окладов.
Отсутствие вышеприведенных письменных доказательств не позволило суду первой инстанции отнести должности И. в Подосиновском лесоперевалочном комбинате к плавсоставу, судов не относящихся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
В целом доводы жалобы являлись обоснованием позиции истца по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, оснований для которой судебной коллегией не усматривается.
На основании изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что разрешая спор, суд верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела, судом верно применены нормы материального права.
Процессуальных нарушений, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ и являющихся основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
Решение Подосиновского районного суда Кировской области от 04 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу И. без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: