ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИБУРЯТИЯ
Судья Рабданова Г.Г.
Дело № 33-1546/2019 поступило <...> года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 мая 2019 года город Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Вольной Е.Ю., при секретаре Мархаевой С.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 к отделению территориальное г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании действий незаконными, признании права на получение жилищной субсидии по апелляционной жалобе законного представителя ФИО3 на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2019 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., пояснения ФИО3, представителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по доверенности ФИО4, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, несовершеннолетние ФИО1, ФИО3 в лице своего законного представителя ФИО3 просили обязать территориальное отделение г. Улан-Удэ ФГКУ «Востокрегионжилье» предоставить жилищную субсидию для приобретения жилья членам семьи военнослужащего с учетом применения поправочного коэффициента для расчета жилищной субсидии в размере 2,750.
Требования мотивированы следующим. Военнослужащий ФИО1 (дедушка ФИО1 и ФИО2) является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, с составом семьи <...> человек. ФИО1 был обеспечен жилищной субсидией без учета несовершеннолетних истцов, несмотря на то, что внучка С. решением суда от <...>. была признана членом его семьи. При выделении средств субсидии ответчик не принял во внимание соглашение от <...>., где было закреплено обязательство ответчика обеспечить военнослужащего субсидией на приобретение жилья с учетом невестки ФИО3 и внучек, которые до настоящего времени значатся на регистрационном учете по указанному адресу, фактически проживают в указанном жилом помещении.
В ходе рассмотрения дела по существу исковые требования были увеличены. Истцы просили признать незаконными действия ответчика по принятию решения об исключении из состава членов семьи военнослужащего ФИО1, обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» предоставить жилищную субсидию для приобретения жилья членам семьи военнослужащего ФИО1 и ФИО2 с учетом применения поправочного коэффициента для расчета жилищной субсидии в размере 2,750.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
В судебном заседании ФИО3, действуя в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, полагая, что несовершеннолетние истцы членами семьи военнослужащего ФИО1 не являются, самостоятельного права на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны у них не возникло, на учете нуждающихся в обеспечении жильем истцы не состоят.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, ФИО1, представитель администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Решением суда в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда, ФИО3, действующая в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд фактически исходил из абз.5 п.5 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и не учел иные существенные для рассмотрения данного дела обстоятельства. Полагает, что установление принадлежности истцов к членам семьи получателя субсидии ФИО1 имеет существенное значение для дела. Несовершеннолетние ФИО1 и Н. проживают в указанной квартире с момента рождения и по настоящее время, иного жилья в собственности не имеют. Суд не учел, что на момент предоставления субсидии несовершеннолетние являлись членами семьи военнослужащего ФИО1, совместно проживали и находились на его иждивении. ФИО1 с <...> года состояла на учете нуждающихся в жилом помещении в составе семьи деда. Считает, что ФИО1 была незаконно снята с учета нуждающихся. Кроме того, решением суда от <...>. несовершеннолетняя ФИО1 признана членом семьи нанимателя ФИО1 Указывает, что ответчик не выполнил условия соглашения от <...>. в полном объеме. Имеет место недобросовестность выполнения своих обязательств ответчиком. Фактические обстоятельства дела и пояснения сторон свидетельствуют о том, что несовершеннолетние ФИО1 и А. находятся на иждивении деда. Кроме того, указывает, что жилищный договор между ФИО1 и МО РФ не заключался, жилое помещение ФИО1 занимает на условиях договора социального найма. Вопрос об освобождении жилого помещения ответчиком не ставился, суд вышел за рамки заявленных требований.
В заседании суда апелляционной инстанции ФИО3 апелляционную жалобу поддержала в полном объеме.
Представитель ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ФИО4 с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, третье лицо ФИО1, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились.
С учетом надлежащего извещения участников процесса, руководствуясь ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу <...>, на основании договора социального найма жилого помещения №<...> от <...>.
Согласно выписке из лицевого счета МКУ «Управление информатизации и информационных ресурсов Администрации г. Улан-Удэ» от <...> года на регистрационном учете по адресу: <...>, значатся ФИО3, <...> г.р., ФИО1, <...> г.р., ФИО5, <...> г.р.
ФИО1, <...> года рождения, и ФИО2, <...> года рождения, являются внучками военнослужащего ФИО1, нанимателя указанного жилого помещения.
Из материалов дела также следует, что родителями ФИО1 и А. являются А. (сын военнослужащего ФИО1) и ФИО3 (л.д. 20, 21).
Решением ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ №<...> от <...> г. полковнику запаса ФИО1 предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере <...> рублей на состав семьи: супруга ФИО6 и дочь ФИО7
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ "О статусе военнослужащих", проанализировав установленные обстоятельства и оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 не признаны членами семьи военнослужащего ФИО1, правовых оснований для признания их таковыми не имеется, в связи с чем, обязательств по обеспечению их субсидией для приобретения жилья у Министерства Обороны не имеется.
Выводы суда надлежащим образом мотивированы, соответствуют фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с абз.1 п.1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510 Порядок предоставления жилищной субсидии также разработан в целях реализации прав военнослужащих, гарантированных им ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Настоящий Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (далее - граждане, уволенные с военной службы), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации (п. 1).
Таким образом, Министерством Обороны жилищная субсидия предоставляется военнослужащим и членам их семей.
В соответствии с абз.5 п.5 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
По смыслу п.5 ст.2 указанного Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, относятся лица прямо указанные в законе, а также лица, находящиеся на иждивении.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.
Таким образом, круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии, в том числе на обеспечение жильем, определяется п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ч.1 ст.69 Жилищного кодекса РФ в их системной связи и является исчерпывающим.
В силу ч.1 ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам нанимателя, судам надлежит руководствоваться п.п.2,3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 №73-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
По аналогии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» члены семьи признаются состоявшими на иждивении лица, если они находятся на его полном содержании или получают от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Из системного толкования приведенных норм следует, что несовершеннолетние ФИО9 членами семьи дедушки ФИО1 даже при совместном их проживании могут быть признаны лишь при доказанности факта нахождения на его иждивении.
Между тем, как следует из материалов дела, у несовершеннолетних ФИО9 имеются трудоспособные родители, которые состоят в зарегистрированным браке и на которых нормами семейного законодательства возложена обязанность по воспитанию и содержанию детей. Следовательно, основным источником средств к существованию несовершеннолетних являются денежные средства их родителей. Доказательств, свидетельствующих о том, что родители несовершеннолетних С. и А. нетрудоспособны, не имеют дохода и не способны содержать своих детей, ограничены в родительских правах или лишены их, материалы дела не содержат. Каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению родителями своих родительских обязанностей, из материалов дела также не усматривается.
Напротив, как видно из материалов дела, оба родителя работают, отец детей А. обеспечен жильем по адресу: <...>, приобретенным по военной ипотеке.
Согласно справке врио начальника штаба войсковой части <...> в личное дело ФИО8, проходящего военную службу по контракту, вписаны: жена – ФИО3, дочь – С., <...> г.р., дочь – А., <...> г.р.
Следует признать, что при разрешении спора доказательств нахождения несовершеннолетних истцов на полном иждивении дедушки - военнослужащего ФИО1, того, что содержание, получаемое от него, является для них единственным источником средств к существованию, представлено не было.
Таким образом, при установленных обстоятельствах оснований для признания несовершеннолетних истцов членами семьи их дедушки – военнослужащего ФИО1 не имелось, соответственно, отсутствуют и основания для обеспечения их жильем как членов семьи военнослужащего.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, решением <...> суда <...> от <...> г. внучка ФИО1 членом семьи военнослужащего ФИО1 не признавалась, согласно решению она была признана членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <...>,
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за рамки заявленных требований, рассматривая вопрос об освобождении жилого помещения членами семьи военнослужащего, не могут быть приняты в качестве основания для отмены судебного решения. Данный вопрос предметом судебной проверки не являлся, в связи с чем суждения в указанной части не могут иметь преюдициального значения.
Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено. С учетом изложенного, обжалуемое решение по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии: