ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15481/14 от 20.11.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья К.М. Гасимов Дело № 33-15481/14Учет № 63АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 20 ноября 2014 года г. Казань

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

 председательствующего судьи О.А. Бегишева,

 судей С.М.Тютчева, А.Х. Хисамова,

 с участием прокурора И.Н. Дворянского,

 при секретаре судебного заседания Д.Р. Гизетдиновой,

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи С.М. Тютчева гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Х. Фроловой, Р.Р. Исмагилова, Ф.Ф. Рузиева, А.Ф. Рузиевой, Р.Н. Ибрагимовой, Р.Н. Ибрагимовой, Ф.К. Мингазовой, Т.Н. Сибаевой, Т.В. Кочневой, Т.П. Бокаревой, М.Н. Золотовой, М.М. Хайрутдиновой, А.А. Камалетдиновой, П.Г. Артемьева, Л.Н. Тарасовой, А.С. Мурзина, А.И. Галимовой, И.И. Юсуповой, К.А. Сабировой, С.А. Арсентьева, Б.Э. Фатхуллина, Л.М. Нестеровой, Ю.В. Мининой на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 2 сентября 2014 года, которым отказано в удовлетворении иска Фроловой Р.Х., Нестеровой Л.М., Рузиева Ф.Ф., Рузиевой А.Ф., Ибрагимовой Р.Н., Ибрагимовой Р.Н., Мингазовой Ф.К., Сибаевой Т.Н., Кочневой Т.В., Бокаревой Т.П., Золотовой М.Н., Хайрутдиновой М.М., Камалетдиновой А.А., Артемьева П.Г., Тарасовой Л.Н., Мурзина А.С., Галимовой А.И., Юсуповой И.И., Сабировой К.А., Арсентьева С.А., Фатхуллина Б.Э., Катаева М.Г., Мининой Ю.В., Исмагилова Р.Р. к прокурору Высокогорского района Республики Татарстан и исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными протеста прокурора Высокогорского района Республики Татарстан от 30 сентября 2013 года на постановление руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 11 октября 2013 года № .... «Об отмене постановления руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ № .... от 17 января 2012 года «Об изменении разрешенного использования земельного участка», признании незаконным постановления руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ № .... от 11 октября 2013 года «Об отмене постановления от 17 января 2012 года «Об изменении разрешенного использования земельного участка», их отмене.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы заявителей об отмене решения суда, возражений старшего помощника прокурора Р.Н. Шаймарданова против удовлетворения апелляционной жалобы; заслушав в судебном заседании И.И. Юсупову в поддержку доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора И.Н. Дворянского об обоснованности и законности постановленного по делу решения суда, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Р.Х. Фролова, Л.М. Нестерова, Ф.Ф. Рузиев, А.Ф. Рузиева, Р.Н. Ибрагимова, Р.Н. Ибрагимова, Ф.К. Мингазова, Т.Н. Сибаева, Т.В. Кочнева, Т.П. Бокарева, М.М. Хайрутдинова, М.Н. Золотова, А.А. Камалетдинова, П.Г. Артемьев, Л.Н. Тарасова, А.С. Мурзин, А.И. Галимова, И.И. Юсупова, К.А. Сабирова, С.А. Арсентьев, Б.Э. Фатхуллин, М.Г. Катаев, Ю.В. Минина, Р.Р. Исмагилов (далее по тексту заявители) обратились в суд с иском к прокурору Высокогорского района Республики Татарстан и исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными протеста прокурора Высокогорского района Республики Татарстан от 30 сентября 2013 года на постановление руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 11 октября 2013 года № .... «Об отмене постановления руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ № .... от 17 января 2012 года «Об изменении разрешенного использования земельного участка», признании незаконным постановления руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ № .... от 11 октября 2013 года «Об отмене постановления от 17 января 2012 года «Об изменении разрешенного использования земельного участка», их отмене.

 В обоснование заявленных требований указали, что прокурором Высокогорского района Республики Татарстан принесен протест от 30 сентября 2013 года № .... с требованием об отмене постановления исполкома Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 17 января 2012 № .... «Об изменении разрешенного использования земельного участка» Данным постановлением вид разрешенного использования 79 земельных участков сельскохозяйственного назначения в границах Алан - Бексерского сельского поселения Высокогорского района Республики Татарстан был изменен с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и «для сельскохозяйственного производства» на другой вид использования: «для дачного строительства». В результате рассмотрения ука­занного протеста прокурора исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан было принято постановление от 11 октября 2013 № .... «Об отмене постанов­ления исполкома района от 17 января 2012 года № .... «Об изменении разрешенного использования зе­мельного участка». Об этом собственники указанных земельных участков были извещены письмом от 19 мая 2014 года, т.е. только через 8 месяцев после принятия решения исполкомом. Заявителям принадлежат вышеуказанные земельные участки в границах Алан – Бексерского сельского поселения Высокогорского района Республики Татарстан. Полагают, что эти участки не относятся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, для которых установлена иная процедура изменения вида разрешенного использования, а использование этих участков для дачного строительства не противоречит закону. Поэтому собственники указанных земельных участков обратились с заявлением от 7 октября 2011 года с прось­бой изменить вид разрешенного использования земельных участков с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и «сельскохозяйственное производство» на «дачное строительство». 7 ноября 2011 года были проведены публичные слушания об изменении вида разрешенного исполь­зования 79 земельных участков. По итогам публичных слушаний гла­вой Алан-Бексерского сельского поселения было принято решение об изменении вида разрешен­ного использования указанных земельных участков на вид «для дачного строительства». Ис­полнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан поста­новлением от 17 января 2012 года № .... вид разрешенного использования земельных участков, имеющих категорию «земли сельскохозяйственного назначения», «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и «сельскохозяйственного производства» изменен на вид «для дачного строительства». При этом категория земель не изменялась. В связи с изданием оспариваемого постановления сведения об изменении вида разрешенного использования были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственный кадастр недвижимости. Таким образом, необходимая процедура для изменения вида разрешенного использования зе­мельных участков была соблюдена. Однако прокурор посчитал, что вышеуказанное постановление от 17 января 2012 года № .... вынесено с нарушением норм действующего земельного законодательства и потребовал его отмены, а испол­нительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан незамедли­тельно свое постановление отменил. Тем самым грубо нарушил их права на сво­бодное владение, пользование и распоряжение принадлежащими им на праве собственности земельными участками. В обоснование своего требования в протесте прокурор указывает, что ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назна­чения» не предусматривают изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйст­венного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода их из данной категории в другую. Прокурор отмечает, что независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участ­ков сельскохозяйственного назначения, оснований для изменения вида разрешенного использова­ния без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется. Прокурором не указывается, к какой именно категории необходимо было отнести земельные участки при изменении их вида разрешенного использования с «сельскохозяйственного производ­ства» и «ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «дачное строительство». Между тем использование земельного участка категории сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства напрямую предусмотрен действующим законодательством: пунктом 7 статьи 27, статьей 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Поэтому изменение вида разрешенного использования с «сельскохозяйственного производст­ва» на «дачное строительство» не противоречит установленному целевому назначению (катего­рии) земельных участков сельскохозяйственного назначения. Кроме того, согласно пункту 3 части 1 статьи 4 Федерального закона «О введении в действие Градострои­тельного Кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроитель­ным Кодексом Российской Федерации порядке Правил землепользования и застройки, но не позд­нее чем до 1 июня 2014 года применительно к сельским поселениям, а к муниципальным районам до 30 июня 2013 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земель­ных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования прини­мается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разре­шенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земель­ных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 части 1 и статьей 4.1 данного Федерального закона. Таким образом, изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения без изменения их категории, за исключением особо ценных сельхозугодий, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Поэтому орган местного самоуправления, ме­няя вид разрешенного использования земельных участков под дачное строительство, действовал в пределах своей компетенции. До утверждения правил землепользования и застройки сельского поселения вид разрешённого использования земельного участка изменяется на основании решения главы местной администра­ции по результатам публичных слушаний (пп.З пункта 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона «О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации»). Таким образом, постановление исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 17 января 2012 года № .... «Об изменении вида разрешенного использова­ния земельных участков» не противоречит действующему законодательству, а протест прокурора Высокогорского района Республики Татарстан от 30 сентября 2013 года № .... и постановление исполни­тельного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 11 октября 2013 № .... об отмене названного постановления от 17 января 2012 № .... не основаны на законе.

 Старший помощник прокурора Высокогорского района Республики Татарстан Р.Н. Шаймарданов, представитель ответчика исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Л.Г. Шамгунова в суде первой инстанции иск не признали.

 Суд в удовлетворении иска отказал, постановив решение в вышеприведенной формулировке.

 В апелляционной жалобе Р.Х. Фроловой, Р.Р. Исмагиловым, Ф.Ф. Рузиевым, А.Ф. Рузиевой, Р.Н. Ибрагимовой, Р.Н. Ибрагимовой, Ф.К. Мингазовой, Т.Н. Сибаевой, Т.В. Кочневой, Т.П. Бокаревой, М.Н. Золотовой, М.М. Хайрутдиновой, А.А. Камалетдиновой, П.Г. Артемьевым, Л.Н. Тарасовой, А.С. Мурзиным, А.И. Галимовой, И.И. Юсуповой, К.А. Сабировой, С.А. Арсентьевым, Б.Э. Фатхуллиным, Л.М. Нестеровой, Ю.В. Мининой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятии по делу нового решения о полном удовлетворении исковых требований. При этом приводятся доводы искового заявления о том, что использование земельных участков сельскохозяйственного назначения  для целей дачного строительства напрямую предусмотрено действующим законодательством и не требует перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель. Также указывается о том, что судом не учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о том, что действие Феде­рального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения лично­го подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на зе­мельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Указание в решении суда о том, что их права в отношении принадлежащих им земельных участков не нарушены, не соответствует действительности, т.к. не зависимо от того, существует Федеральный закон «О родовых поместьях» или нет, нарушено их право как собственников самосто­ятельно определять вид разрешенного использования земельных участков, без дополнительных разрешений, уста­новленное в Земельном кодексе Российской Федерации (пункт 2 статьи 7), а также нарушены пра­ва владения и распоряжения земельными участками. Также повторно приводятся доводы в обоснование исковых требований, изложенные в исковом заявлении.

 В возражениях на апелляционную жалобу старшим помощником прокурора Р.Н. Шаймардановым указывается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, законность и обоснованность постановленного судом решения по данному гражданскому делу.

 В суде апелляционной инстанции И.И. Юсупова апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

 Представитель исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в суд апелляционной инстанции не явился.

 Прокурор И.Н. Дворянский дал заключение о законности и обоснованности решения суда, в связи с чем, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения как необоснованную.

 Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене, либо изменению решения суда по данному гражданскому делу не находит.

 В силу пункта 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

 В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства. относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

 Согласно части 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

 В силу статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

 Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

 Из системного анализа приведенных выше норм следует, что законодатель не возлагает на лицо, полномочное отменить опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта.

 Данному лицу в силу императивных требований части 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.

 Из материалов дела следует и судом установлено, что заявители являются собственниками земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах Алан - Бексерского сельского поселения Высокогорского района Республики Татарстан.

 7 октября 2011 года заявители обратились с заявлением в исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан об изменении вида разрешенного использования их участков на «дачное строительство».

 В связи с этим 7 ноября 2011 года проведены публичные слушания об изменении вида разрешенного исполь­зования 79 земельных участков.

 По итогам рассмотрения вышеуказанных заявлений и результатам публичных слушаний, решением гла­ы Алан-Бексерского сельского поселения принято решение об изменении вида разрешен­ного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, ис­полнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан поста­новлением от 17 января 2012 года № 12 изменен вид разрешенного использования земельных участков, имеющих категорию «земли сельскохозяйственного назначения» с вида разрешенного использования: «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и «сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования: «дачное строительство».

 Прокурором Высокогорского района Республики Татарстан в исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан принесен протест от 30 сентября 2013 года № .... с требованием об отмене вышеуказанного постановления от 17 января 2012 № 12 как незаконного.

 По результатам рассмотрения ука­занного протеста прокурора исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан было принято постановление от 11 октября 2013 года № .... «Об отмене постанов­ления исполкома района от 17 января 2012 года № 12 «Об изменении разрешенного использования зе­мельного участка».

 Разрешая правовой спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что протест прокурора на постановление руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от 11 октября 2013 года № ...., а также постановление руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ № .... от 11 октября 2013 года «Об отмене постановления от 17 января 2012 года «Об изменении разрешенного использования земельного участка», соответствуют требованиям закона и приняты ими в пределах компетенции и предоставленных полномочий.

 При этом суд исходил из того, что ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусмотрено изменение разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения для целей не связанных с сельскохозяйственным производством, в том числе для дачного строительства.

 Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства, в соответствии с которым оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения его целевого использования.

 Так согласно статье 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

 В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

 Действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.

 Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

 Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах: сохранения целевого использования земельных участков; преимущественного права субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже; преимущественного права других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности…

 Аналогичные положения содержатся в пунктах 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

 В силу части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

 Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

 В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).

 Статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

 Дачное строительство к таким случаям законодателем не отнесено.

 Аналогичные положения содержатся и в статье 9 Земельного кодекса Республики Татарстан.

 В силу статьи 8 Земельного кодекса Республики Татарстан перевод земель, находящихся в собственности Республики Татарстан, из одной категории в другую и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной и муниципальной собственности, осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан.

 В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.

 Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения не имеют отдельных видов использования и предоставляются только для ведения сельского хозяйства и сельскохозяйственного производства. В связи с этим перевод земель сельскохозяйственного назначения под дачное строительство будет сопряжен с изменением категории земельных участков, а не вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.

 Решение о переводе земель сельскохозяйственного назначения, под дачное строительство находящихся в собственности заявителей, Кабинетом Министров Республики Татарстан в силу статьи 8 Земельного кодекса Республики Татарстан не принято.

 Кроме того, из пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

 В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 год № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.

 Порядок выбора и предоставления земельных участков гражданам для указанных выше целей определен статьей 14 названного закона.

 В частности, орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, после государственной регистрации которого ему в соответствии с земельным законодательством бесплатно предоставляется земельный участок.

 После утверждения проекта организации и застройки территории указанного объединения и вынесения данного проекта в натуру членам этого некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.

 При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов некоммерческого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

 Таким образом, действующее земельное законодательство закрепляет возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для осуществления садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства только гражданам, входящим в состав соответствующего некоммерческого объединения.

 Иного порядка предоставления гражданам земельных участков сельскохозяйственного назначения для названных целей данный закон не содержит.

 В связи с этим, выделение названных земель гражданам в индивидуальном порядке законом не предусмотрено.

 Заявители по данному делу не состоят в каком-либо дачном или садоводческом объединении, обратившемся в установленном законом порядке для предоставления ему земель сельскохозяйственного назначения под садоводство или огородничество (дачное строительство).

 При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку постановление руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ № .... от 17 января 2012 года «Об изменении разрешенного использования земельного участка» принято некомпетентным органом и с нарушением положений действующего закона.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» и «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство» не противоречит установленному целевому назначению и не требует перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель, являются несостоятельными и основаны на ошибочном понимании закона.

 Указание в апелляционной жалобе на то, что Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения лично­го подсобного и дачного хозяйства, также основано на ошибочном понимании норма материального права.

 Спорные земельные участки были предоставлены заявителям для сельскохозяйственного производства из земель сельскокозяйственного назначения. Каких-либо доказательств, подтверждающих предоставление им данных земельных участков в установленном законом порядке для индивидуального жилищного строительства, ведения лично­го подсобного и дачного хозяйства суду представлено не было.

 В связи с этим правоотношения по владению пользованию и распоряжению земельными участками сельскохозяйственного назначения Градостроительным кодексом Российской Федерации не регулируется.

 Доводы апелляционной жалобы заявителей о нарушении их прав как собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения на самосто­ятельное определение их вида разрешенного использования, является несостоятельным. Приобретая указанные земельные участки в собственность, заявители знали о том, что эти участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, поэтому владение, распоряжение и пользование ими осуществляется собственниками с учетом положений действующего законодательства.

 Ссылка в апелляционной жалобе на разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановление от 30 июня 2011 года № 13-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в подтверждение того, что земли с видом разрешенного использования «для дачного строительства» относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, является ошибочной, поскольку таковое касалось возможности регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственности жилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

 Как было сказано выше, предоставление земель сельскохозяйственного назначения под садоводство и огородничество некоммерческим объединениям граждан законом не запрещено. Однако предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения под садоводство, огородничество и перевод уже предоставленного земельного участка сельскохозяйственного назначения для целей сельскохозяйственного производства в земли иной категории, являются различными правовыми понятиями, которые неосновательно отождествляются заявителями.

 Другие доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, не имеют правового значения по делу и не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.

 При таких данных, решение суда подлежит оставлению без изменения, юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объёме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Выводы судом сделаны с учетом обстоятельств дела и на основании представленных сторонами доказательств, которым дана надлежащая оценка.

 Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

 Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 327, пунктом 1 статьи 328, статьями 329 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 2 сентября 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Х. Фроловой, Р.Ф. Исмагилова, Ф.Ф. Рузиева, А.Ф. Рузиевой, Р.Н. Ибрагимовой, Р.Н. Ибрагимовой, Ф.К. Мингазовой, Т.Н. Сибаевой, Т.В. Кочневой, Т.П. Бокаревой, М.Н. Золотовой, М.М. Хайрутдиновой, А.А. Камалетдиновой, П.Г. Артемьева, Л.Н. Тарасовой, А.С. Мурзина, А.И. Галимовой, И.Н. Юсуповой, К.А. Сабировой, С.А. Арсентьева, Б.Э. Фатхуллина, Л.М. Нестеровой, Ю.В. Мининой, без удовлетворения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

 Председательствующий

 Судьи