Судья Ермаков А.Е. Дело № 33-1550 /2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В. и Нагорновой О.Н.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 07 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2013 года, по которому
иск ФИО1 к Минархстроя РК, АМО ГО «Воркута» об отмене решения общественной комиссии по жилищным вопросам МО ГО «Воркута» от <Дата обезличена> года, признании права на получение государственного жилищного сертификата выпуска <Дата обезличена> года – оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Минархстрою РК, АМО ГО "Воркута" об отмене решения об исключении из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее по тексту – РКС) и признании права на получение государственного жилищного сертификата (далее по тексту – ГЖС) выпуска <Дата обезличена> года, указав, что о приобретении и прекращении супругом своей дочери, который не входит в состав членов ее семьи, жилья за пределами РКС ей известно не было, ввиду чего несообщение ответчику соответствующих сведений не могло быть признано виновным и являться основанием для принятии оспариваемого решения.
Суд постановил приведенное решение, об отмене которого, как постановленного с неправильной оценкой обстоятельств по делу, просит ФИО1, ссылаясь в своей апелляционной жалобе на те же обстоятельства, что и в суде первой инстанции.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились.
Ходатайств и заявлений от сторон до начала судебного заседания не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ, Подпрограммы и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153.
Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п.20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780).
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учёта имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения. К таким основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительство) жилья в других субъектах РФ.
По смыслу указанных положений граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что ФИО1, включенная в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на <Дата обезличена> год по Республике Коми» по категории «пенсионеры» с датой постановки на учет <Дата обезличена> года и составом семьи 3 человека: ФИО1, <Степень родства обезличена> <Фамилия обезличена>, <Степень родства обезличена> <Фамилия обезличена>, решением общественной комиссии по жилищным вопросам при АМО ГО «Воркута» от <Дата обезличена> года была снята с соответствующего учета по п.21 «в» Постановления правительства РФ от 10.12.2002 года №879 ввиду сокрытия ею информации о приобретении в <Дата обезличена> году и отчуждении в <Дата обезличена> году <Степень родства обезличена> <Фамилия обезличена> жилья в <Адрес обезличен>.
При проверке законности принятого решения суд установил, что <Фамилия обезличена> был заявлен истцом в качестве членов своей семьи на переселение, с <Дата обезличена> года был исключен из соответствующих списков на основании личного заявления.
Дочь истца <Фамилия обезличена> и <Фамилия обезличена>, начиная с <Дата обезличена> года и по настоящее время, состоят в зарегистрированном браке, и, как следует из вступивших в законную силу решений Воркутинского городского суда от <Дата обезличена> года по делу № <Номер обезличен> и от <Дата обезличена> года по делу № <Номер обезличен> года, проживают совместно с истцом и ведут с ним общее хозяйство.
Материалами дела подтверждается, что в период брака с <Фамилия обезличена> <Фамилия обезличена> на основании договора об инвестировании №<Номер обезличен> от <Дата обезличена> года и последующих дополнительных соглашений к нему <Дата обезличена> года приобрел ... доли в праве собственности на квартиру <Адрес обезличен> общей площадью ... кв.м, которую по договору от <Дата обезличена> года продал <Фамилия обезличена>
Поскольку ... доли в праве собственности на квартиру <Адрес обезличен> была приобретена и отчуждена <Фамилия обезличена> в период его брака с <Фамилия обезличена> и с ее нотариально удостоверенного согласия, суд, руководствуясь ст.34 Семейного кодекса РФ, пришел к верному выводу о том, что это жилое помещение являлось совместной собственностью супругов <Фамилия обезличена> и <Фамилия обезличена>, и о чем не могли не знать члены их семьи, в том числе истец.
Вместе с тем, суд не учел следующего.
С приобретением на имя <Фамилия обезличена> ... доли в праве собственности на квартиру <Адрес обезличен> общей площадью ... кв.м состояние нуждаемости семьи ФИО1 – как претендента на получение ГЖС не прекратилось, поскольку на каждого из них с учетом общей площади квартиры приходилось по ... кв.м жилья при установленной в <Адрес обезличен> норме равной ... кв.м.
Таким образом, оснований для вывода об утрате ФИО1 права на получение социальной субсидии ввиду наличия жилья за пределами РКС ни в период с <Дата обезличена> года по 2012 год, ни в настоящее время не имелось.
При таких обстоятельствах решение общественной комиссии по жилищным вопросам при АМО ГО «Воркута» от <Дата обезличена> года в части снятия ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами РКС, нельзя признать законным.
Указанное решение подлежит отмене, а истец – восстановлению в соответствующих списках.
Что касается требований ФИО1 о признании за ней права на получение ГЖС на состав семьи 3 человека без учета стоимости доли квартиры, отчужденной <Фамилия обезличена> <Дата обезличена> года, то в указанной части исковые требования в той мере, как на них настаивала истец, удовлетворению не подлежат.
Порядок исчисления размера социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» установлен положениями статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно абз.4 ст.6 Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 г. в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Принимая во внимание, что участие ФИО1 и членов ее семьи, к которым отнесена и ее <Степень родства обезличена> <Фамилия обезличена>, принималось добровольно, и подача заявления о признании участником Подпрограммы свидетельствует о выраженном согласии с установленными законом условиями такого участия, предусматривающими, в том числе, уменьшение суммы ожидаемой выплаты в случае продажи принадлежащего жилья на вырученную от продажи сумму, учитывая, что квартира <Адрес обезличен> являлась совместной собственностью супругов <Фамилия обезличена> и <Фамилия обезличена>, расчет величины ГЖС без учета стоимости приходящейся на <Фамилия обезличена> доли не будет соответствовать требованиям законодательства.
Решение суда первой инстанции в соответствующей части подлежит оставлению без изменения с уточнением в следующей редакции: «в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Минархстрою РК, АМО ГО «Воркута» о признании права на получение государственного жилищного сертификата выпуска ... года на величину социальной выплаты без уменьшения ее значения на стоимость доли в квартире №<Адрес обезличен>, приходившейся на <Фамилия обезличена>, отказать.
Руководствуясь пунктом 2 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 ноября 2013 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при АМО ГО «Воркута» от 08.07.2013 года о снятии ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и восстановлении в указанных списках отменить.
Вынести в указанной части новое решение, по которому:
решение общественной комиссии по жилищным вопросам при АМО ГО «Воркута» от 08.07.2013 года в части снятия ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, отменить;
восстановить ФИО1 в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды» с датой подачи заявления <Дата обезличена> года и составом семьи три человека: ФИО1, <Фамилия обезличена> ( <Степень родства обезличена>), <Фамилия обезличена> ( <Степень родства обезличена>).
В оставшейся части решение оставить без изменения, изложив его в следующей редакции:
«в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Минархстрою РК, АМО ГО «Воркута» о признании права на получение государственного жилищного сертификата выпуска <Дата обезличена> года на величину социальной выплаты без уменьшения ее значения на стоимость доли в квартире <Адрес обезличен>, приходившейся на <Фамилия обезличена> отказать».
Председательствующий:
Судьи: