Судья Ковалева О.Г. дело № 33-1550/14
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Черкесск 16 сентября 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего – Матакаевой С.К.,
судей: Лайпанова А.И., Сыч О.А.,
при секретаре Мавлододовой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Теунаева К.О. к мэрии муниципального образования города Черкесска и Комитету по физической культуре спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования города Черкесска об исполнении обязательств,
по апелляционной жалобе ответчика - мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Черкесского городского суда от 10 июня 2014 года, которым исковые требования истца удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Матакаевой С.К., представителя мэрии муниципального образования Камурзаева Р.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии МО г.Черкесска Бондаренко А.И., поддержавшего апелляционную жалобу мэрии, истца Теунаева К.О. и его представителя Болатчиеву З.Р., просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Теунаев К.О. обратился в суд с иском к мэрии муниципального образования города Черкесска и Комитету по физической культуре спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования города Черкесска об исполнении обязательств.
Заявленные требования обосновал тем, что 12.10.2011 года его семье, состоящей из трех человек, было выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение жилья. Данное свидетельство было выдано в рамках реализации муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 – 2015 годы» и действительно до 12.07.2012 года. 28.10.2012 года между ним и ОАО «Сбербанк России» был заключен договор о банковском счете для обслуживания целевых программ. Согласно данному договору банк открывает на его имя счет, на который в установленный срок будет перечислена представленная распорядителю сумма субсидии на приобретение жилого помещения. Размер субсидии составляет <данные изъяты> рублей. 16 февраля 2012 года между <ФИО>10, Теунаевым К.О., <ФИО>2 и <ФИО>3 был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно данному договору квартира оценивается и продается за <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей должны быть перечислены из средств федерального бюджета, согласно свидетельству о праве на получение субсидии на приобретение жилья от 12.10.2011 года на сберегательную книжку продавца <ФИО>10, а оставшаяся сумма оплачена покупателями за счет собственных средств. Данный договор прошел государственную регистрацию, и они получили свидетельства о государственной регистрации права, после чего он незамедлительно предоставил указанный договор и свидетельства о государственной регистрации права в банк для перечисления суммы государственной субсидии на сберегательную книжку продавца. Однако, по настоящее время, денежные средства на счет продавца не перечислены. При его обращении в банк ему пояснили, что мэрия МО г.Черкесска отказала в перечисление денежных средств, вследствие чего, он обратился в мэрию МО г.Черкесска с целью уточнить причину отказа. Работники мэрии ему пояснили, что свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 12.10.2011 года ему выдано ошибочно. Считает отказ мэрии незаконным, поскольку неправомерные действия мэрии привели к тому, что по настоящее время продавцу квартиры, в которой они проживают, не выплачена сумма в размере <данные изъяты> рублей. На основании вышеизложенного просил суд обязать мэрию МО г.Черкесска перечислить на счет №... открытый на имя Теунаева К.О. в КЧО №... Сберегательного Банка России ОАО субсидию на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно, в порядке статьи 39 ГПК РФ, уточнял и изменял свои исковые требования, в окончательной редакции просил:
1. Признать незаконным и отменить постановление мэрии муниципального образования г.Черкесска от 14.10.2013 г. №...
2. Признать незаконным и отменить постановление мэрии муниципального образования г.Черкесска от 16.10.2013 г. №...
3. Обязать мэрию муниципального образования г.Черкесска выдать
свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство)
жилья молодой семье в следующем составе: супруг - <ФИО>1, 12.12.1980 года рождения, супруга - <ФИО>2, 26.08.1985 года рождения, сын - <ФИО>3,12.11.2010 года рождения;
- Либо обязать Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии МО г.Черкесска выдать свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья молодой семье в следующем составе: супруг - <ФИО>1, 12.12.1980 года рождения, супруга - <ФИО>2, 26.08.1985 года рождения, сын - <ФИО>3, 12.11.2010 года рождения;
4. Обязать мэрию муниципального образования г.Черкесска за счет казны
муниципального образования перечислить на счет <ФИО>1 в Карачаево-Черкесском отделении №... сберегательного банка России ОАО субсидию на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты>;
- Либо обязать Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии МО г.Черкесска за счет казны муниципального образования перечислить на счет <ФИО>1 в Карачаево-Черкесском отделении №... Сберегательного банка России ОАО субсидию на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Теунаев К.О. и его представитель Болатчиева З.Р., поддержали исковое заявление, просили суд удовлетворить его в полном объеме.
Представитель ответчика мэрии муниципального образования г.Черкесска Камурзаев Р.В. с исковыми требованиями не согласился, подтвердил доводы изложенные в возражениях от 03.02.2014 г., указав, что Теунаев К.О. в списке претендентов на получение социальных выплат в 2011 году не значится, оповещение о необходимости представления документов для получения свидетельства истцу не направлялось, заявление истцом на получение свидетельства не подавалось, соответственно, истцу было известно, что его семья не является получателем субсидии в 2011 году. Прокурором г.Черкесска внесен протест от 07.10.2013 г. №... г. об отмене п.1 постановления мэрии муниципального образования г.Черкесска от 05.05.2011 г. №... «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Пояснить суду, каким же образом Теунаев К.О. получил свидетельство серии №... о праве на получение субсидии на приобретение жилья, представитель ответчика мэрии не смог, однако и не отрицал, что собранные Теунаевым К.О. для этого документы, дают ему право на получение субсидии.
Представитель соответчика - Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии МО г.Черкесска Бондаренко А.И. в судебном заседании поддержал мнение представителя мэрии г.Черкесска, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Финансового управления мэрии муниципального образования г.Черкесска в судебном заседании поддержал мнение представителя ответчика и соответчика, просил в удовлетворении иска отказать.
Другие третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Решением Черкесского городского суда от 10 июня 2014 года исковые требования Теунаева К.О. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, мэрия муниципального образования города Черкесска подала апелляционную жалобу, поскольку считает его незаконным, необоснованным, вынесенным в отношении ненадлежащего ответчика, с существенным нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, с учетом положений ст. 330 ГПК РФ, подлежащим отмене, по следующим основаниям:
В соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015, в целях обеспечения жилыми помещениями молодых семей, нуждающихся, в улучшении жилищных условий мэрией муниципального образования города Черкесска было принято постановление от 01.03.2011 года № 269 «О муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».
Вышеуказанным постановлением утверждены правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (далее - Правила), согласно пункту 4 которых, выдача свидетельства осуществляется мэрией муниципального образования города Черкесска на основании решения о включении молодой семьи в список участников Программы в соответствии с выпиской из утвержденного Управлением Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Пунктами 24, 25 Правил предусмотрено, что Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до мэрии муниципального образования города Черкесска лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из республиканского бюджета местному бюджету, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Мэрия муниципального образования города Черкесска доводит до сведения молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из республиканского бюджета, предназначенных для предоставления социальных выплат, способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, мэрия муниципального образования города Черкесска оповещает молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
В силу пункта 27 Правил, для получения свидетельства молодая семья -претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в мэрию муниципального образования города Черкесска заявление о выдаче свидетельства, с приложением необходимых документов.
Между тем, семья ФИО1 в списке претендентов на получение социальных выплат в 2011 году, утвержденном Управлением по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики, не значится, следовательно, оповещение о необходимости представления документов для получения свидетельства мэрией города Черкесска истцу не направлялось, заявление на получение сертификата, предусмотренное пунктом 27 Правил, подано не было, соответственно истцу было известно, что его семья не является получателем субсидии в 2011 году.
В силу пунктов 38, 39 Правил, Банк в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора на жилое помещение направляет в мэрию муниципального образования города Черкесска заявку па перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов.
Мэрия муниципального образования города Черкесска в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку. При несоответствии данных перечисление указанных средств не производится, о чем мэрия муниципального образования города Черкесска в указанный срок письменно уведомляет банк.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность отказа в перечислении суммы субсидии.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон.
Кроме того, в материалы дела был представлен отчет о ходе реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в 2011 году, направленный мэрий города Черкесска в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи, из которого следует, что в 2011 году истцу свидетельство о праве на получение субсидии не выдавалось.
Таким образом, суд незаконно удовлетворил требования истца, так как семья ФИО1 не входила в число претендентов на получение субсидии в 2011 году согласно утвержденных Управлением КЧР по делам молодежи спискам, и необходимые для предоставления истцу суммы субсидии денежные средства, бюджетами разных уровней, предусмотрены не были.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 6 Правил, участником Программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил.
С того момента, как семья ФИО1 приобрела жилое помещение, она перестала быть нуждающейся в жилом помещении, и, соответственно, перестала отвечать требованиям, предъявляемым к участникам муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы»
На основании протеста прокуратуры города Черкесска от 07.10.2013 №..., постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 16.10.2013 № №..., семья истца была исключена из списка нуждающихся в жилом помещении, а постановлением от 14.10.2013 №... исключена из числа участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».
Полагают, что суд неправомерно пришел к выводу о незаконности постановлений мэрии муниципального образования города Черкесска от 14.10.2013 №..., и 16.10.2013 №...
В силу условий Программы, субсидия в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», предоставляется на условиях софинансирования:
- 30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - за счет средств федерального бюджета,
- 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - за счет средств республиканского бюджета,
- 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - за счет средств местного бюджета.
Данное обстоятельство судом не принято во внимание, и суд незаконно возложил на мэрию муниципального образования города Черкесска обязанность по перечислению всей суммы субсидии, тогда как, бюджетами разных уровней не предусмотрены денежные средства на предоставление семье истца указанной суммы.
В мотивировочной части решения суда не приводится доводов о том, почему обязанность по выдаче свидетельства о праве на получение субсидии, а также перечислению денежных средств возложена на мэрию муниципального образования города Черкесска, а не на Комитет по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования города Черкесска.
Мэрия муниципального образования города Черкесска не обладает полномочиями по выдаче свидетельств о праве на получение субсидии и перечислению денежных средств в рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы». Указанные полномочия постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 27.05.2013 № 1059 были переданы Комитету по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии муниципального образования города Черкесска, что неоднократно озвучивалось в судебных заседаниях по данному делу. Полагают, что мэрия муниципального образования города Черкесска является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО2, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Представитель ответчика мэрии муниципального образования поддержал доводы апелляционной жалобы и просил ее удовлетворить.
Представитель соответчика - Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике мэрии МО г.Черкесска в судебном заседании поддержал мнение представителя мэрии г.Черкесска, просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, не ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Задачами подпрограммы являются предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Суд, учитывая пояснений лиц, участвующих в деле, представленные в материалах дела доказательства, установил, что семья Т-вых в 2011 году выразила желание участвовать в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации поставлена на учет для участия в указанной подпрограмме.
Из материалов дела следует, что 12.10.2011 года семье ФИО1, являющейся участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в соответствии с условиями подпрограммы выдано свидетельство серии №... о праве на получение субсидии в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики. Данное свидетельство подлежало предъявлению в банк до 12.12.2011 года. (№...).
Из договора №... от 28.11.2011 года следует, что ФИО1 в соответствие с вышеуказанным свидетельством заключил с ОАО «Сбербанк России» договор о банковском счете для обслуживания целевых программ. Согласно данному договору банк открывает на его имя счет, на который в установленный срок будет перечислена представленная распорядителю сумма субсидии на приобретение жилого помещения. Размер субсидии составляет <данные изъяты> рублей.
Для реализации права на получение названной выплаты семья Т-вых пробрела в общую долевую собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
16 февраля 2012 года между <ФИО>10, ФИО1, <ФИО>2 и <ФИО>3 был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Согласно данному договору квартира оценивается и продается за <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей должны быть перечислены из средств федерального бюджета, согласно свидетельству о праве на получение субсидии на приобретение жилья от 12.10.2011 года на сберегательную книжку продавца <ФИО>10, а оставшаяся сумма оплачена покупателями за счет собственных средств.
После государственной регистрации договора купли-продажи недвижимости истец предоставил в Карачаево-Черкесское отделение №... ОАО "Сбербанк России" все необходимые документы для подачи заявки в администрацию мэрии МО г.Черкесска о перечислении суммы социальной выплаты в предусмотренный законом срок, однако в перечислении денежных средств по свидетельству о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения было отказано. Причина отказа мотивирована тем, что указанное свидетельство было выдано истцу ошибочно. Кроме того, семья истца была исключена из состава участников подпрограммы на 2011-2015 годы.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на момент принятия решения о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы семья Т-вых отвечала предъявляемым требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты. На момент выдачи свидетельства серии №... истец не имел собственного жилья.
Обеспеченность семьи истцов жилым помещением, не может свидетельствовать о наличии оснований для исключения семьи истцов из числа участников подпрограммы, поскольку приобретение именно указанной квартиры при реализации свидетельства серии №... о праве на получение субсидии в размере <данные изъяты> рублей явилось основанием для принятия оспариваемых истцом постановлений явилось улучшение истцом своих жилищных именно при реализации.
Суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о том, что семья истцов перестала соответствовать одному из основных условий участия в подпрограмме - быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, вследствие чего истцы и члены их семьи подлежали исключению из числа участников, поскольку 12.10.2011 (на момент выдачи свидетельства серии №...) семья истцов отвечала требованиям, указанным в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о том, что семья истцов не соответствует одному из основных условий участия в подпрограмме - быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий - и подлежит исключению из числа участников подпрограммы, судебная коллегия считает несостоятельными и находит правильными выводы суда о том, что оснований для исключения семьи истца из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы не имелось.
Иных фактов, перечисленных в пункте 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, которых сторона ответчика привела в обоснование оспариваемого решения, и которые являлись бы основанием для снятия заявителей с учета, судом не выявлено и из материалов дела не усматривается.
Право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участникам подпрограммы, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Владелец свидетельства в течение 2 месяцев с даты его выдачи сдает свидетельство в банк.
В соответствии с п. 29 Правил Банк проверяет соответствие данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца свидетельства, а также своевременность представления свидетельства в банк.
В случае выявления несоответствия данных, указанных в свидетельстве, данным, содержащимся в представленных документах, банк отказывает в заключении договора банковского счета и возвращает свидетельство его владельцу, а в остальных случаях заключает с владельцем свидетельства договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Согласно п. 38 Правил Банк течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 33 - 35.1 и 37 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений. В случае вынесения банком решения об отказе в принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 г., либо об отказе от оплаты расходов на основании этих документов или уплаты оставшейся части паевого взноса распорядителю счета вручается в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов соответствующее уведомление в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.
Банк в течение 1 рабочего дня после вынесения решения о принятии договора на жилое помещение, документов на строительство, справки об оставшейся части паевого взноса, справки об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом), полученным до 1 января 2011 г., направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основе указанных документов.
Хотя в жалобе мэрия муниципального образования города Черкесска и ссылается, что суд необоснованно обязал их перечислить сумму в размере <данные изъяты> рублей, тем не менее, в апелляционной жалобе указывает, что именно они в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку.
Таким образом установлено, что исполнителем обязательств перед банком являлась и является мэрия МО г.Черкесска.
Объем субсидий, предусмотренный Правилами истцу предоставлен не был.
При таких обстоятельствах, юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является обоснованность неисполнения обязательств мэрией МО г. Черкесска
Стороной ответчика не представлено доказательств, что свидетельство выдано в нарушение закона, оно не признано незаконным и недействительным. Таких требований в суде первой инстанции не предъявлялось. Учитывая, что в оформлении и выдаче свидетельства сам истец никакого участия не принимал, никем законность выдачи свидетельства на день рассмотрения гражданского дела судом первой или апелляционной инстанции не оспаривалось, судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости удовлетворения требований истца.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что права семьи истца неисполнением обязательств по свидетельству серии №... о праве на получение субсидии в размере <данные изъяты> рублей на приобретение жилья на территории Карачаево-Черкесской Республики нарушены и удовлетворил требования истца.
Доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными, не содержат ссылок на обстоятельства, не проверенные судом, и не дают оснований для признания сделанного судом вывода ошибочным.
Согласно п. 3 Правил, право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой.
Согласно пункта 28 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования при возникновении у молодой семьи - участницы подпрограммы обстоятельств, потребовавших замены выданного свидетельства, молодая семья представляет в орган, выдавший свидетельство, заявление о его замене с указанием обстоятельств, потребовавших такой замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства.
К указанным обстоятельствам относятся утрата (хищение) или порча свидетельства, уважительные причины, не позволившие молодой семье представить свидетельство в банк в установленный срок.
Учитывая, что истец ФИО1, предусмотренный пунктом 29 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в срок, а именно до 12 декабря 2011 года сдал свидетельство в банк, о чем свидетельствуют вышеперечисленные доказательства, а также выданное свидетельство никем не оспорены и не признаны недействительными, то основания для отказа в выдаче свидетельства не установлены.
Учитывая, что срок действия свидетельства истек, суд правомерно обязал мэрию МО г.Черкесска в выдаче свидетельства, т.к. в период предоставленный для реализации свидетельства свои обязанности истец выполнил, а неисполнение обязательств ответчиком привело к пропуску срока действия свидетельства и потому суд правомерно удовлетворил требования истца в части обязания выдать свидетельство.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе п. 53 Постановления Правительства от 21.03.2006 N 153, целевое использование денежных средств не нарушено.
Правильность выводов суда не опровергнута доводами апелляционной жалобы, которые не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения суда, сопряжены с переоценкой собранных по делу доказательств, оснований для которой в соответствии с требованиями ГПК РФ не имеется.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат материалам дела, правовая оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 10 июня 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии муниципального образования города Черкесска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: