Строка статотчета 043г, г/п 00=00 | ||
Судья: Зайнулин А.В. | Дело № 33-1551/2018 | |
Докладчик: Маслов Д.А. | г. Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 и Маслова Д.А. |
при секретаре Сухериной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» ФИО3 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 декабря 2017 года, которым постановлено: «Исковые требования ФИО4 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» и 133 группе судов обеспечения объединения Беломорской ВМБ СФ о взыскании невыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с 133 группы судов обеспечения объединения Беломорской ВМБ СФ за счет средств Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу ФИО4 невыплаченную заработную плату за сверхурочные работы в размере 5 756 рублей 27 копеек, в том числе за май 2017 года в размере 1 235 рублей 89 копеек, за июнь 2017 года в размере 3 632 рубля 24 копейки, за июль 2017 года в размере 796 рублей 03 копейки, за август 2017 года в размере 92 рубля 11 копеек, невыплаченную заработную плату в виде надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, имеющими степень секретности в размере 8 075 рублей 53 копейки, в том числе за апрель 2017 года в размере 753 рубля 28 копеек, за май 2017 года в размере 1 883 рубля 20 копеек, за июнь 2017 года в размере 1 883 рубля 20 копеек, за июль 2017 года в размере 1 883 рубля 20 копеек, за август 2017 года в размере 327 рублей 51 копейка, за сентябрь 2017 года в размере 1 345 рублей 14 копеек, а также компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей 00 копеек, всего взыскать – 14 831 (четырнадцать тысяч восемьсот тридцать один) рубль 80 копеек.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» и 133 группе судов обеспечения объединения Беломорской ВМБ СФ о взыскании невыплаченной заработной платы в размере 1 987 рублей 20 копеек отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
ФИО4 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») и 133 группе судов обеспечения объединения Беломорской воено-морской базы Северного флота (далее – 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ) о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы в виде надбавки за работу с документами и изделиями, составляющими государственную тайну, имеющими степень секретности «секретно», за май-август 2017 года, а также надбавки за выполнение должностных обязанностей артельщика при выполнении сверхурочных работ в мае-июне 2017 года, и денежной компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав, сославшись на то, что на основании трудового договора работает в должности старшего механика на судне БУК-259 в 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ, в марте 2017 года получил допуск к работе с документами и изделиями, составляющими государственную тайну, имеющими степень секретности «секретно», и имеет согласно п. 4.4 Коллективного договора право на надбавку (10%) к должностному окладу, но которую ему не начисляют и не выплачивают; кроме того, при расчете оплаты труда за работу в выходные дни и за сверхурочную работу не учтена указанная надбавка, а также в нарушение п. 4.1.1 Коллективного договора не выплачивается надбавка (20%) к должностному окладу за замещение должности артельщика согласно приказу капитана группового 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ.
В судебном заседании ФИО4 поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ ФИО5 и представитель ФКУ «ОСК Северного флота» ФИО3, не оспаривая количество отработанных истцом часов сверхурочной работы и отработанных им часов в выходные и нерабочие праздничные дни, иск не признали.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился представитель ФКУ «ОСК Северного флота» ФИО3, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду нарушения и неправильного применения норм материального и процессуального права и принять по делу новое – об отказе в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы её податель мотивирует тем, что суд, 133 ГРСО Беломорской ВМБ состоит на финансовом обеспечении в Филиале ФКУ «ОСК СФ» - «3 финансово-экономическая служба» (сокращенное наименование Филиала). Согласно Положению о Филиале, утвержденному приказом командующего Северным флотом, Филиал осуществляет операции по расходованию бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке распорядителем бюджетных средств. Осуществляет принятие и исполнение обязательств в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Полагает, что правовую основу для формирования фондов заработной платы гражданского персонала составляет Бюджетный кодекс РФ. 3 финансово-экономической службой Северного флота в соответствии с положениями Приказа Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (далее - Приказ Министра обороны РФ № 255), а так же на основании представленных сведений, был произведен расчет фонда оплаты труда гражданского персонала 133 ГРСО Беломорской ВМБ на 2017 год, согласно которому надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не предусмотрена. Данный расчет представлен в материалы дела, но не был принят к сведению судом первой инстанции. Судом ошибочно сделан вывод о том, что норма установленная Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 года № 573, «не связывает выплату надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности, с наличием денежных средств в фонде оплаты труда». Кроме того Коллективным договором 133 ГРСО установлено, что оплата труда работников производится в пределах контрольных сумм фонда оплаты труда на текущий год, в этой связи истец не мог не знать, что надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности, была ему установлена в оспариваемый период ошибочно. Приказ по 133 ГРСО Беломорской ВМБ от 06.03.2017 № 57 об установлении надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не являлся основанием для корректировки контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств) фондов оплаты труда, утвержденных на 2017 год, и был отменен 19 декабря 2017 года. Является неверным вывод суда в том, что оплата работы истца в сверхурочное время должна производиться с учетом выплат компенсационного характера: за выполнение обязанностей артельщика и за работу со сведениями, имеющими степень секретности, так как установлена единая правовая природа сверхурочных работ и работ в выходные и нерабочие праздничные дни. Положения Коллективного договора 133 ГРСО Беломорской ВМБ на 2015-2018 г.г. не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку Коллективный договор не учитывает изменения, внесенные в Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей (Приказ Министра обороны РФ от 18.08.2016 № 515).
При этом выполнение истцом дополнительных обязанностей артельщика осуществлялось истцом в пределах нормы рабочего времени и в сверхурочное время не входило, а поэтому расчет сверхурочных часов 3 финансово-экономической службой Северного флота произволен правомерно без учета данной компенсационной выплаты.
В обоснование своей позиции податель жалобы ссылается на сложившуюся судебную практику рассмотрения данной категории гражданских дел.
В дополнениях к апелляционной жалобе указано на то, что 3 финансово-экономическая служба Северного флота наделена полномочиями по осуществлению операции по расходованию бюджетных средств, в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной войсковым частям, состоящим в филиале на финансовом обеспечении. Однако из мотивированной, а также резолютивной части решения, следует, что 133 ГРСО Беломорской ВМБ находится на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК Северного флота», без указания на 3 финансово-экономическую службу Северного флота.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, а также и возражений на нее от начальника филиала федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») – 3 финансово-экономическая служба» А. Данильчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, исходя из следующего.
Как установлено судом, ФИО4 на основании трудового договора работает в должности старшего механика на судне БУК-259 в 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК Северного флота».
Согласно служебному заданию и трудовых обязанностей, с марта по сентябрь 2017 года в составе экипажа судна БУК-259 ФИО4 выполнял задачу по обеспечению кораблей и судов объединения Беломорской ВМБ СФ.
Согласно приказу капитана группового 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ от 06.03.2017 № ФИО4 допущен к работе со сведениями, имеющими степень секретности, в связи с чем с 10 марта 2017 года ему установлена десятипроцентная надбавка к должностному окладу, но которая (надбавка) с марта 2017 года по сентябрь 2017 года, истцу не начислялась и не выплачивалась.
По делу видно, что в соответствии с параграфом 1 приказа капитана группового 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ от 19.12.2017 № приказ от 06.03.2017 № отменен как нереализованный на основании Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № (в редакции от 18.06.2016 №).
Из материалов дела также следует, что истец был занят на выполнении сверхурочных работ сверх месячной нормы рабочего времени: в мае 2017 года выполнена– 19 часов, в июне 2017 года сверхурочная работа – 58 часов, в июле 2017 года сверхурочная работа – 38 часов, в августе 2017 года сверхурочная работа – 5 часов.
Выходные дни за указанный период времени работодателем истцу не предоставлялись.
Выплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за вышеуказанные часы работы произведены истцу без учета компенсационных и стимулирующих выплат за работу с документами, имеющими степень секретности и за замещение истцом должности артельщика.
Не согласившись с размером начисленной и выплаченной заработной платы, ФИО4 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая индивидуальный трудовой спор и удовлетворяя требования ФИО4, суд правильно руководствовался нижеследующим.
В соответствии со ст. 349 ТК РФ и Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 29.12.2012 года № 3910 установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 ТК РФ являются командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) - в отношении работников подчиненных воинских частей (организаций).
Согласно ст. 4 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и в целях предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны Правительство Российской Федерации принято постановление от 18.09.2006 № 573, которым утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.
На основании п. 1 указанных Правил ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уголовно-исполнительной системы), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.
Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно», - 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10 процентов.
Как установлено судом и это подтверждается материалами дела, на основании зачетов принятых комиссией работодателя, истец с 10 марта 2017 года допущен к работе со сведениями, имеющими степень секретности. Кроме того, с указанной даты, приказом капитана группового 133 ГРСО Беломорской ВМБ СФ от 06.03.2017 № 57 ФИО4 установлена десятипроцентная надбавка к должностному окладу.
Следовательно, с 10 марта 2017 года и отмены 19 декабря 2017 года вышеуказанного приказа от 06.03.2017 № истец имел право на получение ежемесячной десятипроцентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности.
При этом, приказом капитана группового 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ, отменяющим приказ от 06.03.2017 №, не предусмотрено распространение его действия на предшествующий период, то есть с 10 марта по 19 декабря 2017 года, в этой связи приказ от 19.12.2017 № не имеет обратной силы и не лишает истца права на получение надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности в спорный период.
С доводом представителя ФКУ «ОСК Северного флота» о том, что указанная надбавка выплачивается только при наличии соответствующих денежных средств в фонде оплаты труда, суд правомерно не согласился по следующим оснгованиям.
Действительно, согласно абз. 4 п. 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 №, ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.
При этом, указанная правовая норма не связывает выплату работнику надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности, с наличием денежных средств в фонде оплаты труда, а лишь указывает на данный фонд как на источник финансирования указанной надбавки.
Законодатель не предусматривает выплату надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности, только при наличии средств в фонде оплаты труда.
При таких обстоятельствах, суд верно пришел к выводу о том, что с 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ, за счет средств ФКУ «ОСК Северного флота», подлежит взысканию в пользу истца надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности, за период с марта по сентябрь 2017 года
Также судом верно установлено, что приказами капитана группы 133 ГРСО объединения Беломорской ВМБ СФ № от 23.05.2017132, от 14.06.2017 № старшему механику ФИО4 установлена компенсационная выплата к должностному окладу в размере 20 % за май, июнь 2017 года, в связи с исполнением им обязанностей артельщика.
По делу некем не отрицалось, что в течение всего рабочего времени за май, июнь 2017 года истец выполнял должностные обязанности артельщика.
В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
Согласно ст. 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (в т.ч. при совмещении профессий (должностей), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При совмещении профессий (должностей) без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с п. 71 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных сил РФ, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 №, членам экипажей судов обеспечения при выполнении обязанностей артельщика устанавливается компенсационная выплата.
Согласно п. 237 Устава службы на судах Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 22.07.2010 №, трудовые обязанности артельщика являются самостоятельными, отличными от обязанностей иных работников.
Из указанных норм законодательства следует, что возложение на истца трудовых обязанностей артельщика является совмещение должностей и истец имеет право на получение доплаты за выполнение обязанностей артельщика в согласованном сторонами размере.
Учитывая изложенное, доплата за выполнение обязанностей артельщика по своему содержанию является компенсационной надбавкой.
Судом уже было установлено, что в мае, июне, июле и августе 2017 года ФИО4 был допущен к работе со сведениями, имеющими степень секретности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.
В соответствии с п. 2 указанного Положения приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № утвержден Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях.
В п. 4 Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 №, к выплатам компенсационного характера отнесены надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
В этой связи процентная надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности, также является выплатой компенсационного характера.
Согласно ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Согласно п. 1 Разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 №, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
В п. 2 названных разъяснений установлено, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
В абз. 2 п. 4.11 Коллективного договора 133 группы судов обеспечения на 2015 – 2018 годы, предусмотрено, что доплаты за работу в сверхурочное время устанавливаются не менее чем в двойном размере дневной ставки работника с учетом всех компенсационных надбавок.
Учитывая данное положение коллективного договора, которое не противоречит вышеприведенным нормам трудового законодательства и нормативным правовым актам Министерства обороны Российской Федерации, то оплата работы истца в сверхурочное время за рассматриваемый период должна производиться с учетом выплат компенсационного характера: за выполнение обязанностей артельщика и за работу со сведениями, имеющими степень секретности.
Суд обоснованно не согласился с утверждением представителей ответчиков о том, что вышеприведенные положения абз. 2 п. 4.11 Коллективного договора 133 группы судов обеспечения на 2015 – 2018 годы, противоречат абз. 7 п. 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 №.
Так, согласно абз. 7 п. 23.1 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № оплата за работу в выходной или нерабочий праздничный день производится в пределах установленных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала.
Из содержания указанного абзаца, а также всего п. 23.1 Положения, следует, что положения данной нормы материального права распространяются на оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день, тогда как абз. 2 п. 4.11 Коллективного договора 133 группы судов обеспечения на 2015 – 2018 годы регулирует вопросы о доплате за работу в сверхурочное время. Указанные понятия не являются тождественными, в силу положений ст.ст. 152, 153 Трудового кодекса РФ и, следовательно, абз. 2 п. 4.11 Коллективного договора не противоречит Приказу Министра обороны РФ от 23.04.2014 №.
При таком положении суд правильно установил, что с ответной стороны следует взыскать в пользу истца неначисленную ему оплату за сверхурочную работу с мая по август 2017 года, с учетом выплат компенсационного характера: за выполнение обязанностей артельщика и за работу со сведениями, имеющими степень секретности, сам расчет неначисленной и невыплаченой заработной платы никем не оспаривается.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на правовую позицию, изложенную других судебных актах - несостоятельна, так как преюдициального значения в возникшем споре они не имеют, представляют собой толкование нормы права и пример ее применения с учетом конкретных обстоятельств дела.
Довод заявителя о том, что из мотивированной, а также резолютивной части решения, следует, что 133 ГРСО Беломорской ВМБ находится на финансовом обеспечении ФКУ «ОСК Северного флота», без указания на 3 финансово-экономическую службу Северного флота, лишен правовых оснований, так как в соответствии со ст. ст. 1, 2, 49 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 36, 38 ГПК РФ стороной по гражданскому спору могут быть только юридические и физические лица. Указанные положения закона судом соблюдены.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, материальный закон применен и истолкован правильно, и судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней не усматривает оснований для отмены или изменения вынесенного судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий: | ФИО1 |
Судьи: | ФИО2 |
Д.А.Маслов |