Председательствующий: Авдеева Л.В. Дело № 33-1552/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 6 марта 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Гапоненко Л.В.
и судей Дьякова А.Н., Крицкой О.В.
при секретаре Речута Я.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дьякова А.Н. гражданское дело по частной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на определение Ленинского районного суда г. Омска от 30 ноября 2018 года об отказе в удовлетворении ходатайства об отсрочке уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на решение Ленинского районного суда г. Омска от 28 февраля 2018 года, апелляционное определение Омского областного суда от 10 октября 2018 года,
установила:
Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ обратилось в суд с ходатайством об отсрочке уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы, указав, что на основании решения Ленинского районного суда г. Омска от 28 февраля 2018 г. с ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в пользу ФИО1 взысканы убытки в размере 281 676 руб. и судебные расходы в размере 14 017 руб. Апелляционным определением от 14 июня 2018 г. решение Ленинского районного суда г. Омска оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения. Не согласившись с решением суда первой инстанции и апелляционным определением, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ намерено обратиться с кассационной жалобой. Поскольку к кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, а операции по расходованию средств на лицевых счетах ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ заблокированы, просили предоставить отсрочку уплаты государственной пошлины для подачи кассационной жалобы до вынесения определения судом кассационной инстанции.
Судом постановлено изложенное выше определение, об отмене которого в частной жалобе просит ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ, указывают на нарушение судом норм процессуального права, нарушение принципа доступности правосудия. Судом не учтено, что ответчик лишен возможности открыть лицевой счет в банках и иных кредитных организациях, учреждение осуществляет операции с денежными средствами только через лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе.
Проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), рассмотрев дело по правилам ч. 3 ст. 333 Кодекса, без извещения лиц, участвующих в деле, коллегия судей приходит к следующему.
В соответствии с ч. 7 ст. 378 ГПК РФ к кассационной жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины, основания и порядок предоставления которых согласно ст. 90 ГПК РФ устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 90 ГПК РФ основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 НК РФ.
Как установлено пп. 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии, в том числе, такого основания как непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
В силу п. 5 и п. 5.1 ст. 64 НК РФ к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.
В соответствии с п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Отказывая в удовлетворении ходатайства ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России о предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы, суд первой инстанции исходил из того, что представленное ответчиком уведомление о приостановлении операций по расходованию средств от 12.11.2018 не может однозначно свидетельствовать об имущественном положении ответчика и его невозможности оплатить государственную пошлину в требуемом размере. Суд указал, что приостановление операций по расходованию средств не является основанием для предоставления отсрочки в уплате государственной пошлины, установленным в п. 5 ст. 64 НК РФ.
С таким суждением судебная коллегия не может согласиться.
Вывод судьи является незаконным, не учитывает положение казенных учреждений и порядок финансирования казенных учреждений, установленный Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ).
В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.
Как следует из Устава ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является некоммерческой организацией, подведомственной Министерству обороны Российской Федерации.
Следовательно, уплата государственной пошлины указанным лицом при совершении процессуального действия в суде общей юрисдикции возможна только в безналичной форме путем перечисления средств с соответствующего лицевого счета учреждения на специальный счет того муниципального района или городского округа, где расположен суд.
Вместе с тем, учитывая, что управлением Федерального казначейства осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России было приостановлено в связи с длительным неисполнением последним требований исполнительного документа, то ответчик объективно был лишен возможности уплатить государственную пошлину при подаче кассационной жалобы.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что отказ в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины сделан судом без учета вышеприведенных норм законодательства и влечет за собой нарушение принципа доступа к правосудию, вследствие чего обжалуемое определение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального и процессуального права (подп.4 п.1 ст. 330 ГПК РФ) с разрешением по существу вопроса о предоставлении ответчику отсрочки по уплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 329, 330, 333, 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
определение Ленинского районного суда г. Омска от 30 ноября 2018 года отменить, частную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ удовлетворить.
Предоставить Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ отсрочку по уплате государственной пошлины сроком до окончания производства по кассационной жалобе на решение Ленинского районного суда г. Омска от 28 февраля 2018 года, апелляционное определение Омского областного суда от 10 октября 2018 года.
Председательствующий:
Судьи областного суда: