ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1553 от 07.09.2021 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья: Горюнова М.С. дело № 33-1553

(№ дела в суде первой инстанции 2-1214/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 сентября 2021 года город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Хапачевой Р.А.,

судей: Боджокова Н.К. и Шишева Б.А.,

при секретаре судебного заседания – Киковой А.А-З.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Мез Байзета Шиханчериевича на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 11 мая 2021, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Мез Байзета Шиханчериевича к администрации МО «Козетское сельское поселение» о признании действий и.о. главы муниципального образования «Козетское сельское поселение» Бабаевой Е.И., связанными с отказом во включении в трудовой стаж периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет незаконными, отказать в полном объеме.

Заслушав доклад председательствующего – судьи Хапачевой Р.А., объяснения истца Меза Б.Ш., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Мез Б.Ш. обратился в суд с иском к Администрации МО «Козетское сельское поселение» о признании действий и.о. главы МО «Козетское сельское поселение» Бабаевой Е.И. незаконными.

Требования мотивированы тем, что он работал на различных должностях муниципальной службы. 25.12.2020 и.о. главы муниципального образования «Козетское сельское поселение» Бабаевой Е.И. повторно было отказано во включении заявленного истцом стажа трудовой деятельности в стаж муниципальной службы для начисления пенсии за выслугу лет. Полагает, что ему необоснованно указано на пропуск срока для обращения с заявлением, а также на то, что заявленные периоды трудовой деятельности являются недостаточными для включения в стаж муниципальной службы.

На основании изложенного, просил признать незаконными действия и.о. главы МО «Козетское сельское поселение» Бабаевой Е.И., выразившиеся в отказе во включении в стаж трудовой деятельности периодов работы в должности: инспектора Теучежкого районного комитета народного контроля - 2 года; служба в органах внутренних дел - 3 года 6 месяцев 19 дней; заместителя председателя Энемского поселкового Совета народных депутатов, выборная должность - 1 год 10 дней; председателя Козетского сельского Совета народных депутатов с 01.06.1991, глава Козетской сельской администрации с 24.03.1992; главы местного самоуправления Козетского сельского округа с 11.05.1994 по 15.01.2000, все выборные должности, всего 8 лет 7 месяцев 15 дней; управляющего делами, заместителя Главы администрации Тахтамукайского района - 1 год 7 месяцев 14 дней в стаж муниципальной службы со ссылкой на то, что общий стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет составляет 16 лет 11 месяцев, что дает истцу право на выплату пенсии за выслугу лет.

Суд постановил изложенное выше решение.

Не согласившись с принятым по делу решением, истцом Мез Б.Ш. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 11.05.2021 и принятии по делу нового решения, которым удовлетворить заявленные им требования в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы истцом приведены доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 21.11.2019 Мез Б.Ш. обратился в Администрацию МО «Козетское сельское поселение» с заявлением о включении периодов трудового стажа в стаж муниципальной службы.

По результатам рассмотрения указанного заявления Администрацией МО «Козетское сельское поселение» письмом (исх. № 699 от 20.12.2019) отказано во включении заявленного Мез Б.Ш. стажа трудовой деятельности в стаж муниципальной службы ввиду отсутствия оснований для его удовлетворения (л.д. 14).

27.11.2020 истец повторно обратился с указанным заявлением к ответчику, в удовлетворении которого ему было отказано письмом исх. № 387 от 25.12.2020, по причине отсутствия оснований для его удовлетворении, а также, учитывая, что заявленные истцом периоды являются недостаточными для включения в стаж муниципальной службы (л.д. 16).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что, в соответствии с Законом Республики Адыгея от 09.08.2010 № 374 «О пенсии за выслугу лет», Положением «О пенсии за выслугу лет в муниципальном образовании «Козетское сельское поселение», утвержденным Решением № 30/53 от 16.11.2020 Совета народных депутатов муниципального образования «Козетское сельское поселение», при обращении за назначением пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы и занимавшимся иной деятельностью, приравненной к муниципальной службе, в 2020 году стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, составляет 17 лет, в 2019 году - 16 лет 6 месяцев.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 25 данного Закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения, в том числе должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 3).

Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 4 ст. 25).

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральным законом №° 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Республики Адыгея от 13.02.2008 № 151 «О реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Адыгея», Законом Республики Адыгея от 09.08.2010 № 374 «О пенсии за выслугу лет», в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения муниципальных должностей.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей муниципальной службы, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 4 Закона Республики Адыгея от 09.08.2010 № 374 «О пенсии за выслугу лет», лицам, замещавшим должности гражданской службы, пенсия за выслугу лет назначается при наличии/на день увольнения с должности гражданской службы Республики Адыгея стажа, исчисленного в соответствии со статьей 7 настоящего Закона, не менее продолжительности, определенной для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году согласно приложению к настоящему Закону, и при условии замещения должности гражданской службы (или в общей сложности государственной должности Республики Адыгея и должности гражданской службы) не менее 12 полных месяцев при увольнении с должности гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктом 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с учетом положений, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи).

В соответствии с указанным выше Законом Республики Адыгея и в целях установления назначения пенсий за выслугу лет муниципальным служащим Администрацией МО «Козетское сельское поселение» было принято Положение «О пенсии за выслугу лет в муниципальном образовании «Козетское сельское поселение», утвержденное Решением главы Администрации МО «Козетское сельское поселение», и регулирующие вопросы и порядок назначения пенсии за выслугу лет муниципальных служащих.

В силу ст. 7 Закона Республики Адыгея от 09.08.2010 № 374 «О пенсии за выслугу лет», стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим должности гражданской службы, определяется как суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности на день увольнения с гражданской службы Республики Адыгея, учитываемых в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи при определении права на пенсию за выслугу лет гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии.

Вместе с тем, данный закон вступил в силу с 01.01.2017, после того как у истца наступило право на пенсию за выслугу лет - 21.07.2016.

Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.

Пункт 14 данного Перечня содержит указание на должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе, с 01.01.1992 до введения в действие сводного перечня государственных должностей Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации», Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих», перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации: к) в органах местного самоуправления.

Таким образом, из п. 14 Указа № 1141 следует, что в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, в том числе включаются периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе в органах местного самоуправления, с 01.01.1992 - до введения в действие реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации.

Как видно из дела, в соответствии со сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, Мез Б.Ш. работал в должности: инспектора Теучежкого районного комитета народного контроля - 2 года; служба в органах внутренних дел - 3 года 6 месяцев 19 дней; заместителя председателя Энемского поселкового Совета народных депутатов, выборная должность - 1 год 10 дней; председателя Козетского сельского Совета народных депутатов с 01.06.1991, глава Козетской сельской администрации с 24.03.1992; главы местного самоуправления Козетского сельского округа с 11.05.1994 по 15.01.2000, все выборные должности, всего 8 лет 7 месяцев 15 дней; управляющего делами, заместителя Главы администрации Тахтамукайского района - 1 год 7 месяцев 14 дней (л.д. 9-13).

Несмотря на то, что вышеуказанным положением, утвержденным Законом Республики Адыгея, должности на которые ссылается истец не поименованы в числе должностей муниципальной службы, в стаж муниципальной службы подлежат включению периоды работы, указанные не только в Реестре муниципальных должностей муниципальной службы, но и периоды, перечисленные в перечне должностей, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141.

В частности, из данного Указа следует, что подлежат включению периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, замещаемые в органах местного самоуправления, с 01.01.1992 до введения в действие реестров государственных должностей государственной службы субъектов Российской Федерации. А поскольку в данный период, то есть после 01.01.1992, истец замещал должности в органах внутренних дел, муниципальные должности, выборные должностные лица местного самоуправления, должности муниципальной службы (п. 9, 12,13 Указа Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1141) с учетом положений данного Указа подлежат включению в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, данный вывод соответствует обстоятельствам дела.

Кроме того, вывод суда о том, что трудовой стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, включается в стаж муниципальной службы по письменному заявлению Меза Б.Ш. на основании решения нанимателя, принятого при увольнении муниципального служащего с должности муниципальной службы, не ранее чем за два месяца до даты его увольнения судебная коллегия полагает необоснованным, поскольку согласно вышеуказанного положения, данное условие отсутствует.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 11.11.2021 подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым удовлетворить требования истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 11 мая 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к Администрации МО «Козетское сельское поселение» о признании действий и.о. главы муниципального образования «Козетское сельское поселение» ФИО2, связанными с отказом во включении в трудовой стаж периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет незаконными удовлетворить.

Признать действия и.о. главы муниципального образования «Козетское сельское поселение» ФИО2, связанными с отказом во включении в трудовой стаж периодов работы для назначения пенсии за выслугу лет незаконными.

Включить в трудовой стаж деятельности периоды работы в должности: инспектора Теучежкого районного комитета народного контроля - 2 года; служба в органах внутренних дел - 3 года 6 месяцев 19 дней; заместителя председателя Энемского поселкового Совета народных депутатов, выборная должность - 1 год 10 дней; председателя Козетского сельского Совета народных депутатов с 01.06.1991, глава Козетской сельской администрации с 24.03.1992; главы местного самоуправления Козетского сельского округа с 11.05.1994 по 15.01.2000, все выборные должности, всего 8 лет 7 месяцев 15 дней; управляющего делами, заместителя Главы администрации Тахтамукайского района - 1 год 7 месяцев 14 дней в стаж муниципальной службы.

Определение суда апелляционной инстанции изготовлено 10 сентября 2021 года, вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течении трех месяцев.

Председательствующий Р.А. Хапачева

судьи: Н.К. Боджоков

ФИО3