ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1553/18 от 19.06.2018 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Гудкова Е.И. Дело № 33-1553/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«19» июня 2018 года город Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Касьяновой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кромского района Орловской области в интересах несовершеннолетних С.Р., И.Р., Бурыкина Р.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное), Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по Кромскому району о признании права на ежемесячную денежную выплату,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) на решение Кромского районного суда Орловской области от 20 апреля 2018 года, которым постановлено:

«Иск прокурора Кромского района Орловской области в интересах несовершеннолетних С.Р., И.Р. - удовлетворить.

Признать незаконными решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонного) от 24.11.2017 № и

об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты С.Р., <дата> г.р., И.Р., <дата> г.р.

Признать за несовершеннолетними И.Р., <дата> г.р., И.Р., <дата> г.р., право на назначение ежемесячной денежной выплаты по категории «Дети и подростки в возрасте 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально- экономическим статусом».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить единовременные денежные выплаты С.Р., <дата> г.р., И.Р., <дата> г.р., по категории «Дети и подростки в возрасте 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным-социально-экономическим статусом» с 01 декабря 2017 года.

Признать незаконными отказы Казенного учреждения Орловской области «Областного центра социальной защиты населения» в лице филиала по Кромкому району и от 22.01.2018 в предоставлении Бурыкину Р.В. государственной услуги - ежемесячной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Признать за Бурыкиным Р.В. право на ежемесячную компенсацию на питание детей в детских дошкольных учреждениях, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Обязать Казенное учреждение Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по Кромскому району производить ежемесячную компенсацию на питание детей в детских дошкольных учреждениях, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Бурыкину Р.В. с 01 декабря 2017 года.»,

заслушав доклад судьи Орловского областного суда Юдиной С.В., выслушав представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) Чеботареву О.В., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения представителя прокуратуры Кромского района Орловской области Леоновой М.Г., изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела,

установила:

прокурор Кромского района Орловской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних С.Р., И.Р., Бурыкина Р.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонному) (далее по тексту – ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области), Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» (далее по тексту – КУ ОО «ОЦСЗН») в лице филиала по Кромкому району о признании права на ежемесячную денежную выплату.

В обоснование требований указал, что Бурыкин Р.В. постоянно проживает на территории пгт. Кромы Орловской области вместе с женой - Бурыкиной Е.А. и несовершеннолетними детьми С.Р., И.Р.

Дети зарегистрированы с матерью по адресу: <адрес>. Однако, фактически с рождения и по настоящее время проживают по адресу: <адрес>.

Решением Кромского районного суда Орловской области от 10 октября 2017 года установлен факт проживания С.Р. и И.Р. с момента их рождения по день вынесения решения суда, т.е. по 10 октября 2017 года, на территории пгт. <адрес>, входящей в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В ноябре 2017 года Бурыкин Р.В. обратился в ГУ УПФ РФ в <адрес> с заявлениями о назначении его детям С.Р. и И.Р. ежемесячной денежной выплаты по категории «Дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом». Ему было отказано в предоставлении данной выплаты в связи с тем, что дети не имеют постоянной регистрации на территории пгт. Кромы.

Также в ноябре 2017 года Бурыкин Р.В. обратился в филиал по Кромскому району КУ ОО «ОЦСЗН» с заявлениями о назначении ежемесячных компенсаций на питание детей в детском саду и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, где ему также было отказано в связи с тем, что дети не имеют постоянной регистрации на территории пгт. Кромы.

После уточнения исковых требований просил суд признать незаконными решения ГУ-УПФ РФ РФ в Кромском рашше Орловской области и от 24 ноября 2017 года об отказе в назначении несовершеннолетним С.Р., И.Р. ежемесячных денежных выплат по категории «Дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально- экономическим статусом»; признать незаконными решения филиала по Кромскому району КУ ОО «ОЦСЗН» об отказе Бурыкину Р.В. в предоставлении государственной услуги - ежемесячных компенсаций на питание детей в детских дошкольных учреждениях, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 22 января 2018 года и ; признать за С.Р. и И.Р. право на назначение ежемесячной денежной выплаты по категории «Дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом»; признать за Бурыкиным Р.В. право на ежемесячную компенсацию на питание детей в детском саду и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, постоянно проживающих на территории зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; обязать ГУ-УПФ РФ в Кромском районе Орловской области назначить и производить несовершеннолетним С.Р. и И.Р. ежемесячные денежные выплаты по категории «Дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально- экономическим статусом» с 01 декабря 2017 года; обязать КУ ОО «ОЦСЗН» назначить и производить Бурыкину Р.В. ежемесячную компенсацию на питание детей в детском саду и детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, постоянно проживающих на территории зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 01 декабря

2017 года.

В качестве третьего лица к участию в деле судом привлечена Бурыкина Е.А.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области выражает несогласие с состоявшимся решением суда и просит о его отмене в части удовлетворения исковых требований к ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области.

Считает, что основанием для установления ежемесячной денежной выплаты за постоянное проживание на территории, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС является регистрация по месту жительства в соответствующих населенных пунктах, в связи с чем, полагает, что отсутствуют основания для признания за несовершеннолетними С.Р. и И.Р. права на ежемесячную денежную выплату.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явился истец Бурыкин Р.В., третье лицо Бурыкина Е.А., представитель ответчика КУ ОО «ОЦСЗН», о месте и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении слушания дела. Представитель КУ ОО «ОЦСЗН» просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем в деле имеется заявление.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.

Пунктом 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая

1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено право детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом на ежемесячную денежную выплату.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно статье 4 названного Федерального закона предоставление ежемесячной денежной выплаты в соответствии со статьей 27.1 настоящего Закона гражданам, указанным в пунктах 7 - 9 части первой статьи 13 настоящего Закона, детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение, в том числе перед их переселением из этих зон, а также детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (за исключением детей независимо от места их рождения, чьи родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребенка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и при условии, что ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах, а также детей первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1 - 3 и 6 части первой статьи 13 настоящего Закона и родившихся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей), осуществляется при условии их постоянного проживания (работы) непосредственно перед предоставлением указанной денежной выплаты в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом не менее 4 лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.Статьей 20 Конституции Российской Федерации и международными актами о правах человека, предусмотрено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения», пункту 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации, носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, Бурыкин Р.В. состоит в зарегистрированном браке с Бурыкиной Е.А., от брака супруги имеют двух несовершеннолетних детей: И.Р., <дата> года рождения, С.Р.,

<дата> года рождения.

Истец Бурыкин Р.В. с 10 января 2006 года зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Жилой дом и земельный участок по указанному адресу принадлежат на праве собственности Бурыкину Р.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата>.

Несовершеннолетние И.Р. и С.Р. зарегистрированы по месту регистрации матери Бурыкиной Е.А. по адресу: <адрес>,

<адрес>.

Решением Кромского районного суда Орловской области от 10 октября 2017 года установлен факт постоянного проживания С.Р. и И.Р. с момента их рождения по день вынесения решения суда, то есть по 10 октября 2017 года включительно.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно части 2 статьи 209 этого же кодекса после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

Аналогичные разъяснения даны в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении».

Таким образом, факт проживания несовершеннолетних С.Р. и Бурыкина И.Р. с рождения в пгт. Кромы Орловской области установлен вступившим в законную силу решением суда, для ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области и КУ ОО «ОЦСЗН», участвующих в ходе рассмотрения дела, является обязательным и доказыванию не подлежит.

17 ноября 2017 года Бурыкин Р.В. обратился в ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области с заявлениями о назначении Бурыкиной С.Р. и Бурыкину И.Р. ежемесячной денежной выплаты по категории «Дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом».

Решениями ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области от

24 ноября 2017 года Бурыкину Р.В. отказано в предоставлении данной выплаты, в связи отсутствием регистрации у детей по месту жительства на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наличие подтвержденного факта проживания детей с родителями в пгт. Кромы, в зоне с льготным социально-экономическим статусом, является основанием для признания вышеуказанных решений ГУ УПФ РФ в Кромском районе Орловской области незаконными.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

Фактическое проживание И.Р. и С.Р. по адресу: <адрес>, подтверждается также представленными в материалы дела доказательствами.

Из справки МБОУ Кромского района Орловской области <...> усматривается, что И.Р. посещает детский сад с <дата>, С.Р. посещала детский сад с <...> по

<...>.

Как следует из справки МБОУ Кромского района Орловской области <...>, С.Р. является ученицей 1 А класса.

Согласно справке БУЗ <...>, С.Р. и И.Р. наблюдаются в детской консультации с рождения у участкового педиатра, данный факт подтверждается также амбулаторными картами несовершеннолетних.

Справкой БУЗ ОО <...> подтверждается, что Бурыкина Е.А. работает в больнице с 15 апреля 2013 года.

С 01 февраля 1997 года в Российской Федерации действовал Перечень пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582.

С 21 октября 2015 года действует Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1074.

Указанными Перечнями населенный пункт пгт. Кромы Орловской области отнесен к территории проживания с льготным социально- экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Вместе с тем доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией ввиду следующего.

В силу положений частей первой - третьей статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Давая оценку собранным по делу доказательствам в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принял их в качестве средств обоснования своих выводов, поскольку оснований для сомнений в их объективности у суда не имелось.

Не находит таких оснований и судебная коллегия.

Кроме того, Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не обуславливает возникновение права на предусмотренную статьей 27.1 указанного закона ежемесячную денежную выплату регистрацией гражданина по месту жительства, а указывает лишь на необходимость постоянного проживания (работы) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие документов, подтверждающих регистрацию несовершеннолетних в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, так как совокупностью собранных по делу доказательств подтверждено, что С.Р. и И.Р. постоянно проживают в населенном пункте, отнесенном законодателем к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования и признал за несовершеннолетними С.Р. и И.Р. право на назначение ежемесячной денежной выплаты по категории «Дети и подростки в возрасте 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом».

Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда или указывающих на нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося решения.

В части удовлетворения исковых требований к Казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» в лице филиала по Кромскому району о признании права Бурыкина Р.В. на ежемесячную компенсацию на питание детей в детских дошкольных учреждениях, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, решение суда не обжалуется, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,

определила:

решение Кромского районного суда Орловской области от 20 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кромском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи