Судья: Трошкова Л.Ф.
Дело № 33 - 15558
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой Н.В.
и судей Петуховой Е.В., Симоновой Т.В.
при секретаре Араслановой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г. Перми 27 января 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «УК «Регион-Строй» на решение Чайковского городского суда Пермского края от 22 октября 2015 года, которым постановлено:
признать действия Общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Регион-Строй» по начислению ФИО1 и предъявлению к оплате расходов за коммунальную услугу по теплоснабжению за август и сентябрь 2014 года, незаконными.
Возложить на ООО «Управляющая компания «Регион-Строй» обязанность по возврату ФИО1 денежных средств в размере 3160,80 рублей, внесенных в счет оплаты за коммунальную услугу по отоплению за август и сентябрь 2014 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Регион-Строй» государственную пошлину в местный бюджет в размере 300 рублей.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения представителя ООО «УК «Регион-Строй» - ФИО2, представителя Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО3, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края в интересах ФИО1 обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «УК «Регион-Строй» о признании действий незаконными, возложении обязанности по возврату ФИО1 денежных средств в размере 3160,80руб., внесенных в счет платы за коммунальную услугу по отоплению за август и сентябрь 2014г.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что на основании Постановления Правительства Пермского края от 16.07.2014 года № 624-п, истец, как потребитель, не должен оплачивать коммунальную услугу «отопление» за август 2014 года и сентябрь 2014года.
В судебном заседании ФИО1 на иске настаивал.
Представитель Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО3 на иске настаивала по изложенным в заявлении доводам.
Представитель ответчика ООО «Управляющая компания «Регион-Строй» ФИО2 с иском был не согласен.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в своей апелляционной жалобе просит ООО «УК «Регион-Строй». Приводит довод о том, что Постановление Правительства Пермского края № 624-п, на которое сослался суд в решении, изначально не соответствовало действующему законодательству, что подтверждено его последующей отменой (Постановление Правительства Пермского края № 855-п от 19.10.2015 г.)
Поскольку Постановление Правительства Пермского края № 624-п отменено, как несоответствующее действующему законодательству, то, по мнению заявителя, действует прежний период взимания платы за отопление и прежний норматив: 0,0192 Гкал/кв.м в течение 12 месяцев. В связи с чем нарушения законодательства со стороны управляющей компании отсутствовали.
Далее заявитель приводит довод о том, что ООО «УК «Регион-Строй» правомерно производило начисление платы за отопление за август-сентябрь 2014 г., руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, имеющим большую юридическую силу по сравнению с Постановлением Правительства Пермского края № 624-п, которое должно применяться в части не противоречащей вышеуказанным Правилам № 307 и ГК РФ. Заявляет о том, что в 2014 г. пуск отопления в многоквартирном доме пос. Марковский произведено 15.09.2014 г.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «УК «Регион-Строй» - ФИО2 настаивал на отмене решения суда, представитель Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ФИО3 возражала против отмены решения суда.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия, не нашла оснований к его отмене.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, а при отсутствии приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 16.07.2014 г. № 624-п (далее - Постановление № 624-п) утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края.
Пунктом 3 Постановления № 624-п признано утратившим силу Постановление Правительства Пермского края от 14 сентября 2012 г. № 869-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению".
Из п.п. 1.1 Постановления № 624-п следует, что им (Постановлением) утверждены Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 7 месяцев отопительного периода в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с п. 4 Постановления № 624-п на территории муниципальных образований Пермского края необходимо применять порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, со дня вступления в силу настоящего Постановления, то есть с 01.08.2014 г.
Согласно пункту 5 Постановления № 624-п утвержденные Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 7 месяцев отопительного периода, в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях, и нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях, рассчитанные на 8 месяцев отопительного периода, в зависимости от групп муниципальных образований Пермского края, в которых многоквартирные и жилые дома расположены в аналогичных климатических условиях, применяются при начислении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых помещениях за каждый месяц отопительного периода начиная с 1 октября 2014 г.
В пункте 6 Постановления № 624-п указано, что оно вступает в силу с 1 августа 2014 года.Из изложенных положений следует, что, поскольку новые правила начисления платы за отопление (предъявление платы только в течение отопительного сезона) вступают в силу с 01 августа 2014 года, то ресурсоснабжающие организации не вправе начислять потребителям коммунальной услуги плату за отопление за месяцы: август и сентябрь 2014 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции квартира №**, расположенная в д. ** в п.Марковский, Чайковского района, принадлежит на праве собственности истцу ФИО1, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Ответчик – ООО «Управляющая компания «Регион-Строй» предъявило истцу квитанции об оплате коммунальных услуг, в том числе и отопления, за август и сентябрь 2014года в размере 3160,80руб за 2 месяца. Плата внесена истцом, что подтверждается квитанциями.
Протоколом общего собрания собственников помещения в доме ** по адресу: п.Марковский, Чайковского района Пермского края, выбран способ управления управляющей организацией ООО «Регион-Строй». Таким образом ответчик является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом №** в п.Марковский, Чайковского района.
Актом проверки Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края №2079 от 20.01.2015г проведена проверка ООО «Регион-Строй», установлено нарушение: произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за август, сентябрь 2014года в соответствии с действующим законодательством. Выдано предписание от 20.01.2015г. Однако актом №2079-п от 26.03.2015г. установлено, что выявленные нарушения не были устранены.
Установив данные обстоятельства, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что поскольку Постановление Правительства Пермского края от 14 сентября 2012 г. № 869-п утратило силу с 01 августа 2014 г., а начисление платы за отопление согласно Постановлению № 624-п производится только с 01 октября 2014 года (с начала отопительного сезона), начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за август, сентябрь 2014 года является неправомерным.
Доводы общества о сохранении до октября 2014 года предыдущего порядка расчетов за отопление (при котором плата за отопление начислялась в течение всего календарного года) основаны на неверном толковании норм материального права, а именно, п.п. 3,6 Постановления № 624-п, а также порядка вступления в силу нормативных актов и порядка их применения.
По мнению судебной коллегии, корректировка начисления платежей за спорный период должна быть произведена с учетом требований закона, поскольку при осуществлении своей деятельности ответчик обязан следить за изменением требований закона.
Доводы ответчика о том, что Постановление Правительства Пермского края № 624-П от 16 июля 2014 г. изначально не соответствовало законодательству, что подтверждено его последующей отменой, на выводы суда первой инстанции не влияют, поскольку требования истца разрешены судом в соответствии с нормами закона, действующего в спорный период, а последующая отмена названного нормативного акта сама по себе не свидетельствует о невозможности его применения при рассмотрении дела.
Довод заявителя о том, что на момент спорных правоотношений действовало Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, имеющее большую юридическую силу по сравнению с Постановлением Правительства Пермского края № 624-п, которым и руководствовался заявитель при начислении оплаты за отопление за август и сентябрь 2014года отмену решения суда не влечет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Этим постановлением признано утратившими силу, том числе, Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивали силу с 01.01.2015 г. (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ № 857 от 27.08.2012 г.).
Согласно п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. № 857 "Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, в части определения размера платы за предоставленную услугу по отоплению применяются в 2012 - 2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение, указанное в подпункте "а" пункта 1 настоящего постановления, в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решения, указанные в подпункте "а" или "б" пункта 1 настоящего постановления, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (п. 2 названного Постановления).
Таким образом, с учетом действовавшего в спорный период Постановления Правительства Пермского края №624-П от 16.07.2014 г. «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых домах и на территории Пермского края», вывод суда об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению за каждый месяц отопительного периода с 01.10.2014 г. при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома не противоречит установленному закону порядку (п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 года).
Новых доводов и доказательств, не известных суду первой инстанции и способных повлиять на оценку характера правонарушения, податель апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции не представил.
Доводы направлены на переоценку выводов суда и не могут повлиять на обоснованность принятого решения.
Правовых оснований к отмене решения суда, установленных требованиями ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Чайковского городского суда Пермского края от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «УК «Регион-Строй» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: