Судья Поплавских С.Н. Дело (номер)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Романовой И.Е.
судей: Антонова Д.А., Борисовой Е.Е.
с участием прокурора Костаревой Е.И.
при секретаре Мельникове А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кондинского района в интересах Российской Федерации к администрации Кондинского района об обязании организовать утилизацию и переработку промышленных отходов в границах муниципального образования,
по апелляционной жалобе администрации Кондинского района на решение Кондинского районного суда от 06 ноября 2015 года, которым постановлено:
«Иск прокурора Кондинского района в интересах Российской Федерации к администрации Кондинского района о понуждении организовать утилизацию и переработку промышленных отходов в границах муниципального образования, удовлетворить.
Обязать администрацию Кондинского районо в срок до 01 июля 2016 года организовать утилизацию и переработку промышленных отходов, находящихся в границах муниципального образования Кондинский район на участках переменно затопляемой береговой полосы на левом берегу р. Конда (в районе д. Тап, координаты точек размещения: № 59°56 655, Е 65°45 334) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на правом берегу р. Сапрытья (приток д. Тап, координаты точек размещения: № 60°00 087, Е 65°53 280) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Ах (напротив с. Леуши, координаты точек размещения: № 59°37 702, Е 65°44 810) металлические остатки корпуса бесхозяйного катера, на левом берегу р. Ах (напротив с. Леуши, координаты точек размещения: № 59°37 721, Е 65°44 794) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (в районе промышленного объекта «Вагон-Вода», координаты точек размещения: № 59°34 111, Е 65°59 069) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на правом берегу р. Конда (вниз по течению от п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°36 444, Е 65°33 587) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (в районе д. Юмас, координаты точек размещения: № 59°31 404, Е 66°25 867) металлические остатки бесхозяйных труб, на правом берегу р. Конда (в районе пристани водного транспорта «Катыш», координаты точек размещения: № 59°32 867, Е 66°50 436) металлические остатки бесхозяйных труб, на левом берегу р.Конда (координаты точек размещения: № 59°36 166, Е 68°25 906) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (в районе п.Кондинское, координаты точек размещения: № 59°37 867, Е 67°24 212) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 794, Е 67°24 230) металлические остатки корпуса кузова бесхозяйного автомобиля, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°39 121, Е 67°24 240) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р.Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 750, Е 67°24 227) металлические остатки корпуса кузова бесхозяйного автомобиля, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: №59°38 761, Е 67°24 219) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: №59°38 753, Е 67°24 220) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: №59°39 115, Е 67°24 236) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи.»
Заслушав доклад судьи Романовой И.Е., мнение прокурора (ФИО)2, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Прокурор Кондинского района, выступая в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации Кондинского района о понуждении организовать утилизацию и переработку промышленных отходов в границах муниципального образования. Требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения органами местного самоуправления требований природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства на территории муниципального образования Кондинский район обнаружены на участке переменно затопляемой береговой полосы на левом берегу р. Конда (в районе д. Тап, координаты точек размещения: № 59°56 655, Е 65°45 334) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на правом берегу р. Сапрытья (приток д. Тап, координаты точек размещения: № 60°00 087, Е 65°53 280) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Ах (напротив с. Леуши, координаты точек размещения: № 59°37 702, Е 65°44 810) металлические остатки корпуса бесхозяйного катера со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Ах (напротив с. Леуши, координаты точек размещения: № 59°37 721, Е 65°44 794) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (в районе промышленного объекта «Вагон-Вода», координаты точек размещения: № 59°34 111, Е 65°59 069) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на правом берегу р. Конда (вниз по течению от п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°36 444, Е 67°33 587) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (в районе д. Юмас, координаты точек размещения: № 59°31 404, Е 66°25 867) металлические остатки бесхозяйных труб со следами значительной коррозии, на правом берегу р. Конда (в районе пристани водного транспорта «Катыш», координаты точек размещения: № 59°32 867, Е 66°50 436) металлические остатки бесхозяйных труб со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (координаты точек размещения: № 59 36 166, Е 68 25 906) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°37 867, Е 67°24 212) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 794, Е 67°24 230) металлические остатки корпуса кузова бесхозяйного автомобиля со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°39 121, Е 67°24 240) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 750, Е 67°24 227) металлические остатки корпуса кузова бесхозяйного автомобиля со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 761, Е 67°24 219) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 753, Е 67°24 220) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии, на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°39 115, Е 67°24 236) металлические остатки корпуса бесхозяйной баржи со следами значительной коррозии. Указанные выше остатки металлических корпусов бесхозяйных барж, катеров, автомобилей, бесхозяйные металлические трубы утратили свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию не подлежат, представляют собой металлический лом со следами значительной коррозии. Их нахождение на участках береговой полосы является нарушением природоохранного, земельного, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства и напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие. С учетом уточненных исковых требований, прокурор просил суд обязать администрацию Кондинского района в срок до 01 июля 2016 года организовать утилизацию и переработку указанных промышленных отходов, находящихся в границах муниципального образования Кондинский район на территории затопляемых зон вводных объектов.
В судебном заседании помощник прокурора Кондинского района (ФИО)4 настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика администрации Кондинского района (ФИО)5 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - Кондинского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей Югры (ФИО)6 иск прокурора поддержала в полном объеме.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе администрация Кондинского района просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, ссылаясь ст. 86 Бюджетного кодекса РФ указали, что срок, установленный в исковом заявлении, для исполнения исковых требований является нереальным, так как работы по подъему и транспортировке отходов к месту их утилизации являются сезонными работами и связно с недоступностью к месту нахождения объекта. Кроме того, обязанность по приведению названных в иске участков береговой полосы в соответствие с природоохранными и санитарно-эпидемиологическими требованиями относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, поскольку на основании ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности РФ. Также отметили, что для осуществления организации утилизации и переработки промышленных отходов администрация района должна принять на себя определенные расходные обязательства. Решением Думы Кондинского района от 29 декабря 2014 года N 518 «О бюджете муниципального образования Кондинский район на 2015 год и на плановый период 2016 и 2016 годов» утвержден бюджет Кондинского района на 2015 год. В бюджете 2015 года данные расходы не предусмотрены. Кроме того, бюджет района принят с дефицитом, а поскольку с 01 января 2016 года из полномочий органов местного самоуправления исключается организация утилизации и переработки промышленных отходов, внести изменения в нормативные правовые акты муниципального образования в части принятия расходных обязательств на 2016 года не представляется возможным.
В возражениях на жалобу прокуратура ХМАО-Югры и Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей Югры указали, что решение суда вынесено с учетом требований норм материального и процессуального права. Просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация Кондинского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (ст. 6 Устава Кондинского района) к полномочиям которой в области обращения с отходами ч. 2 ст. 8 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и п. 14 ч.1 ст. 6 Устава отнесена организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся и в п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны ми для окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации, при этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 1 ст. 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» органы местного самоуправления, в частности, обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
Металлические остатки корпусов бесхозяйных барж, катеров, автомобилей, детали их механизмов, бесхозяйных труб со следами значительной коррозии, находящихся на территории муниципального образования Кондинского район на участке переменно затопляемой береговой полосы на левом берегу реки Конда (в районе д. Тап, координаты точек размещения: №59?56`655", Е 65?45`334"), на правом берегу р. Сапрытья (приток д. Тап, координаты точек размещения: № 60°00 087, Е 65°53 280), на левом берегу р. Ах (напротив с. Леуши, координаты точек размещения: № 59°37 702, Е 65°44 810), на левом берегу р. Ах (напротив с. Леуши, координаты точек размещения: № 59°37 721, Е 65°44 794), на левом берегу р.Конда (в районе промышленного объекта «Вагон-Вода», координаты точек размещения: № 59°34 111, Е 65°59 069), на правом берегу р. Конда (вниз по течению от п.Кондинское, координаты точек размещения: № 59°36 444, Е 67°33 587), на левом берегу р. Конда (в районе д. Юмас, координаты точек размещения: № 59°31 404, Е 66°25 867), на правом берегу р. Конда (в районе пристани водного транспорта «Катыш», координаты точек размещения: № 59°32 867, Е 66°50 436), на левом берегу р. Конда (координаты точек размещения: № 59 36 166, Е 68 25 906), на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: №59°37 867, Е 67°24 212), на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 794, Е 67°24 230), на левом берегу р.Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°39 121, Е 67°24 240), на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 750, Е 67°24 227), на левом берегу р. Конда (в районе п.Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 761, Е 67°24 219), на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°38 753, Е 67°24 220), на левом берегу р. Конда (в районе п. Кондинское, координаты точек размещения: № 59°39 115, Е 67°24 236), что нашло свое подтверждение материалами дела и не опровергнуто ответчиком. Данные объекты на учете бесхозяйных судов не состоят, их идентификация не возможна, собственник не установлен. Они утратили свои потребительские свойства, использованию и эксплуатации не подлежат. По смыслу ст. 1 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» являются ломом черного метала, т.е. промышленными отходами.
Мер по организации их утилизации и переработки администрацией Кондинского района не предпринимается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Кондинского района обязанность выполнить вышеуказанные действия в отношении спорного, бесхозяйного и непригодного для эксплуатации имущества. При этом, в силу п. 4 ст. 4 Закона N 89-ФЗ администрация вправе обратить его в муниципальную собственность как бесхозяйный лом черных металлов.
Доводы жалобы о том, что срок, установленный в исковом заявлении, для исполнения исковых требований является нереальным, так как работы по подъему и транспортировке отходов к месту их утилизации являются сезонными работами и связно с недоступностью к месту нахождения объекта, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Так, по смыслу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Промышленные отходы в пределах переменно затопляемых береговых полос рек Конда, Сапрытья и Ах расположены довольно продолжительное время, являются источником загрязнения природной среды, что требует принятия незамедлительных мер к их утилизации.
Заявленный прокурором срок, в течение которого администрация Кондинского района должна совершить действия по организации утилизации и переработки промышленных отходов до 01 июля 2016 года, судебная коллегия находит разумным и достаточным для исполнения настоящего судебного постановления.
Не может быть принят во внимание судебной коллегией довод жалобы о невозможности исполнения решения суда ввиду отсутствия в бюджете района денежных средств, так как согласно ст.ст. 9, 139, 140 БК РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления предусмотренных законом полномочий с их финансовыми возможностями.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения решения суда ввиду отсутствия в бюджете Кондинского района денежных средства на утилизацию промышленных отходов в пределах переменно затопляемых береговых полос является несостоятельным.
Также не может быть принят во внимание судебной коллегией и довод жалобы о том, что с 01 января 2016 года из полномочий органов местного самоуправления исключается организация утилизации и переработки промышленных отходов, поскольку Положения Федерального закона от 29.12.2014 года №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», согласно которым, из полномочий органов местного самоуправления муниципального района исключены вопросы организации утилизации и переработки промышленных отходов, вступают в силу лишь с 01 января 2016 года. Между тем, решение, обязывающее администрацию Кондинского района организовать утилизацию и переработку промышленных отходов, было принято судом 06.11.2015 года.
С учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кондинского районного суда от 06 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Кондинского района - без удовлетворения.
Председательствующий: Романова И.Е.
Судьи: Антонов Д.А.
Борисова Е.Е.