ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15570/18А-092 от 15.10.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Лубенец Е.В. Дело № 33-15570/2018 А-092г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего: Баимовой И.А.,

судей Беляковой Н.В., Туровой Т.В.,

с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Шадриной Е.А.,

при секретаре Устюговой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.

гражданское дело по иску прокурора города Норильска в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Управления социальной политики Администрации г.Норильска ФИО2,

на решение Норильского городского суда Красноярского края от 27 июля 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора города Норильска в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.04.2016 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в виде протокола закрытия от 31.03.2016, и обязать Управление социальной политики Администрации г.Норильска возобновить ей выплату этих же мер социальной поддержки, начиная с 01.04.2016.

Признать незаконным решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.02.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в виде протокола закрытия от 28.02.2017 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 28.02.2017 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, и обязать Управление социальной политики Администрации г.Норильска возобновить ей выплату этих же мер социальной поддержки, начиная с 01.02.2017.

В удовлетворении остальной части иска отказать»

Заслушав докладчика и прокурора, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Норильска обратился в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 с иском к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки незаконным.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является инвалидом 2 группы, имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, по не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На основании заявления ФИО1 Управлением социальной политики Администрации г. Норильска ей ежемесячно с 01.12.2012 оказывались указанные меры социальной поддержки. Управлением социальной политики Администрации г. Норильска, без вынесения решения о приостановлении выплаты мер социальной поддержки, принято решение о прекращении с 01.04.2016 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и иных жилищных услуг за два и более месяца. Имеющаяся задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и по оплате за жилищно-коммунальные услуги ФИО1 погашена в полном объеме, в связи с чем ее представителем по доверенности ФИО3 в Управление социальной политики Администрации г.Норильска 01.08.2016 подано заявление о назначении ФИО1 мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании указанного заявления 10.08.2016 принято решение о назначении ФИО1 с 01.08.2016 мер социальной поддержки. Вместе с тем, ответчиком 18.01.2017 принято решение о приостановлении выплаты мер социальной поддержки ФИО1 с 01.01.2017 в связи с наличием задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и иных жилищных услуг за два и более месяца. В последующем, ответчиком принято решение о прекращении с 01.02.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки. Задолженность ФИО1 погашена в полном объеме, в связи с чем ее представителем по доверенности ФИО4 в Управление социальной политики Администрации г.Норильска 24.10.2017 подано заявление о назначении ФИО1 мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании указанного заявления 28.10.2017 принято решение о назначении ФИО1 с 01.11.2017 мер социальной поддержки. Принятые ответчиком решения (в форме протоколов закрытия) от 31.03.2016 и 28.02.2017 о прекращении предоставления ФИО1, как инвалиду, мер социальной поддержки, установленных абз. 13 и 14 ст. 17 Закона № 181-ФЗ, являются незаконными. В связи с чем, просит признать незаконным решение Управления социальной политики Администрации г. Норильска, оформленное в виде протокола закрытия от 31.03.2016 субсидий отдельным категориям граждан о прекращении с 01.04.2016 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признать незаконным решение Управления социальной политики Администрации г. Норильска, оформленное в виде протокола закрытия от 28.02.2017 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 28.02.2017 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан о прекращении с 01.02.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», обязать Управление социальной политики Администрации г. Норильска возобновить ФИО1 выплату мер социальной поддержки за период с 01.04.2016 до 01.08.2016 и с 01.01.2017 до 01.11.2017.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления социальной политики Администрации г.Норильска ФИО2 просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных своевременно и надлежащим образом о месте, дате и времени его рассмотрения, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, полагавшего необходимым изменить решение суда в части указания периода возобновления выплаты мер социальной поддержки, указав период с 01.04.2016 до 01.08.2016, с 01.02.2017 до 01.11.2017, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и правильно установлено судом, ФИО1 инвалид 2 группы, зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

В связи с наличием задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг Управлением социальной политики Администрации г.Норильска принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с 01.04.2016.

10.08.2016 ответчиком принято решение о назначении ФИО1 с 01.08.2016 указанных мер социальной поддержки.

В связи с наличием задолженности по оплате взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и иных жилищных услуг Управлением социальной политики Администрации г.Норильска вновь принято решение о приостановлении ФИО1 предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с 01.01.2017, а затем решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг с 01.02.2017.

28.10.2017 ответчиком принято решение о назначении ФИО1 с 01.11.2017 указанных мер социальной поддержки.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, правильно применив нормы материального права, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.04.2016 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленного в виде протокола закрытия от 31.03.2016, и возложении обязанности на Управление социальной политики Администрации г.Норильска возобновить ей выплату этих же мер социальной поддержки, начиная с 01.04.2016, а также признании незаконным решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.02.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленного в виде протокола закрытия от 28.02.2017 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 28.02.2017 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, и возложении обязанности на Управление социальной политики Администрации г.Норильска возобновить ей выплату этих же мер социальной поддержки, начиная с 01.02.2017.

Так, согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17 декабря 2004г. №13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».

В соответствии с п.4 ст.20.1 этого Закона предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, законодательный орган исключил право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Следовательно, наличие задолженности по оплате коммунальных услуг не может явиться основанием для прекращения предоставления инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате коммунальных услуг.

В связи с изложенным судебная коллегия не принимает во внимание как необоснованные доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда и не могут явиться основанием для отмены решения.

Также судебная коллегия не принимает во внимание ходатайство, заявленное в апелляционной жалобе, о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства социальной политики Красноярского края, поскольку в соответствии с ч.6 ст.327 ГПК РФ в суде апелляционной инстанции не применяются правила о привлечении к участию в деле третьих лиц.

Вместе с тем, учитывая, что ФИО1 меры социальной поддержки были прекращены с 01.04.2016 и возобновлены с 01.08.2016, затем вновь прекращены с 01.02.2017 и возобновлены с 01.11.2017, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда, возложив на Управление социальной политики Администрации г.Норильска обязанность возобновить ей выплату мер социальной поддержки, начиная с 01.04.2016 до 01.08.2016, а также с 01.02.2017 до 01.11.2017.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора лицами, участвующими в деле, не обжалуется, оснований для проверки в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ решения в полном объеме, судебная коллегия не находит.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, доводам сторон в решении дана надлежащая правовая оценка. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Норильского городского суда Красноярского края от 27 июля 2018 года в части возложения на Управление социальной политики Администрации г.Норильска обязанности возобновить предоставление ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», изменить, возложив на Управление социальной политики Администрации г.Норильска обязанность возобновить ей выплату этих же мер социальной поддержки, начиная с 01.04.2016 до 01.08.2016, а также с 01.02.2017 до 01.11.2017.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Управления социальной политики Администрации г.Норильска ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: