ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15595/2013 от 19.12.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Р.А. Хабибуллин Дело № 33-15595/2013   Учет № 54

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е19 декабря 2013 года город КазаньСудебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,судей О.В. Вишневской и Д.М. Насретдиновой,при секретаре судебного заседания А.А. Глейдман,рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 17 октября 2013 года, которым поста­нов­лено:иск Шигаповой Р.Р. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан и назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан удовлетворить.Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ включить в трудовой стаж Шигаповой Р.Р., <дата> года рождения, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, следующие периоды: с 28.12.1983г. по 05.05.1987г. – период работы в должности машинистки Азнакаевского райкома КПСС – 3 года 4 месяцев 7 дней; с 06.05.1987г. по 6.11.1991г. в должности машинистки Азнакаевского горкома КПСС – 4 года 6 месяцев; со 02.12.1991г. по 31.07.1994г. – период работы в должности государственного налогового инспектора Государственной налоговой инспекции по городу Азнакаево Татарской ССР – 2 года 7 месяцев 29 дней; с 01.08.1994г. по 30.04.1998г. в должности старшего государственного налогового инспектора Государственной налоговой инспекции по городу Азнакаево Татарской ССР – 3 года 8 месяцев 29 дней;с 01.05.1998г. по 21.02.2000г. в должности старшего государственного налогового инспектора отдела налогообложения прибыли юридических лиц Объединенной Государственной налоговой инспекции по Азнакаевскому району и городу Азнакаево Республики Татарстан – 1 год 9 месяцев 20 дней; с 22.02.2000г. по 27.12.2001г. в должности старшего государственного налогового инспектора отдела налогообложения прибыли юридических лиц Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Азнакаевскому району и городу Азнакаево Республики Татарстан – 1 год 10 месяцев 5 дней; с 28.12.2001г. по 04.01.2005г. в должности старшего государственного налогового инспектора отдела налогообложения прибыли юридических лиц Межрайонной инспекции Российской Федерации по налогам и сборам № по Республике Татарстан – 3 года 7 дней; с 5.01.2005г. по 19.07.2005г. в должности старшего государственного налогового инспектора отдела налогообложения прибыли юридических лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Татарстан – 6 месяцев 14 дней;с 20.07.2005г. по 30.06.2008г. в должности заместителя начальника отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Татарстан – 2 года 11 месяцев 10 дней; с 01.07.2008г. по 04.04.2011г. в должности начальника отдела оперативного контроля Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Татарстан – 2 года 9 месяцев 3 дня;с 05.04.2011г. по 29.12.2012г. в должности главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Татарстан – 1 год 8 месяцев 24 дня.Признать право Шигаповой Р.Р. на получение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан назначить Шигаповой Р.Р., <дата> года рождения, пенсию за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан с <дата> года.Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Дияровой З.Г., поддержавшей жалобу, судебная коллегияУ С Т А Н О В И Л А:Шигапова Р.Р. обратилась с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании права на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан и назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан удовлетворить.В обоснование своих требований истица указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего. Однако решением № от 29 июля 2013 года в этом ей было отказано со ссылкой на отсутствие необходимой продолжительности стажа государственной службы Республики Татарстан.С данным отказом истица не согласна, полагает, что в ее специальный стаж ответчиком необоснованно не включен период работы с 1 января 1992 года по 29 декабря 2012 года в налоговых органах Республики Татарстан в должностях государственного налогового инспектора, старшего государственного налогового инспектора, заместителя начальника, начальника, главного государственного налогового инспектора. Поэтому истица просила суд признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан, возложив на ответчика обязанность по включению приведенного выше периода в стаж государственной службы Республики Татарстан и по назначению ей пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением.Представитель ответчика иск не признал.Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан в суд не явился, в представленном отзыве с иском не согласился.Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в вышеприведенной формулировке.В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражается несогласие с выводами суда о наличии правовых оснований для включения в стаж государственной службы Республики Татарстан истицы периода ее работы в налоговых органах Республики Татарстан с 1 января 1992 года по 29 декабря 2012 года.В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.Судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.Порядок назначения пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан урегулирован Законом Республики Татарстан № 3-ЗРТ от 16 января 2003 года «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».На основании части первой статьи 46 указанного Закона Республики Татарстан лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пункте 1 части первой статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона.В силу положений пунктов 1 – 3 части первой, части второй статьи 45 Закона Республики Татарстан № 3-ЗРТ от 16 января 2003 года «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» государственные служащие, замещающие должности государственной службы в соответствии с Законом, имеют право на получение государственной пенсии за выслугу лет (далее – пенсия за выслугу лет) при условии:1) наличия стажа государственной службы не менее 15 лет;2) прекращения (увольнения, освобождения от замещаемой должности) государственной службы, в том числе в связи с увольнением государственного слу-жащего по собственной инициативе либо по соглашению сторон служебного контракта (подпункт «ж»);3) назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».Государственные служащие, уволенные с государственной службы в случаях, указанных в подпункте «ж» пункта 2 части 1 настоящей статьи, до достижения возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на получение пенсии за выслугу лет после достижения указанного возраста либо назначение пенсии по инвалидности при условии наличия на день увольнения с государственной службы стажа государственной службы не менее 15 лет.В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 32 вышеприведенного Закона Республики Татарстан в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет включаются периоды замещения на постоянной (штатной) основе:1) государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР) в соответствии с частью 2 настоящей статьи;2) государственных должностей Российской Федерации, должностей федеральной государственной гражданской службы, государственных должностей и должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей в государственных органах СССР, союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах, в том числе выборных, на постоянной основе при условии, что время работы (службы) на указанных должностях учитывается при исчислении стажа федеральной государственной гражданской службы, дающего право на получение пенсии за выслугу лет, в соответствии с федеральным законодательством;4) должностей сотрудников федеральных органов налоговой полиции и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, определяемых в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Из материалов дела следует, что <дата> Шигапова Р.Р. обратилась в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан.   Решением ответчика № от 29 июля 2013 года в назначении указанной пенсии Шигаповой Р.Р. было отказано, о чем в адрес истицы было направлено уведомление № от 30 июля 2013 года. При этом в стаж государственной службы Республики Татарстан не были включены периоды работы с 1 января 1992 года по 30 апреля 1998 года в должностях государственного налогового инспектора, старшего государственного налогового инспектора Государственной налоговой инспекции по городу Азнакаево Республики Татарстан, с 1 мая 1998 года по 29 декабря 2012 года в должностях старшего государственного налогового инспектора, заместителя начальника, начальника, главного государственного налогового инспектора в отделах налогообложения Межрайонной ИФНС России № по Республике Татарстан.

Согласно имеющейся в материалах дела копии удостоверения с <дата> Шигапова Р.Р. является получателем трудовой пенсии по старости.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений закона, суд пришел к обоснованному выводу о том, что отказ ответчика в назначении истице пенсии за выслугу лет государственного служащего Республики Татарстан является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании норм материального права.

Как видно из записей в трудовой книжке Шигаповой Р.Р. с 28 декабря 1983 года по 10 ноября 1991 года истица работала в должности машинистки в Азнакаевском городском комитете КПСС Татарской АССР, 2 декабря 1991 года она была принята на работу в Государственную налоговую инспекцию по г.Азнакаево ТАССР на должность государственного налогового инспектора, 1 августа 1994 года переведена старшим государственным налоговым инспектором, 30 апреля 1998 года уволена в порядке перевода в Объединенную государственную налоговую инспекцию по Азнакаевскому району и г.Азнакаево, 1 мая 1998 года принята на работу в Объединенную государственную налоговую инспекцию по Азнакаевскому району и г.Азнакаево старшим госналоговым инспектором отдела налогообложения прибыли юридических лиц, 1 октября 1998 года переведена на государственную службу старшим госналоговым инспектором отдела налогообложения прибыли юридических лиц. 22 февраля 2000 года Объединенная государственная налоговая инспекция по Азнакаевскому району и г.Азнакаево преобразована в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Азнакаевскому району и г.Азнакаево Республики Татарстан, которая в последствии переименована в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № по Республике Татарстан. 5 января 2005 года Межрайонная ИМНС России № по РТ реорганизована путем слияния в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № по Республике Татарстан. 20 июля 2005 года истица назначена заместителем начальника отдела оперативного контроля, 1 июля 2008 года назначена на должность федеральной государственной гражданской службы начальником отдела оперативного контроля, 5 апреля 2011 года в связи с изменением структуры Межрайонной ИФНС России № по Республике Татарстан назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы главным государственным налоговым инспектором отдела выездных проверок, 29 декабря 2012 года освобождена от должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с отказом от предложенной для замещения иной должности.

Таким образом, начиная со 2 декабря 1991 года по 29 декабря 2012 года, истица непрерывно осуществляла трудовую деятельность в должностях федеральной государственной гражданской службы.

Исходя из положений приведенной выше статьи 32 Закона Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан» в стаж (общую продолжительность) государственной службы для назначения государственной пенсии за выслугу лет включаются, в том числе, периоды замещения на постоянной (штатной) основе государственных должностей Российской Федерации и должностей федеральной государственной гражданской службы.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для включения приведенных выше спорных периодов работы истицы в должностях федеральной государственной гражданской службы в стаж государственной службы Республики Татарстан.

Содержащаяся в апелляционной жалобе ответчика ссылка на разъяснения, содержащиеся в письме секретаря Государственного Совета Республики Татарстан, на правильность принятого судом решения не влияет, поскольку основана на неправильном толковании изложенных в нем разъяснений и положений действующего законодательства.

Таким образом, с учетом включения спорных периодов общая продолжительность стажа государственной службы Республики Татарстан составляет более 15 лет, что соответствует требованиям части первой статьи 32 Закона Республики Татарстан «О государственной гражданской службе Республики Татарстан».

При указанных обстоятельствах обжалуемое решение основано на анализе законодательства о государственной службе Республики Татарстан, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, его следует признать законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в стаж государственной службы Республики Татарстан истицы указанных выше спорных периодов, являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 17 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи