33-1559/2015 судья Ткаченко И.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2015 года город Тула
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Гусевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области на решение Киреевского районного суда Тульской области от 26 ноября 2014 года по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области о включении периодов работы в специальный стаж, перерасчете пенсии, взыскании недоплаты.
Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области о включении периодов работы в специальный стаж, перерасчете пенсии, взыскании недоплаты.
В обоснование заявленных требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ получает досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При исчислении специального стажа пенсионный орган не учел период учебы и период службы в армии, что повлекло назначение пенсии с неправильным стажевым коэффициентом в заниженном размере.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области с заявлением о перерасчете с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с включением в специальный стаж периода обучения в профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако пенсионный орган произвел перерасчет только с ДД.ММ.ГГГГ.
Считая отказ в перерасчете ранее назначенной пенсии незаконным, просил обязать пенсионный орган включить в его специальный стаж работы периоды обучения в профессионально-техническом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы по призыву в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,70 и процента валоризации 26%, выплатив недоплату пенсии с учетом индексации.
В судебном заседании ФИО1 просил удовлетворить исковые требования, уточнив их в части размера стажевого коэффициента и процента валоризации, которые должны составлять по его мнению 0,75 и 31% соответственно, исходя из специального стажа 26 лет 8 месяцев 03 дня, выплатив недополученную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования истца не признала, просила отказать в их удовлетворении в связи с отсутствием правовых оснований.
Киреевским районным судом Тульской области 26 ноября 2014 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области включить в специальный стаж ФИО1 периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучение в городском профессионально-техническом училище № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – служба в Вооруженных Силах СССР; обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области произвести перерасчет пенсии ФИО1 с применением стажевого коэффициента 0,75 - с 1 января 2002 г., с учетом суммы валоризации в размере 31% - с 1 января 2010 г., и индексации - по 30 сентября 2014 г.; взыскал с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области государственную пошлину в размере <данные изъяты> в бюджет муниципального образования Киреевский район Тульской области.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области, согласно доверенностям ФИО3 и ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших отменить решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Из представленных в апелляционную инстанцию материалов дела следует, что ФИО1 является получателем пенсии по старости с 1 мая 1997 года, назначенной по нормам статьи 78 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», которая предусматривала право на пенсию граждан, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утвержденному Правительством Российской Федерации) независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах – горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных вымоечных машин, если они трудились на таких работах не менее 20 лет.
Для назначения с 1 мая 1997 года пенсии ФИО1 был взят стаж 25 лет на подземных и открытых горных работах, периоды учебы и службы в армии в подсчет стажа включены не были.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о переходе на пенсию по Списку № 1 в связи с достижением возраста 50-лет.
С ДД.ММ.ГГГГ ему был назначена пенсия на основании пункта «а» статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» за работу в особых условиях труда по Списку № 1. Размер пенсии был определен исходя из общего стажа с учетом индивидуального коэффициента пенсионера по нормам закона № 113-ФЗ от 21 июля 1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Периоды обучения и службы в армии были включены в общий стаж, поскольку нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривали включение в общий трудовой стаж периода обучения и службы в армии.
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (пункт 2).
В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК=(РП –БЧ) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года <данные изъяты> Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 статьи 30 указанного Федерального закона установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле: РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; ЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.
Согласно пункту 5 данной статьи (в редакции до 1 января 2010 года) конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может осуществляться по их выбору в указанном порядке с применением вместо общего (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного)
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 1 января 2002 г. ФИО1 был произведен перерасчет пенсии по нормам указанного закона.
Из представленных в апелляционную инстанцию материалов дела следует, что на момент вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия ФИО1 назначалась по документам, уже имевшимся в пенсионном деле, где имелись сведения о времени его обучения и службы в Вооруженных Силах СССР, общий стаж ФИО1 был определен 30 лет 9 месяцев 18 дней, специальный стаж – 26 лет 8 месяцев 03 дня, при этом, время обучения в профессионально-техническом училище не было учтено при исчислении как общего страхового стажа, так и специального стажа, время военной службы при исчислении специального стажа не учитывалось, но учитывалось пенсионным органом в качестве общего стажа; расчетный пенсионный капитал в целях конвертации определен с использованием стажевого коэффициента в размере 0,69. (базовый коэффициент 0,55 + 0,11 – специальный стаж, сверх требуемого + 0,3 размер превышения снижения возраста при суммировании льгот по снижению возраста, в связи с проживанием в зоне с льготным статусом, - в соответствии с правилами статей 28.1 и 34 закона от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»). пенсия ФИО1 назначалась по документам, уже имевшимся в пенсионном деле, в том числе, имелись сведения о времени обучения и службы в Вооруженных Силах СССР.
Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 указанного Федерального закона в редакции закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2010 г., применяется лишь порядок подтверждения стажа, но не его исчисления.
С самого начала действия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была предусмотрена оценка пенсионных прав граждан по ранее действовавшим порядку и правилам.
В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В подпунктах «з» и «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 4 августа 1956 г. N 1044 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР и период обучения в училищах.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода. (п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а период обучения к работе, следовавшей за окончанием этого периода.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву и периода обучения, необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы и обучения, и правильно пришел к выводу о наличии оснований для включения периода службы и обучения истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ с 1 января 2002 года, исходя из стажевого коэффициента 0,75.
Разрешая исковые требования ФИО1 по поводу валоризации и установив, что в пенсионном деле на 1 января 2010 г. имелись все документы, необходимые для расчета суммы валоризации, а сама возможность валоризации возникла именно с этой даты, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что расчет данной суммы должен быть произведен с 1 января 2010 г. с учетом включения в специальный стаж работы ФИО1 периодов обучения и военной службы, то есть в размере 31%, поскольку специальный стаж на 1 января 1991 г. составил 16 полных лет.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановил законное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и по своей сути сводятся к иному толкованию норм материального права и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, что в данном случае не может служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Киреевского районного суда Тульской области от26 ноября 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Киреевском районе Тульской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи