ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1559/2018 от 07.02.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Савинова О.Н. Дело № 33-1559/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 07.02.2018

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Кучеровой Р.В.,

судей

ФИО1,

ФИО2

при секретаре судебного заседания Базловой Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АО «Екатеринбургская теплосетевая компания» о возложении обязанности,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18.10.2017.

Заслушав доклад судьи Кучеровой Р.В., объяснения прокурора Дубовских Т.В. и представителя ответчика ФИО3,судебная коллегия

установила:

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском к АО «Екатеринбургская теплосетевая компания» (далее – АО «ЕТК», ответчик) о возложении обязанности. В обоснование иска указано, что по заданию прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере энергоснабжения, в том числе в отношении ответчика. В результате проверки установлено, что ответчиком не согласована величина технологический и (или) аварийной брони по принадлежащим ответчику объектам. Отсутствие такого акта в случае ограничения режима потребления электрической энергии представляет собой угрозу для неопределенного круга лиц, собственников и нанимателей жилых домов, которым оказываются соответствующие коммунальные услуги, иных граждан, жизни, здоровью и имуществу которых может быть причинен вред, так как данные объекты коммунального хозяйства находятся на территории населенного пункта.

Просит обязать ответчика составить и согласовать с сетевой организацией ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания» акт согласования технологической и (или) аварийной брони в отношении объектов, расположенных в г. Екатеринбурге:

тепловой пункт N 501

ул.

179

а

Тепловой пункт

ул.

Авиационная

65

д

Тепловой пункт

ул.

Академика ФИО4

74

а

теплопункт № 30в

ул.

Академика Шварца

10

а

теплопункт № 3

ул.

Академика Шварца

16

а

теплопункт ЦТП № 13

ул.

Академика Шварца

18

б

теплопункт

ул.

Белинского

182

т/пункт N 510 ПТС

ул.

Гастелло

22

Теплопункт № 566

ул.

ФИО5

24

а

теплопункт № 572

ул.

ФИО5

21

Теплопункт № 569

ул.

Дагестанская

34

Теплопункт

ул.

Кварцевая

6

теплопункт № 524

пер.

Короткий

4

Теплопункт

пер.

Короткий

3

а

теплопункт № 567

ул.

ФИО6

3

а

теплопункт № 17а

ул.

Крестинского

25

б

теплопункт № 32

ул.

Крестинского

37

а

теплопункт № 50

ул.

Крестинского

45

а

теплопункт № 25

ул.

Крестинского

53

г

теплопункт № 7

ул.

Крестинского

59

а

Теплопункт № 597

ул.

Мартовская

1

а

Теплопункт

ул.

Межевая

76

Теплопункт № 571

ул.

Многостаночников

15

а

теплопункт № 553

ул.

Олега Кошевого

42

а

теплопункт № 519

ул.

Патриса Лумумбы

38

теплопункт

ул.

Просторная

73

А

т/пункт ПТС

ул.

Просторная

71

теплопункт № 565

ул.

Профсоюзная

14

Тепловой пункт (ТП 2693)

пер.

Ремесленный

7

а

теплопункт № 21

ул.

Родонитовая

38

а

теплопункт № 17в

ул.

Родонитовая

25

теплопункт № 31

ул.

Родонитовая

3

а

Теплопункт № 573

ул.

Самаркандская

22

теплопункт

ул.

Самолетная

25

тепловой пункт

ул.

Селькоровская

118

Тепловой пункт № 119

ул.

ФИО7

36

а

Т/пункт N 120

ул.

ФИО7

51

а

Тепловой пункт № 121

ул.

ФИО7

74

а

т/пункт N 507

ул.

ФИО7

109

Тепловой пункт

ул.

ФИО8

28

Б

Тепловой пункт

ул.

ФИО8

50

б

т/пункт N 514

ул.

Сухоложская

10

Теплопункт № 584

ул.

Титова

14

а

Теплопункт № 506

ул.

Трактористов

11

е

Т/пункт N 138

ул.

Уктусская

62

Тепловой пункт

ул.

Уктусская

42

а

теплопункт № 574

ул.

Химмашевская

9

Тепловой пункт

пер.

Хребтовый

4

а

т/пункт N 503

ул.

Чайковского

86

к

Тепловой пункт N 136

ул.

ФИО9

12

Г

теплопункт № 551

ул.

Шишимская

21

Также просит обязать ответчика передать гарантирующему поставщику АО «Екатеринбургская электросетевая компания» копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18.10.2017 исковые требования прокурора Чкаловского района г.Екатеринбурга, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, были удовлетворены в полном объеме. Суд обязал ответчика составить и согласовать с АО «Екатеринбургская электросетевая компания» акт согласования технологической и (или) аварийной брони» в отношении вышеназванных объектов, а также передать гарантирующему поставщику АО «Екатеринбургэнергосбыт» копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее пяти дней со дня согласования с сетевой организацией. Также с ответчика в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.

Не согласившись с принятым решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что суд не дал оценку доводам ответчика о недоказанности нарушения прав неопределенного круга лиц отсутствием акта согласования аварийной и технической брони. Прекращение электроснабжения любых объектов в силу действующего законодательства не допускается без предварительного уведомления со стороны ее поставщика. Также для теплопунктов, в отношении которых установлена первая и вторая категория надежности электроснабжения, ответчиком обеспечено наличие резервного источника питания, что исключает остановку работы теплопункта при аварии на электросети. Даже в случае отнесения ответчика к специальной категории потребителей в отсутствие акта технологической и (или) аварийной брони ограничение режима энергоснабжения объектов ответчика без предварительного уведомления стало бы нарушением законодательства со стороны сетевой организации. Кроме того, полагает ошибочными и основанными на неверном толковании норм права выводы суда о том, что нарушение ответчиком требований о составлении актов технологической и (или) аварийной брони и направлении их для подписания представляет собой угрозу для неопределенного круга лиц.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности от 29.08.2017, на доводах и требованиях апелляционной жалобы настаивала, дополнительно пояснила, что по ее мнению, в случае прекращения электроснабжения перечисленных в иске теплопунктов угроза для жизни граждан не возникает.

Прокурор Дубовских Т.В. в суде апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала, решение суда просила оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц АО «Екатеринбургская электросетевая компания» и АО «Екатеринбургэнергосбыт» не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом путем направления судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru.

Поскольку третьи лица об уважительных причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили, и в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.

Указанным в абзаце первом настоящего пункта порядком устанавливаются категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.

Перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации с указанием принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, ежегодно до 1 июля утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Формирование и ведение указанного перечня потребителей электрической энергии осуществляются в соответствии с требованиями порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, установленного Правительством Российской Федерации.

Потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны согласовать технологическую и (или) аварийную броню. Порядок согласования технологической и (или) аварийной брони, а также ее параметры, обеспечивающие предотвращение экономических, экологических или социальных последствий ограничения режима потребления электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно Приложению к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утверждены категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Пунктом 2 данного приложения к ним отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Согласно п.п. 14 и 15 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

В соответствии с абзацами 3 и 4 п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, документом, подтверждающим наличие технологической и (или) аварийной брони, является акт согласования технологической и (или) аварийной брони, составленный (измененный) и согласованный в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, потребителем и сетевой организацией (иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, производителем электрической энергии (мощности)), к чьим объектам электросетевого хозяйства (энергетическим установкам) присоединены энергопринимающие устройства потребителя.

В случае если акт согласования технологической и (или) аварийной брони составлен (изменен) и согласован позднее даты заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), то такой акт подлежит предоставлению гарантирующему поставщику в соответствии с требованиями абзаца четвертого пункта 40 и абзаца восьмого пункта 43 настоящего документа.

В соответствии с абзацем 4 пункта 40 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии существенными условиями договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) являются, в том числе обязанность потребителя (покупателя) урегулировать отношения по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств потребителя в соответствии с настоящим документом и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и уведомить гарантирующего поставщика о дате заключения такого договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, к необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, передать гарантирующему поставщику не позднее 5 дней со дня согласования копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного (измененного) и согласованного в установленном порядке с сетевой организацией после заключения договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

В соответствии с абзацем 1 и 8 пункта 43 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, в договор энергоснабжения в качестве условий об обязанностях потребителя, в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор энергоснабжения, помимо условий, указанных в настоящем документе, подлежат включению также установленные в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг обязанности потребителя услуг по передаче электрической энергии, применимые к потребителю, в отношении энергопринимающих устройств которого заключается договор энергоснабжения.

В договоре энергоснабжения в части порядка взаимодействия потребителя с третьими лицами предусматривается в том числе: обязанность потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, при отсутствии у него акта согласования технологической и (или) аварийной брони на дату подачи заявления о заключении договора энергоснабжения или при возникновении после заключения договора энергоснабжения оснований для изменения ранее составленного акта в порядке, определенном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, составить (изменить) и согласовать с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони, а также передать гарантирующему поставщику копию акта согласования технологической и (или) аварийной брони не позднее 5 дней со дня согласования с сетевой организацией.

В соответствии с абзацами «н» и «п» пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, при исполнении договора потребитель услуг обязан:

н) обеспечивать соблюдение установленного актом согласования технологической и (или) аварийной брони режима потребления электрической энергии (мощности), а также уровня нагрузки технологической и (или) аварийной брони и сроков завершения технологического процесса при введении ограничения режима потребления электрической энергии;

п) обеспечить предоставление проекта акта согласования технологической и (или) аварийной брони в адрес сетевой организации в течение 30 дней с даты заключения договора, если на эту дату у потребителя электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, категории которых определены в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, отсутствовал акт согласования технологической и (или) аварийной брони, или в течение 30 дней с даты возникновения установленных настоящими Правилами оснований для изменения такого акта.

В силу п. 31(1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, в целях исполнения договора в части условий о величинах технологической и (или) аварийной брони потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, безопасности государства и (или) необратимому нарушению непрерывных технологических процессов, в том числе потребитель электрической энергии, частичное или полное ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящийся к категориям, определенным в приложении к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении которого при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства не был составлен и согласован с сетевой организацией акт согласования технологической и (или) аварийной брони либо он нуждается в изменении в связи с наступлением указанных в пункте 31(2) настоящих Правил случаев, вправе составить и согласовать такой акт в порядке, установленном в пункте 31(4) настоящих Правил, как до заключения договора, так и после его заключения.

Согласно 31(4) Правил, потребитель, указанный в пункте 31(1) настоящих Правил, составляет и направляет проект акта технологической и (или) аварийной брони, в том числе через гарантирующего поставщика (энергосбытовую организацию), с которым им заключен договор энергоснабжения, на рассмотрение сетевой организации, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены (непосредственно или опосредованно) энергопринимающие устройства такого потребителя.

Сетевая организация обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта указанного акта рассмотреть его, подписать и направить 1 экземпляр потребителю. При необходимости проведения осмотра (обследования) энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что АО «Екатеринбургэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Чкаловского района г. Екатеринбурга. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности АО «Екатеринбургэнергосбыт» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд, производство пара и горячей воды котельными, обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ответчика АО «ЕТК» является передача пара и горячей воды (тепловой энергии), кроме того, дополнительными видами его деятельности среди прочего являются производство электроэнергии тепловыми станциями, обеспечение работоспособности котельных, теплосетей, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (л.д. 9-11).

В ответе филиала «Свердловский» ПАО «Т Плюс» от 01.03.2017 на запрос прокурора указано, что перечисленные в иске прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга теплопункты эксплуатируются ответчиком АО «ЕТК», который в сетевую организацию для составления и согласования актов технологической и (или) аварийной брони не обращался (л.д. 12-14), что ответчиком не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выводы суда основаны на неверном толковании норм материального права, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные в решении суда нормы материального права, приведенные выше, подлежат применению к спорным правоотношениям.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие акта согласования технологической и (или) аварийной брони в случае ограничения режима потребления электрической энергии представляет собой угрозу для неопределенного круга лиц, собственников и нанимателей жилых домов, которым оказываются соответствующие коммунальные услуги, иных граждан, жизни, здоровью и имуществу которых может быть причинен вред, так как данные объекты коммунального хозяйства находятся на территории населенного пункта.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что согласование технологической и (или) аварийной брони является обязанностью ответчика, возложенной на него законом; отсутствие технологический и (или) аварийной брони дает основание энергоснабжающей организации не применять в отношении ответчика специальный порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии, вводить полное ограничение режима потребления электроэнергии, а, между тем, при полном ограничении режима потребления электроэнергии ответчику, осуществляющему эксплуатацию централизированного водоснабжения, будут нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц – собственников и нанимателей жилых домов, которым оказываются соответствующие коммунальные услуги.

Судебная коллегия полностью соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.

Выводы суда подробно и убедительно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции ответчика, являвшейся предметом исследования в суде первой инстанции и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными, судебной коллегией не установлено, оснований для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 18.10.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика АО «ЕТК» – без удовлетворения.

Председательствующий

Р.В. Кучерова

Судьи

ФИО1

ФИО2