ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15609/2014 от 20.11.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

 Судья Кулиев И.А.                    Дело № 33-15609/2014

 Учет №54

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 20 ноября 2014 года                        город Казань

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

 председательствующего судьи Губаевой Н.А.,

 судей Вишневской О.В., Сахиповой Г.А.,

 при секретаре Гафоровой Л.Ф.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Вишневской О.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан на решение Ново - Савиновского районного суда города Казани от 28 августа 2014 года, которым постановлено:

 Иск Сейфиева М.М. к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о признании лицом, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне удовлетворить.

 Признать Сейфиева М.М. лицом, подвергшимся радиационному воздействию с получением суммарной (накопительной) дозы облучения более 25 сЗв (бэр).

 Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан включить Сейфиева М.М. в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

 Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан совершить все предусмотренные законом необходимые действия по оформлению и выдаче Сейфиеву М.М. удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившему суммарную накопительную) эффективную дозу облучения больше 25 сЗв (бэр).

 Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя истца, возражавшего удовлетворению жалобы, судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Сейфиев М.Н. обратился с иском к Министерству труда, занятости социальной защиты Республики Татарстан (далее - Минсоцзащиты РТ), Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан (далее – Главное управление МЧС России по РТ) о признании лицом, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

 В обоснование иска указал, что 05.11.1957 родился в с.Черноярка Коктепинского района Семипалатинской области, с ноября 1957 года по ноябрь 1976 года, с июля 1982 года по октябрь 1990 года проживал в Кокпетинском районе Республики Казахстан, с декабря 1976 года по июнь 1981 года - в г.Семипалатинске, 15.08.1995 в Республике Казахстан ему выдано удостоверение, подтверждающее льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Однако на территории Российской Федерации в выдаче удостоверения, предоставляющего право на получение мер социальной поддержки отказано, поскольку город Семипалатинск и Коктепинский район не включены в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Полагая отказ незаконным, просил признать его лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопительной) дозы облучения более 25 сЗв (бэр), обязать ответчиков включить его в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдать удостоверение единого образца.

 В судебном заседании представитель истца требования поддержал.

 Представители ответчиков в суд не явились, в письменных отзывах выразили несогласие с иском.

 Суд удовлетворил исковые требования в приведенной выше формулировке.

 В апелляционной жалобе ответчик Минсоцзащиты РТ просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что г.Семипалатинск и Коктепинский район Семипалатинской области не включены в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Кроме того, Сейфиевым М.М. была представлена справка о наличии суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на выдачу удостоверения для получения мер социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Однако международных договоров между Российской Федерации и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имелось.

 Ответчик Главное управление МЧС России по РТ в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что в Республике Татарстан уполномоченным органом, осуществляющим выдачу удостоверений, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне является Министерство труда занятости и социальной защиты населения Республике Татарстан, в связи с чем, просил решение в части возложения на него обязанности по оформлению и выдаче истцу удостоверения, отменить.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции надлежащим образом извещенные ответчики не явились, от Минсоцзащиты РТ поступило заявление о рассмотрение дела без участия их представителя, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

 Представитель истца просил решение суда оставить без изменения.

 Проверив решение суда по доводам жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

 В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10 января 2002 года гражданам, которые проживали в 1949 – 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки.

 Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

 Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 – 1963 года в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

 Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 634 от 15 ноября 2004 года, отнесение граждан к категории лиц, определенных статьей 1 Федерального закона «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 – 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 – 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).

 Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации № 356-р от 15.03.1995 (далее – Перечень). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 и 07.08.1962.

 Как установлено в судебном заседании, истец 05.11.1957 родился в <...>.

 С рождения и по ноябрь 1976 года, а также с июля 1982 года по октябрь 1990 года истец проживал в Кокпетинском районе Республики Казахстан, с декабря 1976 года по июнь 1981 года - в г.Семипалатинске, имеет удостоверение, предоставляющее право на льготы в Республике Казахстан.

 Согласно справке №..., выданной Семипалатинской городской Администрацией Семипалатинской области Республики Казахстан, в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерной полигоне», граждане, выехавшие из зон радиационного риска, подпадающие под действие этого Закона проживающие за пределами Республики Казахстан, пользуются льготами согласно Указу Президента РФ №2228 от 20.12.1993.

 При обращении в Отдел социальной защиты Ново-Савиновского района города Казани по вопросу выдачи удостоверения, как пострадавшему от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, ФИО1 было отказано со ссылкой на то, что г.Семипалатинск и Коктепинский район не включены в Перечень.

 Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку населенные пункты, в которых истец проживал, не указаны в Перечне, поэтому юридически значимым обстоятельством является получение истцом суммарной (накопительной) дозы облучения свыше 5 сЗВ (бэр).

 Судебная коллегия разделяет подход суда первой инстанции к разрешению настоящего спора и считает довод Минсоцзащиты РТ, основанный на формальном толковании закона, без учета выявленного конституционного смысла, подлежащим отклонению.

 В частности, Конституционный Суд Российской Федерации в многочисленных определениях (от 14 декабря 1999 года №197-О, от 04 декабря 2007 года №967-О-П и др.) неоднократно указывал, что часть 1 статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.

 Такое правотолкование имеет к тому же обоснованием правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации применительно к возмещению вреда лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, о том, что основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом являются факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией (постановления от 1 декабря 1997 года № 18-П и от 19 июня 2002 года №11-П).

 При этом, Конституционный Суд Российской Федерации приходил к выводу о том, что вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

 По делу усматривается, что для определения нуждаемости истца в мерах социальной поддержки вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне судом первой инстанции была назначена экспертиза.

 Экспертным заключением Научно-исследовательского института судебной экспертизы «СТЭЛС» от 23.07.2014 установлено, что истец подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне в период проживания с ноября 1957 года по ноябрь 1976 года, с июля 1982 года по октябрь 1990 года - в Кокпетинском районе Республики Казахстан, с декабря 1976 года по июнь 1981 года - в г.Семипалатинске. Полученная истцом суммарная (накопительная) доза облучения в соответствии с условиями Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне составляет 27 сантиЗиверт (БЭР).

 Между полученной дозой облучения и проживанием истца с ноября 1957 года по ноябрь 1976 года, с июля 1982 года по октябрь 1990 гола в Кокпетинском районе Республики Казахстан, с декабря 1976 года по июнь 1981 года - в г.Семипалатинске имеется прямая причинная связь.

 При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции с учетом оценки представленных в дело доказательств в их совокупности, имелись достаточные основания для принятия результатов экспертного заключения в качестве доказательства факта получения истцом суммарной эффективной дозы облучения свыше 25 сЗв (бэр) в период его проживания в населенных пунктах бывшей Казахской ССР вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

 Иные доводы апелляционной жалобы ответчика Минсоцзащиты РТ о том, что суд необоснованно, в отсутствие международного договора между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, принял во внимание справку, выданную истцу в Республике Казахстан, о полученной им суммарной эффективной дозе облучения, судебной коллегией отклоняются, поскольку суд, оценивая полученную истцом дозу облучения, исходил из результатов экспертного исследования, проведенного на территории Российской Федерации в соответствии с разработанными методиками.

 Суд апелляционной инстанции также не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы Главного управления МЧС России по РТ, поскольку в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном Приказом МЧС России от 06.08.2004 N 372 (ред. от 21.03.2014), данный орган является территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

 Согласно приказу МЧС России от 18.09.2009 №540 (ред. от 30.07.2012) «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», удостоверения оформляются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в течение двух месяцев со дня поступления представлений об оформлении и выдаче удостоверений от уполномоченных органов.

 Таким образом, исходя из существа требований, можно сделать вывод о том, что, по сути, иск предъявлен к МЧС России в лице его территориального органа.

 Однако, данным Приказом также установлено, что для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

 Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденным Приказом Минтруда, занятости и соцзащиты РТ от 16.07.2012 N 567 (ред. от 18.01.2013), определено, что Исполнителем государственной услуги является Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в лице территориального органа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан по месту регистрации получателя государственной услуги.

 С учетом указанных положений, суд апелляционной инстанции считает возможным решение в части возложения обязанности по оформлению и выдаче ФИО2 удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившему суммарную накопительную) эффективную дозу облучения больше 25 сЗв (бэр) уточнить - возложить данную обязанность лишь на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, исключив из обязанных лиц Главное управление МЧС России по Республике Татарстан.

 Доводы апелляционных жалоб ответчиков не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

 С учетом изложенного, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 28 августа 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан - без удовлетворения.

 Уточнить, что обязанность совершить все предусмотренные законом необходимые действия по оформлению и выдаче ФИО2 удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившему суммарную накопительную) эффективную дозу облучения больше 25 сЗв (бэр), лежит на Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

 Председательствующий

 Судьи