Докладчик Алексеева Г.И. Апелляционное дело № 33-1568/2018
Судья Красильникова С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 апреля 2018 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Александровой А.В.,
при секретаре Герасимовой О.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Осиповой Инессы Алексеевны к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании увольнения незаконным, обязании изменить формулировку основания и дату увольнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе Осиповой Инессы Алексеевны на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 января 2018 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия
установила:
Осипова И.А. обратилась в суд с иском к администрации города Новочебоксарска (далее администрация г Новочебоксарск, Администрация) о признании незаконным увольнения с должности должность администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта и в связи с утратой доверия, обязании изменить формулировку основания увольнения на увольнение по собственному желанию и дату увольнения на дату вынесения решения суда, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 24 октября 2017 года по день подачи иска в суд 15 ноября 2017 года в размере 28155 руб. 20 коп. и далее по день вынесения решения суда, исходя из среднедневного заработка в размере 1759 руб. 70 коп., компенсации морального вреда в размере 30000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что с 23 августа 1989 года истец работала в отделе ЗАГС администрации города Новочебоксарска, с 01 декабря 1998 года - в должности должность, распоряжением администрации г. Новочебоксарск № 02-05/77 от 24 октября 2017 года уволена в связи с непринятием муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и утратой доверия на основании п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), в соответствии с ч. 2 ст. 27.1 и ч. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее также Закон о муниципальной службе). Считает свое увольнение незаконным ввиду отсутствия конфликта интересов, в нарушение п. 4 ст. 27.1 Закона о муниципальной службе работодатель не учел тяжесть правонарушения, обстоятельства, при которых оно совершено, предшествующие результаты ее многолетней службы, взыскание в виде увольнения истец считает слишком суровой и крайней мерой. С учетом поданного ею заявления об увольнении по собственному желанию увольнение в связи с утратой доверия считает незаконным.
В судебном заседании истец Осипова И.А., ее представитель Шаров А.В. исковые требования поддержали.
Представители ответчика администрации г. Новочебоксарск Кузьмин М.А., Лебедева Т.Н. исковые требования не признали по мотивам законности увольнения Осиповой И.А.
Представитель третьего лица Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики Маркова Е.В. оставила решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Участвующий в деле прокурор Фуражников А.Ю. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с законностью увольнения истца.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 января 2018 года постановлено:
«В иске Осиповой Инессе Алексеевне к Администрации города Новочебоксарска о признании увольнения с должности должность администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики за принятие муниципальным служащим являющимся стороной конфликта интересов мер по предотвращению или урегулированию конфликта и в связи с утратой доверия незаконным, об обязании изменить формулировку основания увольнения на «увольнение по собственному желанию», изменив дату увольнения на дату вынесения решения суда, о взыскании суммы среднего заработка за время вынужденного прогула с 24 октября 2017 года по день подачи иска в суд 15 ноября 2017 года в размере 28155 рублей 20 копеек и далее по день вынесения решения суда, исходя из среднедневного заработка в размере 1759 рублей 70 копеек, о компенсации морального вреда в размере 30000 рублей отказать».
Указанное решение обжаловано Осиповой И.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности, вынесения нового решения об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе указано, что суд пришел к необоснованному выводу о наличии конфликта интересов и законности увольнения истца, не дал оценки тому, что она как должность не имела каких-либо властных полномочий в отношении ООО ..., в котором работал ее сын ФИО1 по совместительству, и никаких преференций оказать обществу не могла. В служебной зависимости от нее ее сын не находился, каких-либо вознаграждений от нее не получал, с ООО ... муниципальных контрактов она не заключала, муниципальных услуг, грантов и субсидий не предоставляла. Суд в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) не дал надлежащей оценки нарушениям процедуры увольнения, допущенным работодателем. В нарушение трудового законодательства в основание ее увольнения положено представление прокурора с указанием конкретного вида дисциплинарного взыскания, подлежащего применению к работнику.
Администрация г. Новочебоксарск представила письменные возражения на апелляционную жалобу Осиповой И.А., указав, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Заместителем прокурора города Новочебоксарска Чувашской Республики Петровым А.И. принесены возражения на апелляционную жалобу с просьбой об оставлении ее без удовлетворения.
В судебном заседании истец Осипова И.А., ее представитель Шаров А.В. апелляционную жалобу поддержали, истец заявила об отказе от исковых требований к администрации г. Новочебоксарск в части взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула с 24 октября 2017 года по день подачи иска в суд 15 ноября 2017 года в размере 28155 руб. 20 коп. и далее по день вынесения решения суда, исходя из среднедневного заработка в размере 1759 руб. 70 коп., компенсации морального вреда в размере 30000 руб., о чем представила письменное заявление.
Представитель ответчика администрации г. Новочебоксарск Кузьмин М.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Прокурор Петров А.И. полагал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы гражданского дела и материалы представленного с делом надзорного производства № 933ж-2017 прокуратуры г. Новочебоксарск Чувашской Республики, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, проверив дело по доводам апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Постанавливая решение суда, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 1, ч. 2 ст. 3, ст. 19, ч. 1 и 2, ч. 2.1 и 2.3 ст. 14.1, ч. 3 ст. 27, ст. 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для увольнения истца по п. 7.1. ч. 1 ст. 81 ТК РФ, поскольку в нарушение положений ч. 2.3 ст. 14.1 Закона о муниципальной службе истец не приняла мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого она являлась, а также о соблюдении процедуры, установленной статьей 193 ТК РФ.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Пунктом 11 части 1 статьи 12 Закона о муниципальной службе установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Обязанность муниципального служащего уведомить представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Понятие конфликта интересов определено частью 1 статьи 10 этого же федерального закона как ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с частями 2.1, 2.3 статьи 14.1 Закона о муниципальной службе предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Как следует из материалов дела, Осипова И.А. работала в ... с августа 1989 года по январь 1993 года, затем с апреля 1995 года, 10 ноября 1998 года переведена должность, 01 декабря 1998 года переведена на должность должность, 01 июля 2010 года переведена на должность муниципальной службы должность, 01 октября 2011 года переведена на должность муниципальной службы должность, награждена Почетными грамотами Министерства юстиции Российской Федерации приказом от 02 февраля 2001 года, Министерства юстиции Чувашской Республики 20 января 2005 года, главы администрации г. Новочебоксарск в 2005 году, имеет благодарственное письмо Министерства юстиции Чувашской Республики от 10 февраля 2009 года, благодарность Главы Чувашской Республики от 30 января 2013 года, 24 октября 2017 года уволена за непринятие работником мер по предотвращению конфликта интересов, стороной которого он является, дающих основание для утраты доверия со стороны работодателя, по п. 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ.
Согласно условиям трудового договора и должностной инструкции должность администрации г. Новочебоксарск обязан выполнять обязанности муниципального служащего, предусмотренные статьей 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», федеральными и областными законами о муниципальной службе.
Замещение должности должность администрации г. Новочебоксарск налагает на Осипову И.А. обязанность соблюдать ограничения и запреты, установленные законодательством о противодействии коррупции.
Распоряжением № 02-05/77 от 24 октября 2017 года Осипова И.А. уволена 24 октября 2017 года в соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, на основании ч. 2.3 ст. 14.1 и ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и в связи с утратой доверия.
Основанием издания распоряжения указаны представление заместителя прокурора г. Новочебоксарск Чувашской Республики Петрова А.И., письменная объяснительная Осиповой И.А. от 28 сентября 2017 года, доклад по результатам проверки соблюдения муниципальным служащим администрации г. Новочебоксарск требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов от 05 октября 2017 года, протокол заседания Комиссии по соблюдению требований служебного поведения муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Новочебоксарск от 06 октября 2017 года, материалы проверки.
Из представления прокуратуры г. Новочебоксарск от 01 сентября 2017 года № 03-03-2017 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», в полном объеме положенного в основу увольнения, следует, что проведенной проверкой установлено грубое нарушение должность администрации г. Новочебоксарск законодательства о противодействии коррупции в части непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, нарушены требования п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, предоставление муниципальной преференции ООО ...). Работники отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск, в том числе Осиповой И.А., при принятии заявлений от лиц, желающих зарегистрировать брак в торжественной обстановке, навязывают услуги коммерческой организации ООО ..., тем самым оказывают данной организации муниципальную преференцию. ООО ... на основании заключенного с администрацией г. Новочебоксарск договора аренды муниципального имущества от 20 мая 2013 года № 695 на территории отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск оказывает услуги лицам, вступающим в брак. Согласно штатному расписанию ООО ... услуги по обслуживанию свадебной церемонии в торжественной обстановке в отделе ЗАГС администрации г. Новочебоксарск оказывают ФИО2 и ФИО1, являющийся сыном должность администрации г. Новочебоксарск Осиповой И.А. Опрошенный ФИО1 пояснил, что оказывает услуги по музыкальному сопровождению свадебной церемонии в отделе ЗАГС администрации г. Новочебоксарск на основании заключенного с ООО ... трудового договора, размер его заработной платы зависит от количества поступающих заявок на торжественную регистрацию брака, если заявок на проведение свадеб в торжественной обстановке не поступает, то заработная плата не начисляется, оплата не производится. В ходе опроса должность администрации г. Новочебоксарск Осипова И.А. пояснила, что работники отдела, в том числе и она, при обращении желающих вступить в брак, раздавали пригласительные, разработанные ООО ..., в которых указывалась информация о прейскуранте цен на оказываемые им услуги. Таким образом, действия муниципального служащего Осиповой И.А. по оказанию предпочтения коммерческой организации ООО ... путем навязывания услуг последнего свидетельствуют о личной заинтересованности Осиповой И.А. в получении ее сыном ФИО1 доходов при музыкальном сопровождении свадеб в торжественной обстановке, которая приводит к конфликту интересов на муниципальной службе. В нарушение ст. 12, ч. 2.1, 2.3 ст. 14.1 Закона о муниципальной службе, постановления администрации г. Новочебоксарск от 30 марта 2016 года № 628 об утверждении положения о порядке сообщения муниципальными служащими администрации г. Новочебоксарск о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, п. 2.35 должностной инструкции об обязанности уведомить в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта, являясь лицом, заинтересованным в получении доходов ФИО1 ее сыном, Осипова И.А. не приняла меры по недопущению возникновения конфликта интересов и не уведомила об этом в письменной форме своего непосредственного начальника – главу администрации г. Новочебоксарск, а также не отказалась от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Прокуратурой предложено в том числе рассмотреть представление с участием прокурора, привлечь должность администрации г. Новочебоксарск Осипову И.А. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия (л.д. 9-12 т. 2).
05 октября 2017 года составлен доклад по результатам проверки соблюдения муниципальным служащим администрации г. Новочебоксарск требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов.
06 октября 2017 года проведено заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации г. Новочебоксарск. Комиссия установила, что Осипова И.А. не соблюдала требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов, рекомендовала главе администрации применить конкретную меру ответственности в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что Осипова И.А. в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» и пункта 11 части 1 статьи 12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», не уведомила в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не приняла мер по его предотвращению, в связи с чем пришел к выводу, что в действиях Осиповой И.А. имеются признаки дисциплинарного проступка коррупционной направленности, что дает основание для ее увольнения на основании пункта 7.1 части первой статьи 81 ТК РФ (непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является). При применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы требования ст. 193 ТК РФ соблюдены, дисциплинарное взыскание применено в установленные сроки.
Между тем, не оспаривая выводов суда о неуведомлении истцом в письменной форме представителя нанимателя о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, и непринятии истцом мер по его предотвращению, судебная коллегия полагает, что работодатель при привлечении истца к дисциплинарной ответственности и суд первой инстанции при разрешении заявленных истцом требований не учли следующие обстоятельства.
Из материалов дела, объяснений сторон следует, что 04 сентября 2017 года распоряжением № 02-06/246 на основании акта выездной проверки Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (далее также Минюст ЧР) от 22 августа 2017 года за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей на Осипову И.А. наложено дисциплинарное взыскание в виду выговора (л.д. 108 т. 1, л.д. 85 т. 2).
Основанием издания распоряжения указаны акт выездной проверки отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 августа 2017 года, объяснительная записка должность Осиповой И.А. от 04 сентября 2017 года.
Из акта проверки отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 августа 2017 года, в полном объеме положенного в основание распоряжения о дисциплинарном взыскании, следует, что основанием для проведения внеплановой проверки послужили обращения ФИО3 и ФИО4 в части навязывания платных услуг при регистрации заключения брака в торжественной обстановке, и проведении торжественной регистрации брака при условии оплаты дополнительных услуг.
Согласно п. 2 акта Министерством по согласованию с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике в июне 2017 года разработаны Рекомендации по государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке в органах ЗАГС Чувашской Республики (далее Рекомендации).
Согласно п. 4 Рекомендаций государственная регистрация заключения брака в торжественной обстановке предусматривает: предоставление зала торжественной регистрации с изображением государственных символов РФ и ЧР, возможность приглашения гостей, наличие в зале и местах ожидания предметов внутреннего убранства и иных элементов интерьера, торжественную речь специалиста органа ЗАГС и сценарий проведения государственной регистрации заключения брака, а также музыкальное сопровождение с использованием музыкальных технических средств органа ЗАГС.
При этом в силу п. 2 Рекомендаций органы ЗАГС не оказывают сопутствующих дополнительных услуг (фото, видеосъемка и др.). Право выбора сопутствующих дополнительных услуг при регистрация брака в торжественной обстановке, оказываемых физическими или юридическими лицами, принадлежит лицам, вступающим в брак. Оказание предпочтения конкретным лицам, занимающимся услугами по сопровождению церемонии регистрации брака в торжественной обстановке, размещение и распространение рекламы о них органами ЗАГС недопустимо.
Указанные Рекомендации доведены до отделов ЗАГС администраций муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики письмом Министерства от 26 июня 2017 года № 06/21-9556 с требованием разместить их в доступном для граждан месте.
Однако на момент проведения проверки указанные требования исполнены не были. Рекомендации на информационных стендах и в иных доступных для граждан местах в отделе ЗАГС отсутствовали.
Между тем на момент проверки в помещении для ожидания, расположенном у входа в кабинет приема заявлений граждан, и принадлежащем на праве аренды отделу ЗАГС, был размещен информационный стенд о деятельности ООО ..., в частности, прейскурант цен на оказываемые им платные услуги, режим его работы, его контактные данные (адрес, номер телефона, ФИО руководителя).
ООО ... на территории отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск оказывает платные услуги лицам, вступающим в брак, в частности, сопровождение в ходе торжественной регистрации свадьбы, фото и видеосъемка, музыкальное сопровождение и иные сопутствующие услуги.
В зале торжественной регистрации отдела ЗАГС установлены синтезатор, штатив для фотосъемок, находящиеся в собственности ООО ....
Согласно п. 3 акта проверкой установлено в том числе, что с обратной стороны приглашения на торжественную регистрацию брака указываются прейскурант цен на услуги по сопровождению торжественной регистрации заключения брака, предоставляемые ООО ....
По результатам проверки комиссия пришла к выводам о том, что сотрудники отдела ЗАГС предлагали лицам, вступающим в брак, обратиться в ООО ... для получения платных услуг по сопровождению торжественной церемонии заключения брака; факт получения денежных средств за оказание дополнительных услуг работниками отдела ЗАГС не подтвержден.
По результатам проверки усматривается оказание предпочтения ООО ... со стороны отдела ЗАГС.
Рассмотрен в том числе вопрос о недопустимости размещения в отделе ЗАГС рекламной информации и оказания предпочтения конкретным лицам и организациям, занимающимся услугами по сопровождению церемонии регистрации заключения брака в торжественной обстановке (л.д. 105-107 т. 1).
04 сентября 2017 года Осипова И.А. представила письменную объяснительную на акт проверки отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск, проведенной Минюстом ЧР от 22 августа 2017 года, в которой указала, что никаких корыстных намерений по рекламирования дополнительных услуг у работников отдела ЗАГС не было (л.д. 79-80 т. 1).
Из представления прокуратуры г. Новочебоксарск от 01 сентября 2017 года № 03-03-2017 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», послужившего в том числе основанием увольнения истца, следует, что прокурорская проверка деятельности отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск проведена по обращению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике.
В отзыве на исковое заявление Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике указало, что в августе 2017 года в адрес Управления из центрального аппарата Минюста России поступило два обращения граждан с жалобой на действия сотрудников отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики в части навязывания платных услуг при регистрации заключения брака в торжественной обстановке. При первоначальном обращении 02 августа 2017 года прокуратурой Чувашской Республики было отказано в согласовании проведения внеплановой проверки деятельности отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики. В этой связи в целях надлежащего рассмотрения обращения гражданина 08 августа 2017 года материалы указанной жалобы были направлены Управлением в адрес прокуратуры г. Новочебоксарск Чувашской Республики для проведения прокурорской проверки. В дальнейшем в связи с поступлением второй аналогичной жалобы Управлением вновь был инициирована внеплановая проверка данного отдела ЗАГС. После повторного обращения Управления 17 августа 2017 года с указанием на вероятность массового нарушения прав граждан в данном отделе ЗАГС прокуратурой Чувашской Республики принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в период с 23 августа 2017 года по 19 сентября 2017 года. По результатам внеплановой проверки жалобы граждан были признаны частично обоснованными. Результаты проверки подробно изложены в акте проверки, подписанном 19 сентября 2017 года членами комиссии Управления и должность администрации г. Новочебоксарск Осиповой И.А. Управлением в рамках имеющихся полномочий внесено предписание отделу ЗАГС администрации г. Новочебоксарск об устранении нарушений законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния (направлено 02 октября 2017 года, получено адресатом 04 октября 2017 года) (л.д. 124-129 т. 1)
Из акта проверки от 19 сентября 2017 года Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике следует, что в период с 23 августа 2017 года по 19 сентября 2017 года проведена внеплановая выездная проверка отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск, по ее результатам рекомендовано в том числе исключить в дальнейшей деятельности отдела ЗАГС факты оказания какого-либо предпочтения ООО... и (или) иным хозяйствующим субъектам, оказывающим сопутствующие (дополнительные) услуги по сопровождению торжественной церемонии государственной регистрации заключения брака (л.д. 136- 142 т. 1).
До направления в администрацию г. Новочебоксарск представления от 01 сентября 2017 года № 03-03-2017 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» прокуратурой г. Новочебоксарск также было направлено представление от 31 августа 2017 года № 03-03-2017 об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции, в котором указано об оказании ООО ... муниципальной преференции и нарушении отделом ЗАГС администрации г. Новочебоксарск требований п.п. 5, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». При этом в представлении имеется ссылка на пояснения работника ООО ...ФИО2 о том, что он совместно с ФИО1 оказывает услуги по обслуживанию свадебных церемоний в здании отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск.
Таким образом, из акта проверки отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск Минюста ЧР от 22 августа 2017 года, из представления прокуратуры г. Новочебоксарск от 01 сентября 2017 года № 03-03-2017 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции следует, что допущенное истцом нарушение выразилось в оказании предпочтения ООО ..., при этом в представлении прокуратуры конкретизировано, что именно в этой организации работал сын истца ФИО1
Конфликт интересов в данном случае состоит в совокупности обстоятельств, выразившихся в том, что в отделе ЗАГС желающие вступить в брак лица направлялись в конкретную организацию, и в ней работал сын истца, то есть предпочтение отдавалось именно тому обществу, где работал сын истца.
По мнению судебной коллегии, выявленное нарушение искусственно разделено на два нарушения, формально подпадающие под разные нормы закона, которые отражены в двух приказах о дисциплинарной ответственности. Вместе с тем, в результате такого искусственного разделения в основу и первого от 04 сентября 2017 года, и второго от 24 октября 2017 года дисциплинарных взысканий, примененных к истцу, положены одни и те же факты и обстоятельства, но в одном случае с интерпретацией их как нарушения антимонопольного законодательства, а во втором – как нарушения антикоррупционного законодательства.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что после применения 04 сентября 2017 года к истцу дисциплинарного взыскания в виде выговора за оказание предпочтения ООО ... (что следует из акта проверки отдела ЗАГС администрации г. Новочебоксарск Минюста ЧР от 22 августа 2017 года), по тому же факту, но со ссылкой на то, что предпочтение заключается в том, что в ООО ... работает сын истца и усматривается нарушение антикоррупционного законодательства (что следует из представления прокурора от 01 сентября 2017 года), истец Осипова И.А. 24 октября 2017 года вновь привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.
Привлечение к дисциплинарной ответственности в таком случае является повторным, что в силу ч. 5 ст. 193 ТК РФ недопустимо.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Осипова И.А. письменно заявила об отказе от иска к администрации г. Новочебоксарск в части требований о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 24 октября 2017 года по день подачи иска в суд 15 ноября 2017 года в размере 28155 руб. 20 коп. и далее по день вынесения решения суда, исходя из среднедневного заработка в размере 1759 руб. 70 коп., компенсации морального вреда в размере 30000 руб.
Судебной коллегией истцу Осиповой И.А. разъяснены последствия отказа от иска в части и прекращения производства по делу в части, предусмотренные ст.ст. 220, 221, 326.1 ГПК РФ.
Представитель истца Шаров А.В. поддержал заявление истца об отказе от иска в части, представитель ответчика администрации г. Новочебоксарск Кузьмин М.А., прокурор Петров А.И. не возражали против принятия отказа истца от иска в части.
Право истца на отказ от иска предусмотрено ст. 39 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Поскольку отказ истца Осиповой И.А. от иска в части не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, судебная коллегия полагает возможным принять его.
Согласно ч. 2 ст. 326.1 ГПК РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
В связи с принятием отказа истца Осиповой И.А. от иска в части решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 января 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Осиповой И.А. к Администрации о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда подлежит отмене с прекращением производства по делу в указанной части.
В остальной части решение суда от 17 января 2018 года подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным увольнения Осиповой И.А. с должности должность администрации г. Новочебоксарска за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и в связи с утратой доверия, возложении на Администрацию обязанности изменить формулировку основания увольнения Осиповой И.А. на расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса) – по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, даты увольнения - на 02 апреля 2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 220, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ Осиповой Инессы Алексеевны от части исковых требований к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула с 24 октября 2017 года по день подачи иска в суд 15 ноября 2017 года в размере 28155 руб. 20 коп. и далее по день вынесения решения суда, исходя из среднедневного заработка в размере 1759 руб. 70 коп., компенсации морального вреда в размере 30000 руб.
Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 января 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Осиповой Инессы Алексеевны к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отменить и производство по гражданскому делу в указанной части прекратить.
Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 17 января 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Осиповой Инессы Алексеевны к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании увольнения незаконным, обязании изменить формулировку основания и дату увольнения отменить и принять в указанной части новое решение, которым признать увольнение Осиповой Инессы Алексеевны с должности должность администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и в связи с утратой доверия незаконным; возложить на администрацию города Новочебоксарска Чувашской Республики обязанность изменить формулировку основания увольнения Осиповой Инессы Алексеевны на расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса) – по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, дату увольнения - на 02 апреля 2018 года.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
А.В. Александрова