ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 мая 2014 г. по делу № 33-1569
судья Магомедова Г.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Алиевой Э.З.,
судей Загирова Н.В., Устаевой Н.Х.,
при секретаре Билаловой Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от 26 февраля 2014 года по иску ФИО1 к Министерству труда и социального развития РД, Администрации ГО «г. Каспийск» о признании незаконными действий органов власти, об обязании включить в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья и о выдаче свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы представителя ФИО1 ФИО2, просившей отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований истицы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития РД, Администрации ГО «г. Каспийск» о признании незаконными действий органов власти, об обязании включить в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья и о выдаче свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Свои исковые требования ФИО1 обосновала тем, что она является ветераном труда с 02.04.1997 г. и ветераном Великой Отечественной войны с 2004 г. Она проживает в антисанитарных условиях без коммунальных условий в комнате находящаяся в общежитии, расположенной по адресу: <адрес>. Она как нуждающаяся в улучшении жилищных условий состоит в общегородских списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1990 г. Акты проверки жилищных условий находятся в Администрации ГО «г. Каспийск», но они куда-то исчезли. После получения ею удостоверения ветерана ВОВ в декабре 2004 г. она прочла в газете «Трудовой Каспийск», что кто состоит в очереди на улучшение жилищных условий, тем необходимо прийти в Администрацию ГО «г. Каспийск» и обновить документы, а также если есть удостоверение ветерана ВОВ необходимо представить заявление и документы представить в Министерство труда и социального развития РД до 1 января 2005 г., чтобы получить субсидию на приобретение жилья. Она лично много раз обращалась с заявлением в Министерство труда и социального развития РД, чтобы ее поставили на учет для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Она думала, что на основании вышеуказанного заявления ее включат в список получателей субсидий на приобретения жилья с 2004 г.
29.12.2004 г. она получила письмо с Министерства труда и социального развития РД за № 13-13/1664, в котором были написаны отписки, чтобы протянуть время, что якобы она пожилой человек должна заниматься отправлением различных запросов для уточнения периодов участия работы в тылу, хотя к заявлению были приложены соответствующие справки, подтверждающие, что она действительно работала в тылу. В данном письме она не извещалась о том, что ей отказано во включении в список на получение безвозмездной субсидии, и что ей необходимо поторопиться с предъявлением соответствующих справок и документов в Министерство до 1 января 2005 г. Просит признать незаконными действия органов власти, об обязании включить в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья и о выдаче свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от 26 февраля 2014 года постановлено: «в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Министерству труда и социального развития РД, Администрации ГО «г. Каспийск» о признании незаконными действий органов власти, об обязании включить в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья и о выдаче свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья - отказать».
На данное решение ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям. Суд неправильно указывает дату выдачи ей удостоверения № 6255421, в решении суда указана дата выдачи 14 марта 2005г., хотя, если внимательно посмотреть, то в удостоверении указана дата выдачи 1 декабря 2004г. Потому что после выдачи данного удостоверения как она указывала ранее в исковом заявлении, она писала заявление о постановки ее на учет, и она думала, что ее включили с декабря 2004г. в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья как ветерана Великой Отечественной войны в Министерстве труда и социального развития РД.
Мотивированного отказа о невозможности постановки ее на учет она не получала. После многих обращений она узнала, что ее поставили на учет в списки очередности ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма и в декабре 2004г., и повторно в марте 2007г. В связи с этим она указала в своих исковых требованиях об обязании включить ее в списки получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья с 2004г.
Кроме того, ответчики в ходе судебного заседания не представили доказательства, подтверждающие отсутствие ее на учете в льготном списке на улучшение жилищных условий и соответственно в списке на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья как ветерана Великой Отечественной войны с 2004г. и тем более с 2007г. и факт, того, что она состоит в списках с 2004г. и тем более с 2007г. не был оспорен в судебном заседании.
Согласно ст. 26 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. за № 5-ФЗ - должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах.
Необходимо отметить, что суд мотивирует вынесенное решение тем, что ей по статусу как труженику тыла не положено получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Но при этом суд в ходе судебного заседания не обратил внимание на то, что ее в 2004 г., и повторно в 2007 г. поставили на учет в списки очередности ветеранов Великой Отечественной войны. О чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела документы и приложенная к апелляционной жалобе архивная выписка из постановления Каспийской городской администрации за № 103 от 16.03.2007 г.
Из этого следует, что органы государственной власти признали ее ветераном-участником Великой Отечественной войны, и соответственно с этим ей необходимо выделить безвозмездную субсидию на приобретение жилья.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобах, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является ветераном труда со 02 апреля 1997 года, имеющей право на социальные льготы, предусмотренными ст. 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах», а ветераном Великой Отечественной войны с 01 декабря 2004 года, имеющей право на социальные льготы, предусмотренными ст. 20 и 22 Федерального закона «О ветеранах». Указывает, что поставлена на учет как ветеран Великой Отечественной войны на получение субсидии для приобретения жилья с 2007 года, хотя она обращалась еще в 2004 году для включения в списки получателей безвозмездной субсидии. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истица просит обязать Администрацию ГО «г. Каспийск» включить ее в льготный список получателей жилья как ветерана Великой Отечественной войны с 2004 года, обязать Министерство труда и социального развития РД включить ее в список получателей безвозмездной субсидии на приобретение жилья с 2004 года, обязать Министерство труда и социального развития РД выдать ей свидетельство о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья.
Между тем, указанные обстоятельства не могут служить основанием для удовлетворения требований ФИО1
В соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Изложенное очевидно свидетельствует о заявительном характере при решении вопроса о постановке в качестве нуждающегося в получении жилья.
В этой связи судебная коллегия считает, что ФИО1 не доказано обстоятельство своего обращения о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения в установленном порядке.
Ссылка ФИО1 на письмо Министерство труда и социального развития от 29.12. 2004 года как доказательство своего обращения для постановки в качестве нуждающейся как ветеран великой Отечественной войны, не может служить основанием для удовлетворения ее требований, поскольку Министерство труда и социального развития РД не является органом, принимающим граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Такие функции осуществляет орган местного самоуправления, в адрес которого заявление ФИО1 до 01 января 2005 года о постановки ее на учет не поступало.
При указанных обстоятельствах, требования ФИО1 о постановки ее на учет до 01 января 2005 года как ветерана Великой Отечественной войны не могут быть удовлетворены.
Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что истица не относится к категории лиц, указанных в ст. 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах», нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года.
Судебная коллегия согласна с указанными выводами суда первой инстанции.
Статья 23 Федерального закона «О ветеранах» утратила силу 22 августа 2004 года.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года № 59 «О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда».
Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года № 59 «О социальной поддержке тружеников тыла и ветеранов труда» не содержит такой меры социальной поддержки как предоставление указанным лицам улучшение жилищных условий.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение каспийского городского суда Республики Дагестан от 26 февраля 2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: