Судья Мазалова М.И. Дело № 33-1569/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2017 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи | Рогозина К.В., |
Судей | Онищенко Т.С., ФИО2, |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рогозина К.В. гражданское дело по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части <данные изъяты> на решение Сакского районного суда Республики Крым от 16 ноября 2016 года по иску военного прокурора войсковой части <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», войсковой части <данные изъяты> о возложении обязанности по организации и проведению специальной оценки условий труда,
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор войсковой части <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Сакский районный суд Республики Крым с иском, с учетом уточненных требований, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», к войсковой части <данные изъяты> о возложении обязанности по финансированию, организации и проведению специальной оценки условий труда в отношении рабочего места – <данные изъяты> – 1 единица.
Исковые требования мотивированы тем, что военной прокуратурой – войсковая часть № 32015, проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № 59882 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, в результате которой установлено, что войсковой частью <данные изъяты> в отношении рабочего места оператор радиотехнической станции – 1 единица, не проведена специальная оценка условий труда. Учитывая, что в данном случае нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, прокурор обратился в суд с указанным иском.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 16 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. На Министерство обороны РФ, ФКУ «Управление Черноморского флота», войсковую часть 59882 возложена обязанность по проведению в войсковой части <данные изъяты> специальной оценки условий труда в отношении рабочего места <данные изъяты> – 1 единица в срок до 31 декабря 2016 года, в том числе и путем финансирования части.
Не согласившись с указанным решением суда командиром войсковой части <данные изъяты> и Министерством Обороны Российской Федерации поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы командира войсковой части <данные изъяты> сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции относительно установления неразумного срока проведения специальной оценки труда, невозможностью исполнения решения суда ввиду отсутствия денежных средств на его исполнение, а также к отсутствию указания о том, в какой части каждый из ответчиков должен исполнять решение суда.
Министерство обороны Российской Федерации в обоснование апелляционной жалобы указало на нарушение судом норм процессуального закона – неправильное определение вида судопроизводства; а также на то, что суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с положениями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013г. "О специальной оценке условий труда" срок проведения специальной оценки условий труда установлен до 31.12.2018г.; обязанность по проведению специальной оценки условий труда должна быть возложена на работодателя, которым в данном случае выступает командир войсковой части <данные изъяты>, который не был привлечен к участию в деле, в связи с чем лишен возможности защищать свои права и интересы в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Апеллянт также полагает, что суд первой инстанции необоснованно привлек к участию в деле Министерство обороны РФ, тогда как войсковая часть является самостоятельной организацией и имеет определенный правовой статус. Доводы апелляционной жалобы также сводятся к тому, что в силу Федерального Закона РФ № 426-ФЗ от 28.12.2013 года функции по специальной оценке условий труда не свойственны учреждениям, выступающим в качестве ответчиков по делу.
На вышеуказанные апелляционные жалобы военным прокурором поданы письменные возражения, согласно которым ответчики считают, что вопреки доводам апелляционной жалобы, оспариваемое решение является законным, обоснованным и постановленным в полном соответствии с нормами процессуального и материального права. Совокупности доказательств, представленных сторонами в условиях состязательного процесса, суд дал правильную и объективную юридическую оценку.
Заслушав судью-докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВС РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права. (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как установлено судом, на основании указания генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, директивы штаба Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ№ авиационная база, дислоцировавшаяся в <адрес>, переформирована в в/ч № (п. <адрес>) и войсковую часть № с местом ее дислокации в <адрес>. В/ч № осуществляет свою деятельность как самостоятельная единица с ДД.ММ.ГГГГ.
Военной прокуратурой - войсковая часть №, проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч № требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, в ходе которой установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ в в/ч № введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работники) части, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, в том числе – оператор радиотехнической станции – 1 единица.
О неисполнении указанной нормы закона о проведении специальной оценки условий труда в в/ч № следует из сообщения командира в/ч № военному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ года военной части выделен лимит денежных средств – <данные изъяты> рублей для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест. В в/ч № специальная оценка условий труда рабочего места – <данные изъяты> – 1 единица, не проведена.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в войсковой части 59882, в результате которого нарушены трудовые права оператора радиотехнической станции – 1 единица.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных возможно с работой с вредными и опасными условиями труда.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона № 61-ФЗ от 31.05.1996г. "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 3910 от 29.12.2012 г. "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 ТК РФ являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало Федеральное казенное управление "Управление Черноморского флота" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
В силу п. 28 Типового общего положения о Федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра Обороны РФ от 29.07.2011г. № 1290, учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 Положения о ФКУ "Управление Черноморского флота", утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014г. № 902, учреждение создано для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира в/ч <данные изъяты> о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Управление Черноморского флота", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ "Управление Черноморского флота".
Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда, возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ "Управление Черноморского флота" на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).
Судом установлено, что с целью проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах всего гражданского персонала в/ч <данные изъяты> издан ФИО1 командира в/ч <данные изъяты> от 31.12.2014г. № "О создании комиссии по специальной оценке условий труда гражданского персонала в/ч <данные изъяты>", составлен график проведения специальной оценки условий труда.
Согласно выписке из штата относительно должностей, которые подлежат замещению лицами гражданского персонала (работника), следует, что в в/ч <данные изъяты>, согласно Перечню рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, утвержденному командиром в/ч <данные изъяты>, предусмотрено 1 рабочее место <данные изъяты>.
Командиром в/ч <данные изъяты> в адрес филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - "Центр финансово экономического обеспечения" была направлена бюджетная заявка на выделение бюджетных ассигнований для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФКУ "Управление Черноморского флота" - "<данные изъяты>" денежные средства Черноморскому флоту для проведения специальной оценки условий труда рабочих мест на ДД.ММ.ГГГГ год не выделялись. Согласно указаниям заместителя командующего Черноморским флотом по финансово-экономической работе от ДД.ММ.ГГГГ№, на войсковую часть <данные изъяты> для проведения специальной оценки условий труда гражданского персонала были выделены денежные средства. По результатам проведенной процедуры определения наименьшей максимальной цены контракта и по результатам заключения контракта, сумма, освоенная частью, составила <данные изъяты> руб. на <данные изъяты> рабочих мест. Согласно указаниям заместителя командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ№, денежные средства, высвободившиеся в части и допустимые к использованию в ДД.ММ.ГГГГ году были перераспределены на КЭЧ (<адрес>). По имеющейся у них информации, денежные средства в ДД.ММ.ГГГГ год для указанных целей больше выделены не будут. Потребность войсковой части будет учтена и включена в свободную плановую заявку на ДД.ММ.ГГГГ год. При поступлении лимитов бюджетных обязательств на Черноморский флот они будут распределены и доведены в установленном порядке.
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания в/ч <данные изъяты> также несет и федеральный орган исполнительной власти - Министерство обороны Российской Федерации.
Функция обеспечения финансирования по коду бюджетной классификации <данные изъяты> является прерогативой Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерство ФИО1 Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. №, Министерство ФИО1 РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области ФИО1, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерство ФИО1 РФ организаций. Согласно п. 45 Данного Положения, Министерство ФИО1 Российской Федерации организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что с момента создания войсковой части № – ДД.ММ.ГГГГ, и до настоящего времени специальная оценка условий труда в отношении рабочего места – <данные изъяты>, не проведена, в результате чего были нарушены трудовые права работников, при этом, на момент рассмотрения дела в суде штатная единица <данные изъяты> занята.
Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также, исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального действия, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Военного прокурора к ФКУ "Управление Черноморского флота", командиру войсковой части №, Министерству ФИО1 Российской Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении специальной оценки условий труда в войсковой части №, возложении обязанности организовать и провести специальную оценку условий труда в данной войсковой части, законными и правомерными.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу ч. 6 ст. 27 указанного Закона в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для отмены решения суда.
По общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года "О специальной оценке условий труда" специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Анализ положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом, доказательств, что ранее была проведена аттестация рабочих мест, не имеется. Соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года в данном случае применению не подлежит.
Положения ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года "О специальной оценке условий труда" в силу ч. 4 этой же статьи распространяются только на тех работодателей, которые до дня вступления в силу указанного закона, т.е. до 01.01.2014 года, провели аттестацию рабочих мест по условиям труда.
Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года "О специальной оценке условий труда" и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Довод жалобы о не привлечении к участию в деле командира войсковой части № не влекут отмену решения суда, поскольку права указанного должностного лица судом первой инстанции не нарушены, принимая во внимание направленные в его адрес копии искового заявления и приложенных в нему документов, подачу его представителем возражений на это исковое заявление, участие в деле представителя командира войсковой части на основании выданной им доверенности, получение представителем командира войсковой части копии судебного постановления и последующее апелляционное обжалование постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, поскольку сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей свое верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не дают оснований для вывода о неполном исследовании обстоятельств дела, и их неправильной оценке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения судом первой инстанции не допущено, обжалуемое решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым указать следующее.
Исходя из положений статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
По правилам статьи 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно.
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (статья 210 ГПК РФ).
Обжалуемое решение суда не относится к категории дел, предусмотренных статьёй 211 ГПК РФ. К тому же определений, принятых в порядке статьи 212 ГПК РФ материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, обжалуемое судебное постановление в части указания в его резолютивной части на исполнение ответчиком возложенных на него обязательств судом в определённый срок, который к моменту вступления судебного акта в законную силу истёк, подлежит изменению указанием на необходимость исполнения возложенных на ответчика – в/ч, в лице командира части судебным решением обязательств в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 16 ноября 2016 года изменить, указав на необходимость исполнения возложенных на войсковую часть № в лице командира части судебным решением обязательств в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части № – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: Рогозин К.В.
Судьи: Онищенко Т.С.
ФИО2