ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-156/2022 от 19.01.2022 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33-156/2022 (2-1168/2021) судья Скорая О.В.

УИД 62RS0003-01-2021-001232-12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 января 2022 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Рогозиной Н.И., Кондаковой О.В.,

при секретаре Смирновой В.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонного) на решение Октябрьского районного суда города Рязани от 18 августа 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования Шилина Анатолия Михайловича к УПФР в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) о перерасчете размера страховой пенсии - удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) принять архивную справку от 01.02.2012 г. № 519, выданную архивным отделом администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, подтверждающую заработок Шилина Анатолия Михайловича за период с 01.01.1985 г. по 31.12.1991 г., учитывая заработок, начисленный Шилину А.М. в апреле 1985 года - 113 руб. 21 коп., в мае 1986 года - 137 руб. 67 коп., в июне 1986 года – 142 руб. 67 коп., в сентябре 1986 года 198 руб. 06 коп., в декабре 1986 года - 137 руб. 68 коп., в марте 1988 года – 0 руб. 00 коп., в апреле 1989 года – 401 руб. 28 коп., в июле 1989 года – 182 руб. 43 коп., в феврале 1990 года – 243 руб. 84 коп., в августе 1990 года – 290 руб. 00 коп., в ноябре 1990 года – 1097 руб. 78 коп., в декабре 1990 года – 1401 руб. 63 коп., в феврале 1991 года – 250 руб. 00 коп., в мае 1991 года 230 руб. 00 коп.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) произвести перерасчет размера страховой пенсии Шилина А.М. с 01 апреля 2012 г.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области Аккуратовой А.П., поддержавшей апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы Шилина А.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шилин А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонному) о перерасчете размера пенсии.

В обоснование заявленных требований указал, что 30 марта 2012 года он обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости, представив для определения размера пенсии архивную справку от 01 февраля 2012 года, выданную на основе табуляграмм архивным отделом администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области и подтверждающую размер его заработка за 1985-1991 года в период работы в совхозе им. 50-летия СССР (СПК «Пригородное»).

Указал, что с 1975 года в совхозе им. 50-летия СССР (СПК «Пригородное») был введен механизированный учет обработки бухгалтерской документации. Обработка заработной платы проводилась в табуляграмме «Расчетно-платежная ведомость», в которой указывалась начисленная заработная плата, сумма заработной платы в табуляграмме указывалась в рублях, две последние цифры означали копейки, которые программой не отделялись.

Решением пенсионного органа от 03 апреля 2012 года ему отказано в производстве перерасчета пенсии со ссылкой на то, что сведения в справку внесены на основе табуляграмм, что не позволяет однозначно сделать вывод какие виды выплат и в каком размере вошли в состав заработка, а потому невозможно по этим данным произвести расчет пенсии.

С данным решением он не согласен, считает его незаконным и нарушающим его права, поскольку в связи с отказом в перерасчете пенсии на основании табуляграмм размер пенсии истца был существенно занижен.

С учетом уточнения заявленных требований Шилин А.М. просил суд обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) принять архивную справку № 519 от 01 февраля 2012 года с заработной платай внесенной на основании табуляграмм и произвести перерасчет за период с 1985 года по 1991 год из расчета 60 месяцев по наиболее выгодному варианту и произвести выплату пенсии с учетом включения недоплаченных сумм с 01 апреля 2012 года.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, установленным по делу обстоятельствам.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Шилин А.М. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией произведена замена ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонного) его правопреемником – Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

На основании статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

27 февраля 2002 года Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением N 16/19па (действовавшим в период с 03 октября 2010 г. по 31 декабря 2014 г.) утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Пунктом 26 названного Перечня было предусмотрено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 года, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле" (в редакции от 18.06.2017 г.) предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частями 1 и 1.1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 17).

Архивная справка, официально заверенная, является документом, имеющим юридическую силу, содержит подтверждение об имеющихся в документах архива сведениях, относящихся к предмету запроса, с указанием поисковых данных документов.

Табуляграммы - один из методов ведения бухгалтерского учета по таблично-перфокарточной форме в условиях применения перфорационных вычислительных машин - ПВМ и электронных вычислительных машин - ЭВМ, информация в них кодировалась. В п. 2.7 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете Министерства финансов СССР от 29 июля 1983 г. N 105 указано, что в условиях механизации (автоматизации) бухгалтерского учета реквизиты первичных документов могут быть зафиксированы в виде кодов.

Совместным Письмом ЦСУ СССР и Министерства финансов СССР от 28.03.1972 N 61 "Об использовании в учете технических носителей информации как документов, имеющих одинаковую силу наряду с другими учетными документами" определено, что документам на машинных носителях информации, используемым в бухгалтерском учете, придается характер документов, имеющих одинаковую силу наряду с другими учетными документами.

Приказом Центрального статистического управления при Совете Министров СССР от 17 декабря 1974 г. N 902 утверждены Типовые межведомственные формы первичной учетной документации для предприятий и организаций министерств и ведомств СССР и союзных республик. В общих положениях приказа указано, что "в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1971 г. N 459 "О мерах по дальнейшему улучшению организации учета и отчетности в народном хозяйстве" ЦСУ СССР Приказом от 17.12.1974 N 902 утвердило типовые междуведомственные формы первичной учетной документации. Настоящий альбом типовых междуведомственных форм содержит формы документации по учету использования рабочего времени, учету расчетов с рабочими и служащими по заработной плате, учету ликвидации автотранспортных средств, а также краткие указания по их применению и заполнению. Указанные формы должны применяться без изменения на предприятиях и в организациях независимо от их ведомственной подчиненности (кроме колхозов, межколхозных организаций и бюджетных учреждений). Формы N Т-13, Т-49, Т-49а, Т-51 применяются при ручной обработке учетных данных, а форма N Т-54а - при механизированной. Формы N Т-12, Т-53, Т-54, и ОС-4а применяются как при ручной, так и при механизированной обработке учетных данных". Форма Т-54 и Т-54а - это формы лицевых счетов. Согласно приказу "Форма N Т-54а применяется при механизированной обработке учетных данных и содержит только условно-постоянные реквизиты о работнике. Данные по расчету заработной платы вкладываются ежемесячно в лицевой счет в виде табуляграммы".

Постановлением Государственного комитета по науке и технике СССР от 20 апреля 1981 г. N 100 утверждены Временные общеотраслевые руководящие указания о придании юридической силы документам, создаваемым средствами вычислительной техники.

В 1984 году порядок придания юридической силы документам на машинном носителе и создаваемым на их основе машинограммам (табуляграммам) стал регулироваться Государственным стандартом СССР (ГОСТ 6.10.4-84 "Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники").

Таким образом, табуляграмма как документ бухгалтерской отчетности по таблично-перфокарточной форме в условиях применения перфорационных вычислительных машин - ПВМ и электронных вычислительных машин - ЭВМ, имеющий одинаковую юридическую силу наряду с другими учетными данными, в частности, с лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы, является первичным документом, который может представляться в компетентный орган с целью осуществления расчета заработка для назначения пенсии

Согласно пункту 3.3.3 Методических рекомендаций по исполнению запросов социального правового характера, утвержденных Федеральным архивным агентством, основанием для выдачи архивной справки о размере заработной платы рабочих и служащих, с которой начисляется пенсия, служат лицевые счета (карточки начисления заработной платы), табуляграммы, расчетные ведомости, платежные ведомости, расчетно-платежные ведомости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шилин А.М. с 16 января 2012 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

30 марта 2012 года Шилин А.М. обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости, представив архивную справку от 01 февраля 2012 года о размере его заработной платы за период работы с апреля 1985 года по декабрь 1991 года в СПК «Пригородное» (ранее совхоз им. 50-летия СССР), выданную архивным отделом администрации МО – Рязанского муниципального района Рязанской области. В справке было указано, что расчетно-платежные ведомости начисления заработной платы за указанные годы представляют собой табуляграммы, данные о заработной плате взяты из графы «Начислено», были приложены ксерокопии ведомостей на 82 листах, указано основание выдачи справки – фонд 95/252, оп.2, д.д.73, 74, 78, 79, 83-85, 89-91, 93, 94, 97, 98, 101, 102, табельный , .

Решением Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанскому району Рязанской области от 03 апреля 2012 года в принятии в качестве документа подтверждающего среднемесячный заработок Шилина А.М. за период с 1985-1991 годы архивной справки от 01 февраля 2012 года и производстве перерасчета пенсии отказано.

Основанием отказа явилось то обстоятельство, что справка выдана на основании табуляграмм содержащих кодированную информацию и не позволяет сделать вывод какие выплаты и в каком размере вошли в состав заработка Шилина А.М. за период с 1985-1991 годов, справочник кодов по СПК «Пригородное» для расшифровки шифров заработной платы в архиве отсутствует, табуляграммы нельзя отнести к первичным бухгалтерским документам.

Полагая указанное решение нарушающим его пенсионные права, Шилин А.М. обратился в суд.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что установление размера заработка истца на основании табуляграмм возможно, поскольку табуляграммы отражают данные о начисленной ему заработной плате, периоде ее получения, позволяют сделать вывод об индивидуальном характере заработка Шилина А.М. и о размере этого заработка, в связи с чем, табуляграммы могут рассматриваться в качестве документов, свидетельствующих о размере заработка истца для перерасчета назначенной ему пенсии. При этом суд обоснованно учел, что истец лишен возможности представить иные письменные доказательства в подтверждение размера своего заработка в спорный период, отсутствие иных документов о заработной плате истца при наличии данных бухгалтерского учета, содержащихся в табуляграммах и отражающих размер его заработка, не может служить основанием для ограничения его пенсионных прав.

Анализируя данные о заработке Шилина А.М., содержащиеся в табуляграммах, суд пришел к выводу о том, что сумма заработной платы в табуляграмме указывалась в рублях, две последние цифры означали копейки. Имеющиеся в сумме начисленной заработной платы исправления судом не учтены, приняты во внимание указанные в табуляграммах цифры начисленной заработной платы Шилина А.М. до внесения исправлений и зачеркиваний - в апреле 1985 года - 113 руб. 21 коп., в мае 1986 года - 137 руб. 67 коп., в июне 1986 года – 142 руб. 67 коп., в сентябре 1986 года 198 руб. 06 коп., в декабре 1986 года - 137 руб. 68 коп., в марте 1988 года – 0 руб. 00 коп., в апреле 1989 года – 401 руб. 28 коп., в июле 1989 года – 182 руб. 43 коп., в феврале 1990 года – 243 руб. 84 коп., в августе 1990 года – 290 руб. 00 коп., в ноябре 1990 года – 1097 руб. 78 коп., в декабре 1990 года – 1401 руб. 63 коп., в феврале 1991 года – 250 руб. 00 коп., в мае 1991 года - 230 руб. 00 коп.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего в момент обращения Шилина А.М. с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии, перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Аналогичные положения предусмотрены статьей 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Как указано выше с заявлением о перерасчете размера трудовой пенсии по старости Шилин А.М. обратился в пенсионный орган 30 марта 2012 года.

Установив изложенные обстоятельства, исследовав и оценив представленные Шилиным А.М. доказательства, суд первой инстанции обязал ответчика произвести перерасчет размера пенсии Шилина А.М. с 01 апреля 2012 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм материального права и установленных по делу обстоятельствах.

Доводы апелляционной жалобы Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области о том, что суд первой инстанции необоснованно возложил на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет пенсии Шилину А.М. с 01 апреля 2012 года не приняв во внимание заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, предусмотренного положениями статьи 195-200 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Спорные отношения регулируются специальными нормативными правовыми актами в сфере пенсионного обеспечения, следовательно, к требованиям Шилина А.М. о перерасчете трудовой пенсии по старости не могут быть применены положения Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.

На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Рязани от 18 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рязанском районе Рязанской области (межрайонного) (правопреемник Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26.01.2022