Судья Бабенко П.Н. Дело № 33-15700/2021
2-674/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 июня 2021 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Кузьминой А.В., Перовой М.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре-помощнике судьи Русаковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования Новокубанский район к ФИО1 о признании недействительным уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 30 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования Новокубанский район обратилась в суд с иском к ФИО1 о признании недействительным уведомления, выданного <Дата ...> ответчику, о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по <Адрес...> в <Адрес...>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчик является арендатором земельного участка, расположенного по <Адрес...> в <Адрес...>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в 2019 году ответчик направил в администрацию уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома и ему было выдано уведомление о соответствии построенного им объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, при этом фактически не было проверено соответствие построенного ответчиком объекта требованиям, предъявляемым к жилым домам, в 2020 году в ходе проведенной проверки было установлено, что ответчик построил на земельном участке по <Адрес...> в <Адрес...> не жилой дом, а установил на земельном участке бетонную секцию, которая не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым домам, просит суд признать недействительным выданное ответчику уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по <Адрес...> в <Адрес...>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Решением Новокубанского районного суда Краснодарского края от 30 ноября 2020 года признано недействительным, выданное 05 августа 2019 года администрацией муниципального образования Новокубанский район ФИО1 уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ковалевское сельское поселение, <Адрес...>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Не согласившись с данным решением суда, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом посредством направления судебных извещений. Данное извещение судебная коллегия считает заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание не известили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;
градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
разрешение на строительство;
акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);
акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);
документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии), а также документы, подтверждающие передачу гарантирующим поставщикам электрической энергии в эксплуатацию приборов учета электрической энергии многоквартирных домов и помещений в многоквартирных домах, подписанные представителями гарантирующих поставщиков электрической энергии;
технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;
В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее – уведомление об окончании строительства).
Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:
документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 3 статьи 51.1 настоящего Кодекса;
технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;
заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:
проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;
проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;
проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;
проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;
направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие);
Согласно п.33 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 в настоящее время является арендатором земельного участка с кадастровым номером <№...> площадью 1503 кв.метров, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, на основании договора аренды земельного участка от 26.01.2018 года, срок действия договора аренды 20 лет, разрешенный вид использования земельного участка- для индивидуального жилищного строительства, данные обстоятельства ответчиком не оспариваются, подтверждаются копией договора аренды земельного участка и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.16-19, 20).
В 2019 году ФИО1 построил на указанном земельном участке строение, 29.07.2019 года обратился в администрацию муниципального образования Новокубанский район с уведомлением об окончании строительства индивидуального жилого дома (л.д.8- 9), к своему заявлению приложил технический план здания, подготовленный кадастровым инженером ФИО2 (л.д.11-15)
<Дата ...> получил в администрации муниципального образования Новокубанский район уведомление о соответствии построенного им объекта капитального строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности (л.д.10).
Судом установлено, что до выдачи <Дата ...>ФИО1 уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ковалевское сельское поселение, <Адрес...>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности, должностные лица администрации муниципального образования Новокубанский район не проводили проверку о соответствии построенного ФИО1 объекта требованиям, предъявляемым к строительству индивидуальных жилых домом, а сам ФИО1 такие документы в администрацию муниципального образования Новокубанский районе не предоставлял.
В ходе обследования земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, Ковалевское сельское поселение, <Адрес...>, проведенного должностным лицом Управления имущественных отношений администрации муниципального образования <Адрес...>, <Дата ...>, было установлено, что на указанном земельном участке находится не жилой дом, а блок-секция ж.б. сборной панельной конструкции (л.д.21)
Согласно заключения судебной строительно-технической экспертизы от 20.11.2020 года на земельном участке, расположенном по адресу: <Адрес...>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, находится железобетонная блок-секция, состоящая из блоков заводского изготовления площадью застройки 20,6 кв.метров, фундамент- сборный ленточный из железобетонных блоков, глубина заложения фундамента не была определена, так как ответчик отказался выполнить шурфы для осмотра конструкций фундамента ниже планировочной отметки, кровля мягкая из рулонных материалов без необходимо уклона, отливы и водосточные воронки для водоотведения отсутствуют, внутренняя и наружная отделки отсутствуют, подключение к сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляции отсутствуют, отмостка отсутствует, указанный объект обладает признаками некапитального строения, у него отсутствует прочная связь с фундаментом, объект не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым домам в соответствии с СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные», СП 14.13330.2018 «Строительство в сейсмических районах», данные несоответствия не исключают возможности разрушения или повреждения конструкции и недопустимого ухудшения ее эксплуатационных свойств (л.д.45-74).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ФИО1 как арендатор земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес...>, злоупотребил своими правами, в нарушение требований законодательства построил на указанном земельном участке не индивидуальный жилой дом, предназначенный для использования его в качестве жилого помещения и постоянного проживания, а установил на земельном участке временную железобетонную конструкцию, после чего, продолжая злоупотреблять своими правами арендатора земельного участке, предоставил в орган местного самоуправления недостоверную информацию об окончании строительства индивидуального жилого дома, что позволило ему 05.08.2019 года необоснованно получить в органе местного самоуправления уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...> требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в связи с чем выданное ему уведомление является недействительным.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд должен был рассмотреть данное гражданское дело в порядке административного судопроизводства судебная коллегия находит необоснованными поскольку в силу разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно статье 67 ГПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 30 ноября 2020 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Попова Е.И.
Судьи: Кузьмина А.В.
Перова М.В.
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>