ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15704/2021 от 26.05.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Арекаева Е.В. Дело № 33-15704/2021

Уникальный идентификатор дела

50RS0039-01-2020-009537-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулиной Е.М.,

судей Рыбкина М.И., Петруниной М.В.,

при помощнике судьи Луговом И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2021 г. апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области на решение Раменского городского суда Московской области от 16 декабря 2020 г. по делу по иску АСВ к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

УСТАНОВИЛА:

АСВ обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области об обязании включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости, указав, что 17.01.2019 г. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с вредными условиями труда. Решением от 17.04.2019 г. истцу отказало в назначении пенсии, поскольку в представленных ею справках отсутствует документальное подтверждение занятости в химическом производстве, а по имеющимся записям не представляется возможным определить указанную занятость, при этом личная карточка формы Т-2, указанная в обоснование справки, не может служить доказательством характера льготной работы и подтверждением работы в режиме постоянной в течение полного рабочего дня занятости именно в химическом производстве. Данный отказ считает незаконным. В связи с этим истец просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с 18 июня 1986 года по 1 ноября 1989 года лаборантом хим-анализов в цехе карбамид в Кировоканском Химзаводе; с 2 ноября 1989 года по 1 октября 1999 года в цехе корунд аппаратчиком производства корунда в Ванадзорском (Кировоканском) Химзаводе, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 17.01.2019 года.

Решением Раменского городского суда Московской области от 16 декабря 2020 г. с учетом определения Раменского городского суда Московской области от 16 апреля 2021 г. об исправлении описки постановлено исковые требования АСВ удовлетворить. Признать недействительным решение ГУ Управление Пенсионного фонда России №15 по г. Москве и Московской области №190000031184/37764/19 от 17.04.2019 года об отказе в установлении пенсии. Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда России №15 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж АСВ периоды работы с 18 июня 1986 года по 01 ноября 1989 года лаборантом хим-анализов в цехе карбамид в Кировоканском Химзаводе; с 02 ноября 1989 года по 01 октября 1999 года в цехе корунд аппаратчиком производства корунда в Ванадзорском (Кировоканском) Химзаводе и назначить АСВ досрочную страховую пенсию в связи с особыми условиями труда с 17.01.2019 года.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. за N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.

При разрешении настоящего дела суд первой инстанции руководствовался положениями статей 8, 14, 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Соглашения «О гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного 13 марта 1992 года, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665, от 2 октября 2014 г. № 1015, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, верно установил юридически значимые обстоятельства дела и правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 17 января 2019 г. АСВ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ « О страховых пенсиях».

17 апреля 2019 г. УПФР № 15 отказал в назначении пенсии по мотиву отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы с 18 июня 1986 года по 01 ноября 1989 года лаборантом хим-анализов в цехе карбамид в Кировоканском Химзаводе; с 02 ноября 1989 года по 01 октября 1999 года в цехе корунд аппаратчиком производства корунда в Ванадзорском (Кировоканском) Химзаводе.

Согласно решению ГУ УПФ РФ № 15 по г. Москве и Московской области от 17.04.2019 г. истцу отказано во включении в специальный и страховой стаж указанных периодов ввиду непредставления в течение 3-х месячного срока документов, подтверждающих факт льготной работы истца и занятости в химическом производстве.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск АСВ, суд исходил из того, что в указанные периоды истец фактически в течение полного рабочего дня выполняла обязанности лаборанта хим-анализов в цехе карбамид в Кировоканском Химзаводе, а также аппаратчика производства корунда в цехе корунд в Ванадзорском (Кировоканском) Химзаводе, в связи с чем пришел к выводу о том, что спорные периоды следует обязать ответчика включить в подсчет специального стажа истца.

Установив, что при включении в подсчет специального стажа истца перечисленных спорных периодов специальный стаж истца составит более 10 лет, что дает право претендовать на назначение досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет, которого истец достигла 28.02.2018г., суд обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения – с 17.01.2019 г.

Судебная коллегия находит решение суда правильным.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют работники лабораторий цехов и производств, непосредственно занятые в производствах, перечисленных в Списке N 1 (за исключением занятых выполнением графического анализа) (Раздел: X Химическое производство, подраздел: 3, код позиции: 2110А030-1754в).

Действовавшим до 1 января 1992 г. Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, также были предусмотрены работники лабораторий цехов и производств, перечисленных в списке N 1 - производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Армения) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.

Учитывая, что АСВ в подтверждение спорных периодов работы с 18 июня 1986 года по 1 ноября 1989 года и с 2 ноября 1989 года по 1 октября 1999 года представлены архивные справки Национального архива Армении, из которых следует, что в указанные периоды истец работала в должности лаборанта хим-анализов в цехе карбамид в Кировоканском Химзаводе в цехе корунд и должности аппаратчика производства корунда в Ванадзорском (Кировоканском) Химзаводе, данные должности предусмотрены Списками № 2, за указанные периоды до 01.01.1991 г. производились отчисления в Фонд социального страхования, с 01.01.1991 г. по 01.10.1999 г. – в Пенсионный фонд Республики Армения по установленным тарифам, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истца.

Из архивных справок Национального архива Армении следует, что истец работала постоянно, полный рабочий день, полную рабочую неделю, отпусками без сохранения заработной платы не пользовалась, отвлечений от основной работы не имела.

Льготный характер работы истца также подтверждается архивными справками Национального архива Армении.

Основаниями выдачи указанных архивных справок являются личная карточка Т-2, журналы учета рабочих.

Кроме того, судом правильно указано, что пенсионное законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца до 1 января 1992 года, не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными списками.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда, поскольку суд верно распределил бремя доказывания между сторонами по правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим образом оценил доказательства по делу и в соответствии с требованиями части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации результаты оценки отразил в своем решении. Оснований для иной оценки выводов суда судебная коллегия не находит и соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильно установленных фактических обстоятельствах дела и нормах права.

Доводы апелляционной жалобы Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области об отсутствии доказательств работы истца в режиме постоянной занятости в химическом производстве в течение полного рабочего дня опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе архивными справками Национального архива Армении.

Иные доводы апелляционной жалобы также не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Раменского городского суда Московской области от 16 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 15 по г. Москве и Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи