ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15710/2016 от 12.12.2016 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Дмитриева Е.Н.

Апелляционное определение

«12» декабря 2016 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Клюева С.Б.,

судей Назейкиной Н.А., Мартемьяновой С.В.

при секретаре Астафьевой Д.Д.

с участием прокурора Слива Г.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Самарской области на решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от «06» сентября 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Большечерниговского района удовлетворить в части.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Большечерниговская центральная районная больница» устранить нарушения Правил пожарной безопасности в здании стационара ГБУЗ СО «Большечерниговская центральная районная больница», расположенного по адресу: <адрес>, путем проведения необходимых организаионно-хозяйственных мероприятий с целью приведения противопожарного состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно:

- установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией;

- провести испытание огнезащитной пропитки;

- провести испытание эксплуатационных ограждений на крыше;

- провести проверку работоспособности источников внутреннего противопожарного водопровода;

- привести в надлежащее состояние внутренний противопожарный водопровод, обеспечить укомплектованность пожарного крана (1 этаж) внутреннего противопожарного водопровода исправным ручным пожарным стволом и вентилем;

- выполнить пожарные шкафы из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении;

- оборудовать специальное помещение с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов для проведения вводного инструктажа;

- привести ступени с различной высотой в пределах марша лестницы в соответствие с требованиями закона;

- установить ограждение лестниц и площадок выходов из здания, при перепаде высот более 45 см;

- провести испытание пожарной техники на соответствие ее параметров требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности (пожарные клапана, рукава, пожарные шкафы);

- разделить коридоры длинной более 60 метров противопожарными перегородками 2-го типа на участке длинной менее 60 метров;

-организовать надлежащие эвакуационные пути с этажей здания, так как действующие не отвечают требованиям к эвакуационным путям, поскольку ведут через коридоры с выходами из лифтовых шахт, а двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам;

- ограждение конструкции лифтовых шахт и помещений машинных отделений лифтов привести в соответствие с требованиями, предъявляемыми к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа;

-разделить помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными перегородками.

Обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Большечерниговская центральная районная больница» финансирование в объеме, необходимом для устранения указанных нарушений Правил пожарной безопасности».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Назейкиной Н.А., объяснения представителей ответчика Министерства здравоохранения Самарской области ФИО1 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), ФИО2 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя ответчика ГБУЗ СО «Большечерниговская центральная районная больница» ФИО3 (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ), заключение прокурора Слива Г.Ю., полагавшего решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Прокурор Большечерниговского района Самарской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ Самарской области «Большечерниговская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Самарской области об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Большечерниговского района Самарской области проведена проверка исполнения ГБУЗ Самарской области «Большечерниговская центральная районная больница» требований законодательства о противопожарной безопасности, в результате которой выявлено, что в здании стационара ГБУЗ Самарской области «Большечерниговская центральная районная больница», расположенном по адресу: <адрес>, требования законодательства о пожарной безопасности выполняются не в полном объеме. В ходе проверки выявлены следующие нарушения: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией; не проведены испытания огнезащитной пропитки, эксплуатационных ограждений на крыше; не организована подготовка лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации маломобильных групп населения (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха, а также лиц преклонного возраста и временно нетрудоспособные) в случае возникновения пожара; не проведена проверка работоспособности источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода; не приведен в надлежащее состояние внутренний противопожарный водопровод; не обеспечена укомплектованность пожарного крана (1 и 3 этаж) внутреннего противопожарного водопровода исправным ручным пожарным стволом и вентилем; отсутствуют пожарные шкафы из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении; не разработана декларация пожарной безопасности здания; не оборудовано специальное помещение с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов для проведения вводного инструктажа; ширина лестничных маршей менее 1,35 метра; ступени имеют различную высоту в пределах марша лестницы; отсутствует ограждение лестниц и площадок выходов из здания при перепаде высот более 45 см; ширина эвакуационных выходов из помещений менее 0,8 метра; нормативная и техническая документация на здание, строительные конструкции, изделия и материалы не соответствует требованиям законодательства; не проведены испытания пожарной техники на соответствие ее параметров требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности (пожарные клапана, рукава, пожарные шкафы); ширина зазора в плане между маршами лестниц и поручнями ограждений лестничных маршей не соответствует требования законодательства; коридоры длинной более 60 метров, не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участке длинной менее 60 метров; эвакуационные пути с этажей здания не отвечают требованиям к эвакуационным путям, поскольку ведут через коридоры с выходами из лифтовых шахт, а двери шахт лифтов не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам; ограждение конструкции лифтовых шахт и помещений машинных отделений лифтов не приведены в соответствие с требованиями, предъявляемыми к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа; не разделены помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными перегородками.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд с учетом уточнения исковых требований обязать Министерство здравоохранения Самарской области и ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в здании стационара ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ», провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения противопожарного состояния здания в соответствие с действующим законодательством, а именно: установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией; провести испытания огнезащитной пропитки и эксплуатационных ограждений на крыше; провести проверку работоспособности источников внутреннего противопожарного водопровода; привести в надлежащее состояние внутренний противопожарный водопровод; обеспечить укомплектованность пожарного крана (1 и 3 этаж) внутреннего противопожарного водопровода исправным ручным пожарным стволом и вентилем; выполнить пожарные шкафы из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении; оборудовать специальное помещение с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов для проведения вводного инструктажа; привести в соответствии ширину лестничных маршей в здании на расстоянии более 1,35 м и ширину эвакуационных выходов из помещений здания в расстояние более 0,8 м; привести ступени с различной высотой в пределах марша лестницы в соответствие с требованиями закона; привести в соответствие нормативную и техническую документацию на здание, строительную конструкцию, изделия и материалы путем внесения на нее пожарно-технических характеристик в соответствии с требованиями закона; установить ограждение лестниц и площадок выходов из здания при перепаде высот более 45 см; провести испытание пожарной техники на соответствие ее параметров требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности (пожарные клапана, рукава, пожарные шкафы); привести в соответствии ширину зазора в плане между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей; разделить коридоры длинной более 60 метров противопожарными перегородками 2-го типа на участке длинной менее 60 метров; организовать надлежащие эвакуационные пути с этажей здания, поскольку действующие не отвечают требованиям к эвакуационным путям, т.к. ведут через коридоры с выходами из лифтовых шахт, а двери шахт лифтов не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам; ограждение конструкции лифтовых шахт и помещений машинных отделений лифтов привести в соответствие с требованиями, предъявляемыми к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа; обеспечить со 2-го и 3-го этажей здания эвакуационные выходы, которые отсутствуют в связи с тем, что двери выходов наружу из лестничных клеток выполнены высотой менее 1,9 м и шириной менее 1,35 м; разделить помещения различных классов функциональной пожарной опасности между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными перегородками; разместить кладовые легковоспламеняющихся материалов (товаров) и горючих жидкостей у наружных стен с оконными проемами и отделить их противопожарными перегородками 1-го типа с входом через тамбур-шлюз; двери кладовых для хранения горючих материалов, электрощитовых и других пожароопасных технических помещений выполнить с пределом огнестойкости более 0,6 ч.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Самарской области просит решение суда отменить, как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что в рамках проверки исполнения требований законодательства о противопожарной безопасности Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области «Большечерниговская центральная районная больница», проводимой прокуратурой Большечерниговского района Самарской области, выявлено, что в здании стационара ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ», расположенном по адресу: <адрес>, требования законодательства о противопожарной безопасности не выполняются в части автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией; испытаний огнезащитной пропитки и эксплуатационных ограждений на крыше; состояния внутреннего противопожарного водопровода; укомплектованности пожарного крана (1 и 3 этаж) внутреннего противопожарного водопровода исправным ручным пожарным стволом и вентилем; пожарных шкафов из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении; отсутствия специального помещения с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов для проведения вводного инструктажа; несоответствия ширины лестничных маршей; ступеней, имеющих различную высоту в пределах марша лестницы; ограждений лестниц и площадок выходов из здания; несоответствие ширины эвакуационных выходов из помещений; несоответствие нормативной и технической документации на здание, строительные конструкции, изделия и материалы требованиям законодательства; испытаний пожарной техники на соответствие ее параметров требованиям пожарной безопасности в соответствии с методами, установленными нормативными документами по пожарной безопасности (пожарные клапана, рукава, пожарные шкафы) и другие.

Судом установлено, что ранее данные требования предписывались к исполнению ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ» предписанием ОНД муниципальных районов Большечерниговский и Большеглушицкий. Учреждение привлекалось к административной ответственности за неисполнение требований пожарной безопасности, в том числе выявленных в здании стационара.

Факт наличия указанных нарушений не оспаривал представитель ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Из материалов дела следует, что решением государственной приемочной комиссии больница на 106 коек (здание стационара) принята в эксплуатацию, объект соответствует СНиПам и проекту, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Учитывая, что при проектировании и вводе здания в эксплуатацию действовали иные СНиПы, которым объект соответствовал, изменение ширины лестничных маршей и ширины зазора в плане в свету между маршами лестниц и поручнями ограждений лестничных маршей невозможно без полной реконструкции здания стационара, поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований в части возложения на ответчиков обязанности по приведению в соответствие ширины лестничных маршей в здании в расстояние более 1,35 м и приведению в соответствие ширины зазора в плане в свету между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей.

Принимая во внимание, что другие нарушения выявлены в ходе проведения проверки и их наличие не оспаривалось представителем ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ», суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.

Возлагая ответственность по устранению выявленных в ходе проверки нарушений на ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ» и Министерство здравоохранения Самарской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии со статьей 38 вышеуказанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Из материалов дела следует, что учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий Министерства здравоохранения Самарской области, предусмотренных законодательством РФ, что подтверждается Уставом ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ».

В соответствии с пунктом 1.6 Устава учредителями и собственниками имущества Учреждения является Самарская область. Функции и полномочия учредителя от имени Самарской области осуществляют Министерство здравоохранения Самарской области и Министерство имущественных отношений Самарской области. Министерство здравоохранения осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении деятельности Учреждения. Министерство имущественных отношений Самарской области осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении управления имуществом, закрепленным за Учреждением.

Пунктом 1.7 Устава Учреждение обладает имуществом, закрепленным за ним собственником на праве оперативного управления, осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.

Согласно пункту 1.4 Положения о Министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области 22.06.2012 года №290, Министерство является главным администратором доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения о Министерстве здравоохранения в рамках закрепленных предметов ведения Министерство наделяется, в том числе и полномочиями по осуществлению в рамках выделяемых средств областного бюджета, функции государственного заказчика планов, мероприятий и программ в сфере здравоохранения; организует материально-техническое обеспечение подведомственных учреждений; осуществляет права собственника имущества от имени Самарской области в отношении предприятий, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, в порядке, установленном законодательством Самарской области.

Принимая во внимание наличие выявленных нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности, соблюдение которых возложено законом на учреждение, а Министерство здравоохранения Самарской области является учредителем ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ» и главным распорядителем средств областного бюджета, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанности по устранению выявленных нарушений требований законодательства в сфере пожарной безопасности на Министерство здравоохранения Самарской области и ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ».

Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Самарской области о том, что в адрес Министерства здравоохранения Самарской области предписания не выносились, являются не обоснованными, поскольку Министерство здравоохранения Самарской области является учредителем ГБУЗ СО «Большечерниговская ЦРБ» и главным администратором доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета.

Доводы жалобы о том, что до Министерства здравоохранения Самарской области лимиты бюджета доводятся Министерством управления финансами Самарской области, финансирование осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 2.2 Положения о министерстве здравоохранения Самарской области, в рамках закрепленных предметов ведения Министерство подготавливает предложения при разработке проекта закона Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период об определении объемов расходов на здравоохранение.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ,

определила:

Решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи