ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД 0Дело № | Председательствующий судья первой инстанции Пронин Е.С.Судья-докладчик Любобратцева Н.И. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Верховный Суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Любобратцевой Н.И.
при секретаре Калиниченко В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе частную жалобу ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району г. Симферополя И.У.С. на определение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 ноября 2021 года, постановленное по заявлению ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым И.У.С. об установлении правопреемства по исполнительному производству №-ИП (№-ИП),
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 30 августа 2011 года, оставленным без изменения определением Севастопольского апелляционного административного суда Автономной Республики Крым от 26 октября 2012 года, иск Б.К.Д. удовлетворен частично. Действия Управления Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Симферополя Автономной Республики Крым относительно не начисления и невыплаты Б.К.Д. повышения к пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту в соответствии с требованиями ст.6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» за период с января ДД.ММ.ГГГГ г. по июль ДД.ММ.ГГГГ г. признаны незаконными. Суд обязал Управление Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Симферополя в АР Крым осуществить начисление повышения к пенсии, назначенной Б.К.Д. в соответствии с требованиями ст.6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» в размере, установленном ч.1 ст.28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» за период с января ДД.ММ.ГГГГ г. по июль ДД.ММ.ГГГГ г. (включительно). В пользу Б.К.Д. из государственного бюджета Украины взыскан судебный сбор в размере 1 гривна 70 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Суд обязал Управление Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Симферополя АР Крым немедленно исполнить постановление в пределах суммы взыскания за один месяц в размере 163,61 грн. (л.д.8).
08 ноября 2021 года ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым И.У.С.. обратилась в суд с заявлением, в котором просила произвести замену должника по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП (№) – Пенсионного фонда в Киевском районе г. Симферополя Республики Крым на его правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (л.д.194-196).
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 ноября 2021 года в удовлетворении заявления ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым И.У.С. об установлении правопреемства по исполнительному производству №-ИП (№-ИП) отказано.
Не согласившись с таким определением суда, 08 декабря 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым И.У.С. подана частная жалоба, в которой заявитель просит его отменить, произвести замену должника – Пенсионного фонда в Киевском районе г. Симферополя Республики Крым на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым. Доводы жалобы сводятся к тому, что Управление Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Симферополя Постановлением Государственного совета Республики Крым от 11.04.2014 г. №2025-6/14 «О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период» ликвидировано, а полномочия по выполнению функций пенсионного обеспечения граждан по старости действующим законодательством с 01 января 2015 года возложены на федеральный орган – Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В соответствии с положениями ч. 3, ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба на определение суда первой инстанции об установлении правопреемства по исполнительному производству рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле. Информация о назначении дела к рассмотрению на 31.01.2022 г. на 10 час. размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 21.01.2022 г.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя об установлении правопреемства по исполнительному производству, суд первой инстанции исходил из того, что ГУ ОПФ РФ по Республике Крым не является правопреемником УПРФ Украины в Киевском районе г. Симферополя АР Крым, а вступившим в законную силу определением суда от 22 июля 2015 г. в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя об установлении правопреемства между УПФ Украины в Киевском районе г. Симферополя и Пенсионным фондом Российской Федерации в лице территориальных органов – ГУ УПФ РФ в Киевском районе г. Симферополя – отказано.
С такими выводами суда первой инстанции в полной мере нельзя согласиться, исходя из нижеследующего.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).
По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.
Рассмотрение судом вопроса о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства осуществляется применительно к правилам, установленным статьей 440 ГПК РФ, в соответствии со статьей 358 КАС РФ, статьей 324 АПК РФ в судебном заседании с извещением судебного пристава-исполнителя, сторон исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника.
Из материалов дела следует, что постановлением Киевского районного суда г. Симферополя от 30 августа 2013 г. удовлетворено заявление начальника отдела принудительного исполнения решений управления государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в АР Крым Б.О.В. Суд изменил порядок и способ исполнения решения суда, а именно: взыскал с Управления Пенсионного форда Украины в Киевском районе г. Симферополя АР Крым повышение к пенсии, назначенной Б.К.Д., в соответствии со ст.6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» в размере, установленном ч.1 ст.28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» за период с января ДД.ММ.ГГГГ г. по июль ДД.ММ.ГГГГ г. включительно в размере 662,65 грн. (л.д.32).
Определением Киевского районного суда г. Симферополя от 22 мая 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 30.09.2015 г. (л.д.113), в удовлетворении заявления Б.К.Д. об установлении правопреемства в лице Администрации г. Симферополя Республики Крым по исполнительному производству № отказано (л.д.68).
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 22 июля 2015 г. в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым Л.С.Н. об установлении правопреемства в лице Отделения Пенсионного фонда РФ по РК по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП отказано (л.д.106).
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 16 ноября 2015 г. в удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым Ш.В.Ю, о замене стороны по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП - Управления Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Симферополя на Администрацию г. Симферополя – отказано в полном объеме (л.д.127).
Определением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 августа 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 23 ноября 2016 г. (л.д.155-156), в удовлетворении заявления Б.К.Д. об установлении правопреемником в исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП в лице Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Киевском районе г. Симферополя отказано в полном объеме (л.д.138).
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ г. ранее прекращенное исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП возобновлено (л.д.175).
Определением Киевского районного суда г. Симферополя от 17 декабря 2019 г. удовлетворено заявление начальника отдела судебных приставов по Киевскому району г. Симферополя УФССП России по Республике Крым о выдаче дубликата исполнительного документа по делу 2а-№/2011 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Киевским районным судом г. Симферополя о возложении обязанности осуществить начисление повышения пенсии, назначенной Б.К.Д., в соответствии со ст.6 Закона Украины «О социальной защите детей войны» в размере, установленном ч.1 чт.28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» за период с января 2011 г. по июль 2011 года включительно (л.д.191).
Обжалуемое определение суда первой инстанции об отказе в замене выбывшей стороны в исполнительном производстве, по мнению суда апелляционной инстанции, не основано на законе.
Так, в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу статьи 11 указанного закона, устанавливающей гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, предоставляется возможность получения пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).
Одновременно с этим данная статья в части 3 закрепляет правила о приведении в течение переходного периода ранее установленных размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и о недопустимости снижения размеров таких выплат по сравнению с производившимися по состоянию на 21 февраля 2014 года, а применительно к льготам, предоставлявшимися до указанной календарной даты в натуральной форме, устанавливает для случаев изменения порядка и условий их реализации запрет уменьшения совокупного объема финансирования и ухудшения условий их предоставления.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26 октября 2017 года №2333-О указал, что положения частей 1 и 3 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" направлены на достижение целей интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополя в Российскую Федерацию в части правового регулирования социальной защиты посредством распространения на названную выше категорию граждан предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий обеспечения пенсиями, пособиями и мерами социальной поддержки с предоставлением возможности реализации социальных прав в объеме не ниже приобретенного в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города Севастополя на момент их принятия в состав Российской Федерации.
На основании пункта 3 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года №1748-6/14 "О правопреемстве Республики Крым" нормативные правовые и иные акты органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в Автономной Республике Крым, принятые до провозглашения Республики Крым как независимого суверенного государства, являются действующими на территории Республики Крым и соответствующих регионов в части, не противоречащей интересам Республики Крым.
Исходя из содержания исполнительного листа, выданного ДД.ММ.ГГГГ, право на получение Б.К.Д. ежемесячной надбавки к пенсии за период с января ДД.ММ.ГГГГ г. по июль ДД.ММ.ГГГГ г. включительно, предусмотрено статьей 6 Закона Украины "О социальной защите детей войны» в размере, установленном ч.1 ст.28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» (л.д.27-28,78). В соответствии с указанными правовыми нормами пенсионеры, отнесенные законом к категории «дети войны», имели право на ежемесячное повышение к пенсии в размере 30% минимальной пенсии по возрасту, и эта выплата осуществлялась в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины пенсионным органом за счет средств бюджета Пенсионного фонда Украины.
Таким органом являлось Управление Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Симферополя.
Определением Киевского районного суда г. Симферополя от 30.08.2013 г. в порядке изменения способа и порядка исполнения исполнительного листа судом была определена конкретная сумма, подлежащая взысканию с пенсионного органа Украины в пользу Б.К.Д. по судебному решению в размере 662,65 грн. (л.д.32-32-оборот).
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2015 года №138-ФЗ "О применении положений Федерального закона "Об исполнительном производстве" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь" установлено, что исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя до 18 марта 2014 года, для целей принудительного исполнения имеют ту же юридическую силу, что и исполнительные документы, выданные либо вынесенные судами Российской Федерации, и подлежат принудительному исполнению в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если местом жительства (пребывания) или местом нахождения сторон исполнительного производства либо если местом жительства (пребывания) или местом нахождения взыскателя и местом нахождения имущества должника является территория Российской Федерации.
Из письма ГУ ОПФ РФ по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации не несут прав и обязанностей ликвидированных органов исполнительной власти, однако судебные решения о перерасчете назначенных пенсий и взыскании недополученных сумм пенсий подлежат исполнению в случае замены в судебном порядке стороны в исполнительном производстве на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д.131-132).
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 г. №1745-6/14 «О независимости Крыма» было предусмотрено прекращение деятельности государственных органов Украины, расположенных на территории Республики Крым.
Временным положением о Пенсионном фонде Республики Крым (утвержд. постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 г. №1826-6/14), который осуществлял свои полномочия до 31.12.2014 г., не было предусмотрено правопреемство прекратившего свою деятельность на территории Республики Крым Пенсионного фонда Украины.
Вместе с тем, постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 г. «О независимости Крыма» было установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, а их полномочия, имущество, денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым.
Таким образом, функциональное правопреемство пенсионного органа Российской Федерации возникло в силу прямого указания закона.
Статьей 44 ГПК РФ установлено, что в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового определения об удовлетворении заявления судебного пристава-исполнителя о замене стороны в исполнительном производстве.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 322, 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Частную жалобу И.У.С. удовлетворить. Определение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 ноября 2021 года отменить, заявление ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Киевскому району г. Симферополя И.У.С. удовлетворить. Произвести замену должника – Управления Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Симферополя Автономной Республики Крым - в исполнительном производстве от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП (№-ИП) на его правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Председательствующий судья Любобратцева Н.И.