ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1572/2013 от 05.02.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

  дело №...

 ВЕРХОВНЫЙ СУД

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г.Уфа 05 февраля 2013 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

 председательствующего Мухаметовой Н.М.,

 судей Милютина В.Н.,

 Троценко Ю.Ю.,

 с участием прокурора: Муратовой Е.М.,

 при секретаре Абдуллиной А.С.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2012 года, которым постановлено:

 исковое заявление Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах ФИО 1 к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

 Обязать Администрацию муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан предоставить ФИО 1 жилое помещение по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в данном муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, за счет средств бюджета Республики Башкортостан.

 Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Мелеузовский межрайонный прокурор РБ в интересах ФИО 1 обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан.

 В обоснование указал, что Мелеузовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по факту нарушения права ФИО 1 на получение жилого помещения. Проведенной проверкой установлено, что ФИО 1 ... года года рождения, относиться к числу детей-сирот и закрепленного жилого помещения не имеет. Мать ФИО 1 - ФИО 2 решением ... суда от ... года лишена родительских прав. Отец ФИО 1 - ФИО 3 решением ... суда от ... года лишен родительских прав. В ... года ФИО 1 закончил ГБОУ .... Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам №... от ... года ФИО 1 поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющего закрепленного жилья.

 Просил обязать Администрацию муниципального образования Мелеузовский район РБ предоставить ФИО 1 жилое помещение, общей площадью не менее 14 квадратных метров, предусмотренной Постановлением Администрации городского поселения г. Мелеуз MP Мелеузовский район РБ от 04.09.2008 года № 16 «Об установлении норм» на территории г. Мелеуз Республики Башкортостан, за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

 Судом вынесено приведенное выше решение.

 Не соглашаясь с решением суда в части указания на предоставление ФИО 1 жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Республики Башкортостан, в апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Башкортостан в указанной части его просит изменить как незаконное, вынесенное с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.

 Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.

 Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Муратову Е.М., полагавшую, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

 Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.

 Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

 Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.

 Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

 Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

 Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

 Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

 В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

 При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

 Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

 В ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

 Согласно п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (действовавшего до 31.12.2012г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

 По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

 При этом возникновение права на получение жилья, в частности, связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.

 Согласно ст. ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

 Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам является государственным полномочием субъекта РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

 Законом Республики Башкортостан «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что указанная категория детей обеспечивается жилой площадью вне очереди органами исполнительной власти (ч. 4 ст.8).

 Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО 1 ... года года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей: мать, ФИО 2 решением ... суда РБ от ... года лишена родительских прав (л.д. ...); отец, ФИО 3 решением ... суда РБ от ... года лишен родительских прав (л.д. ...). Родители собственного жилья не имели.

 В ... годах ФИО 1 обучался и проживал в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении ... в ... ..., находился на неполном гос.обеспечении, что подтверждается справкой, выданной директором ... (л.д. ...

 Как следует из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам №... от ... года ФИО 1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д. ...

 Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО 1 правами отдельного лица на объекты имущества не обладает (л.д....).

 В соответствии с данными Мелеузовского межрайонного филиала ГУП «БТИ РБ» регистрация права за ФИО 1 до создания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ не производилась (л.д. ...

 По информации начальника Отдела опеки и попечительства Администрации муниципального района ... РБ ФИО 1 не имеет закрепленного жилого помещения на территории Мелеузовского района и г.Мелеуза (л....

 Согласно объяснений самого ФИО 1 данным в суде первой инстанции, у него на сегодняшний постоянного места жительства не имеется, временно проживает по различным адресам.

 Статья 63 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет порядок предоставления субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Общий размер субвенций, предоставляемых из федерального бюджета и из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных полномочий.

 Порядок формирования, распределения, перечисления и учет субвенций, регулируется Бюджетным кодексом РФ.

 Согласно ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органами местного самоуправления.

 Как установлено судом, на 2012 год Администрацией была представлена в Министерство образования РБ заявка на выделение субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот на ... рублей, ФИО 1 в указанной заявке значился под номером №.... Фактически были выданы денежные средства в сумме ... рублей.

 Суд первой инстанции,проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиций вышеприведенных правовых норм, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Мелеузовского межрайонного прокурора в интересах ФИО 1 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

 Как обоснованно указал суд, обязанность обеспечения ФИО 1 жилым помещением из муниципального фонда должна быть возложена на администрацию муниципального района Мелеузовский район РБ за счет средств бюджета Республики Башкортостан в связи с наделением её в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

 Довод жалобы Министерства финансов РБ о том, что предоставление ФИО 1 жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Республики Башкортостан, противоречит действующему законодательству, является необоснованным.

 В соответствии с п.1 ч.1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 N 260-з (ред. от 06.12.2011) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

 Согласно ст. 2 данного Закона, государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан.

 В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.

 Расчет нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), производится в соответствии со способом (методикой) согласно приложению 1 к настоящему Закону.

 Финансовые и материальные средства, передаваемые органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

 При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

 Суд первой инстанции во избежание затруднений при исполнении решения суда указал на источник исполнения данного государственного полномочия ответчика, что не противоречит нормам ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ и ст. 196 ГПК РФ.

 Иные доводы апелляционной жалобы были предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ.

 Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.

 Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Башкортостан – без удовлетворения.

 Председательствующий: Н.М. Мухаметова

 Судьи: В.Н. Милютин

 Ю.Ю. Троценко

 Справка: судья ФИО