Судья: Жигалина Е.А. Дело № 33-1572/ 2022
Докладчик: Гребенщикова О.А. 2-3128/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2022 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Калашниковой О.Н.,
судей: Гребенщиковой О.А., Смирновой С.А.,
при секретаре Амосовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гребенщиковой О.А. гражданское дело по
апелляционной жалобе председателя совета многоквартирного дома ФИО1 на решение Заводского районного суда города Кемерово от 7 декабря 2021 года по делу по иску председателя совета многоквартирного дома ФИО1 к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о признании решения незаконным.
Требования мотивированы тем, что истец является председателем совета многоквартирного дома (далее МКД) по адресу: <адрес> на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений № от 14 мая 2021, действует в интересах собственников помещений МКД по адресу: <адрес> на основании протокола № от 16 июля 2021 г. внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <адрес>. Из данного протокола следует, что на общем внеочередном собрании собственников помещений было решено уполномочить ФИО1 на основании п.5 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ обратиться в суд от имени и в интересах собственников помещений МКД и выдать доверенность.
14.07.2021 собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес> было проведено внеочередное общее собрание собственников, на котором было принято решение о проведении капитального ремонта фасада: замена деревянных окон на пластиковые окна с использованием средств со спецсчета, владельцем которого является региональный оператор. Собственники МКД, расположенного по адресу: <адрес> формируют фонд капитального ремонта на спецсчете, владельцем которого является региональный оператор. На дату 24.06.2021 г. сумма накопленных средств на спецсчете составляла 1 021 682.01 рубль. 22.07.2021 г. в адрес НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» был направлен пакет документов: Протокол собрания собственников жилья от 14.07.2021, локальная смета № от 14 июля 2021, договор подряда № на выполнение работ по капитальному ремонту МКД по адресу: <адрес> от 14 июля 2021, заявление о перечислении аванса на счет подрядчика. 10.08.2021 был получен ответ - решение от НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о невозможности проведения такого ремонта, т.к. замена деревянных окон на пластиковые в МКД по <адрес> относятся к текущему ремонту и не может быть осуществлена со средств, накопленных на спецсчете.
Согласно таблице 2.3. п.5. "Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", указано, что замена окон входит как в ремонт фасадов требующих утепления, так и не требующих утепления. Оконные проемы и окна являются элементами функционально связанными с фасадом здания, от которых во многом также зависит герметичность и сохранение тепла в многоквартирном доме.
Согласно положению пункта 5.2 ВСН 58-88 (р) следует, что на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций), но при необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства - что также указывает, на то, что полная замена деревянных окон в МКД относится к капитальному ремонту и может быть осуществлена со средств сформированными собственниками па спецсчете регионального оператора.
Считает, что ответчик незаконно отнес полную замену деревянных окон на пластиковые по адресу: <адрес> к текущему ремонту. Также законодательно нет запрета на проведение части работ по ремонту фасада.
Просила признать решение НО «Фонда капитального ремонта МКД Кузбасса» в виде отказа в перечислении денежных средств на капитальный ремонт фасада - замена деревянных окон на пластиковые по адресу: <адрес> из средств, сформированных на специальном счете регионального оператора, незаконным; обязать НО «Фонд капитального ремонта МКД Кузбасса» отнести замену старых деревянных окон на пластиковые в МКД по адресу: <адрес> капитальному ремонту.
Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 16.11.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Государственная жилищная инспекция Кузбасса.
Решением Заводского районного суда города Кемерово от 7 декабря 2021 года постановлено:
Исковые требования председателя совета многоквартирного дома ФИО1 к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о признании решения незаконным оставить без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
Ссылаясь на ст. 2 ФЗ № 185 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" указывает, что текущий ремонт считается предупредительным и заключается в систематически проводимых УО работах по предотвращению конструкций, отделки, в также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. В состав работ по текущему ремонту согласно Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 перечень работ, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт), приложение 2 п. 5. оконные и дверные заполнения: смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных и дверных заполнений; установка доводчиков пружин, упоров и пр.; смена оконных и дверных приборов. Соответственно, замена целого оконного блока - не относится к текущему ремонту.
Не согласна с выводом суда о том, что выполнение за счет средств фонда капитального ремонта, сформированных на спец.счете одних только работ по замене оконных блоков, повлечет нарушение прав собственников общего имущества МКД на капитальный ремонт фасада, т.к. после замены оконных блоков необходимо будет отразить в отчете КР информацию о проведенном в мкд одном из видов капитального ремонта, установленную ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, в результате чего, основания для повторного проведения капремонта фасада будут отсутствовать, (стр.8 решения).
Полагает, что решение о капитальном ремонте фасада в части замены окон на пластиковые, собственники МКД приняли на внеочередном общем собрании 14 июля 2021. Данное собрание не признано недействительным, поэтому данный капитальный ремонт с использованием денежных средств находящихся на спец. счете повлечь нарушение прав собственников не может, т.к. данное решение принимали лично собственники указанного МКД.
Ссылается на то, что суд не учел действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №, где утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Именно данными Правилами регулируются отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 23 Правил № в решении о проведении капитального ремонта собственники помещений вправе предусматривать замену элементов общего имущества при необходимости устранения их морального износа.
Указывает, что на основании п. 2.1.1 Рекомендаций, к заменяемым при капитальном ремонте объектам общего имущества относятся деревянные перекрытия, полы, заполнения оконных и дверных проемов и другие конструкции, сантехнические и электротехнические устройства и оборудование, кровля, отделка и другие виды работ. Наличие этой группы объектов и определяет необходимость периодического проведения капитального ремонта.
Исходя из изложенного, оконные проемы и окна являются элементами, функционально связанными с фасадом здания, от которых во многом также зависит герметичность и сохранение тепла в многоквартирном доме.
Учитывая данные Рекомендации, не во всех случаях капитальный ремонт предполагает выполнение всех возможных работ вне зависимости от того, требуется ли вообще их проведение или нет.
Ссылается также на практику Арбитражного суда, выраженную в Постановлении Арбитражного суда Кассационной инстанции Ф06-34962/2018 по Делу № А12-20176/2017.
Представителем Министерства ЖКХ и дорожного комплекса Кузбасса ФИО2, действующей на основании доверенности, на апелляционную жалобу истца принесены возражения.
Представителем НО «Фонд капитального ремонта» ФИО3, действующей на основании доверенности, на апелляционную жалобу истца принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно доводов апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В силу п. 4 ч. 4 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; владелец специального счета; кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Специальный счет открывается на имя лица, указанного в ч. ч. 2 и 3 ст. 175 ЖК Российской Федерации, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с п. 1.1 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса, и других документов, предусмотренных банковскими правилами (ст. 176 ЖК Российской Федерации).
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 175 ЖК РФ владельцами специального счета могут быть: товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений; осуществляющее управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив; региональный оператор.
Операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 177 Кодекса).
В соответствии с ч. 3 ст. 178 ЖК РФ деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Согласно ч. 1 ст. 174 ЖК РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В соответствии с частью 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является председателем совета многоквартирного дома (далее МКД) по адресу: <адрес> на основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений № от 14 мая 2021, действует в интересах собственников помещений МКД по адресу: <адрес> на основании протокола № от 16 июля 2021 г. внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <адрес>.
Из данного протокола следует: на общем внеочередном собрании собственников помещений было решено уполномочить ФИО1 на основании п.5 ч.8 ст.161.1 ЖК РФ обратиться в суд от имени и в интересах собственников помещений МКД и выдать доверенность.
Судом установлено, что 14.07.2021 собственниками многоквартирного дома по адресу: <адрес> было проведено внеочередное общее собрание собственников, на котором было принято решение о проведении капитального ремонта фасада: замена деревянных окон на пластиковые окна с использованием средств со спец. счета, владельцем которого является региональный оператор.
На дату 24.06.2021 сумма накопленных средств на спец. счете составляла 1021 682.01 рубль.
Из договора подряда № на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 14.07.2021 года следует, что собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в лице представителя ФИО1, наделенной полномочиями, определенными решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (протокол от 14.07.2021 г. №), именуемая в дальнейшем «Заказчик» с одной стороны, и ИП ФИО4, именуемый в дальнейшем «Подрядчик» с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем: Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту: замена деревянных окон в подъездах на пластиковые WHS HALO – 3х камерный профиль, внешний и внутренний уплотнитель черного цвета. Стеклопакет света прозрачный 24 мм, дистанционная рамка алюминий. Фурнитура поворотно-откидная «Аксор» многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с локальной сметой №.
Согласно п. 1.2 Договора, общая стоимость работ по Договору составляет 560 142,00 руб., без НДС.
22.07.2021 истцом в адрес НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» был направлен пакет документов: Протокол собрания собственников жилья от 14.07.2021, локальная смета № от 14 июля 2021, договор подряда № на выполнение работ по капитальному ремонту МКД по адресу: <адрес> от 14 июля 2021, заявление о перечислении аванса на счет подрядчика.
04.08.2021 истцу был направлен ответ на заявление от НО «Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» о невозможности проведения такого ремонта, т.к. замена деревянных окон на пластиковые в МКД по <адрес> относятся к текущему ремонту и не может быть осуществлена со средств, накопленных на спец.счете.
Из ответа Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса от 07.09.2021 на обращение ФИО1 следует, что выполнение за счет средств фонда капитального ремонта, сформированных на специальном счете одних только работ по замене оконных блоков, повлечет нарушение прав собственников общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома на капитальный ремонт фасада данного многоквартирного дома со всеми его конструктивными элементами, т.к. после замены оконных блоков необходимо будет отразить в отчете формы КР информацию о проведенном на данном многоквартирном доме одном из видов капитального ремонта, установленных ч. 1 ст. 166 ЖК РФ (в данном случае фасада), в результате чего, основания для повторного проведения капитального фасада будут отсутствовать. Замена оконных блоков в местах общего пользования в энергосберегающем конструктивном исполнении, может быть произведена за счет средств фонда капитального ремонта только в рамках капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> при ремонте (замене) не менее 50% каждой конструкции являющейся элементом фасада многоквартирного дома. Согласно «СП 368.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» существует возможность проведения выборочного капитального ремонта с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов здания.
21.10.2021 Министерством жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ был направлен запрос, в котором просят сообщить информацию можно ли отнести только замену оконных блоков с тройным остеклением (в составе общего имущества многоквартирного дома) к капитальному ремонту фасада многоквартирного дома.
Из ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.11.2021 на запрос Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса следует, что указанные в письме работы по замене только оконных блоков фасада являются работами, выполняемыми при текущем ремонте (в части общедомового имущества). Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрена возможность частичного (выборочного) капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Частичный ремонт конструктивных элементов и инженерных систем относится к текущему ремонту, за который ежемесячно вносится плата за содержание и ремонт жилья и не относится к капитальному ремонту, поэтому направление средств фонда капитального ремонта, сформированного из минимального размера взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, будет нецелевым расходованием средств с нарушением порядка использования средств фонда капитального ремонта. Вместе с тем, при проведении капитального ремонта фасада могут быть выполнены работы по замене оконных блоков в местах общего пользования.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец не приводит доказательств того, что состав остальных работ по выбранному виду работ - ремонт фасада не требуют восстановления или ремонта других элементов фасада, обеспечивающий надлежащий уровень качества работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при том, что в Кемеровской области - Кузбассе дополнительных видов работ не установлено; работы по замене только оконных блоков фасада являются работами, выполняемыми при текущем ремонте, в связи с чем, суд пришел к выводу о правомерности принятого НО «Фонд капитального ремонта МКД Кузбасса» решения об отказе в перечислении денежных средств на капитальный ремонт фасада – замена деревянных окон на пластиковые по адресу: <адрес> из средств, сформированных на специальном счете регионального оператора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции находит их правильными, постановленными с соблюдением норм материального права.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к несогласию с выводами суда о том, что работы по замене только оконных блоков фасада являются работами, выполняемыми при текущем ремонте, указанию на то, что оконные проемы и окна являются элементами функционально связанными с фасадом здания, от которых во многом также зависит герметичность и сохранение тепла в многоквартирном доме, в связи с чем, работы по их замене следует отнести к капитальному ремонту фасада многоквартирного дома.
Изложенные доводы не могут являться основанием для отмены правильного судебного акта, в виду следующего.
Исходя из правового анализа положений ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ, а также «Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов», утвержденных государственной корпорацией - "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" 15.02.2013 года, применяемых по аналогии к капитальному ремонту, проводимому в рамках ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ, замена оконных блоков в местах общего пользования в энергосберегающем конструктивном исполнении, может быть произведена за счет средств фонда капитального ремонта только в рамках капитального ремонта фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> при ремонте (замене) не менее 50% каждой конструкции являющейся элементом фасада многоквартирного дома.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме включает в себя ремонт фасада.
Региональным нормативным правовым актом вышеуказанный перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в МКД может быть дополнен также иными видами работ (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ). Однако в <адрес> - Кузбассе дополнительных видов работ не установлено.
Истец, при обращении с настоящим иском не представил доказательств того, что состав остальных работ по выбранному виду работ - ремонт фасада не требуют восстановления или ремонта других элементов фасада, обеспечивающий надлежащий уровень качества работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В этой связи, вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконным решения НО «Фонда капитального ремонта МКД Кузбасса» в виде отказа в перечислении денежных средств на капитальный ремонт фасада - замена деревянных окон на пластиковые по адресу: <адрес> из средств, сформированных на специальном счете регионального оператора, незаконным, а также об отсутствии оснований для обязания ответчика отнести замену старых деревянных окон на пластиковые в МКД по адресу: <адрес> капитальному ремонту.
Кроме того, из представленных доказательств не усматривается, что <адрес> в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" включён в региональную программу капитального ремонта, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 20 названного закона орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня получения средств бюджета субъекта Российской Федерации, полученных за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, принимает решение о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами, которые включены в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и управление которыми осуществляется товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, выбранными собственниками помещений в многоквартирных домах.
Ссылка в жалобе на наличие иной судебной практики не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права при наличии фактических обстоятельств настоящего спора.
Иных доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, находит решение законным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заводского районного суда города Кемерово от 7 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу председателя совета многоквартирного дома ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Н. Калашникова
Судьи: О.А. Гребенщикова
С.А. Смирнова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.02.2022.